Защита иностранных инвестиций узбекистане

Законодательная палата
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов

Статья 1. Цель и задачи Закона

Настоящий Закон устанавливает гарантии и меры защиты прав иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.

Основными задачами настоящего Закона являются:

формирование комплекса мер по гарантиям и защите прав иностранных инвесторов;

определение условий предоставления дополнительных гарантий и мер защиты для отдельных категорий иностранных инвесторов и иностранных инвестиций.

Статья 2. Законодательство о гарантиях и мерах защиты прав

Отношения, связанные с предоставлением и осуществлением гарантий и мер защиты прав иностранных инвесторов, регулируются настоящим Законом, Законом Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях» и другими актами законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Гарантии прав иностранных инвесторов

Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.

Не допускается дискриминация в отношении иностранных инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, вероисповеданием, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций с учетом обеспечения реализации международных договоров Республики Узбекистан.

Акты законодательства, в том числе ведомственные нормативные акты, не имеют обратной силы в случаях, если их исполнение наносит ущерб иностранному инвестору или иностранным инвестициям.

В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.

Ухудшением условий инвестирования считаются внесение изменений и дополнений в законодательство, а также принятие новых актов законодательства Республики Узбекистан, предусматривающих:

увеличение размера (ставки) налога на прибыль по доходам, получаемым в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;

введение дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за пределы Республики Узбекистан, за исключением случаев приостановления уполномоченным государственным органом репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, преступлений или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором – физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением;

введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятиях с иностранными инвестициями;

введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;

введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов – физических лиц, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций. ­

Порядок применения положений частей четвертой и пятой настоящей статьи определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Все договоры по иностранным инвестициям, прежде всего частным, в части обеспечения безусловных гарантий их выполнения находятся под контролем соответствующих органов, уполномоченных Правительством Республики Узбекистан.

Органы государственного управления и органы государственной власти на местах не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, осуществляемую в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

В случае, если при использовании своих законных полномочий органы государственного управления и органы государственной власти на местах обнаружат нарушения иностранным инвестором законодательства, они могут принять только те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Органы государственного управления или органы государственной власти на местах не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности иностранного инвестора.

Данная статья не распространяется на принятие, дополнение либо отмену актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением защиты интересов национальной безопасности Республики Узбекистан, определяемых в соответствии с общепринятыми принципами международного права.

Статья 4. Дополнительные гарантии и меры защиты,

предоставляемые иностранным инвесторам

Законодательством, наряду с общими гарантиями и мерами защиты иностранных инвесторов, могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты, в том числе обеспечивающие безусловное выполнение партнерами своих обязательств перед иностранными инвесторами.

Дополнительные гарантии и меры защиты могут предоставляться иностранным инвесторам в каждом конкретном случае при инвестировании:

в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;

в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;

в проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.

Дополнительные гарантии и меры защиты иностранным инвесторам могут включать предоставление гарантии Правительства Республики Узбекистан, оказание содействия в финансировании инвестиционных проектов, создание специального налогового и платежного режима, осуществление государственного мониторинга реализации проектов и иные меры в соответствии с законодательством.

Дополнительные гарантии и меры защиты предоставляются иностранным инвесторам специальными решениями Правительства, в которых, в частности, предусматриваются условия и порядок вложения, использования и обеспечения окупаемости иностранных инвестиций.

Статья 5. Гарантии от национализации. Условия осуществления

Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов в Республике Узбекистан не подлежат национализации.

Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий.

Решение о реквизиции принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан при соблюдении требований, по которым реквизиция:

ограничивается минимальным размером инвестиций или иных активов, необходимых для решения задач, вытекающих из указанных случаев;

осуществляется не на дискриминационной основе и в установленном законодательством порядке;

сопровождается выплатой компенсации, адекватной причиненному убытку. Государство выступает гарантом своевременного осуществления указанных компенсационных выплат.

Иностранный инвестор вправе оспаривать в судебном и арбитражном порядке, в частности:

законность цели, используемой для осуществления реквизиции;

оценку реквизируемых инвестиций и иных активов;

соответствие выплаты компенсации, подлежащей уплате;

процедуру, которую соблюдали органы государственного управления и органы государственной власти на местах при осуществлении реквизиций.

Статья 6. Гарантии использования средств

Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.

Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством имеют право:

открывать, использовать и распоряжаться счетами в любой валюте, в любом банке на территории Республики Узбекистан, а также за ее пределами;

получать и возвращать ссуды в иностранной валюте.

Ограничение использования либо принудительное снятие средств со счетов предприятия с иностранными инвестициями со стороны органов государственного управления и органов государственной власти на местах может быть осуществлено исключительно в порядке, установленном законом.

Статья 7. Гарантии перевода средств

Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и других обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Такие переводы включают в себя:

Читайте также:  Спред доходности гособлигаций сша

первоначальные и дополнительные суммы для поддержания либо увеличения иностранных инвестиций;

доход от осуществления инвестиций;

средства, полученные в качестве возмещения за причиненные убытки в соответствии с настоящим Законом;

платежи, осуществленные в порядке исполнения договоров;

выручку от продажи всех или части иностранных инвестиций;

платежи, возникающие вследствие урегулирования спора, включая любое судебное или арбитражное решение;

заработную плату и другие выплаты работникам;

средства из других источников, полученные в соответствии с законодательством.

В соответствии с нормами международного права государство может приостановить репатриацию средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором — физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением.

Статья 8. Гарантии возврата иностранных инвестиций в связи

с прекращением инвестиционной деятельности

Иностранный инвестор имеет право на прекращение инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

После прекращения инвестиционной деятельности иностранный инвестор имеет право на свободную репатриацию в денежной либо натуральной форме своих активов, полученных в результате прекращения инвестиционной деятельности, без ущерба для выполнения обязательств иностранного инвестора в отношении Республики Узбекистан либо других кредиторов.

Статья 9. Свободный доступ к открытой информации

Акты законодательства, в том числе ведомственные нормативные акты, а также судебные решения, затрагивающие каким-либо образом интересы иностранных инвесторов, должны быть им доступны, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, — опубликованы.

Органы государственного управления и органы государственной власти на местах обязаны предоставлять по запросам иностранных инвесторов интересующую их информацию в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 10. Разрешение споров

Спор, прямо или косвенно связанный с иностранными инвестициями (инвестиционный спор), может разрешаться по соглашению сторон посредством консультаций между ними. Если стороны окажутся не в состоянии достичь согласованного разрешения, такой спор должен разрешаться хозяйственным судом Республики Узбекистан либо посредством арбитража в соответствии с правилами и процедурами международных договоров (соглашений и конвенций) по разрешению инвестиционных споров, к которым присоединилась Республика Узбекистан.

Стороны, вовлеченные в инвестиционный спор, по взаимной договоренности могут определить орган, рассматривающий такой спор, а также страну осуществления арбитражного судопроизводства по инвестиционному спору.

Споры иностранных инвесторов, не связанные с их инвестиционной деятельностью на территории Республики Узбекистан, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, за исключением случаев, когда договором предусмотрен иной порядок разрешения споров в соответствии с нормами международного права.

Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства

о гарантиях и мерах защиты прав иностранных

В случае нарушения законодательства о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов иностранный инвестор имеет право на получение в судебном порядке адекватного возмещения за причиненные убытки.

В случае принятия органами государственного управления или органами государственной власти на местах нормативных актов, ущемляющих права иностранных инвесторов, а также в случаях незаконного их вмешательства в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов причиненные убытки возмещаются этими органами в судебном порядке.

Должностные лица органов государственного управления или органов государственной власти на местах, нарушившие законодательство о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 12. Конфликтующие положения

В случае какого-либо несоответствия между положениями настоящего Закона и другими актами законодательства или международными договорами Республики Узбекистан преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для иностранных инвесторов.

Статья 13. Применение Закона к ранее осуществленным инвестициям

Настоящий Закон применяется к иностранным инвестициям, осуществленным в Республике Узбекистан до вступления настоящего Закона в силу, только в части его большего благоприятствования иностранному инвестору.

Республики Узбекистан И.Каримов

Источник

Законодательная палата
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Об иностранных инвестициях

Статья 1. Цель и задачи Закона

Настоящий Закон определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан.

Основными задачами настоящего Закона являются:

содействие развитию экономики Республики Узбекистан и ее интеграции в мировую экономическую систему путем стимулирования притока иностранных инвестиций;

привлечение и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современных зарубежных технологий и управленческого опыта.

