Зачем делать бизнес план

Зачем нужен бизнес-план и как его правильно составить

Если вы решили стать предпринимателем, скорее всего, вам не обойтись без бизнес-плана — документа, в котором подробно описана идея и, главное, раскрыта целесообразность ее реализации.

Юга.ру объясняют, для чего составляют бизнес-план и как правильно это сделать.

Материал входит в серию статей для начинающих предпринимателей в рамках проекта «Мой бизнес». Читайте также цикл интервью с амбассадорами проекта и материалы о том, как открыть ИП и сколько это стоит, как открыть ООО и кто поможет бесплатно с этим разобраться.

Что такое бизнес-план и каким он бывает

Бизнес-план — документ, который описывает основные характеристики будущего проекта. Он должен ответить сразу на несколько вопросов: возможно ли реализовать проект, сколько на него потребуется времени и средств, окупится ли он и будет ли приносить стабильный доход.

Создать бизнес-план — значит проверить разумность и реальность своих идей. Его делают для внутреннего и внешнего пользования, он бывает простым (или одностраничным) и подробным. Первый чаще используется для утверждения проекта с руководителем или партнером или же как краткое описание идеи. Подробный включает в себя многочисленные расчеты и анализ.

Зачем нужен бизнес-план и для кого его создают

Основная цель создания бизнес-плана — оценить перспективы проекта и уже на первоначальном этапе обнаружить подводные камни, с которыми предстоит столкнуться и которые могут помешать реализации задуманного.

Документ создают для внутреннего и внешнего пользования. В первом случае он нужен в первую очередь как инструмент управления. В нем важно описать все сильные и слабые стороны предприятия и перспективы развития идеи. Ознакомиться с ним полезно единомышленникам, которые должны четко понимать цели и задачи проекта и решить, как внести вклад в его реализацию. Внутренний бизнес-план помогает оценить затраты на проект и необходимость привлечения средств извне.

Для тех, кто даст эти самые средства или окажет какую-то другую поддержку, и нужен внешний бизнес-план. Он определяет срок окупаемости и потенциальную прибыльность проекта, а также отвечает на главный для инвестора или партнера вопрос: стоит ли вкладываться в проект? Хорошо составленный и всесторонне продуманный бизнес-план — основа для сделки.

Структура и содержание бизнес-плана

Документ нужно составлять таким образом, чтобы в нем можно было легко отыскать интересующую информацию. После титульных страниц нужно содержание с разделением на главы: не каждый предполагаемый инвестор, партнер или сотрудник захочет досконально разбираться во всех подробностях вашего проекта.

В состав стандартного бизнес-плана обычно входят следующие разделы:

резюме, в основе которого четкие цифры и данные. Цель — дать представление о проекте и заинтересовать;

описание продукции или услуги. Включает основные характеристики, показывает уникальность и отличие от конкурентов;

анализ рынка. Планируемый объем продаж, каналы сбыта, уровень конкуренции;

план маркетинга. Здесь должна быть информация о стратегии продвижения товара или услуги, системе ценообразования, схеме распространения, методах стимулирования продаж;

Читайте также:  Пример анализа инвестиционного бизнес плана

план производства. Каким образом будет организован процесс — от закупки сырья до выпуска готовой продукции;

организационный план. Подробное описание всех структур предприятия и их взаимодействия между собой;

финансовый план. Следует указать бюджет доходов и расходов, график финансирования проекта и расчет основных показателей эффективности;

риски — в чем они заключаются и как их минимизировать.

Как правильно составить бизнес-план

Разработка бизнес-плана — процесс, который займет время, и к этому надо подойти со всей ответственностью. После предоставления подробной информации о компании, ее структуре и миссии составителю нужно указать основные характеристики и уникальность продукции или услуги.

Следующий шаг: проанализировать рынок, определить конкурентную способность товара или услуги, а затем ответить самому себе на вопросы: кто, почему, за какую цену и какими объемами будет покупать товар или использовать услугу.

Затем предстоит изучить возможные способы производства продукции или предоставления услуги. Также нужно предложить методы реализации и привлечения аудитории.

В финансовый раздел стоит включить план доходов и расходов, причем желательно на несколько лет вперед; анализ безубыточности; систему налоговых выплат. Здесь же нужно рассмотреть риски и предложить алгоритмы их решения. Используйте таблицы, диаграммы и графики, подробно отражающие все расчеты, — они способствуют более полному восприятию информации.

Кто может помочь в составлении бизнес-плана

Сделать бизнес-план можно самостоятельно, но для этого нужны обширные знания в разных областях предпринимательства. Можно пригласить консультанта, только в этом случае не стоит полностью отдавать ему бразды правления и ждать готового результата. Вместе с ним нужно вникать во все цифры, графики, таблицы и выводы. Если у вас не будет представления о том, что написано в документе, вы не сможете ответить на вопросы инвесторов и партнеров. А ведь бизнес-план отражает степень вашей компетентности — это та самая одежка, по которой встречают.

