- » . $title . «
- Анна Брыткова: «Деловая журналистика — это в чем-то вызов и преодоление»
- Как стать бизнес-журналистом?
- «Стать богатым человеком, будучи журналистом, невозможно»
- Как писать о людях в статусе VIP?
- Тонкий вопрос доверия
- О журналистике мнений
- История компании или человеческие истории?
- Сторонитесь пресс-секретарей
- Нужно ли поступать на журфак?
- Куда идти молодым?
- Журналист меняет профессию: как люди из медиа делают бизнес благодаря связям и умению верстать
- Сам себе капитан: журналист открывает школу яхтинга
- Все будет оверсайз: журналист создает новый формат женской одежды
- Еда и гаджеты: журналист открывает технологический ресторан
- Приключения на Лофотенах: журналист организует туры в Норвегию
» . $title . «
Анна Брыткова: «Деловая журналистика — это в чем-то вызов и преодоление»
Из опыта работы в ведущих деловых СМИ
— В деловой журналистике очень большая текучесть кадров. С чем это связано?
— С тем, что не каждый может выдержать такой ритм и темп работы. Ты практически круглосуточно должен находиться на связи, отодвинув на второй план личные и семейные дела. Деловая журналистика — прежде всего журналистика фактов, которые должны тщательно проверяться. Поэтому в деловых СМИ существуют четкие стандарты, нормы, которые должны обязательно выполняться, а это не всегда просто.
— Редакционные требования существуют в каждом деловом СМИ?
— Везде есть определенные стандарты и требования. В одних СМИ, как в «Ведомостях», журналисты подписывают эти документы. В других следование стандартам предполагается по умолчанию. В «Коммерсанте» у нас над каждым рабочим столом висели определенные правила. Например, «нет слов «не дозвонился», «нет слов «мне никто не ответил». Ты обязан получить информацию любым возможным способом, в рамках закона и морали, разумеется.
— Откуда берутся информационные поводы для деловых новостей?
— В первую очередь это общение с людьми — представителями компаний, главами бизнеса. Много читаешь исследований, другие СМИ, материалы которых иногда могут стать поводом для новых публикаций. В последнее время Telegram-каналы заняли свою нишу и генерируют инфоповоды. Иногда что-то интересное можно почерпнуть в соцсетях. Например, журналисты, которые пишут про банки, подписаны на Олега Тинькова. Однако нельзя забывать о том, что любая информация должна тщательно проверяться.
Вот один из примеров. В Forbes было проведено расследование по поводу вакцинации от COVID-19 российской элиты. Все началось с того, что один из топ-менеджеров разместил в социальных сетях пост, что он вакцинировался. Но после того, как мы начали задавать уточняющие вопросы по поводу прививок в России, он удалил этот пост. Мы в своем материале не поставили его фамилию по его же просьбе. Но это уже вопрос этики.
— А вообще этические ситуации часто возникают в работе делового журналиста?
— В основном правила игры всем хорошо понятны. Но если речь идет об эксклюзивной информации, которой владеет узкий круг людей, может возникать вопрос этики.
Спикер может опасаться, что раскрытие информации негативно отразится на нем, и просит не указывать фамилию. В этом случае журналист может не раскрывать свой источник при условии, что он доверяет спикеру, но проверить его по нескольким другим источникам обязан.
— Как качественно выстроить работу с источниками информации?
— Традиционный заход в компании начинается с пресс-службы. Пиарщики охотно дают информацию, всем хочется появляться в «Коммерсанте», «Ведомостях», РБК, Forbes. Безусловно, бывают разные ситуации. Допустим, пресс-служба не может дать комментарий, потому что это негатив для компании. Тогда журналист может написать, что от комментария отказались, но это не лучший вариант для этой компании. Для журналиста же важно уметь быстро реагировать.