Статья 2. Законодательство об иностранных инвестициях

Законодательство об иностранных инвестициях состоит из настоящего Закона, Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об иностранных инвестициях, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Иностранные инвестиции

Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода).

Доход, вкладываемый иностранными инвесторами в качестве реинвестиций в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в настоящем Законе означает любые средства, полученные от инвестирования в Республике Узбекистан, включая прибыль, проценты, дивиденды, роялти, лицензионные и комиссионные вознаграждения, платежи за техническую помощь, техническое обслуживание и другие формы вознаграждений.

Статья 4. Иностранные инвесторы

Иностранными инвесторами в Республике Узбекистан могут быть:

иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств;

международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;

юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;

физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.

Статья 5. Формы осуществления иностранных инвестиций

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан путем:

долевого участия в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;

создания и развития хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

приобретения имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;

вложения прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);

приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

приобретения права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Изменение форм, в которых первоначально или повторно осуществляются иностранные инвестиции, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.

Статья 6. Предприятия с иностранными инвестициями

Иностранные инвесторы могут создавать на территории Республики Узбекистан предприятия с иностранными инвестициями и пользоваться всеми правами, гарантиями и льготами, предоставленными им законодательством Республики Узбекистан.

Читайте также:  Один bitcoin сколько сатоши

Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан. Одним из участников предприятия с иностранными инвестициями обязательно является иностранный инвестор, указанный в абзацах втором, третьем или четвертом статьи 4 настоящего Закона.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью, в том числе в ходе процесса приватизации.

Предприятие с иностранными инвестициями приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации. Порядок создания и государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 7. Дочерние предприятия, филиалы и представительства

предприятий с иностранными инвестициями

Предприятие с иностранными инвестициями может создавать на территории Республики Узбекистан дочерние предприятия, филиалы с правами юридического лица, а также представительства и другие обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан.

За пределами Республики Узбекистан могут быть созданы дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения предприятий с иностранными инвестициями.

Статья 8. Хозяйственные объединения предприятий

Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан могут на добровольных началах создавать на территории Республики Узбекистан ассоциации, концерны, корпорации, консорциумы и другие хозяйственные объединения, а также входить в качестве полноправного члена в действующие объединения.

Статья 9. Правовой режим для иностранных инвестиций

на территории Республики Узбекистан

Государство гарантирует и защищает все права иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.

Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляются справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в международных договорах Республики Узбекистан.

Правовой режим для иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан.

Законодательство Республики Узбекистан может содержать, в соответствии с общепринятыми нормами международного права, ограничения или запрет на иностранные инвестиции в определенных сферах экономики и деятельности с целью защиты интересов национальной безопасности Республики Узбекистан.

Восстановление нарушенных прав и интересов иностранных инвесторов, гарантированных законами Республики Узбекистан, регулируются законодательством, в том числе международными договорами Республики Узбекистан.

Статья 10. Права иностранных инвесторов

Иностранный инвестор, в соответствии с принципами международного права и законодательством Республики Узбекистан, имеет право:

самостоятельно определять объемы, виды и направления осуществления инвестирования;

заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;

владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности. По решению иностранного инвестора права владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Взаимоотношения сторон при передаче прав регулируются ими на основе договоров;

самостоятельно принимать решение о патентовании за рубежом и в Республике Узбекистан принадлежащих ему изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;

самостоятельно и свободно распоряжаться доходом (включая его беспрепятственную репатриацию), полученным в результате инвестиционной деятельности;

привлекать в Республику Узбекистан денежные средства в виде кредитов и займов;

использовать средства в национальной валюте на своих счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

приобретать права на земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством;

использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на праве собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

на получение адекватной компенсации в случае реквизиции его инвестиций и иных активов;

получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.

Иностранный инвестор имеет и другие права, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.

Статья 11. Обязанности иностранных инвесторов

Иностранные инвесторы при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан обязаны:

соблюдать действующее законодательство Республики Узбекистан;

уплачивать налоги и производить иные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

отвечать по договорным обязательствам, взятым им в связи с инвестированием;

получать заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, вытекающих из законодательства Республики Узбекистан;

воздерживаться от любых форм прямого и (или) косвенного незаконного воздействия на своих партнеров по инвестиционной деятельности или на органы государственного управления и органы государственной власти на местах с целью получения дополнительных льгот и преимуществ по сравнению со своими конкурентами.

