- Государственное регулирование инвестиций и его особенности
- Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ
- Механизм инвестиционного регулирования
- Направления регулирования инвестиционной деятельности
- Методы государственного регулирования инвестиций
- Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов
- Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиций и его особенности
Государственное регулирование инвестиций играет важную роль при развитии рыночной экономики, поскольку инвестдеятельность не может носить саморегулирующий характер. В противном случае при хаотичном развитии инвестиционные процессы не позволят государству достигать не только стратегических, но и тактических задач в рамках решения социальных и экономических вопросов.
Под госрегулированием инвестиций понимается совокупность законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые выполняются уполномоченными на то госучреждениями с целью создания стимулов для инвестиционной активности, что станет залогом последующего экономического роста.
При рыночном механизме предполагается свобода выбора и действий, которые определяются целями хозяйствующего субъекта. Регулирование на законодательном уровне инвестпроцесса ставит целью сохранить принципы и механизмы хозяйствования, не заменяя их при этом директивным управлением. Вместо этого ставится цель организации благоприятных условий для активизации инвестдеятельности хозсубъектов на основании рыночного механизма.
Инвестиционная деятельность базируется на принципах невмешательства госорганов РФ, субъектов РФ и органов муниципальных образований в инвестдеятельность, если она выполняется на законных основаниях. Также соблюдаются интересы и права организаций, граждан, государства, общества и муниципальных образований при выполнении инвестиционной деятельности.
Госрегулирование инвестдеятельности: формы и методы
Госрегулирование инвестдеятельности – это формы и способы экономического и административного характера, которые определяются в законодательстве и используются управляющими органами всех уровней с целью осуществления инвестполитики. Она направлена на достижение государственных задач в сферах увеличения эффективности инвестиций, социально-экономического развития государства и его регионов, а также обеспечения безопасности для инвестирования в разные объекты.
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации подлежит регулированию со стороны общего законодательства, а также системы специальных нормативных актов. При этом Конституция страны, Налоговый и Гражданский кодексы, а также законы о собственности, акционерных обществах, внешнеэкономической деятельности, приватизации, валютном регулировании и подобные имеют принципиальное значение.
На территории Российской Федерации действуют специальные постановления и законы, а также нормативные акты, призванные регулировать сам инвестиционный процесс. К таким документам относится Закон «Об инвестдеятельности, выполняемой в форме капвложений», который был принят 25 февраля 1999 года. В соответствии с ним устанавливаются экономические, правовые и социальные условия инвестдеятельности, ее субъекты и объекты, защищаются интересы и права субъектов инвестдеятельности не зависимо от формы собственности.
Кабинет министров Российской Федерации принял ряд постановлений, направленных на увеличение роли государственной структурной и инвестиционной политики, создание условий для повышения мотивации частных инвестиций, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в производственную отрасль.
Госрегулирование инвестиций осуществляется:
— прямым управлением госинвестициями;
— в соответствии с реализацией госинвестпрограмм;
— приватизацией объектов госсобственности, антимонопольными мерами;
— контролем над соблюдением установленных в РФ стандартов и норм;
— внедрением налоговой системы с разграничением льгот и налоговых ставок;
— проведением кредитной и финансовой политики, а также амортизационной политики и политики ценообразования;
— финансовая помощь, которая предоставляется в виде субсидий, дотаций, ссуд, направленных на развитие как производственных отраслей, так и отдельных компаний;
Государство пользуется экономическими и административными способами влияния на инвестдеятельность на его территории.
Под экономическими методами понимаются те методы, которые позволяют влиять на субъекты инвестиционной деятельности создания стимулов для принятия инвестрешений в интересах не только субъектов, но и всего общества.
Административные методы регулирования являются прямыми, они предполагают непосредственное влияние на субъекты инвестдеятельности, при этом у государства есть право и возможность принуждать различных субъектов экономики посредством запретов, регламентов, разрешений и ограничений. Инструментами такого влияния являются нормативные и исполнительные акты.
Экономические способы предполагают, что государство будет влиять на субъекты инвестдеятельности, стимулируя принятия инвестрешений в интересах всего общества, а также непосредственно самих субъектов. К этой группе относится предоставление налоговых скидок и льгот, установление ставки рефинансирования, дифференциация платежей, тарифов и налоговых ставок.
Как правило, государство используется одновременно экономические и административные методы с целью достижения поставленных в инвестировании задач. Осуществление кредитной, финансовой, налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и валютной политики во многом определяет активность инвестиционной деятельности.
