Запреты для иностранных инвестиций

Ограничения для иностранных инвесторов

Закон устанавливает ограничения на участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее — «Хозяйственные общества»), а также регулирует отношения, связанные с совершением иных сделок, в результате которых иностранные инвесторы или группы лиц устанавливают контроль над Хозяйственными обществами (ст. 2 Закона).

Закон содержит перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России. К ним относятся, во-первых, виды деятельности, связанные с обороной страны, а именно деятельность, связанная с ядерными установками и материалами, радиоактивными веществами, шифровальными средствами, вооружением и боеприпасами, военной и авиационной техникой, авиационной безопасностью, космическими разработками. Во-вторых, к стратегически важным областям отнесена деятельность средств массовой информации, а именно телевизионное и радиовещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более численности населения субъекта РФ, деятельность редакции и (или) издателя периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 млн. экземпляров, а также полиграфическая деятельность, осуществляемая субъектом, способным обеспечить печать не менее 200 млн. листов оттисков в месяц. В-третьих, стратегически важной признана деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в географических границах РФ на рынке услуг связи (за исключением предоставления доступа к сети «Интернет») и включенным в реестр, предусмотренный Федеральным законом «О защите конкуренции», на рынке услуг фиксированной телефонной связи на территории 5 и более субъектов РФ, в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, а также оказание услуг хозяйствующим субъектом, внесенным в реестр субъектов естественных монополий, и некоторые другие. К четвертой категории можно условно отнести деятельность, связанную с полезными ископаемыми и природными ресурсами: геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добычу (вылов) водных биоресурсов, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и др. (ст. 6 Закона).

Законом установлены разрешительный и уведомительный порядок согласования установления контроля иностранного инвестора над Хозяйственными обществами. Та или иная процедура зависит от количества приобретаемых акций (долей) или иных факторов, позволяющих говорить о возможности контроля со стороны иностранного инвестора над Хозяйственным обществом. Необходимость согласования со специальной правительственной комиссией (которая еще не создана) предусмотрена для иностранных инвесторов или групп лиц в отношении сделок, в результате совершения которых они приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал Хозяйственного общества, а также право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 % состава коллегиального исполнительного органа Хозяйственного общества, и (или) безусловную возможность избирать более чем 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Хозяйственного общества (ст. 7 Закона). К сделкам, подлежащим предварительному согласованию относятся также сделки, совершенные иностранными государствами, международными организациями, а также находящимися под их контролем организациями, влекущие приобретение права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % но не более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы Хозяйственных обществ, или иную возможность блокировать решения органов управления Хозяйственных обществ (ст. 2 Закона). Изъятия в отношении данного правила предусмотрены для сделок, до совершения которых иностранный инвестор уже прямо или косвенно осуществлял контроль более чем над 50 % голосующих акций Хозяйственного общества (ст. 4 Закона). Несколько иные правила установлены в отношении Хозяйственных обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ст. 7 Закона). К ним применяются более жесткие ограничения. Сделки, которые нарушают требования Закона, ничтожны (ст. 15 Закона).

Иностранный инвестор должен уведомлять о любой сделке, в результате которой приобретается 5 и более процентов акций (долей) в Хозяйственном обществе (ст. 14 Закона). Закон обязывает иностранного инвестора в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу представить в уполномоченный орган в информацию о владении им 5 и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал Хозяйственного Общества, приобретенных до вступления Закона в силу (ст. 16 Закона).

Обращаем внимание на то, что положения Закона применяются к сделкам, совершенным за пределами территории России, если они касаются установления контроля со стороны иностранных инвесторов или групп лиц над Хозяйственными обществами. При этом действие Закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Россия (ст. 2 Закона). Действие закона также не распространяется на сделки, совершенные до даты его принятия (ст. 16 Закона).

Помимо перечисленных выше положений, Закон подробно регламентирует признаки нахождения Хозяйственного общества под контролем (ст. 5 Закона), дает четкие дефиниции (ст. 3 Закона), прописывает порядок и процедуру предварительного согласования сделок (ст. 12 Закона)

Читайте также:  Майнинг chia coin pool

Анна Белицкая, юрисконсульт компании «Гарант»

Источник

Запреты и ограничения на вложение иностранных инвестиций

Понятие и виды правовых режимов иностранных инвестиций.

Правовой режим иностранных инвестиций – совокупность правовых положений, определяющих статус иностранных инвестиций и инвесторов на территории определённого государства. Правовой режим иностранных инвестиций может быть национальным либо преференциальным.

