Цели и задачи государственного регулирования инвестиционной деятельности в России
Основные тенденции и проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности на современном этапе.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.
Инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах, соответствующих договорам подряда на капитальное строительство, проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака и т.д.
Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.
К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.
В целях управления инвестиционной политики указом президента была создана Государственная инвестиционная корпорация для федеральных и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных инвесторов и стимулировании внутренних инвестиций. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставный фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого в 1 млрд. долларов, которые могут использоваться в качестве гарантий возврата иностранным инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, используя при этом средства, выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ России, привлечённые и собственные средства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Государственное регулирование инвестиций
Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.
Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.
Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности — одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.
Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок [4].
Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.
В целом государственное регулирование осуществляется:
— в соответствии с государственными инвестиционными программами;
— прямым управлением государственными инвестициями;
— введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
— проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
— контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;
— антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
— экспертизой инвестиционных проектов.
Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.
Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.
Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.
Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.
К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Источник
Государственное регулирование инвестиционной деятельности: цели, формы, методы
Государство является участником инвестиционного процесса, в котором играет двуединую роль. С одной стороны, оно ныступает как субъект инвестиционного рынка, может быть и инвестирующей, и принимающей инвестиции стороной (реципиентом). С другой стороны, государство является главным регулятором экономических отношений в стране, призвано формировать нормативно-правовую базу этих отношений и регулировать ситуацию на рынке.
Государственное регулирование инвестиций — это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей в решении важнейших жономических задач.
Целью государственного регулирования инвестиционной деятельности является формирование и поддержание эффективной инвестиционной политики, предусматривающей соответ-стнующие механизмы реализации основных направлений социально-экономического развития страны.
Под инвестиционной политикой следует понимать сферу мситсльности государства, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала, вовлечения отечественных инвесторов в инвестиционный процесс для ускорения экономического развития страны и затрагивающую различные аспекты функционирования государства: правовые, финансовые, внешнепо-питические, социальные и др. Понятие «инвестиционный климат» включает совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географи-
ческих условий осуществления инвестиционной деятельности в конкретной стране, оказывающих существенное влияние на уровень доходности и риска инвестиций и соответственно на принятие определенного решения инвесторами. Специфика этого важнейшего фактора инвестиционной активности предприятий и населения заключается в том, что основные параметры инвестиционного климата регулируются государством с помощью различных правовых и социально-экономических методов. При этом первые состоят из законодательных и нормативных актов, административных процедур, а вторые являются в большей степени мерами косвенного воздействия через экономические интересы субъектов инвестиционной деятельности.
В настоящее время в международной практике известны разнообразные методы регулирования инвестиционной деятельности:
• по целям регулирования:
— ограничительные, определяющие условия доступа иностранного и отечественного капитала в экономику;
• по способу регулирования:
• по характеру регулирования:
• по масштабу регулирования:
— непосредственной регламентации процедур инвестирования конкретной группы инвесторов;
• по продолжительности действия:
• по способу применения:
— дискреционного действия (на основе разрешения в каждом конкретном случае).
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется следующим образом:
• при прямом участии государства в инвестиционной деятельности путем принятия государственных инвестиционных
программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета; предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности; предоставления гарантий пра-иительства по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов; проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов; предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам;
• через формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей основные аспекты инвестиционной деятельности длярезидентов и нерезидентов; определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами, а также условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; принятие антимонопольного законодательства и пресечение недобросовестной конкуренции;
• путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности: оказания инвесторам государственной поддержки; защиты интересов инвесторов; содействия развитию рынка ценных бумаг; проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон; использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• через развитие государственного образования и подготовку специалистов в сфере инвестиционной деятельности.
Государственный механизм регулирования инвестиционной деятельности, адекватной рыночным условиям, должен иметь двухуровневую структуру: 1) макрорегулирование (в масштабах всего государства); 2) микрорегулирование (на уровне субъектов хозяйствования).
Реализация государственной инвестиционной политики предполагает использование следующих механизмов организации и управления: прогнозирование государственной инвестиционной деятельности; планирование направлений государственных инвестиций; разработка программ государственных инвестиций; осуществление государственной поддержки инвестиционных проектов; организация государственной экспертизы инвестиционных проектов, государственного инвестиционного конкурса; инвестиционных тендеров.
Регулирование инвестиционных процессов методами государственного воздействия предполагает формирование среды, стимулирующей инвестирование в экономику. Важнейшим элементом такой среды выступает необходимая инфраструктура, обеспечивающая продвижение инвестиционных ресурсов по определенным направлениям (в частности, инвестиционные рынки и соответствующий инструментарий).
Исходя из вышеизложенного, инвестиционная политика может быть представлена как система, в которой задействованы все рычаги государственного регулирования.
Координация деятельности в сфере инвестиционной политики в Республике Беларусь возложена на Министерство экономики Республики Беларусь, одной из основных задач которого является создание условий для формирования экономической среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Для решения этой задачи Министерство экономики разрабатывает принципы и механизмы инвестиционной политики государства. Являясь головным органом по управлению социально-экономическими процессами в республике, Министерство экономики тесно сотрудничает с другими министерствами и центральными органами управления. Практически при всех исполнительных органах разных уровней созданы комитеты по инвестициям, призванные решать задачи, сформулированные в принимаемых государственных программах экономического и социального развития в части привлечения инвестиций в республику и их эффективного использования.
Содержание инвестиционной политики Республики Беларусь определяется в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. Среди важнейших пунктов выделим следующие:
• приведение законодательной и нормативной базы по инвестиционной деятельности в соответствие с международными стандартами;
• рациональное и эффективное размещение инвестиционных ресурсов на конкурентной основе;
• привлечение иностранного капитала преимущественно в виде прямых инвестиций;
• государственная поддержка приоритетных направлений и таможенные льготы, бюджетные ссуды;
• прямое вложение капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и программы.
Планирование и финансирование инвестиционной деятельности
Начальными этапами реализации государственной инвестиционной политики на макроуровне, т.е. в масштабах национальной экономики, являются прогнозирование государственной инвестиционной деятельности; планирование направлений государственных инвестиций; разработка программ государственных инвестиций. Ежегодно Президентом Республики Беларусь утверждается разрабатываемая правительством Государственная инвестиционная программа, в которой определяются основные инвестиционные проекты и источники их финансирования. Собственно финансированием является процесс трансформации капитала из денежной формы в производительную. Главным источником финансирования реальных инвестиций (капитальных вложений) в наиболее перспективные инвестиционные программы являются централизованные инвестиционные ресурсы из средств республиканского бюджета, составляющие порядка 80% всего объема финансирования. Объем финансирования устанавливается Законом о бюджете 1’сспублики Беларусь на очередной финансовый год. Средства, как правило, предоставляются на основе платности, срочности и возвратности в виде собственно ресурсов для финансирования инвестиционных проектов, гарантий правительства под привлекаемые кредиты банков. Кроме того, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет местных источников, а также иных источников. Государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется в виде предоставления льгот по налоговым и таможенным платежам, гарантий Правительства Республики Ьсларусь. Мировой опыт свидетельствует, что для эффективного функционирования экономики ежегодные инвестиции должны составлять не менее 30% от ВВП.
На микроуровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования, простое и расширенное воспроизводство невозможно без инвестиций в основные фонды и оборотные средства предприятия, что предполагает наличие источников финансирования. 11еобходимые объемы инвестиций в зависимости от целей инвестирования должны быть представлены в бизнес-планах предприятия, в которых прогнозирование денежных потоков, т.е. притока и оттока средств, является непременным атрибутом. Зарубежная практика показывает, что на предприятии
объем инвестиций должен содержать всю сумму амортизации, обеспечивающую простое воспроизводство основных производственных фондов, и не менее 30% чистой прибыли. Только в этом случае может быть обеспечена выживаемость предприятия в рыночной экономике. Источники финансирования инвестиционной деятельности в области реальных инвестиций — это средства, используемые на капитальные вложения предприятий и хозяйственных организаций всех форм собственности.
В настоящее время в Республике Беларусь у юридических лиц — участников инвестиционного процесса могут быть следующие источники инвестиций:
• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора;
• средства, мобилизуемые на финансовом рынке, в том числе на международном: заемные средства, привлеченные средства (эмиссия акций);
• бюджетные инвестиционные ассигнования;
• специальные фонды, создаваемые по решению правительства;
• прочие средства (денежные средства предприятий, консолидируемые объединениями и другими вышестоящими организациями; средства страховых фондов; отраслевых инновационных фондов; лизинг; денежные накопления населения; средства лиц, участвующих в долевом строительстве; венчурный капитал; средства от благотворительных мероприятий и вкладов).
Привлечение того или иного источника финансирования инвестиционных проектов связано для предприятия с определенными расходами: выпуск новых акций требует выплаты дивидендов; получение кредита — выплаты процентов по ним, использование лизинга — выплаты вознаграждения лизингодателю и т.п. Поэтому необходимо определить цену разных источников финансирования и выбрать наиболее выгодные из них.
У физических лиц (групп физических лиц-партнеров) источниками инвестиций могут быть:
• заработная плата, другие денежные вознаграждения и выплаты за работу на предприятиях, в учреждениях и организациях (премии, дивиденды, вклады и т.п.);
• доходы от всех видов предпринимательской деятельности (производственная, операции на товарных и фондовых бир-
жах, скупка и продажа акций и других ценных бумаг, коммерческое посредничество, торгово-закупочная и иная деятельность);
• доходы, полученные не по основному месту работы (выигрыши по займам и лотереям, суммы, полученные по наследству);
• суммы, полученные от ликвидации предприятий и организаций, реализации их имущества, а также другие источники дохода (заработок членов семьи, благотворительная помощь и др.).
Для экономики в целом важным источником инвестиций являются сбережения населения. Такие сбережения можно разделить на три группы:
• на покупку товаров длительного пользования;
• на непредвиденные случаи и старость.
Особым видом сбережений являются инвестиционные сбережения.
Инвестиционные сбережения — это особый вид сбережений, I ie предназначенных на потребительские нужды. Главная цель таких сбережений — инвестирование в приносящие доход активы. Сбережения данного вида аккумулируются сверх тех необходимых сбережений, которые совершаются на потребительские цели. Размер таких сбережений зависит от общего уровня жизни общества, уровня доходов его граждан. Большинство сбережений такого типа вкладываются в различные виды ценных бумаг. Инвестиционные сбережения могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные сбережения поступают на денежный рынок или рынок краткосрочных обязательств. Долгосрочные сбережения составляют увеличивающийся источник финансовых ресурсов на рынке капитала, т.е. долгосрочных активов.
По данным статистики, в Беларуси главными источниками инвестиций субъектов хозяйствования по настоящее время являются собственные средства предприятий и организаций. Наряду с этим привлекаются средства республиканского (моджета, а также местных бюджетов. Средства физических ниц вовлекаются в инвестиционный процесс опосредованно — через кредиты банков, источником для которых служат вклады населения.
Для активизации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь программными документами предусматривается реализация следующих мер:
• развитие системы самофинансирования в целях увеличения доли собственных источников предприятия в финансировании инвестиционных проектов и программ. В связи с этим осуществляется разработка новой государственной амортизационной политики, предусматривающей варианты начисления амортизации (ускоренная, свободная), направления ее использования, контроль и санкции за использование амортизационного фонда не по целевому назначению;
• приватизация объектов государственной собственности на возмездной основе — перспективный источник привлечения дополнительных инвестиций, так как не менее 50% средств, полученных от продажи акций, акционерные общества и предприятия должны направлять на реконструкцию производства;
• сохранение роли бюджетного финансирования в целях обеспечения финансирования неотложных потребностей социальной сферы — просвещения, науки, здравоохранения, культуры в соответствии с социальной ориентацией белорусской модели экономического развития. Принципиально новым в инвестиционной политике становится переход от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию селективной государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов и государственных программ на конкурсной основе и осуществление государственно-коммерческого финансирования эффективных проектов (программ);
• предоставление долгосрочных кредитов, в том числе льготных, для развития приоритетных отраслей экономики под государственным контролем для реализации эффективных государственных программ на тендерной основе, при наличии у субъектов хозяйствования инвестиционных проектов (бизнес-планов);
• дальнейшее развитие лизинга как важного средства для решения задач модернизации производственной базы и реализации продукции отечественных товаропроизводителей. Именно использование лизинга, особенно в малом и среднем бизнесе, позволит субъектам хозяйствования вовлечь в производство новое оборудование и технологии;
• выпуск государственного инвестиционного займа, инвестиционных промышленных облигаций и муниципальных займов, что в значительной степени должно повлиять на инвестиционную активность населения, с одной стороны, и активизировать фондовый рынок — с другой.
Источник