Иностранный инвестор несет ответственность за нарушение законодательства Республики Узбекистан на общих основаниях и отвечает своим имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 12. Хозяйственная деятельность иностранных

Хозяйственная деятельность иностранных инвесторов, в том числе по созданию, продаже, реорганизации или ликвидации предприятий с иностранными инвестициями, их дочерних предприятий, филиалов и иных структур, а также хозяйственных ассоциаций и объединений, формированию фондов предприятий с иностранными инвестициями, заключению арендных и иных договоров, регулируется законодательством Республики Узбекистан.

Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Все расходы предприятий с иностранными инвестициями в иностранной валюте должны обеспечиваться за счет их собственных валютных поступлений, а также других разрешенных законодательством Республики Узбекистан источников получения иностранной валюты. Их валютная самоокупаемость может быть обеспечена также в рамках создаваемых консорциумов, объединений и других организационных структур.

Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. Экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию.

Предприятия с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, импортируемой предприятиями для собственных нужд, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Имущество, ввозимое иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд, освобождается от обложения таможенной пошлиной в порядке, установленном законодательством. Имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами, не облагается таможенной пошлиной.

Патентование изобретений и внедрение промышленных образцов, принадлежащих иностранным инвесторам, вкладывающим их в качестве инвестиций, и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно устанавливают перечень, порядок образования и использования фондов предприятия.

Трудовые отношения работников предприятий с иностранными инвестициями регулируются законодательством Республики Узбекистан.

Пенсионное обеспечение работников предприятия с иностранными инвестициями регулируется законодательством Республики Узбекистан.

Предприятия с иностранными инвестициями могут приобретать земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.

Читайте также:  Инвестиции для госслужащих ограничения

При переходе права собственности на строения и сооружения вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан.

Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам осуществляется арендодателем на основании договоров и в соответствии с законодательством.

Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Они ведут бухгалтерские книги и записи в национальной валюте Республики Узбекистан, а также, по своему усмотрению, в свободно конвертируемой валюте.

Статья 13. Концессионные договоры

Предоставление иностранным инвесторам концессии на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов и ведение иной хозяйственной деятельности производится на основе концессионных договоров, заключаемых иностранными инвесторами с уполномоченными органами государственного управления Республики Узбекистан в порядке, определяемом законодательством.

Концессии допускаются во всех сферах и видах деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Узбекистан и отвечают целям заключаемых концессионных договоров.

Статья 14. Привлечение иностранных работников

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан имеют право на свободное заключение трудовых договоров с гражданами любого иностранного государства и лицами без гражданства, проживающими за пределами Республики Узбекистан, с целью осуществления инвестиционной деятельности. Такие лица имеют право въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период действия трудового договора с получением соответствующих многоразовых виз.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников должны решаться в трудовых договорах с каждым из них. Заработная плата этих работников и иные доходы, полученные законным путем, могут переводиться ими в другие государства без каких-либо ограничений после уплаты установленных законом налогов и обязательных платежей.

Иностранный инвестор, предприятие с иностранными инвестициями переводят платежи по пенсионному обеспечению за иностранного работника в соответствующие фонды в стране постоянного места жительства этого работника.

Статья 15. Свобода передвижения

Иностранные инвесторы, их представители и иностранные работники, находящиеся в Республике Узбекистан в связи с инвестиционной деятельностью, имеют право на свободное передвижение по всей территории Республики Узбекистан.

Определенные ограничения могут применяться исключительно в целях обеспечения национальной безопасности при условии, что такие ограничения на свободное передвижение определены законодательством Республики Узбекистан.

Статья 16. Страхование иностранных инвестиций

Страхование инвестиций и рисков иностранных инвесторов осуществляется на добровольной основе.

Иностранные инвесторы пользуются правом на страховую защиту наравне с отечественными инвесторами в любой страховой организации, законно действующей на территории Республики Узбекистан. Страхование иностранных инвестиций от политических и иных рисков может также осуществляться международными организациями, зарубежными государственными экспортными кредитными агентствами, другими страховыми компаниями.

Страховые организации, осуществляющие страхование иностранных инвестиций, не отвечают по обязательствам Республики Узбекистан. Государство не отвечает по обязательствам страховых организаций, кроме случаев, предусмотренных в соглашении сторон.