В мировой практике распространены три вида правовых режимов иностранных инвестиций:

Национальный режим иностранных инвестиций – совокупность правовых положений, предоставляющих иностранным и национальным инвесторам (инвестициям) на территории определённого государства равный объём прав и правовых гарантий.

Преференциальный режим иностранных инвестиций – совокупность правовых положений, предоставляющих иностранным инвесторам (инвестициям) на территории определённого государства больший объём прав и правовых гарантий, чем национальным инвесторам (инвестициям).

Дискриминационный режим иностранных инвестиций – совокупность правовых положений, предоставляющих иностранным инвесторам (инвестициям) на территории определённого государства меньший объём прав и правовых гарантий, чем национальным инвесторам (инвестициям).

Дискриминационным режимом не являются запреты и ограничения на иностранные инвестиции, установленные в интересах национальной, в том числе и экономической безопасности.

Преференциальный режим в зависимости от количества прав, предоставляемых иностранному инвестору, способствует привлечению инвестиций, но ставит в худшие условия национального инвестора, так как дополнительные льготы и гарантии дают иностранному инвестору заведомое преимущество в конкуренции на рынке. Беларусь избрала преференциальный режим иностранных инвестиций, но с умеренным количеством дополнительных льгот и гарантий. В настоящий момент имеет место постепенный переход от преференциального к национальному режиму. В 2004 и 2006 гг. из Инвестиционного кодекса Республики Беларусь был исключен ряд правовых норм, устанавливающих льготы и гарантии, распространявшиеся исключительно на иностранных инвесторов и их инвестиции.

Наряду с дополнительными льготами и гарантиями Инвестиционный кодекс содержит ряд запретов и ограничений на вложение иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции не допускаются в следующих сферах:

— в сфере обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;

— в сфере изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Наряду с запретами осуществления иностранных инвестиций законодательством установлены ограничения на иностранные инвестиции.

Данные ограничения действуют в двух сферах экономической деятельности: банковской сфере и сфере страхования. Основной целью данных ограничений является обеспечение преобладания национальных инвесторов в управлении банками и страховыми организациями. Необходимость достижения такой цели обусловлена интересами экономической безопасности государства.

Указанные ограничения иностранных инвестиций в банковском и страховом секторах выражаются в установлении предельно допустимых квот иностранных инвестиций в совокупном банковском капитале и совокупном уставном фонде страховых организаций.

Квота участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных фондах банков с иностранными инвестициями, и уставного фонда дочерних банков иностранных банков к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Квота участия иностранного капитала в страховом секторе рассчитывается как отношение суммарной стоимости акций (долей), принадлежащих иностранным инвесторам в уставных фондах страховых организаций, а также стоимости акций (долей) дочерних по отношению к иностранным инвесторам страховых организаций, к совокупному уставному фонду страховых организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Данные квоты устанавливаются: Национальным банком по согласованию с Президентом – для банковской сферы и Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь – для сферы страховых услуг. Факт превышения указанных квот влечет наступление следующих правовых последствий:

а) не допускается государственная регистрация банков и страховых организаций с участием иностранных инвесторов;

б) прекращается право на отчуждение акций (долей) в уставных фондах банков и страховых организаций в пользу иностранных инвесторов и (или) дочерних по отношению к ним страховых организаций;

в) прекращается право на увеличение уставных фондов банков и страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов и (или) дочерних по отношению к ним страховых организаций;

г) у страховых организаций, в уставных фондах которых доля иностранных инвестиций превышает 49%, прекращается право на создание (участие в уставных фондах) других страховых организаций, равно создание филиалов и представительств.

Для реализации указанных ограничений установлен разрешительный порядок совершения сделок по отчуждению акций (долей) в уставных фондах банков и страховых организаций в пользу иностранных инвесторов и совершения действий по увеличению уставных фондов указанных субъектов за счет средств иностранных инвесторов. Разрешения на совершение указанных сделок применительно к банкам выдаётся Национальным банком Республики Беларусь, а применительно к страховым организациям – Министерством финансов Республики Беларусь. Сущность данного механизма состоит в том, что Национальный банк или Министерство финансов обязаны отказать в выдаче таких разрешений, если квота иностранных инвестиций соответственно в банковской или страховой сферах будет превышена.

