Зоны содействия инвестициям это

Зоны содействия инвестициям это

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России

В соответствии с приложением VIII Киотской конвенции 1973 г. под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Другими словами, под свободной экономической зоной (СЭЗ) следует понимать часть территории той или иной страны, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим.

СЭЗ — четко ограниченное экономическое пространство в рамках национальной экономики, где не действуют законодательные ограничения данной страны. СЭЗ — это специальная территория с льготными валютно-финансовым и налоговыми режимами, при которых поощряется совместная с иностранным капиталом деятельность. Наряду с понятием СЭЗ применяется около 20 наименований, отражающих различный профиль таких зон: свободные, свободные торговые, свободные производственные, свободные экспортно-производственные, специально-экономические, зарубежной торговли, беспошлинные экспортно-производственные, содействия инвестициям, свободного предпринимательства и т. д.

Обязательное условие функционирования СЭЗ — привлечение иностранного капитала.

Мировой опыт показывает, что основными мерами для привлечения иностранного капитала являются следующие:

  • освобождение от таможенного обложения ввозимой из-за границы продукции;
  • снижение (отмена) налогов;
  • льготы при предоставлении аренды территории и объектов инфраструктуры;
  • установление ускоренной амортизации основных фондов;
  • снижение платы за ресурсы;
  • предоставление более привлекательных условий кредитования и страхования;
  • облегчение выдачи виз;
  • создание современной инфраструктуры;
  • доступность сырья;
  • наличие достаточно квалифицированной рабочей силы;
  • возможность благоприятного местоположения с учетом внешних потребителей.

СЭЗ — это инструмент региональной структурной перестройки и катализатор инвестиционной политики в регионе.

СЭЗ успешно развивается лишь на локальных небольших территориях, поскольку требует огромных инвестиций в формировании необходимой инфраструктуры и соблюдения таможенных и других условий.

Одна из комплексных экономических целей заключается в развитии региональных производительных сил посредством внедрения в существующее производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок — наращивание экспортно- и импортно-замещающего потенциала.

Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 1 предусматривает создание особых экономических зон в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Создание таких зон позволит привлечь в российскую экономику инвестиции, что даст возможность существенно поднять экономику страны, создать условия для развития «депрессивных» регионов, новых технологий. В этой ситуации становится возможным повышение конкурентоспособности как отдельных областей, так и отдельных отраслей экономики.

Существуют два аспекта формирования законодательной базы создания особых экономических зон. Они должны способствовать, с одной стороны, эффективной коммерциализации научных достижений в интересах экономики и общества, а с другой — мотивации граждан, обладающих деловой активностью, к бизнесу, поскольку по смыслу нового Закона свободные экономические зоны имеют льготный режим. Причем это не только таможенный и налоговый режимы, но и упрощенные административные процедуры. Если проанализировать мировой опыт создания свободных экономических зон, то можно сказать, что зона специального правового регулирования и является одним из механизмов расширения и развития инфраструктуры города или региона, привнесения инвестиций, поддержки предпринимательства, создания новых рабочих мест, повышения жизненного уровня граждан.

Наша страна имеет, мягко говоря, не совсем положительный опыт создания СЭЗ. И я считаю, что необходимо серьезно разобраться в том, почему же попытки создания свободных экономических зон в России в 90-е гг. прошлого века потерпели поражение, несмотря на то, что идея создания свободных экономических зон привлекала внимание российских реформаторов и предпринимателей с самого начала перестройки. К сожалению, решение о создании на территории Российской Федерации свободных зон, принятое Верховным Советом РФ 14 июня 1990 г., носило не столько экономический, сколько политический характер.

Кажущаяся простота реализации проекта и быстрые ощутимые выгоды сделали идею настолько популярной в конце 80-х — начале 90-х гг., что чуть ли не треть территории России была объявлена как СЭЗ. Только с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет России официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами общей площадью 1 млн кв. км (7% всей территории России) с населением 13,5 млн человек (что эквивалентно 13%). Тем самым оказались многократно перекрытыми совокупные размеры всех 200 с лишним имеющихся на то время в мире СЭЗ, вместе взятых.

Невозможность осуществления таможенного контроля и нецелесообразность отказа от сбора налогов на таких территориях привели к тому, что многие из провозглашенных СЭЗ остались таковыми только на бумаге. Подавляющее большинство регионов, впрочем, и не могли функционировать в качестве СЭЗ из-за неудобного экономико-географического положения, а также отсутствия необходимой инфраструктуры. Поэтому формирование таких зон, «свободных» в смысле освобождения от уплаты налогов и таможенных пошлин в рамках целых краев и областей, с самого начала было обречено на неудачу.