Страхование иностранных инвестиций обеспечивает страховую защиту и гарантии от политических и иных рисков, в том числе включающих:

экспроприацию собственности, а также любые законодательные или административные меры, ведущие к изъятию собственности или отчуждению от нее, потере контроля над ней или доходами, получаемыми от нее;

введение ограничений на перевод иностранной валюты за пределы страны;

внесение изменений в законодательство, имеющих дискриминационный характер в отношении отдельных групп инвесторов;

вмешательство органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц в договорные отношения инвесторов;

войны, гражданские волнения или другие подобные события;

другие виды политических и иных рисков, связанных с иностранными инвесторами и иностранными инвестициями.

Статья 17. Обеспечение обязательств

Имущество и имущественные права предприятия с иностранными инвестициями могут использоваться им в качестве обеспечения по всем видам его обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения обязательств могут выступать его право собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, а также жилые помещения с земельными участками, на которых они размещены, имущественные права на здания, сооружения, оборудование, а также иные вещные права.

Все имущество и имущественные права, принадлежащие иностранному инвестору на правах собственности, независимо от места их нахождения, могут быть использованы им в качестве обеспечения своих обязательств.

Статья 18. Реорганизация или ликвидация предприятия

с иностранными инвестициями

Предприятие с иностранными инвестициями может быть реорганизовано или ликвидировано в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.

Предприятие с иностранными инвестициями, не сформировавшее в течение одного года с даты государственной регистрации свой уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами, если иное не предусмотрено законодательством, ликвидируется в установленном порядке. При этом, предприятие, не сформировавшее свой уставный фонд в указанный срок в размерах, предусмотренных учредительными документами, может уменьшить его до фактически сформированного, но не менее установленного законодательством минимального размера или преобразоваться в другую организационно-правовую форму.

Активы предприятия с иностранными инвестициями при его ликвидации подлежат налогообложению в установленном порядке. Оставшаяся часть распределяется между участниками предприятия с иностранными инвестициями пропорционально их доле в имуществе предприятия, если иное не предусмотрено учредительными документами.

Иностранный инвестор в случае выхода из предприятия с иностранными инвестициями или ликвидации этого предприятия получает право на возврат своей доли в имуществе предприятия в денежной или товарной форме в соответствии с рыночной стоимостью.

При реорганизации или ликвидации предприятия с иностранными инвестициями работникам, трудовые договоры с которыми прекращены, гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством.

Статья 19. Обязательства государства по иностранным

Государство, органы государственного управления и органы государственной власти на местах отвечают только по обязательствам, взятым на себя в соответствующих договорах с иностранными инвесторами, подписанных лицами, полномочия которых подтверждены в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Узбекистан, привлекающих иностранные инвестиции, за исключением случаев, когда эти обязательства гарантированы государством в установленном законом порядке.

Статья 20. Функции органов, осуществляющих привлечение

В целях привлечения, реализации и защиты иностранных инвестиций уполномоченный правительством орган, другие органы государственного управления и органы государственной власти на местах, а также заинтересованные неправительственные организации:

подготавливают и распространяют информацию о возможностях и условиях инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;

консультируют потенциальных инвесторов по юридическим, экономическим и иным вопросам деятельности и оказывают им необходимую помощь и содействие в решении возникающих вопросов;

разрабатывают предложения по совершенствованию правовой базы деятельности иностранных инвесторов;

представляют в пределах своих полномочий Республику Узбекистан в международных отношениях по вопросам иностранных инвестиций;

осуществляют иные функции, направленные на привлечение, реализацию и защиту иностранных инвестиций.

Статья 21. Полномочия государственных органов по контролю

за деятельностью иностранных инвесторов

Контроль за соблюдением иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями требований законодательства Республики Узбекистан осуществляют налоговые и другие уполномоченные Правительством Республики Узбекистан государственные органы в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Узбекистан.

При осуществлении функций контроля, контролирующий орган обязан обеспечить сохранность коммерческой тайны. Разглашение коммерческой тайны преследуется по законодательству Республики Узбекистан.

Статья 22. Конфликтующие положения

В случае какого-либо несоответствия между положениями настоящего Закона и другими актами законодательства или международными договорами Республики Узбекистан преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для иностранных инвесторов.

Источник

Оцените статью