Управление карточным бизнесом в коммерческом банке.
Пример расчета экономической эффективности зарплатного проекта (модель доходности) [19]
В качестве примера расчета экономической эффективности зарплатного проекта можно использовать два подхода:
• облегченный (предполагающий работу со стандартными зарплатными проектами, по которым в течение 5-10 минут надо понять их экономическую состоятельность);
• полный (предполагающий работу с очень крупными клиентами, имеющими несколько тысяч сотрудников и требующими установку нескольких банкоматов).
Для первого подхода можно использовать достаточно простую модель в Ехсеl, позволяющую получить оценку доходности проекта и срок его окупаемости, за пару минут введя основные его параметры (см. табл. 13, 14).
Общее описание предприятия.
Проект прорабатывается применительно к промышленному предприятию, расположенному в крупном городе и имеющему распределенную структуру из семи территорий.
Таблица 13
Первичная информация от администрации Общий фонд оплаты труда составляет 5 млн руб. (для удобства расчетов принимаем 167 тыс. долл., в среднем около 320 долл. на человека). Выплаты производятся регулярно, общее финансовое состояние предприятия устойчивое. Предприятие предполагает выпуск 5 карт типа Gоld, 10 карт типа Stаndаrt и остальные – Сirrus/Маеstrо. Также предприятие планирует установку двух банкоматов – в центральном офисе и на головном заводе. 70 % поступающих на счета сотрудников средств будут конвертироваться в валюту, 30 % будут зачисляться в рублях. Получение денежных средств в устанавливаемых банкоматах предполагается бесплатным.
Предварительные расчеты Себестоимость и цена продажи карт Стартовый доход от реализации проекта – это доход от продажи карт. Предположим, в рамках данного зарплатного проекта было выдано 5 «золотых» карт, 10 стандартных, остальные – Сirrus/Маеstrо, причем доходы от их продажи составили следующую величину (см. табл. 15).
Операционные доходы Операционные и приравненные к ним в смысле данного проекта доходы (конверсионные доходы) рассчитываются исходя из устанавливаемых ставок по конверсионным операциям (в пределах 1 %) и ставки комиссионных по операциям перечисления на картсчета (в пределах 0,5 %). В рассматриваемом примере полагаем конверсионную ставку равной 0,5 %, ставку за расчеты – 0,1 %.
Таблица 15 Доходы от продажи карт
На практике также можно рассматривать доходы, получаемые за операции выдачи наличной иностранной валюты (до 0,5 %), например, в случае, если предприятие желает, чтобы банкоматы загружались валютой (в этом случае также надо учитывать себестоимость наличной валюты). В настоящем примере такие операции не рассматриваются. Операционными доходами, получаемыми от прочих операций (например, за счет обслуживания держателей карт сторонними банками), в настоящем примере пренебрегаем ввиду их малости.
Стоимость процессинга Стоимость процессинга рассчитывается следующим образом. Пусть стоимость поддержания каждой карты в базе данных процессингового центра составляет 0,2 долл. в месяц. В расчет имеет смысл взять стоимость процессинга операций выдачи наличных – пусть это будет 0,1 % с оборота (при этом полагаем для простоты, что все поступления на картсчета снимаются наличными). Расходы на процессинг в год = (520 карт × 0,2 долл. + 167000 долл. × 0,1 %) × 12 = (104 долл. + 167 долл.) × 12 = 3252 долл.
Стоимость банкоматов и инкассации Стоимость банкоматов рассчитывается исходя из цены 18000 долл. за устройство, с учетом таможенной очистки и доставки к месту установки. Дополнительные строительно-монтажные работы оплачиваются клиентом. Итого – 36000 долл. Инкассация банкоматов производится 2 раза в месяц. Из расчета 50 долл. за выезд – имеем 1200 долл. в год.
Оценка доходов от использования привлеченных средств Для оценки общего размера привлеченных средств в расчет следует принять некоторые соотношения (они должны быть получены опытным путем): • средний остаток в банкоматах не превышает 20 % от фонда оплаты труда; • средний (медианный) остаток на валютных картсчетах на третий месяц с начала работы достигает 47 % ФОТ и далее продолжает расти невысокими темпами. Таким образом, можно принять, что на картсчетах формируется средний остаток в размере 27 % от ежемесячных поступлений.
Таблица 16 Таблица сведения данных по расчету доходности зарплатного проекта
Доход от использования привлеченных средств = (47 % – 20 %) х 167000 долл. х (20 %) = 9018 долл.