Страховая организация, дочерняя (зависимая) по отношению к иностранному инвестору, имеет право на осуществление в Республике Беларусь страховой деятельности, если иностранный инвестор не менее 10 лет является страховой организацией, осуществляющей деятельность согласно праву соответствующего государства.

Читайте также:  Управленческий учет центр прибыли центр инвестиций

Основным правовым документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности является договор, который заключается на началах добровольности и равноправия сторон.

6. Инвестиционный договора

Инвестиционный договор заключается в целях оказания государственной поддержки инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения и другим важным для экономики РБ вопросам.

Под инвестиционным договором понимается договор между РБ (в лице Правительства РБ или уполномоченного им республиканского органа государственного управления) и национальными или (и) иностранными инвесторами, определяющий порядок осуществления инвестиционной деятельности в период реализации инвестиционных проектов этих инвесторов.

Сторонами инвестиционного договора:

с одной стороны – РБ в лице Правительства РБ (или уполномоченного им республиканского органа государственного управления, государственной организации, подчиненной Правительству РБ);

с другой стороны – национальные или (и) иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в РБ признаются:

— иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

— иностранные юридические лица;

— иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

— физические лица (граждане РБ и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами РБ.

Республика Беларусь и её административно-территориальные единицы признаются национальными инвесторами. Иностранные государства и их АТЕ признаются иностранными инвесторами. Юридические лица относятся к национальным или иностранным инвесторам в зависимости от государства, в соответствии, с законодательством которого они создавались, и на территории которого они имеют официальный юридический адрес.

Юридические лица относятся к национальным или иностранным инвесторам на основании двух принципов:

а) принципа гражданства;

б) принципа резиденства;

Иностранный гражданин признается иностранным инвестором независимо от того, имеет ли он постоянное место жительства в Республике Беларусь либо за её пределами (т.е. действует принцип гражданства). Граждане РБ и лица без гражданства признаются национальными инвесторами, если они постоянно проживают на территории РБ, в противном случае они признаются иностранными инвесторами (т.е. действует принцип резиденства).

Объектом инвестиционного договора:

1)недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс (юридическое лицо);

2)приобретение имущества или имущественных прав (доли в уставном фонде, ценных бумаг, прав, оборудования, других основных средств, концессия);

3)интеллектуальная собственность (объекты права промышленной собственности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели), (средства индивидуализации товаров: товарные знаки, знаки обслуживания), (объект авторского права);

Правительство РБ заключает инвестиционный договор от имени РБ в случае, если этот договор предусматривает обязательства со стороны РБ по:

1)предоставлению гарантий Правительства РБ;

2)предоставлению имущества, являющегося собственность РБ;

3)реорганизации юридических лиц, имущество которых находится в собственности РБ;

4)использованию, изъятию и предоставлению земельных участков;

5)развитию общегосударственной инфраструктуры;

6)созданию и использованию энергетических ресурсов;

7)регулированию цен и тарифов на используемую либо производимую инвестором продукцию (работы, услуги), лицензированию, сертификации, а также антимонопольной политики;

8)обеспечению охраны прав на интеллектуальную собственность и занятости трудоспособного населения республики;

9)другим вопросам, входящим в компетенцию Правительства РБ.

Основанием заключения инвестиционного договора является предоставление инвестиционного проекта. При этом стоимость инвестиционного проекта должна составлять сумму, эквивалентную 5 млн. долларов США.

Инвестиционный договор заключается в письменной форме на русском или белорусском языке согласно Декрета № 10 от 6.08.2009 « О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», в инвестиционном договоре должны быть определены:

1)объект, объем и сроки вложения инвестиций,

2)срок действия инвестиционного договора;

3)права и обязанности инвестора и Республики Беларусь – сторон инвестиционного договора;

4)ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в том числе возмещение инвестору ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов, а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств;

5)порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора. В качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в том числе о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора;

6)порядок внесения изменений в инвестиционный договор;

7)иные условия по соглашению сторон инвестиционного договора;

Согласно Декрета № 10 от 6.08.2009, инвестиционный договор заключается на основании решения:

1)республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ,

2)областного (Минского городского) исполнительного комитета в случае реализации инвестиционного проекта в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и в пределах компетенции государственного органа или исполнительного комитета;

Читайте также:  Биткоин биржа когда появилась

3)Совета Министров Республики Беларусь в случаях, когда инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации, на дату его подписания;

При заключении инвестиционного договора по вышеуказанным пунктам не требуется бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного договора и государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта

4)Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в случаях предоставления инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.