Приведу пример. В самом начале работы в Москве, находясь на деловом мероприятии, я оказалась рядом с Алексеем Кудриным, который беседовал с одним предпринимателем. Больше в помещении не было никого. У меня была уникальная возможность после окончания их разговора подойти и задать вопросы Кудрину. Но так получилось, что в тот момент моя сумка с диктофоном была за дверью. Хотела выйти и взять ее, но, открыв дверь, увидела рой телекамер. Уникальная возможность задать вопрос экс-министру финансов была упущена. Эта история меня научила, что в любой момент в кулуарах, в курилке, в туалете, в коридоре, на лестнице ты можешь встретить спикера и должен быть готов разговаривать с ним.
— С большими начальниками как выстраиваете отношения?
— Все индивидуально. Выстраивание дружественных отношений со спикерами — это тоже работа. Кому-то она дается легко, кому-то непросто. Помню, как-то обращалась в один из банков, коллега предупредил: с этой пресс-службой лучше держаться «на расстоянии». Вышло наоборот: для меня знакомство с человеком, отвечающим за пиар этого банка, стало одним из самых ценных.
Если говорить об интервью, то готовишься к ним основательно: смотришь отчетность, изучаешь рынок, составляешь детальный список вопросов. Я как-то брала интервью у топ-менеджера одного банка, он мне наговорил столько, что я написала еще три материала. Спикер — это человек, которого надо расположить к себе. Один раз, войдя в кабинет руководителя крупного банка, увидела там огромное количество белых орхидей. У меня был большой список вопросов по финансовой отчетности, по стратегии развития банка, но разговор я начала с вопроса об орхидеях. Оказалось, это его хобби, и этот разговор позволил мне установить с ним личный контакт.
— Я знаю, что вы окончили факультет журналистики УрФУ. Как получилось, что связали свою жизнь с деловой журналистикой? Ведь в регионе деловых изданий не так много.
— В какой-то степени случайно. Услышала от однокурсницы, что она хочет пройти стажировку в «Коммерсанте», и пришла туда просто из любопытства. Интерес к теме подогрел еще и спецкурс по деловой журналистике, который вела Ирина Перечнева, редактор журнала «Эксперт-Урал». Я достаточно закрытый человек, и мне легче работать там, где строго определены правила, есть четкие стандарты работы с информацией. Деловая журналистика — это в чем-то вызов и преодоление. Ты должен в каждом тексте показать точку зрения разных, но весомых экспертов. Если не хватает информации, нужно постараться ее добыть.
— Часто работа в кулуарах экономических форумов выходит на первый план. И здесь не дай бог, чтобы журналист конкретного издания услышал новость, а ты не услышал. При этом ты постоянно должен быть в теме. Возьмем, например, введение санкций, как было в 2014 году из-за Крыма. Мы тогда поехали на Петербургский международный экономический форум. Новости менялись буквально каждую минуту, поэтому приходилось одновременно и работать со спикером, и в телефоне следить за новостями. Если ты задашь вопрос, который уже не актуален, получится пустая работа. Экономические новости очень быстро меняются, поэтому работа постоянно держит в тонусе. В этом драйв, но в этом и напряжение. Это еще одна причина, почему в деловой журналистике текучка кадров большая.
Источник
Как стать бизнес-журналистом?
В Петербурге в рамках молодежного форума «3D Журналистика» состоялась открытая лекция главного редактора журнала Forbes в России Елизаветы Осетинской. По её признанию, роль лектора для нее непривычна. Но организаторы петербургского форума уже не первый год зазывали её поделиться секретами мастерства с молодежью. Хотя у Елизаветы Осетинской не оказалось возможности приехать в Северную столицу в дни форума, встреча все-таки состоялась – за две недели до открытия «3D Журналистики». Как она призналась, для нее была важна эта встреча.
«Удивлена такому количеству народа. Журналистика находится в трудном положении. Ей никогда не было легко. Но от журналистов многое зависит. Вся эта самоцензура, весь этот флёр… – это всё внутри нас».
Зал едва вместил всех желающих. После лекции на гостью из Москвы обрушился шквал вопросов.
«Стать богатым человеком, будучи журналистом, невозможно»
Многие мечтают о молниеносной карьере в журналистике. Но быстрых результатов не бывает ни в бизнесе, ни в журналистской работе.
