Таможенно тарифное регулирование как инструмент привлечения иностранных инвестиций

Таможенное регулирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть значение инвестиций для экономики России и инвестиционный климат;
показать иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования;
раскрыть понятие таможенно-тарифного регулирования;
исследовать таможенные льготы для иностранных инвесторов;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Иностранные инвестиции в России……………………………………
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат.
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………………………..
1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования……………………………
Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций………………………………………………………
2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов………………………..
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов………………………………………………….
2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал……………………………………………..
Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРС Анализ влиян мер тамож-тариф регулир инвестиций исправ.doc

Глава 1. Иностранные инвестиции в России……………………………………

1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат.

1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования…………………………………………… ………………………..

1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования……………………………

Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций…………………………………………………… …

2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов………………………..

2.2. Особенности таможенно- тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов……… ………………………………………….

2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал……………………………… ……………..

Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию……………………………

Список использованных источников……………………………………………

Актуальность выбранной темы заключается в том, что расширение участия России в международном разделении труда и развитии мирохозяйственных связей предъявляет особые требования к деятельности таможенных органов страны. При этом, формулируя генеральную цель в виде обеспечения народнохозяйственного, бюджетного, экологического эффектов, таможенная служба тем самым создает благоприятные условия отечественным предприятиям, осуществляющим внешнеторговую деятельность. Особенно это важно в сфере реальных иностранных инвестиций. В этих условиях таможенно-тарифная политика как составная часть внешнеэкономической политики становится мощным рычагом, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе иностранных инвестиций, и создавать выгодные для страны условия при ввозе товаров для инвестиционных проектов.

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и развитии экономического потенциала государства. От инвестиционной политики государства зависят политические, экономические и социальные преобразования, оказывающие влияние на экономический рост. В этой связи одной из главных задач инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, и привлечение отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий. Иными словами, основная цель — стимулировать бизнес вкладывать средства в модернизацию и обновление основных фондов.

Для достижения указанных целей российским законодательством предусмотрены льготные режимы налогообложения при ввозе иностранными инвесторами машин и оборудования на территорию Российской Федерации. Наиболее распространенной формой реализации инвестирования является ввоз иностранным инвестором оборудования в качестве вклада в уставный капитал.

Следует отметить, что в связи с формированием и функционированием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства таможенное законодательство претерпело значительные изменения. Вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза 1 (далее – ТК ТС), Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» 2 , Комиссией Таможенного союза принято множество решений, существенно изменяющих ранее действующие законодательные акты. Все это обусловило необходимость анализа влияния мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.

Объектом данного исследования является теоретический аспект таможенно-тарифного регулирования в инвестиционной сфере.

Предметом данного исследования являются нормы таможенного законодательства, регулирующие тарифы для иностранных инвесторов.

Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть значение инвестиций для экономики России и инвестиционный климат;
  • показать иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования;
  • раскрыть понятие таможенно-тарифного регулирования;
  • исследовать таможенные льготы для иностранных инвесторов;
  • проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов;
  • раскрыть проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал;
  • рассмотреть пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию.

Глава 1. Иностранные инвестиции в России

1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат

В современном законодательстве стран с развитыми рыночными отношениями иностранные инвестиции рассматриваются как конкретные правоотношения, возникающие между предпринимателями, связанные с размещением капитала. Основными законами, регулирующими инвестиции в общем порядке, являются законы об акционерных обществах, законы, действующие на рынке ценных бумаг, а также антимонопольное законодательство. В переводе с английского «investment» означает «инвестиция», «капиталовложение» — это слова синонимы. Инвестиции, капиталовложения представляют собой инвестирование в воспроизводство материальных и духовных благ в обществе. 3

Определение иностранных инвестиций дано в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 4 .