Расход по обслуживанию привлеченных средств = (47 % – 20 %) х 167000 долл. х (1 %) = 450,9 долл.
Сведение данных и расчет нормы внутренней доходности проекта (ВНДОХ) Все данные, полученные в ходе предварительных расчетов, заносятся в таблицу (МS Ехсеl) для расчета ежегодного денежного потока по расходам и доходам, генерируемого проектом. Далее применяется стандартная функция Ехсеl. Даты в таблице являются условными (см. табл. 16). Вывод:
Источник
2.3 Модель расчета доходности зарплатного проекта ОАО «АК БАРС» БАНК
Зарплатные проекты подразумевают использование карточек для выдачи заработной платы и осуществления иных платежей, приравненных к ней, работникам предприятий, учреждений и организаций, а также дальнейшее обслуживание данных карточек в соответствии с условиями заключаемых договоров о зарплатном обслуживании с применением карточек.
Сегодня реализация зарплатных проектов с использованием банковских пластиковых карточек является одним из приоритетных направлений “карточного” бизнеса банков. Именно такие проекты позволяют банкам добиться ощутимого роста эмиссии карточек и, соответственно, увеличения остатков средств на карт-счетах держателей карточек. Аккумуляция денежных средств на карт-счетах в банке и повышение размера их среднедневных остатков — основной путь повышения доходности “карточных” программ банка. Ориентированность банка на развитие зарплатных проектов позволяет ему в довольно короткие сроки добиться серьезных результатов в области “карточного” бизнеса.
Применяя технологию выдачи заработной платы с использованием банковских пластиковых карточек, предприятие получает следующие преимущества:
— в значительной степени облегчается работа бухгалтерии, наличие кассы в учреждении становится практически ненужным, в результате высвобождаются значительные трудовые ресурсы, которые могут быть направлены на решение иных задач;
— отсутствует необходимость получать, доставлять, хранить наличные денежные средства, что всегда связано с определенными расходами и непредвиденными ситуациями. Более того, резко сокращается возможность злоупотреблений со стороны работников предприятия на всех стадиях работы с денежными средствами;
— не нужно депонировать невостребованные наличные денежные средства;
— со временем, по мере увеличения доверия к “карточным” продуктам со стороны сотрудников, сглаживаются пиковые нагрузки в дни выдачи заработной платы благодаря увеличению периода ее выдачи, что устраняет потерю рабочего времени;
— использование “карточных” технологий в рамках предприятия позволяет на определенном этапе развития проектов упростить учет движения различных безналичных выплат на предприятии (“промышленные деньги”).
Кроме того, для повышения имиджа предприятия, по согласованию с банком, возможно нанесение его логотипа на пластиковую карточку.
Использование пластиковых карточек для выдачи заработной платы имеет преимущества не только для самого предприятия, но и для его сотрудников, в частности, это возможность:
— получать дополнительный доход за счет повышенных процентов по остаткам средств на карт-счетах;
— безопасного использования заработанных средств (в отличие от наличных денежных средств пропавшая карточка не означает потерю денег);
— избавиться от толстых кошельков, грязных и порванных купюр;
— исключения проблем при выдаче сдачи на предприятиях торговли и сервиса.
В случае устойчивого экономического положения предприятия по договоренности с банком возможно получение овердрафта по карточке в пределах лимита, зависящего от заработной платы сотрудника, что также является весомым дополнительным стимулом для заинтересованности работников в использовании карточек.
Преимущества для банка:
— относительно дешевая ресурсная база, возможность аккумулирования значительных денежных средств на карт-счетах и дальнейшее их размещение в доходные активы;
— более тесная взаимосвязь клиента и банка;
— возможность внедрения и развития различных новых технологий и услуг с использованием карточек в массовых объемах.
Следует отметить, что каждый зарплатный проект имеет свою специфику, поэтому и подходы в определении этапности того или иного проекта достаточно индивидуальны. В одних проектах от начала переговоров с руководством предприятия до эмиссии первых карточек может пройти не больше месяца, а в других — до года и более. Очень многое зависит от развития инфраструктуры “карточных” проектов в регионе, уровня предприятия, конфигурации проекта и т. д. В то же время, как показывает практика, для каждого проекта можно выделить три основных этапа.
Подготовительный этап — своеобразный фундамент зарплатного проекта. Ошибки, допущенные в период подготовки, могут повлечь за собой большие проблемы в реализации проекта, вплоть до его полной неэффективности и не окупаемости.