– Многие юноши и девушки хотят стать чиновниками, и возможно, преуспеют. Но они пройдут длинный путь прежде, чем окажутся на самом верху. То же самое и в бизнесе. Чтобы попасть в список «Форбс», нужно преодолеть очень многое. Нужно реально много работать.
Если ты качественный журналист, ты получаешь доступ к самым сильным мира сего очень быстро. И это сильно мотивирует. Когда ты, будучи юным, вдруг резко оказываешься в такой среде, то испытываешь невероятный драйв. И кажется, что всё самое главное происходит рядом с тобой и вокруг тебя.
Если вы хотите стать журналистами, то, думаю, понимаете, что в вашей профессии деньги, мягко говоря, побочный продукт. Стать богатым человеком, будучи журналистом, невозможно. Конечно, если ты не медиамагнат Мердок. Общая масса журналистов не богата. Но преимущество от общения с людьми, безусловно, есть.
Журналистика — самая азартная профессия. Ты что-то узнал, узнал первым и всех обогнал. Это такое ощущение, когда ты идешь по следу, что-то вскрыл. Работа сама по себе очень интересна.
Как писать о людях в статусе VIP?
Так называлась лекция Елизаветы Осетинской. Этот вопрос нередко возникает у тех, кого привлекает работа в бизнес-изданиях, в деловой журналистике. Ответ на него был краток: «Писать так же, как и о других».
– Люди, которых мы очертили статусом VIP, намного лучше нас разбираются в каких-то вещах. Просто так не становятся успешными людьми. И журналист должен в каком-то смысле соответствовать этому уровню, много чего знать. Большинство из вас никогда не занималось бизнесом, не испытывало ни успеха, ни провала в бизнесе. Но как журналист я должна понимать, как устроена компания, какие проблемы бизнесмена беспокоят. Я говорю об общем уровне экономической культуры, которой должен обладать журналист.
Для начала научитесь пользоваться хотя бы «Яндексом», чтобы уметь собрать о человеке бэкграунд. Неплохо получить хотя бы минимальное представление о том, как работает отчетность, как выглядит компания в цифрах, как она устроена, откуда берутся деньги, по каким правилам работает бизнес. Понимание финансов – базовая вещь особенно для людей, которые идут в бизнес-журналистику.
Недавно я разговаривала с одним бизнесменом, человеком из десятки «Форбс», он управляет активами. Мы с ним обсуждали качество журналистики и он сказал: «Я могу разговаривать с двумя журналистами в стране». Я говорю: «Почему? Объясните». Он мне: «Уровень понимания проблем не соответствует тому, что я ожидаю».
Мы, журналисты, должны быть компетентны. Если мы не компетентны, то с нами и разговаривать нечего.
Тонкий вопрос доверия
– Базовые знания можно приобрести. А выстраивание доверия между людьми, особенно с теми, кто никому не доверяет – вещь тонкая. Только с помощью доверия можно добиться успеха, добиться, чтобы человек продолжал с вами разговаривать. Когда человек на утро или через несколько часов получает результат разговора с ним в онлайне, в газете или журнале, его, прежде всего, что волнует? Чтобы его слова были переданы так, как он сказал. И вторая вещь – если ситуация конфликтная (а журналисты, как правило, затрагивают конфликтные ситуации), должно быть понятно, что он находится в равных условиях с остальными участниками конфликта. Равенство – залог построения этого доверия. Во всяком случае, в моей практике это работало именно так.
Есть такая чувствительная тема для России, как коррупция. Она чувствительная и в журналистике. То, что российские медиа коррумпированы, – ни для кого не секрет. Лекарством от этой коррупции является доверие. У каждого из вас есть выбор. Добиться быстрых результатов и быстрых денег, но ненадолго. Но в этом случае не будет уважения и доверия. Ты переходишь из статуса собеседника в статус обслуживающего персонала.