Другой не менее важной проблемой стало отсутствие законодательной базы, регулирующей функционирование СЭЗ. В то же время последующее законодательство, прежде всего в области налогообложения, валютного и таможенного регулирования, содержало иные нормы, и при этом не предполагалось никаких исключений для СЭЗ.

Незавершенность попыток проведения реформ была связана и с тем, что они осуществлялись как чисто экономические, в расчете на изменение вторичных экономических характеристик хозяйства и не предусматривали организационной работы по структурной реорганизации хозяйства и изменения институциональных структур государства. Другими словами, изменения, вызванные попытками реформировать общество, носили не экономический характер, они имели в своей основе изменение типа общественных отношений.

Такие неглубокие и поспешные меры, искажающие идею и опыт создания СЭЗ в мире, не учитывающие специфических факторов России, связанных как с ее традициями и природно-географической средой, так и с наследием бывшего СССР, породили главную проблему — неспособность СЭЗ полноценно функционировать в российских условиях.

Читайте также:  Предпринимательская деятельность объем инвестиций

Важными шагами успешного функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) и недопущения повторения прежнего сценария являются проектирование СЭЗ и выявление проблем, возникающих в этом процессе, игнорирование которых приводит к нежизнеспособности проекта.

Прототипы организации экономической и хозяйственной жизни Запада и других стран должны рассматриваться только как рабочие инструменты для достижения целей реформ и изменений в государстве, которые определяются государством индивидуально-исторически и не могут ни быть заимствованы, ни совпадать с целями других государств.

Цели реформирования общественного порядка могут проистекать только из понимания того, что составляет на данный момент и в исторической перспективе силу и могущество государства, а именно:

— развитые финансовые, интеллектуальные (образовательные, научные и информационные), материальные (транспорт, связь, коммуникации) и технологические инфраструктуры;

— способность образовывать региональные (транскультурные) государственные образования, позволяющие сочетать стабильность и развитие (за счет специализации в направлениях развития);

— владение региональными (мировыми) сетями коммуникации (в том числе военными).

Для России это означает, что ее цели самостоятельного развития лежат в области создания и владения региональными инфраструктурами на Евро­Азиатском континенте с использованием своих интеллектуальных, инфраструктурных и природных ресурсов.

Для выработки механизмов, действующих в ОЭЗ, нужно четко определить, какова реальная перспективная специализация региона, на каких направлениях акцентировать ресурсы. Тогда у каждого жителя региона появятся ориентиры для собственного профессионального самоопределения в перспективе.

После создания ОЭЗ на определенной территории и установления льгот для предприятий и зарубежных инвесторов начинается приток отечественных и зарубежных инвестиций. Открываются новые предприятия, происходит увеличение производства на уже существующих, производятся новые товары и оказываются новые услуги.

Как правило, льготный режим распространяется не только на предприятия промышленности, но и на другие сферы: строительство, службы сервиса, транспорт, финансово-кредитные учреждения. И все это повышает деловую активность и приводит к росту предложения разнообразнейших товаров и услуг.

А когда есть производство, услуги, то появляются и прибыль, заработная плата, отчисления на социальные нужды. И еще один примечательный момент: наряду с обеспечением занятости населения в производственных отраслях (в результате роста производства и повышения его конкурентоспособности), происходит постепенный «перелив» капитала и рабочих мест в сферу сервиса, что позволяет поднять ее на новый качественный уровень, а это способствует не только решению проблемы безработицы, но и (что весьма вероятно) вовлечению не использованной рабочей силы близлежащих территорий, что в итоге поднимет жизненный уровень населения.

Другой не менее важный и необходимый элемент СЭЗ — это создание соответствующей мировым аналогам инфраструктуры транспорта, связи, обеспечения всеми видами энергии, водоснабжения, информационного, банковского обслуживания. Такая инфраструктура опять же повышает динамичность производственных, коммерческих и деловых связей, позволяет снизить затраты предприятий и соответственно повысить доходы.

В конечном счете, задача СЭЗ состоит в притоке, накоплении и эффективном использовании капитала на выбранной территории.

Приоритет в предоставлении финансово-экономических льгот в первую очередь должен отдаваться организациям, которые будут производить конкурентоспособную на российских и мировых рынках продукцию, сохранять существующие и создавать новые рабочие места, решать жизненно важные общегородские проблемы, социальные вопросы населения.