В рамках данного этапа осуществляется выбор региона и предприятия/учреждения для дальнейшей реализации проекта. Наиболее перспективными являются предприятия с большим количеством работающих и развитой инфраструктурой торговых, сервисных точек, с высоким уровнем заработной платы, представляющие перспективные отрасли и направления бизнеса, и т. д.
Кроме того, параллельно с проведением переговоров непосредственно с самим предприятием необходимо вести переговоры с представителями торговли и сервиса, которые будут “привязаны” к проекту. Более того, развитие соответствующей инфраструктуры проекта в нужном объеме должно произойти даже с опережающими темпами еще до начала эмиссии карточек.
Этап внедрения — этап запуска проекта, его опытно-промышленная эксплуатация, отработка технологии в рамках предприятия, корректировка условий проекта для дальнейшего развития.
Этап развития — фактически это эксплуатация проекта в промышленном режиме. На данном этапе необходимо четко реагировать на возникающие сбои и проблемы, иначе возможна полная дискредитация проекта после одного-двух затянувшихся сбоев (см. образец типового общего плана реализации зарплатного проекта с использованием карточек). Очередность указанных этапов достаточно условна, и большинство из них могут быть совмещены по времени.
В частности, процесс заключения договора с предприятием вполне можно совместить с расчетом окупаемости и изучением существующей схемы выплаты заработной платы. С другой стороны, во многих проектах расчет окупаемости целесообразно составлять только после изучения всех деталей возможного проекта. В каждом конкретном случае необходимо проявлять гибкость при проведении тех или иных мероприятий.
Представленный план — лишь образец возможных этапов реализации зарплатного проекта, основывающийся на имеющемся практическом опыте ОАО «АК БАРС» БАНКА.
Таблица 5 — Общий план реализации зарплатного проекта с использованием карточек
| Номер этапа | Мероприятия |
| 1 | 2 |
| 1 | Проведение предварительных переговоров предприятием, определенным для внедрения зарплатного проекта, обсуждение условий заключения договора, сроков реализации нижеприведенных мероприятий |
| 2 | Подготовка договора между предприятием и банком |
| 3 | Согласования договора с предприятием Подписание договора между банком (филиалом) и предприятием |
| 4 | Изучение существующих взаимоотношений предприятия и филиала Изучение существующего порядка начисления и выплаты заработной платы на предприятии (организационные аспекты и учет) Изучение существующего порядка начисления и выплаты заработной платы на предприятии (техническо-программная реализация одновременно с этапами 6-7) Изучение топографии предприятия исходя из предлагаемой организации выдачи заплаты |
| 5 | Заполнение паспорта зарплатного проекта (на основании результатов исследования) Определение необходимости состава и конфигурации программно-технических средств на основании исследования топографии предприятия и предполагаемого варианта реализации зарплатного проекта |
| 6 | Подготовка и согласования полной схемы зарплатного обслуживания для рассматриваемого предприятия Составление календарного плана внедрения плана внедрения зарплатного проекта |
| Продолжение Таблицы 5 | |
| 1 | 2 |
| 7 | Расчет окупаемости зарплатного проекта |
| 8 | Составление полного проекта использования на предприятии зарплатной модели использования карточек, обобщающего результаты проведенных исследований, а также включающего в себя заключенный договор и календарный план внедрения проекта Проведение компаний информировании работников предприятия о предоставляемых услугах и основах использования карточек |
| 9 | Организационная и техническая подготовка к реализации проекта (оборудование рабочих мест, обучение персонала, коммуникации, развитие инфраструктуры и т.д.) |
| 10 | Выдача карточек и их обслуживания |
| 11 | Акцентирование работников предприятия по истечении трех месяцев пользования карточками с целью улучшения обслуживания и выработки дополнительных услуг, предоставляемых держателем карточек |
| 12 | Анализ собранных анкет |
| 13 | Выработка рекомендаций по корректировке проекта |
| 14 | Корректировка условий проекта |
Развитие зарплатных проектов связано со значительными инвестициями банка и существенными текущими расходами, поскольку “карточные” технологии — это достаточно новый и высокотехнологичный продукт, требующий больших расходов на создание инфраструктуры приема карточек, коммуникации, заготовки карточек, оборудование рабочих мест, модернизацию программного обеспечения и т.