О журналистике мнений
– Увы, мнений компетентных мало. Мнений, действительно основанных на знаниях, а не на эмоциях. Мне не хватает качественного контента несмотря на то, что журналистика мнений захлестнула медиарынок. Большая их часть может быть хлесткой, но это не то, что заставляет вас думать. Нередко возникает подмена журналистики факта журналистикой мнений. Мне хотелось бы прочитать компетентную заметку о том, что же на самом деле произошло… а вместо этого напишут мнение. Если кишка тонка что-то узнать, тогда это заменяется мнением. Это легче и трафика больше. Вот в чем проблема российской журналистики.
История компании или человеческие истории?
– Мне интереснее драматическая судьба человека, а не история компании. Например, история основателя компании «Глория Джинс». Человек такое в жизни прошел! Отсидел в тюрьме, чуть не умер, потерял жену, сын заболел раком. Но его компания стала расти. Это и человек-драма, и человек-успех! Интереснее людей, с которыми мы случайно можем пересечься, в широком смысле ничего нет на земле. Это самое ценное.
Сторонитесь пресс-секретарей
– Если вы хотите общаться с интересными людьми, то получайте к ним доступ непосредственно, напрямую. Старайтесь в этом общении сами завоевать доверие, а не построить доверие через кого-то. Это ключевая вещь для вашего личного успеха.
В Петербурге, например, проходит Петербургский экономический форум. Это очень ценное мероприятие с точки зрения журналистов. Там в открытом доступе есть практически все. Главное, с каким вопросом и какой идеей вы придете. Журналистов там тысяча, и все будут одолевать… Самое ужасное, когда тебе задают вопрос: «Что ты думаешь?». Мне часто звонят и спрашивают: «А как вы это прокомментируете?» Боже мой, что можно ответить на это!
Нужно ли поступать на журфак?
– Я никогда не училась даже на курсах при журфаке. У меня экономическое образование. В деловую журналистику идут лингвисты, математики… кого только нет. Конечно, есть примеры людей, которые с журналистским образованием достаточно разобрались в экономике. Люди и с гуманитарным бэкграундом колонки про экономику пишут, бюджет государственный разбирают.
У меня нет никакого предубеждения против какого-то конкретно образования. Но я слышала, что на журфаке нет курса «финансы» для финансовых журналистов. И это, конечно, плохо.
В Нью-Йорке, например, в Columbia University есть программа для журналистов, которая фактически дает возможность получить МВА. Вы учитесь бизнесу, но этот бизнес для журналистов. У нас, к сожалению, это пока не развито. Выбрав бизнес-журналистику, я бы скорее пошла на какую-то на экономическую специальность.
Помимо прочего важен ваш специфический опыт. Многое от этого зависит.
Куда идти молодым?
– Новостная журналистика, информационные агентства, онлайн-порталы – конечно, это работа для молодых. Для вас все двери открыты. Идите в РБК, в «Ленту», Рейтер…
Источник
Журналист меняет профессию: как люди из медиа делают бизнес благодаря связям и умению верстать
Журналистика то ли умирает, то ли перерождается. Рынок медиа схлопывается: меняются форматы, печатные издания закрываются, электронные — постоянно трансформируются в сторону сервисов и мультиплатформенности. А репортеры и редакторы в силу профессии «сидят» на потоке идей, на которых можно заработать. Не все, но многие из них запускают собственные бизнесы, не связанные с медиа, — от производства одежды до школы яхтенного спорта. Наработанные знакомства и опыт помогают добиваться скидок в 90%, блефовать при страшных разборках, верстать сайты и планировать рекламу. Бывшие представители медиа, ставшие предпринимателями, рассказали Inc., как использовать нетворкинг для наращивания клиентской базы и поиска инвесторов, зачем издавать журнал имени собственной компании и почему не планируют возвращаться в СМИ, даже если теперь меньше зарабатывают.
Сам себе капитан: журналист открывает школу яхтинга
Главный редактор журнала FURFUR
Школа яхтинга «Сила ветра»
Саша Сколков, управляющий партнер школы «Сила ветра», родился и вырос в Ейске, на берегу Азовского моря. В школе увлекался виндсерфингом, а повзрослев — парусным спортом. Тогда же он перебрался в Москву и начал работать в издании Look At Me. «Привычка превращать любое свое увлечение в медийный образ сыграла тут свою роль. Увлекшись парусным спортом, я завел во ВКонтакте паблик. В нем я рассказывал, как все происходит, выкладывал интересные штуки», — вспоминает он.