Е.Е. Веселкова предлагает следующее уточненное определение иностранных инвестиций: «Иностранная инвестиция — это вложение иностранным инвестором принадлежащего ему имущества, в том числе денежных средств, паев, акций и др. ценных бумаг, машин, оборудования; исключительных прав на интеллектуальную собственность, в том числе технологии, конструкторские разработки и т. п., имеющих денежную оценку в объекты предпринимательской и иной экономической деятельности на территории Российской Федерации с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». 5

Разумное привлечение иностранного капитала в экономику России выгодно: иностранные инвестиции могут помочь стране быстро модернизировать промышленную базу и увеличить ее производственный потенциал; иностранные фирмы, строя заводы в России, будут привносить свой опыт организации производства и труда. Вместе с тем необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, иностранный предпринимательский капитал вкладывается в национальную экономику одноразово (при покупке или создании производства), в то время как репатриация прибыли происходит постоянно и наступает момент «старения инвестиции», т.е. уравнивания величины ввезенного и вывезенного капитала. Вопрос реинвестирования прибыли (вложения в национальную экономику) достаточно деликатен и зависит от большого количества факторов, в частности от общего инвестиционного климата в стране. Для стран, экономика которых характеризуется переходом к рыночным началам ее организации, и прежде всего для развивающихся стран, иностранные инвестиции выступают одним из важнейших условий преодоления экономической отсталости. 6

Читайте также:  Модель доходности зарплатного проекта

Н.Г. Доронина пишет: «В то же время предоставление права беспрепятственного вывоза доходов иностранных инвесторов от средств, вложенных в экономику страны, может повлечь неконтролируемый отток капиталов в виде доходов от капиталовложений и привести к нарушению платежного баланса развивающихся стран и стран с переходной экономикой и, следовательно, отрицательно повлиять на валютный курс, а также обусловить ряд негативных явлений (инфляция, стагнация производства и т.д.) в экономике страны — реципиента иностранных инвестиций. Поэтому крайне важно обеспечить в связи с переводом доходов иностранных инвесторов баланс публичных и частных интересов». 7

Во-вторых, иностранный предпринимательский капитал вкладывается в те отрасли национальной экономики, где возможна максимальная прибыль, поэтому встает вопрос о непропорциональном с точки зрения национальной экономики развитии отраслей. На современном этапе встает вопрос и об экологически «грязных» иностранных предприятиях, которые вывозятся из более развитых стран со строгими экологическими нормами в менее развитые. 8

В настоящее время на передний план выходит также проблема, связанная с формированием благоприятного инвестиционного климата в России. Государство здесь выполняет две основные функции — законотворческую и предпринимательскую. Иностранных инвесторов, естественно, беспокоят многие из тех опасностей, которые мешают нашим собственным предпринимателям развивать свое дело.

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях и с другими законами иностранным инвесторам в России предоставляется, как это и принято в международной практике, национальный режим.

Как отмечает А.В. Кучумов, при оценке инвестиционного климата рассматриваются такие показатели, как инвестиционный риск, потенциал национального рынка, законодательная среда, ресурсная обеспеченность экономики, количество и квалификация рабочей силы, состояние инфраструктуры, систем и средств связи, транспорта. Если инвестиционный риск высок, то показатели потенциала рынка ресурсной обеспеченности экономики в качестве стимулов инвестиций и характеристик инвестиционного климата отходят на второй план. В связи с этим можно выделить следующие причины, сдерживающие приток иностранных инвестиций в Россию: внутренняя нестабильность; криминализация общества и экономики; высокие издержки и как следствие — неконкурентоспособность производства; недостаточно стабильная и противоречивая правовая база, регулирующая иностранные инвестиции в стране. 9

Негативный отпечаток на государственную политику в области регулирования иностранных инвестиций накладывает и отсутствие четко сформулированной промышленной политики, обозначенных структурных приоритетов роста. В регулировании потоков прямых частных инвестиций ярко проявляется объективная связь внутренней экономической и внешнеэкономической политики государства. Несмотря на это, государственное вмешательство в процесс привлечения иностранного капитала в национальную экономику и в процесс вывоза капитала является мощным регулятором развития рыночных отношений в стране и интеграции ее в мировое хозяйство. Тщательно отработанное законодательство устанавливает «правила игры» на рынке, что превращает стихийные рыночные отношения, основанные на эквивалентном обмене, в цивилизованный рынок, учитывающий интересы более слабой стороны: национального хозяйства в целом, отдельных отраслей, мелких национальных предприятий и т.д. 10

Следовательно, можно сделать вывод, что одной из важных составляющих инвестиционного процесса являются иностранные инвестиции, представляющие один из перспективных источников финансовых и производственных ресурсов, передовых технологий и современных методов управления, необходимых для динамичного развития любой национальной экономики.