Рассмотрим один из возможных вариантов подхода к расчету окупаемости. На практике можно найти как более простые, так и более сложные подходы. Однако для общего понимания окупаемости зарплатного проекта представленный подход наиболее универсален.
Стоимость оборудования (примерный перечень зависит от конфигурации проекта используемых карточек и т. д.):
— сервер и иная компьютерная техника для обеспечения карточного проекта;
— рабочие места администратора и другого обслуживающего персонала, включая операционистов;
— банкомат (количество варьируется в зависимости от величины проекта, возможна реализация проектов без банкомата);
— пункты пополнения карточек (для микропроцессорных карт);
Запуск проекта (включая затраты на программное обеспечение, установку банкоматов и терминалов, организацию рабочих мест, выделение каналов связи и т. д.) — в разрезе статей реально понесенных затрат.
Сопровождение проекта (текущие затраты на его поддержание, включая оплату телекоммуникационных каналов, сопровождение программного обеспечения, техническое обслуживание терминалов, банкоматов и т. д.) — в разрезе статей реально понесенных затрат.
Методика расчета окупаемости зарплатных проектов банка
Начальные инвестиции (расходы на оборудование и карточки), всего (в том числе):
— рабочее место администратора;
— рабочее(ие) место(а) для выдачи наличных средств;
— стоимость банкомата (ов) с программным обеспечением;
— пункт(ы) пополнения карточек;
— стоимость карточек = стоимость одной карточки ?
? количество карточек по проекту (1)
— стоимость запуска проекта.
Текущие расходы в месяц, всего (в том числе):
— начисление процентов на среднедневные остатки на карт-счетах =
= среднедневные остатки на счетах ? процент начисляемый по остаткам
на карт-счетах / 12 ? количество карточек; (2)
— аренда площадей, оборудования;
— заработная плата работников банка, обслуживающих проект;
— налоги на заработную плату;
— приобретение наличных денег;
— стоимость сопровождения проекта.
Доходы банка (в месяц) = комиссия за расчетно-кассовое
обслуживание предприятия ? количество карточек ?
? средний размер заработной платы ?
? процент расчетно-кассового обслуживания (3)
Комиссия отчисляемая торговыми предприятиями =
количество карточек ? средний размер затрат
по одной карточке в ПТС ? процент комиссии ?
? взимаемой с ПТС (4)
Комиссия от суммы зарплаты, получаемой через
ПВН и банкоматы других банков = количество карточек ?
? средний размер снятия наличных в ПВН и банкоматах
других банков ? процент комиссии за снятие наличных
в ПВН и банкоматах других банков (5)
Доходы от вложения среднедневных остатков
на карт-счетах в кредиты = среднедневные остатки на счетах,
средний процент по активным операциям на рынке / 12 ?
? количество карточек (6)
Доходы от процентов за использование овердрафта по карт-счетам.
Текущий результат = Доходы банка (в месяц) –
— Текущие расходы банка в месяц (7)
Возмещение стоимости оборудования и карточек (достижение окупаемости проекта по времени) = начальные инвестиции /
/ текущий результат (8)
Методика расчета окупаемости зарплатного проекта за 2011 год
— стоимость сервера – 3800
— рабочее место администратора – 2200
— рабочее(ие) место(а) для выдачи наличных средств – 5100
— стоимость банкомата (ов) с программным обеспечением – 3400
— пункт(ы) пополнения карточек – 44
— стоимость карточек = стоимость одной карточки ?
? количество карточек по проекту = 1 200 ? 236 = 283200. (1)
— стоимость запуска проекта – 9 700
Итого начальные инвестиции – 307 444
Текущие расходы в месяц:
— начисление процентов на среднедневные остатки на карт-счетах (среднедневные остатки на счетах ? процент, начисляемый по остаткам на карт-счетах / 12 ? количество карточек) – 1468 ? 3/12 х 236 = 1,55. (2)
— аренда площадей, оборудования – 4000
— заработная плата работников банка, обслуживающих проект – 9000
— налоги на заработную плату – 1350
— приобретение наличных денег – 11950
— коммунальные расходы – 6790
— стоимость сопровождения проекта – 7 490
Итого текущие расходы в месяц – 40 581,55
Доходы банка в месяц = комиссия за расчетно-кассовое обслуживание предприятия (количество карточек ? средний размер заработной платы ?