Аудитория группы увеличивалась органически, а сам Сколков дорос до главного редактора журнала FURFUR. Когда в паблике собралось 1,5 тыс. подписчиков, Саша запустил небольшой курс яхтинга в Ейске — и начал приглашать туда подписчиков. В 2014 году в Ейск приехали учиться яхтингу 20 человек, а уже через год — 120. Зарабатывать на своем хобби Сколков не планировал, но в в 2015 году познакомился с Максимом Пинигиным, одним из основателей Музея советских игровых автоматов. У Пинигина был проект «Сила ветра» — регаты по Средиземному морю и экспедиции в Норвегию и Шотландию для друзей, — который он решил превратить в полноценный бизнес. Узнав о школе яхтинга Саши Сколкова, он пригласил его в «Силу ветра» как партнёра.
«Сожалений, что оставляю журналистику, не было. В FURFUR дела стали идти хуже: уменьшение доли медийного рынка и его кризис в целом. Мне стало надоедать работать в режиме, когда медиа является конечным продуктом, а все твои усилия направлены на рост количества просмотров», — признается Сколков.
Компания устраивает тренировки в Москве на Пироговском водохранилище и проводит регаты, экспедиции и гонки по Средиземному морю, в Таиланде, Норвегии, Фарерах, Шотландии. Курсы в Ейске также продолжают работать. В 2016 году «Сила ветра» привлекла 700 клиентов только на московские тренировки, а в 2017 — 2 тыс.
Сколков уверен, что его обязанности в проекте не очень сильно отличаются от работы в медиа: «Мы играем в серьёзный маркетинг – издаем печатный журнал «Сила ветра». С ним мы легко заходим на всякие выставки, в яхт-клубы, попадаем в книжные магазины, участвуем в фестивалях, он лежит в кафе и барбершопах — просто так заинтересовать яхтингом аудиторию, которая пьет кофе в Surf Coffee, сложно, а когда они берут в руки журнал, становится легко. Он продается в Санкт-Петербурге и Москве, скоро появится в магазинах «Москва» и «Цветной», – рассказывает Сколков.
«Когда сидишь на стабильной зарплате, независимо от того, что ты делаешь, — так спокойнее. Поэтому сейчас количество неврозов добавилось. В финансовом смысле я не сильно изменил свое положение – доход вырос примерно в полтора раза. Но стало больше свободы и желания что-то делать в любое время – днем, ночью или в свой выходной», – добавляет Саша Сколков.
Все будет оверсайз: журналист создает новый формат женской одежды
Анна Николаева, Кристина Тоноян
Замглавреда и корреспондент газеты «Московские новости»
Проект «Одевайся Легко» (производство и продажа женской одежды)
«В какой-то момент мне стало очевидно, что история с профессией закончилась. Ты понимаешь, что тебе, условно говоря, 33 года, единственная экспертиза, которой ты обладаешь, связана с журналистикой. Ничего ты больше не умеешь, нигде тебя больше не ждут. Это сильно давит», — рассказывает Анна Николаева, совладелец бренда женской одежды «Одевайся Легко». Несколько лет назад она работала заместителем главного редактора газеты «Московские новости», но после рождения ребенка поняла, что к журналистике возвращаться не хочет.
Однажды приятельница Анны – Кристина Тоноян, которая тоже работала в «Московских новостях», — предложила ей разобрать гардероб: избавиться от вещей, которые не очень подходят, составить новые комбинации из имеющейся одежды, купить что-то новое. Процесс разбора гардероба им понравился, и они решили попробовать делать это за деньги. Бизнес практически не потребовал вложений, первыми заказчиками стали друзья и знакомые. Благодаря журналистскому прошлому у Анны было много приятельниц из столичного бомонда (популярные колумнисты, сотрудники министерств и ведомств, главные редакторы крупных изданий — например бывший главред «РИА Новости» Светлана Миронюк), которые сразу подписались на группу «Одевайся Легко» в Facebook.