При заключении инвестиционного договора по данному основанию необходимо бизнес-план и государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта.

Проекты инвестиционных договоров подлежат:

Ø обязательной юридической экспертизе, проводимой юридическими службами соответствующих государственных органов и исполнительных комитетов, принимающих решения о заключении инвестиционных договоров,

Ø Министерством юстиции, если решение о заключении инвестиционных договоров принимается Советом Министров Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Заключенные инвестиционные договоры подлежат государственной регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, порядок ведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь;

Инвестор, претендующий на заключение инвестиционного договора, или уполномоченное им лицо представляет в Министерство экономики следующие материалы:

1)заявление с предложением о заключении инвестиционного договора;

2)проект инвестиционного договора;

3)бизнес-план инвестиционного проекта,

4)легализованную выписку (выписка должна быть проведена в течение года до подачи заявления) из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса данного инвестора в соответствии с законодательством страны происхождения

5)копию свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц РБ);

6)копию паспорта инвестора с переводом на русский (белорусский) язык и документ, нотариально удостоверяющий подпись переводчика (для физических лиц- нерезидентов) и копию паспорта (для физических лиц-резидентов);

7)заключение аудитора о финансовом состоянии инвестора (для всех юридических лиц);

8)документ, выданный банком или иным кредитно-финансовым учреждением, о состоятельности инвестора (для всех физических лиц).

Одновременно Министерство экономики направляет проект инвестиционного договора:

1)в Министерство финансов – для подготовки заключения о целесообразности оказания государственной поддержки инвестору (если проект инвестиционного договора предполагает изменение доходной или расходной части республиканского бюджета);

2)в Министерство юстиции – для подготовки заключения о соответствии положений проекта инвестиционного договора законодательству Республики Беларусь;

3)в Министерство иностранных дел – для подготовки заключения о соответствии положений проекта инвестиционного договора международным обязательствам РБ и общей стратегии развития внешнеэкономического сотрудничества (при заключении инвестиционного договора с иностранным инвестором);

4)на согласование в другие республиканские органы государственного управления, если это относится к их компетенции.

Срок рассмотрения проекта инвестиционного договора не должен превышать 30 дней со дня поступления его в Министерство экономики. При рассмотрении проекта инвестиционного договора в процессе предварительных переговоров и консультаций Министерство экономики и инвестор могут вносить согласованные изменения и дополнения в данный проект.

При положительных заключениях вышеперечисленных республиканских органов государственного управления, на представленные к рассмотрению материалы (или по согласованию с ним другой республиканский орган государственного управления, государственная организация, подчиненная Правительству РБ) разрабатывает и вносит в Совет Министров РБ проект решения Правительства РБ об одобрении инвестиционного проекта и о предоставлении соответствующих полномочий на подписание инвестиционного договора.

В случае отсутствия оснований для заключения инвестиционного договора Министерство экономики в письменном виде информирует об этом инвестора и Совет Министров РБ.

Совет Министров РБ рассматривает представленные Министерством экономики материалы и по согласованию с Президентом РБ6

o заключает инвестиционный договор

o одобряет и уполномочивает соответствующий республиканский орган государственного управления на заключение данного инвестиционного договора от имени РБ.

В случае, если для заключения инвестиционного договора необходимо решение Президента РБ (по вопросам предоставления дополнительных гарантий РБ, касающихся налогового и таможенного режимов на срок действия инвестиционного договора, продажи земельных участков или иного имущества, находящегося в собственности РБ, другим вопросам в соответствии с законодательными актами РБ), то такой инвестиционный договор заключается после принятия Президентом РБ соответствующего решения либо предоставления им Правительству РБ в установленном законодательством порядке необходимых полномочий.

Инвестиционный договор заключается в трех экземплярах (два – для каждой из сторон инвестиционного договора, третий – для Министерства экономики).

Инвестиционный договор в течении 10 дней со дня его заключения представляется инвестором в Министерство экономики в целях регистрации в государственном реестре инвестиционных договоров с РБ.

Реестрявляется перечнем с использованием автоматизированной системы учета информационно-справочных данных о заключенных инвестиционных договорах. Ведение реестра осуществляется одновременно на бумажных носителях в виде регистрационной книги и на машинных носителях. Одновременно ведется регистрационное дело.

В случае несоответствия записей на бумажном и машинном носителях за основу принимаются записи на бумажных носителях. Ведение реестра осуществляется Министерством экономики.

Источник

Оцените статью