1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование, как составная часть правового регулирования, «направлено на реализацию общих для органов исполнительной власти функций, связанных с учредительной и организационно-обеспечительной деятельностью, направленной на формирование системы таможенных органов и организаций, подведомственных ФТС России». 11

Таможенно-тарифное регулирование иностранных инвестиций, состоит из двух стадий: императивно-нормативного упорядочения инвестиций в экономику России, а также последующей правоприменительной деятельности таможенных органов по обеспечению установленного порядка осуществления иностранных инвестиций. В зарубежной науке и законодательстве под инвестиционной деятельностью понимается предпринимательская деятельность, направленная на привлечение свободных денежных средств у неопределенно широкого круга лиц для последующего помещения их в ценные бумаги с целью извлечения прибыли. 12

В соответствии с таким подходом состав субъектов инвестиционной деятельности ограничен профессиональными участниками рынка ценных бумаг, действующими на основе полученной лицензии. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, построенное на глубоком знании природы инвестиций, позволит вовлечь в инвестиционный процесс большее количество участников, увеличить степень их взаимозависимости, создать предпосылки для вложений, рассчитанных на длительную перспективу, а не для конъюнктурного инвестирования капитала на короткие сроки.

Деятельность иностранных инвесторов затрагивает интересы всей национальной экономики и поэтому является объектом пристального внимания государства, которое проявляется в правовом регулировании. 13

Основным условием признания государством — реципиентом тех или иных отношений инвестиционными является процедура нотификации, регистрации, разрешения и иногда лицензирования. При этом требуется, чтобы данная процедура была простой и не содержала в себе дополнительных требований, от выполнения которых иностранным инвестором зависит решение уполномоченных органов о признании его действий иностранной инвестиционной деятельностью. Так, введенный в 2001 году, порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями улучшил инвестиционный климат ввоза инвестиций в страну, изменил подход иностранных инвесторов к России, что нашло отражение в увеличении поступлений иностранных инвестиций в последующие годы: 2001г. – 14,258 млрд.дол., 2006г. – 19,8 млрд.дол., 2009г. – 81,9 млрд.долл., 2010г. – 114,7 млрд.долл., 2011г. — 190, 6 млрд.дол. 14

Источник

Таможенное регулирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть значение инвестиций для экономики России и инвестиционный климат;
показать иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования;
раскрыть понятие таможенно-тарифного регулирования;
исследовать таможенные льготы для иностранных инвесторов;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Иностранные инвестиции в России……………………………………
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат.
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………………………..
1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования……………………………
Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций………………………………………………………
2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов………………………..
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов………………………………………………….
2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал……………………………………………..
Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………

Читайте также:  Микроэкономика включает теорию инвестиций
Файлы: 1 файл

КУРС Анализ влиян мер тамож-тариф регулир инвестиций исправ.doc

В современных условиях инвестиционный режим ужесточается по всему миру. Законодательные власти экономически развитых стран устанавливают новые барьеры для иностранных инвесторов, особенно для компаний Китая и России, в которых есть доля государственного участия.

Федеральный закон от 29 апреля 2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» 15 относит к стратегическим 42 сферы экономики, включая ядерную энергетику, производство и продажу оружия, рыболовство, космос, геологоразведку и изучение недр на участках федерального значения. Решение об иностранных капиталовложениях в стратегически важные отрасли российской экономики в настоящее время принимают 2 инстанции: Федеральная антимонопольная служба, Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. Основной задачей комиссии является предварительное согласование сделок о покупке иностранцами стратегических предприятий. 16

Основной проблемой в инвестиционной деятельности является обеспечение правовой защиты иностранных инвестиций. Важное место в этом направлении принадлежит 52 соглашениям России о поощрении и взаимной защите капиталовложений с другими государствами.