? процент расчетно-кассового обслуживания) =
= 236 ? 5000 ? 1,5 = 1 770000. (3)
Комиссия, отчисляемая торговыми предприятиями =
= количество карточек ? средний размер затрат по одной карточке в ПТС ?
? процент комиссии, взимаемой с ПТС) = 236 ? 1320 ? 2,1 = 654192. (4)
Комиссия от суммы зарплаты, получаемой через ПВН и банкоматы других банков = количество карточек ? средний размер снятия наличных в ПВН и банкоматах других банков ? процент комиссии за снятие наличных в ПВН и банкоматах других банков) = 236 ? 4 800 ? 3 = 3 398400. (5)
Доходы от вложения среднедневных остатков на карт-счетах в кредиты (среднедневные остатки на счетах ? средний процент по активным операциям на рынке / 12 ? количество карточек) =
= 1468 ? 2/12 ? 236 = 1,03. (6)
Доходы от процентов за использование овердрафта по карт-счетам – 1 530
Итого доходы банка в месяц – 5 824 123,03
Текущий результат = Доходы банка (в месяц) — Текущие расходы банка в месяц = 5 824 123,03 – 40 581,55 = 5 783 541,48. (7)
Возмещение стоимости оборудования и карточек (достижение окупаемости проекта по времени) = начальные инвестиции / текущий результат = 307 444 / 5 783 541,48 = 0,053. (8)
Таким образом, текущей результат в 2011 году составил 5 783 541,48 тысяч рублей и окупаемость проекта по времени составило 5,3 месяца. Можно сказать, что зарплатный проект доходный в 2011 году и окупится за 5,3 месяца.
Методика расчета окупаемости зарплатного проекта за 2010 год
— стоимость сервера – 3950
— рабочее место администратора – 2750
— рабочее(ие) место(а) для выдачи наличных средств – 4900
— стоимость банкомата (ов) с программным обеспечением – 4400
— пункт(ы) пополнения карточек – 48
— стоимость карточек (стоимость одной карточки ?
?количество карточек по проекту) = 1 500 ? 236 = 354000. (1)
— стоимость запуска проекта – 8 300
Итого начальные инвестиции – 378348
Текущие расходы в месяц:
— начисление процентов на среднедневные остатки на карт-счетах =
=среднедневные остатки на счетах ? процент, начисляемый по остаткам на карт-счетах / 12 ? количество карточек) =
= 1 311 ? 236,3/12 ? 236 = 1,38. (2)
— аренда площадей, оборудования – 4000
— заработная плата работников банка, обслуживающих проект – 9000
— налоги на заработную плату – 1350
— приобретение наличных денег – 11950
— коммунальные расходы – 6790
— стоимость сопровождения проекта – 7 490
Итого текущие расходы в месяц – 40 581,38
Доходы банка в месяц = комиссия за расчетно-кассовое обслуживание предприятия (количество карточек ? средний размер заработной платы ? процент расчетно-кассового обслуживания) =
= 236 ? 5 000 ? 1,5 = 1 770000. (3)
Комиссия, отчисляемая торговыми предприятиями (количество карточек ? средний размер затрат по одной карточке в ПТС ? процент комиссии, взимаемой с ПТС) = 236 ? 1320 ? 2,1 = 654192. (4)
Комиссия от суммы зарплаты, получаемой через ПВН и банкоматы других банков (количество карточек ? средний размер снятия наличных в ПВН и банкоматах других банков ? процент комиссии за снятие наличных в ПВН и банкоматах других банков) = 236 ? 4800 ? 3 = 3 398400. (5)
Доходы от вложения среднедневных остатков на карт-счетах в кредиты (среднедневные остатки на счетах ? средний процент по активным операциям на рынке / 12 ? количество карточек) =
+ 1311 ? 2/12 ? 236 = 0,92. (6)
Доходы от процентов за использование овердрафта по карт-счетам – 1 640
Доходы банка в месяц – 5 824 232,92
Текущий результат = Доходы банка (в месяц) — Текущие расходы банка в месяц = 5 824 232,92 – 40 581,38 = 5 783 651,54.
Возмещение стоимости оборудования и карточек (достижение окупаемости проекта по времени) = начальные инвестиции / текущий результат =
= 378 348 / 5 783 651,54 = 0,065 (7)
Таким образом, текущий результат в 2010 году составил 5 783 651,54 тысяч рублей и окупаемость проекта по времени составило 6,5 месяца. Можно сказать, что зарплатный проект доходный в 2010 году и окупится за 6,5 месяца.
Источник