Не все организации должны получать статус резидента особой экономической зоны. Предоставление статуса резидента ОЭЗ должно производиться органом управления ОЭЗ в лице ее администрации исходя из официально утвержденных критериев — приоритетных видов и направлений деятельности путем рассмотрения бизнес-планов, инвестиционных проектов организаций и заключения с ними специального договора, в котором будут оговариваться все вопросы взаимоотношений субъекта ОЭЗ и администрации.

В результате изучения мирового опыта развития свободных экономических зон можно сделать следующие выводы, которые необходимо иметь в виду при создании ОЭЗ в России:

1. ОЭЗ — это не самоцель, а инструмент для достижения более глобальных целей. По мере их достижения ОЭЗ может быть ликвидирована. В силу этого невозможно проектирование ОЭЗ без точного определения стратегии развития России (или хотя бы региона), реализации которой и должна служить ОЭЗ.

Этот вывод делает беспочвенными попытки проектировать ОЭЗ по прототипу, например, используя опыт зон Китая, — на том основании, что Китай близок России по типу экономики (что сомнительно — различия чрезвычайно велики) и по масштабу — размерам и количеству населения. Даже если такое сходство существует, то цели и перспективы данных государств разнятся (в силу различия их истории, культуры и положения в мире). При проектировании ОЭЗ по прототипу неявно предполагается, что цели (стратегии развития) совпадают.

2. ОЭЗ — средство для трансформации хозяйственных отношений, и поэтому механизм ее функционирования должен строиться на основе знания и понимания возможностей изменения конкретных хозяйственных и социокультурных структур страны, в которой создается ОЭЗ. Это означает, что механизм зоны должен проектироваться как механизм перехода одной системы в другую в локальных условиях.

Таким образом, не обоснованны ожидания, что в ОЭЗ действуют законы «чистого» рынка. Здесь существуют жесткое распределение и контроль над распределением основных ресурсов: земли, правовых и налоговых льгот, инфраструктурных ресурсов — они распределяются таким образом, чтобы стимулировать направление инвестиций в нужные организаторам зоны сферы.

Кроме того, в ОЭЗ также de farto ограничиваются права одних категорий лиц в пользу других. Оправданием служат быстрый экономический рост, временный характер этих мер и добровольность участия в деятельности на территории зоны.

3. Создание ОЭЗ требует формирования специализированной системы управления процессами в зоне, в том числе государственной администрации с весьма высоким уровнем полномочий.

4. Основа эффективной ОЭЗ — создание ясной и привлекательной системы условий для инвесторов, гарантий неизменности таких условий на определенное время. Это обеспечивается созданием внутри зоны эффективно действующего механизма саморегуляции и развития.

Читайте также:  Как отразить инвестиции по мсфо

5. Материальными условиями создания ОЭЗ являются: выгодное экономико-географическое положение; наличие значительных свободных и дешевых ресурсов; развитые материальной инфраструктуры с неиспользуемым резервом (либо большие финансовые вложения в их создание).

При соблюдении вышеназванных условий можно надеяться, что «возвращение» свободных экономических зон в виде новых особых экономических зон будет успешным.

Ведущие экономисты стоят на позициях необходимости выбора и реализации стратегии инновационного прорыва, «концентрации усилий народа, государства, бизнеса на освоении новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационного обновления критически устаревшего производственного аппарата, перехода к инновационному развитию страны».

Создание особых экономических зон, несомненно, должно способствовать такой стратегии инновационного прорыва. Это весьма актуальная задача в современных условиях.

Источник

Вопрос 37. Виды СЭЗ и мировой опыт их функционирования

Отечественные исследователи считают, что понятие «СЭЗ» объединяет сегодня широкий спектр институциональных образований, общая черта которых преференции.

По данным информационных источников ООН, в мире существует несколько десятков видов структур, где созданы различные льготы для иностранного и национального капитала:

— зоны беспошлинной торговли:

— экспортные беспошлинные зоны;

— зоны беспошлинного промышленного экспорта;

— экспортные промышленные зоны;

— зоны свободной экономики;

— зоны содействия инвестициям;

— зоны совместного предпринимательства;

— свободные торговые зоны;

— банковские и страховые зоны;

— зоны экономического благоприятствования.

Российские исследователи подразделяют СЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией на:

— зоны свободной торговли;

М. Фразье и Р. Рэн считают, что в своем развитии СЭЗ прошли три основных этапа: первый этап — складские и транзитные зоны. Это самый древний тип зон; второй этап – промышленные и экспортно-производственные зоны; третий этап – комплексные зоны свободного предпринимательства (свободные порты, зоны обработки информации и др.)