По мнению В.И. Камышевского, таможенное регулирование в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве инвестиций может осуществляться по следующим направлениям: экономическое, регулятивное, защитное (охранительное). 17

Экономическое направление связано с поступлением инвестиций в экономику России, налогов в доходную часть бюджетов всех уровней от коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Так, В 2011г. в экономику России поступило 190,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 66,1% больше, чем в 2010 году. В 10556 коммерческих организациях с иностранными инвестициями на 1 января 2011г. были заняты 2,67 млн. человек. Выручка этих предприятий применительно к ВВП России составляет около 40 %. 18

Регулятивное направление выражено в ориентации государства на создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвесторов в социально значимые сферы экономики, ввоза товаров, необходимых для ускоренного технического перевооружения предприятий, обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Защитное направление — достигается обеспечением задач охраны государственной и общественной безопасности, соблюдения экономических интересов, ввоза оборудования и технологий, соответствующих требованиям времени, нормам экологической безопасности.

Перед Федеральной таможенной службой в 2013 году поставлена задача — уравновесить внешнеторговые интересы государства и противодействие угрозам безопасности страны с созданием благоприятных условий для торговых сообществ, физических и юридических лиц. 19

Следует согласиться с Е.М. Графовым, который считает, что для оптимизации управления стратегически важным процессом привлечения иностранных инвестиций и обеспечения безопасности государства в рамках административной реформы, необходимо создать Федеральную службу по иностранным инвестициям, которая должна находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов Российской Федерации. Желательно при этом создать вертикально-интегрированную систему административного регулирования (управления) процессом увеличения потока иностранных инвестиций и их продвижения в регионы, учитывая, что на региональном уровне ведется большая работа с иностранными инвесторами. 20

Инвестиционная деятельность в российском праве рассматривается как «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Итак, следует вывод. Таможенно-тарифное регулирование является составной частью регулирования иностранных инвестиций и должно создавать благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвесторов и российских предпринимателей. Используя иностранные инвестиции, Россия сможет на новой, более современной базе восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономического развития и удовлетворительными стандартами жизни населения.

1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти. 21

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках.

Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий. 22

К другим средствам регулирования внешнеторговой деятельности на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза. 23

Читайте также:  Зависимость прибыли от инвестиций показателей

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

Таможенными органами являются:

    • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
    • региональные таможенные управления;
    • таможни;
    • таможенные посты.

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

    • законности;
    • равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
    • единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
    • профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
    • ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;
    • единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
    • недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
    • совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования. 24

В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, представляет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.

Функции таможенного тарифа.

1. Протекционизм — защита отечественных товаров от иностранной конкуренции

2. Фискальная — пополнение госбюджета.

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета. Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. 25

Таким образом, можно сделать вывод, что таможенно-тарифное регулирование является одним из важнейших инструментов в регулировании инвестиций и инвестиционной деятельности, способным оказывать существенное влияние на формирование структуры и особенности построения рынка финансовых услуг, а в конечном счете и на экономическое развитие в целом применительно к какому-либо государству. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций

2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов

Основополагающим принципом при определении гарантий прав иностранных инвесторов в Российской Федерации является установление национального режима для иностранных инвесторов. 26

Данный режим гарантирует применение иностранными инвесторами на территории Российской Федерации общего законодательства страны. Также предусматривается предоставление в определенных случаях таможенных льгот при перемещении товаров через российскую таможенную границу. В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» 27 эти льготы именуются либо тарифными льготами, либо тарифными преференциями.

Нужно отметить, что в международно-правовой практике к иностранным инвестициям применяется либо «режим наибольшего благоприятствования», либо «национальный режим». В последнем случае речь идет о единых правилах для иностранных и отечественных инвесторов. В ст. 4 Закона об иностранных инвестициях утверждается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставляемый российским инвесторам, за изъятиями, установленными федеральными законами. То есть иностранный инвестор на территории России имеет такое же право на защиту своих прав и интересов, как и российские юридические лица, включая право требовать возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. При этом введение определенных изъятий в правовом режиме деятельности иностранных организаций по сравнению с российскими юридическими лицами допускается только на основании федеральных законов.

Применительно к российскому законодательству, для иностранных инвесторов в России законом об иностранных инвестициях установлены следующие основные гарантии 28 :

    • гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ;
    • гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;
    • гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
    • гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
    • гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ;
    • гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором;
    • гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
    • гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документарной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
    • гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
    • гарантии участия иностранного инвестора в приватизации;
    • гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Источник

Оцените статью