Для осуществления государственного регулирования инвестиций задействуют российские органы госвласти, а также органы госвласти субъектов Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности» предполагает использование таких форм госрегулирования:
- Создание подходящих условий для развития инвестиционной деятельности. Для этого используется:
— амортизация и амортизационные отчисления;
— модернизируется налоговая система, улучшаются механизмы начисления налогов;
— защищаются интересы инвесторов;
— устанавливаются специальные налоговые режимы, которые не носят индивидуальный характер;
— принимаются антимонопольные меры;
— развивается финансовый лизинг;
— предоставляются льготы на использование земли и иных природных ресурсов, которые не противоречат российскому законодательству;
— организация переоценок основных фондов, которые будут действовать в соответствии с инфляционным ростом;
— расширение возможностей пользования залогов при взятии кредитов;
— расширение пользования средств физических лиц и средств из различных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
— создание возможностей по формированию инвестфондов непосредственно участниками инвестиционной деятельности.
Помимо этого государство может само принимать непосредственное участие в инвестдеятельности.
Функции госрегулирования инвестпроцессов
При регулировании инвестиций государство выполняет следующие функции:
Мобилизующая функция предполагает поиск источников инвестиционных ресурсов, методов их привлечения с целью решения поставленных задач. Ее реализация предполагает осуществление регулирования перемещением инвестресурсов, а также их распределение и перераспределение между подразделениями народного хозяйства. У данной функции имеются и иные инструменты, среди которых налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в сфере амортизационных отчислений и регулирование внебюджетных фондов.
Контролирующая функция подразумевает контроль государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правовых и экономических норм, которые устанавливает государство. Госконтроль ведется посредством специальных органов управления и контрольных органов разного уровня.
Стимулирующая функция предназначена для ускорения достижения основных целей инвестиционной политики. Данная функция реализуется посредством предоставления финансовых и налоговых льгот, среди которых дотации и субсидии, а также дисконтную и кредитную политику, формирование оффшорных зон и иные инструменты.
Установочная функция кроется в постановке стратегических приоритетов и целей, а также основных целей инвестполитики на будущий период. Чтобы создать четкую структуру приоритетов и целей, необходимо определить самые острые политические и социально-экономические трудности, а также разработать эффективные мероприятия по их преодолению.
Современная инвестиционная политика страны состоит из двух различных форм – стратегии и тактики. Стратегия предполагает длительную постановку целей и курс державы, который направлен на решение крупнейших хозяйственных задач. Элементами стратегии являются:
— постановка долговременных задач, определение приоритетов и принципов госрегулирования инвестиций;
— выявление главных резервов и источников для финансирования долговременных инвестиций;
— выбор направлений и методов применения вложений, направленные на достижение поставленных целей.
Под тактикой понимают различные инструменты, методы и формы управления, которые помогают достигать стратегических целей. Главными отличиями тактики от стратегии являются:
— ориентация на поиск специфических и самых эффективных решений для каждой стратегической цели;
— предполагает решение оперативных задач в краткосрочной перспективе;
— применяются оперативные инструменты.
Как видно, государственное регулирование инвестиций играет важную роль в развитии народного хозяйства. Грамотное его ведение позволит создать важные стимулы для развития национального хозяйства. Именно поэтому в Российской Федерации ему уделяется такое повышенное внимание.
Источник
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:
- Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ ;
- Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
- Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.
Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.
Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.
Механизм инвестиционного регулирования
Направления регулирования инвестиционной деятельности
Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.
Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:
- инвестиционную деятельность, осуществляемую нерезидентами;
- инвестиционные операции, осуществляемые резидентами .
Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.
Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:
- инвестирования в капитальное строительство;
- покупки ценных бумаг;
- создание совместного предприятия и др.
Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.
Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.
К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.
Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.
Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:
- порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
- движение финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
- порядок налогообложения, льготы и государственные гарантии;
- нормативно правовую базу инвестиционной деятельности.
Методы государственного регулирования инвестиций
Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:
- регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств;
- регулирование объектов инвестирования;
- экспертизу инвестиционных проектов;
- государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
- контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
- регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
- оценку законности амортизационной политики;
- систему льготного кредитования;
- налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
- контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
- предоставление необходимой финансовой помощи.
В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:
- формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
- разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
- обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
- стимулирование лизинговых операций;
- создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.
Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.
Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.
Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов
Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.
Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:
- вкладывать финансовые средства в новое строительство;
- осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
- приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
- проводить проектно-изыскательские работы и др.
Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.
Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.
Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.
Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.
В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.
В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.
Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.
Источник