История возникновения СЭЗ уходит в далекое прошлое. В 166 г. до н.э. в целях содействия торговле власти греческого государства Делос провозгласили первую документально известную свободную зону, где приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей.

В средние века зоны свободной торговли, известные как «порто-франк», были созданы в портовых городах Гамбурге, Бремене, Марселе, Ливорно, Мессине и др. Территория «порто-франко» отделялась от остальной территории специальной таможенной границей, движение товаров между «порто-франко» и зарубежными государствами осуществлялась без таможенных формальностей и уплаты пошлин. В начале 20 в. «порто-франко» существовали в Гибралтаре, на Мальте, Сингапуре и других. странах и регионах.

Во второй половине 20 в. вновь отмечается бурное развитие СЭЗ в развитых, развивающихся странах, а затем, с известным опозданием в странах с переходной экономикой.

Из 100 стран, в которых функционируют СЭЗ, больше всего их в США – около 240. В США СЭЗ стали создаваться в 30-е гг. по Закону «О зонах внешней торговли» от 1934 г. с целью активизации ВЭД, а также снижения уровня безработицы. В конце 90-х гг. в зонах общего назначения и субзонах (специализированных зонах) внешней торговли, зарегистрированных в 48 штатах, действовали 3 тыс. компаний с числом занятых свыше 320 тыс. чел.

Одной из первых СЭЗ в Западной Европе стала созданная в 1957 г. зона благоприятствования в Ирландии вблизи международного аэропорта Шеннон. Территория зоны составляла всего 15 га. Цель создания была скромная – получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Налоговые и таможенные льготы позволили не только получить эти рабочие места, но и создать в зоне предприятия экспортной направленности, а образование на базе местного университета технопарка дало возможность повысить технологический уровень этих производств, что способствовало экономическому подъему наиболее отсталой западной части страны и в итоге – экономическому подъему в стране в целом.

На рубеже веков СЭЗ действуют во многих странах Западной Европы. Наиболее распространены зоны свободной торговли различных видов, научно-промышленные парки и оффшорные центры. Больше всего насчитывается зон свободной торговли, которых около 150. В Германии, например, шесть крупнейших ЗСТ находятся в морских портах (Бремен, Бременхавен, Кухсхавен, Эмден, Гамбург, Киль. В Италии широко применяется такой вид ЗСТ, как бесполинные склады, которые расположены в Неаполе, Генуе, Барии, Ливорно, Палермо, Рим. Одной из разновидностей ЗСТ являются также специальные магазины «Дьюти Фри», расположенные в крупных аэропортах. С января 2000 г. в системе беспошлинной торговли в рамках ЕС происходят изменения в связи с ликвидацией торговых барьеров и осуществлением стандартизации правил таможенной процедуры на своей территории.

Большое развитие в Западной Европе получили оффшорные центры, которые привлекают иностранных предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Среди стран и территорий, где функционируют оффшорные центры: Лихтенштейн, остров Мэн, острова Гернси и Джерси (Великобритания), Мадейра, Ирландия, Швейцария, Кипр, Мальта и др. Оффшорный бизнес концентрируется в банковском, страховом деле, операциях с недвижимостью, экспортно-импортных операциях, консалтинге. Капитал, действующий в сфере оффшорного бизнеса в Западной Европе, достигает 130 млрд. долл., в нем участвуют свыше 400 тыс. юридических и физических лиц, каждый год регистрируются несколько тысяч новых компаний.

Наибольший эффект развитие СЭЗ принесло НИС (азиатским тиграм, Бразилии, Мексике и др. странам), где создание зон является инструментом общей гибкой стратегии экономического роста. В других РС СЭЗ не стали важным механизмом их экономического развития, являясь изолированными анклавами производства товаров легкой промышленности, бытовой электроники, а иногда и тяжелой промышленности на основе переработки местного сырья, способствуя, однако, их экономическому росту и интеграции их экономик в МХ. Поэтому число СЭЗ в РС быстро растет и в конце 90-х гг. их число превысило 450, число занятых в них – более 3 млн чел., совокупный объем их экспорта превысил 25 млрд долл.