После года регулярного общения с клиентками Анна и Кристина поняли, что среди городских жительниц старше 30 существует запрос на повседневную одежду «не для всех». Совладельцы проекта сначала отправились за одеждой в Корею. Отобранные по своему вкусу платья продавали во временном шоу-руме в Москве — сначала в квартире в центре Москвы, а потом в номере гостиницы «Метрополь». Продажи проходили в формате дружеских посиделок с шампанским и закусками — платья раскупали, стало очевидно, что девушки попали в свою аудиторию.
Тогда они решили пойти еще дальше и запустили собственный бренд одежды «Одевайся Легко», сделали ставку на оверсайз. Первый опыт работы с производителями потребовал навыков жестких переговоров: представители цеха в Бишкеке, получив 20 тыс. рублей аванса (их должно было хватить на первые образцы), перестали выходить на связь.
«Я позвонила на автоответчик и сказала, что если в течение трех часов нам не привезут наши деньги, мы подключим все связи. Это был блеф чистой воды, нам некому было звонить. Но через три часа конверт с деньгами ждал нас на ресепшене», — вспоминает Николаева.
Журналистский опыт помогает понимать, как работают соцсети, правильно взаимодействовать с аудиторией и выстраивать ДНК собственного бренда. А чтобы пополнить знания об индустрии, часть прибыли решили вкладывать в образование, — Николаева уже поступила в Британскую высшую школу дизайна по программе MBA в сфере fashion-менеджмента.
Собственный бизнес привел пока к падению личного дохода основательниц. В молодом проекте значительную часть выручки приходится реинвестировать в его развитие. «Своё дело – это 24 часа работы, низкий и нестабильный доход, риски по поводу того, сможем ли удержаться на плаву. Но оно того стоит. Когда делаешь то, что можно потрогать руками, это такая терапевтическая вещь, – убеждена Николаева. — Когда начинаешь свое дело за свои деньги, появляется совсем другое чувство ответственности — перед семьей, партнёром, клиентами. Это очень круто».
Еда и гаджеты: журналист открывает технологический ресторан
Телепередача «Хай-тек» («Россия 24»)
Texнологичный ресторан Gadget Studio
Работая журналистом, Николай Турубар специализировался на теме высоких технологий: был ведущим и соавтором программы о технологиях «Хай-тек» на канале «Россия 24», работал в журналах «Итоги» и Men’s Health. Видя, как много людей следили за презентациями новых гаджетов, 6 лет назад он задумался, есть ли где-то в мире специальный ресторан для поклонников IT-технологий. Интернет-поисковики таких ресторанов не выдавали. «Моя идея просто лежала 5 лет. Я к ней возвращался иногда и думал: ну неужели еще никто не создал ничего подобного?» — вспоминает он.
В 2015 году, на своем дне рождения, Турубар поделился этими наблюдениями с одним из гостей – Глебом Мишиным, на тот момент главой Lenovo. Спустя несколько дней Мишин перезвонил журналисту и попросил приехать, чтобы еще раз обсудить идею гик-ресторана. Мишин предложил сделать сеть, продавать франшизу и стал соучредителем заведения.
Ресторан Gadget Studio открылся в самом центре Москвы – на Тверской улице – в марте 2017 года. Он обошелся инвесторам в 70 млн рублей, Николай Турубар выступает партнером (владеет 30% заведения).
В ресторане за год его существования уже проводилась презентация iPhone X с прямыми включениями из Сан-Франциско, выступал с лекцией о блокчейне Виталик Бутерин, компания Google анонсировала здесь запуск Android Pay. Привлечение спикеров для лекций, а также брендов для мероприятий – зона ответственности Николая Турубара.
В первый год Турубару пришлось сменить пять команд персонала, включая управляющих. Все они воспринимали бывшего журналиста как человека случайного, которого можно и нужно обмануть. К тому же они противились внедрению технологий — например полному отказу от наличных денег в ресторане.
«Год я работаю в абсолютно консервативной, зачастую враждебной среде, которая не приемлет ничего нового и людей со стороны. Здесь жесткая конкуренция, помощи от других ресторанов не дождешься. Всему учишься на собственных ошибках», — рассказывает Турубар. Поначалу журналист был уверен, что просто наймет управляющего и сможет приезжать в ресторан в свободное время. А фактически ему пришлось целый год жить в заведении и покончить с работой в медиа.
Николай Турубар признает, что для него открытие Gadget Studio стало большим вызовом. «Я понимаю, что самый сложный период – это старт. Знаю, что рестораны чаще всего закрываются в первый год. Мы точно не закроемся: выручка за 2017 год составила 28 млн рублей. Окупиться мы планируем в течение трех лет, я вижу свет в конце тоннеля», — замечает Турубар.
Личный доход Николая снизился, так как до запуска ресторана он управлял успешными медийными проектами Chezasite и Nomobile. Права на Nomobile Турубар передал Издательскому дому “Семь дней”. После этого команда Nomobile вместе с Турубаром запустила новый ресурс — Chezasite. Его журналист передал в управление перед открытием Gadget Studio, но без его участия проект не смог функционировать, вскоре был заморожен. Сейчас рассматриваются варианты его перезапуска без участия Николая.
В Gadget Studio он работает за зарплату, а когда ресторан начнет приносить прибыль, то будет получать ее часть. «Несмотря на все сложности, я с оптимизмом смотрю в будущее. Главное, что наконец определился с командой и теперь могу заняться стратегическими задачами. Моя ближайшая цель — сделать на первом этаже VR-кинотеатр. И надеюсь, этой весной он уже появится в каком-то виде», — говорит Турубар.
Приключения на Лофотенах: журналист организует туры в Норвегию
Заместитель главного редактора Bankir.ru
Проект по организации путешествий «Везу в Норвегию»
В 2014 году после 20 лет работы в СМИ Борис Кулагин понял, что выгорел, и решил сменить сферу деятельности. «Кураж прошел, к тому же рынок СМИ стал сворачиваться», — поясняет он. Еще когда Борис работал в проекте «Деловая среда», посвященном стартапам и предпринимательству, его вдохновляли истории начинающих бизнесменов.
В поисках бизнес-идеи Кулагин стал перебирать собственные увлечения, которые можно монетизировать. Больше всего ему нравилось путешествовать по Норвегии. Это была первая страна, куда Борис поехал с семьей на машине, получив в 2005 году загранпаспорт, и куда ездил потом несколько раз. Из воспоминаний об этих поездках родился проект по организации автомобильных путешествий «Везу в Норвегию». Путешествуя, Борис научился разрабатывать маршруты, собирать информацию о достопримечательностях и ночевках, планировать бюджет и организовывать активности. Все это пригодилось в собственном деле.
Для привлечения клиентов вместе с сыном он создал сайт «Везу в Норвегию», — пригодился журналистский опыт работы с текстами, информацией и версткой.
Для первой поездки с группой Кулагин придумал в 2015 году маршрут, подсчитал бюджет и разместил всю информацию на сайте, проиллюстрировав тексты вдохновляющими фотографиями. Примерно через два месяца на рекламу проекта в соцсетях окликнулись два человека — это и была первая группа. В поездку отправились на собственной машине Бориса — минивене Volkswagen. Из-за длинной дороги тур получался слишком долгим и сейчас Кулагин арендует автомобиль уже в Норвегии, а группы добираются туда самолетом.
Свой проект «Везу в Норвегию» экс-редактор продвигает через страницы в Facebook и Instagram, где даёт платную рекламу. На нее уходит около 3 тыс. рублей в месяц. В группах Кулагин регулярно выставляет свои тексты о необычных местах в Норвегии и интересных фактах об этой стране, сопровождая их собственными фотографиями. Это позволило нарастить аудиторию, а вместе с ней — и количество клиентов.
Источник