В Краснодарском крае бесплатную помощь в составлении бизнес-плана можно получить, оставив заявку на официальном портале МСП на Кубани «Малый бизнес Кубани». Получить бесплатную консультацию можно также по телефону горячей линии Центра поддержки предпринимательства — 8 (800) 707-07-11.

Как потом применять бизнес-план

Разослать его потенциальным инвесторам, обратиться к ресурсам, которые занимаются стартапами. Еще один способ реализовать свою идею — запустить краудфандинговую кампанию.

Источник

Бизнес-план: зачем нужен и как правильно его составить

Довольно часто предприниматели считают бизнес-план формальностью и составляют его только потому, что этого требуют инвесторы и кредиторы. А зря! Этот полезный инструмент поможет и самому бизнесмену ответить на важные вопросы, поставить среднесрочные цели и перейти от концепта к расчётам.

Делаете первые шаги в бизнесе? Вам точно пригодятся полезные и бюджетные инструменты для небольших компаний, собранные в витрине «Твой Бизнес».

Что такое бизнес-план?

Бизнес-план — это подробное описание проекта с перспективой развития на несколько лет. В нём отображается расчёт затрат на запуск проекта, определяются цели и средства для их достижения.

Обычно бизнес-план составляют на три года, но в условиях нестабильной экономики, когда всё очень быстро меняется, — на один год.

Кому и зачем нужен бизнес-план?

  • Инвесторам и кредиторам

Ключевая задача бизнес-плана — привлечь инвесторов и убедить кредиторов в перспективности идеи. Расчёт окупаемости проекта в бизнес-плане показывает, как он оправдает вложенные ресурсы.

Читайте также:  Идеи для создания бизнес плана

Партнёрам

Даёт потенциальным партнёрам, посредникам и команде понимание, с каким проектом предстоит иметь дело. Вам не придётся каждому рассказывать и показывать на пальцах, в плане будут разъяснения по всем пунктам.

Предпринимателям

Составляя бизнес-план, предприниматель детально обдумывает проект и даёт ответы на основные вопросы:

  • Какой продукт я вывожу на рынок?
  • Кто мой потенциальный клиент?
  • Какие первоначальные вложения требуются?
  • Как будет построен процесс?
  • На какую прибыль можно рассчитывать?
  • В какие сроки окупятся вложения?

Как составить бизнес-план

Франшиза

Если запускаете типовой бизнес, документ можно составить автоматически с помощью « Бизнес-навигатора » Корпорации МСП.

Для этого зарегистрируйтесь на сайте, выберите свой город и вид бизнеса:

  • Городской розничный бизнес.
  • Бизнес для самозанятых.
  • Производство промышленной продукции.

Далее в каталоге франшиз укажите нужную и, следуя по пунктам навигатора, внесите свои параметры. Система автоматически выполнит аналитические расчёты и даст прогноз доходов. Вам останется загрузить и распечатать готовый документ. Кроме того, в навигаторе можно ознакомиться с действующими мерами господдержки бизнеса.

Новый бизнес

Предполагает написание бизнес-плана с нуля. Традиционно он включает 7–8 разделов:

Резюме

Начальный раздел, который оформляют после заполнения всех пунктов. Здесь содержится итоговая информация о продукте, потребителях, организации процесса, маркетинговых мероприятиях, прибыльности и окупаемости. Именно этот раздел особенно тщательно изучают инвесторы и кредиторы.

Описание продукта

Анализ продукта: для удовлетворения каких потребностей он предназначен, его свойства и польза, чем он отличается от предложений конкурентов. Приводится макет или фото продукта. Можно также описать его упаковку и отметить, как вы планируете совершенствовать продукт.

Определение целевой аудитории

Детально изучается и описывается потенциальный покупатель. Например, вы планируете продавать детские коляски, описание ЦА может выглядеть так: 30% — беременные женщины 22–36 лет; 50% — родители детей в возрасте от 0–3 лет; 10% — покупатели в возрасте 45–65 лет (бабушки/дедушки); 10% — родители нескольких малышей (коляски для двойни/погодок, тройни).

Желательно просчитать примерное число покупателей в месяц, чтобы понять объём выручки, описать планы по увеличению числа покупателей с учётом маркетинговых мероприятий.

Анализ конкурентов

Предварительно изучив рынок, в плане отмечают, сколько магазинов в вашем городе предлагают аналогичный товар и какова их доля на рынке. Здесь необходимо обосновать, какую долю рынка сможете занять вы и в какие сроки.

План производства/себестоимость

Этот раздел нужен, если будете производить продукцию. Подробно описывается процесс производства и контроля качества, просчитывается себестоимость товара.

Организационный план

Описывается структура компании: указывают все подразделения, штатное расписание, заработную плату для каждой должности.

Маркетинговый план

Схема продвижения товара, ценообразования, формат и стоимость рекламы, методы стимулирования потребителей.

Финансовая часть

Указывают размер первоначальных вложений и источники финансирования, дают прогноз объёмов реализации. Отражается ожидаемый доход, и на основании этих данных просчитывается срок окупаемости проекта.

Для небольшого предприятия разработать бизнес-план можно самостоятельно. Если планируется масштабный проект, может потребоваться помощь специалистов: аналитиков, маркетологов, финансистов.

Источник

Зачем нужен бизнес-план? (И нужен ли вообще?)

Действительно, в России бытует стереотип, что бизнес-план – это просто формальность, которую требуют кредитные организации либо инвесторы. Его разделяют и многие начинающие бизнесмены, в особенности те, кто запускает бизнес по франшизе. Хотя на самом деле он нужен, прежде всего, самому предпринимателю.

Читайте также:  Финансовый план как раздел бизнес плана корпорации

Бизнес-план – это базовый документ, который позволяет адекватно оценить вашу предпринимательскую инициативу. По сути, это пошаговая инструкция, определяющая все этапы работы по запуску собственного дела. В нем представлен детальный расчет затрат, определены глобальные и локальные цели, а также шаги для их реализации. Составив бизнес-план, вы сможете ответить себе на следующие вопросы:

• Зачем мне нужно собственное дело?

• Сколько потенциальных клиентов на мой товар/услугу существует? Как я буду их привлекать?

• Как рассчитать эффективность моего бизнеса? Какие параметры нужно учесть?

• Какой будет размер первоначальных вложений? Какой объем инвестиций потребуется в первый год работы предприятия?

• На какой размер прибыли я могу рассчитывать?

При подготовке бизнес-плана вам потребуется фактическая информация и статистические данные. Их можно получить у франчайзера – по-настоящему ответственный партнер будет готов оказать вам активное содействие и консультативную поддержку.

Сам бизнес-план состоит из пяти ключевых разделов: вступление, управление, маркетинг, финансовые прогнозы, финансирование.

Вступление, или деловое резюме

По сути, это развернутое описание проекта. Обычно его заполняют в самом конце, когда собрана и систематизирована информация по всем другим разделам. Вступление обязательно должно включать общее резюме по проекту, его перспективы и сроки реализации.

Здесь нужно описать, как будут распределены обязанности среди сотрудников, на каких условиях будут выполняться возложенные на них функции, как будет происходить найм персонала, кто будет иметь право вето и кто будет юридически выступать руководителем предприятия. Если вы собираетесь брать заем или привлекать инвесторов, то в этом разделе следует указать собственный профессиональный опыт и карьерные достижения, а также включить сведения о поддержке со стороны франчайзера.

Этот очень важный раздел должен включать информацию о ваших конкурентных преимуществах, рекламную стратегию по продвижению товара/услуги, SWOT-анализ, анализ целевой аудитории, а также инструменты по ее привлечению. Для заполнения этой части вашего бизнес-плана нелишним будет привлечь франчайзера, который снабдит вас необходимыми данными.

Постарайтесь быть максимально честным с самим собой – это как раз тот случай, когда лучше недооценить свои возможности и перспективы, чем переоценить. Тщательно проанализируйте и спланируйте движения денежных средств, ожидаемые доходы и расходы, оцените, через какое время ваша деятельность начнет приносить прибыль.

Здесь вы должны учесть все ваши расходы: начиная от паушального взноса и роялти и заканчивая расходами на рекламу и аренду помещения. Обязательно нужно расписать источники финансирования – собственные это средства или заемные. Важно понимать, что деньги на франшизу не должны распределяться «впритык», всегда должен быть некий запас прочности, позволяющий вам оставаться на плаву даже при наступлении форс-мажора. Эксперты считают, что у франчайзи в запасе на непредвиденные обстоятельства должна всегда быть сумма, эквивалентная полугодовой аренде помещения под бизнес.

В целом составить бизнес-план не так сложно, особенно если базовые сведения вам предоставит франчайзер. Например, Лабораторная служба Хеликс всегда предоставляет своим франчайзи как всесторонний анализ региона, в котором планируется открыть точку, так и экспертную оценку помещения, выбранного под Диагностический центр. Конструктивный диалог на начальном этапе между франчайзи и франчайзером позволяет избежать ошибок в будущем и достичь желаемых финансовых показателей в кратчайшие сроки. Помните, что реалистичный бизнес-план может стать отправной точкой для вашего бизнеса – или, наоборот, предостережет от совершения необдуманных поступков.

Источник

Оцените статью