Читайте также:  Лучшие видеокарты для добычи эфириума

В Китае СЭЗ учреждены в 1980 г. и располагаются они на южном побережье страны. Крупнейшая из них заняла всю провинцию на острое Хайнань. Интенсивно развиваются также СЭЗ в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямынь. Китайские СЭЗ прежде всего основываются на привлечении зарубежного китайского и иностранного капиталов, использовании многочисленной и дешевой рабочей силы, финансовой поддержке правительства страны и местных органов власти. Большие льготы предоставляются иностранному капиталу в экспортоориентированных и технологически емких проектах с помощью дополнительных налоговых скидок, ускоренной амортизации основных фондов, государственных субсидий на оплату земельных участков и рабочей силы, предоставления дополнительных прав в сбыте продукции на внутреннем рынке Китая и др. Функционирование СЭЗ способствует переходу от закрытой административно-распределительной к открытой рыночной экономике, ее развитию (бурный рост инвестиций, рост числа промышленных предприятий, рост числа рабочих мест, резкое увеличение производительности труда на объектах с иностранным капиталом, прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре промышленности, бурный рост объема экспорта из СЭЗ, диверсификация его структуры).

В РоссииСЭЗ стали создаватьсяв начале90-х гг. Однако идея СЭЗ во многом стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. С июля 1990 г. по июнь 1991 г. Верховный Совет России официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами общей площадью более 1 млн. кв. км (7% территории), с населением 18,5 млн. чел. (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрыты совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых. При этом процесс характеризовался отсутствием четкого понимания целей и задач их создания, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования, массовой раздачей льгот без четких критериев. Принятие в 1991 г. Закона об иностранных инвестициях, где содержалась глава о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования.

В 1992 г. в связи с осуществлением рыночных преобразований и либерализацией экономики отношение к СЭЗ изменилось. В июне 1992 г. был принят Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных ЭЗ на территории РФ».

Принятый в 1993 г. Таможенный кодекс РФ установил новые, ранее не существовавшие таможенные режимы: свободные таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработку товара на таможенной территории.

В РоссииЗСТсуществуют в форме:

— свободных таможенных зон производственного и торгового типов,

— магазинов беспошлинной торговли.

Вопрос 41. Международные валютные отношения. Мировая валютная система. Этапы эволюции мировой валютной системы

Международные валютные отношения —совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности отдельных национальных экономик.

Развитие МВО обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением МРТ, формирование мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Исторически сначала возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система являются составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит на национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Валютная система – форма организации денежных отношений, определяемая степенью развития товарного производства;

— внутреннее денежно-кредитное обращение;

— форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой через национальные банки, обслуживающие ВЭД; эта связь проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.

Элементы валютной системы:

1. национальная валюта

2. валютный курс

3. валютный паритет – законодательно устанавливаемое соотношение между двумя валютами, являющееся основной валютного курса.

4. конвертируемость валюты Полная конвертируемость Ограниченная конвертируемость: внешняя и внутренняя.

Внешняя конвертируемость Внутренняя конвертируемость

5. наличие или отсутствие валютных ограничений (операций с национальной и иностранной валютой с помощью экономических, правовых, организационных мер);

6. международные кредитные средства обращения.

7. регулирование международной валютной ликвидности (МВЛ)

8. режим валютного рынка и рынка золота;

9. институциональный элемент – деятельность национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (ЦБ, министерства экономики и финансов, органы валютного контроля).

Мировая валютная система – форма организации МВО, закрепленная межгосударственными соглашениями; состоит из взаимодействующих национальных валютных систем и международных валютных институтов и организаций. Все эти звенья представляют собой относительно самостоятельные части, в то же время они тесно связаны и взаимопереплетены.

Основные задачи МВС:

— эффективное осуществление платежей за экспорт и импорт товаров, капитала и услуг, других видов деятельности в отношениях между отдельными странами;

— создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда;

— обеспечение функционирования экономической и политической системы МРХ;

— содействие расширению или ограничению интенсивности международных экономических отношений.

Функции МВС:

· осуществление перелива факторов, промежуточных и конечных результатов производства из одной страны в другую или блокирование этого процесса;

· расширение или ограничение степени национальной экономической самостоятельности;

· использование как орудия экономического и политического нажима на отдельные страны.

МВС базируется на функциональных формах мировых (или международных) денег, выполняющих все функции денег подобно функциям денег в национальных хозяйствах.

Международные деньги выступают на двух уровнях:

— международная торговая валюта;

— международная резервная валюта.

Критерии деления: а) различие операций, обслуживаемых валютой; б) субъекты, осуществляющие эти операции. Но в обоих случаях речь идет об одинаковых по качеству деньгах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью