Привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест
Для того чтобы модернизация охватила всю страну, нужно сделать её привлекательной для бизнеса. Размещение нового производства в России должно быть более выгодным, чем в других странах. Пока мы проигрываем эту конкуренцию даже на постсоветском пространстве.
Необходимо вести работу по следующим направлениям:
—Привлечение инвестиций в высокотехнологичные производства. Новым производствам в высокотехнологичных отраслях, а также коренным образом модернизированным должны предоставляться«налоговые каникулы». Инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы нужно облагать налогами минимально, а амортизацию инвестиций – ускорить. Ставки ввозных пошлин на необходимое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, должны быть низкими, но резко увеличиваться при наличии такого же оборудования, которое изготавливается в России. При создании нового или модернизации существующего производства из базы налога на прибыль необходимо исключить расходы на осуществление технологического присоединения к системам инженерно-технической инфраструктуры.
— Поддержка создания новых рабочих мест. Необходимо рассмотреть возможность освобождения на первые три года деятельности от уплаты всех налогов и сборов (за исключением страховых взносов) людей, начинающих малый бизнес в производственной и инновационной сферах, в области социальных и бытовых услуг. Такая мера будет стимулировать развитие малого бизнеса, поможет начинающим предприятиям на первом, самом сложном этапе их развития.
— Переход к патентному принципу налогообложения малого и среднего бизнеса, который предполагает, что для уплаты необходимых налогов предпринимателю достаточно приобрести соответствующий патент, не нужно вести бухучёт и сдавать декларации.
— Смягчение перехода малого бизнеса от упрощённой к общей системе налогообложения. Для этого, например, может быть установлен ограниченный период, в течение которого применяются пониженные ставки налога на прибыль и других налогов. Это поможет бизнесу расти без искусственного дробления на множество мелких компаний.
— Продолжение реализации мер стимулирования и поддержки самозанятости граждан. Эффективным механизмом, в частности, может стать введение разновидности патента специально для самозанятых граждан, работающих без привлечения наемной рабочей силы.
— Развитие особых экономических зон и промышленных парков в моногородах.Помимо сохранения существующих налоговых льгот для резидентов особых экономических зон необходимо создавать новые промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны в моногородах. Это позволит диверсифицировать производство и создаст альтернативные возможности для трудоустройства населения. Необходимо также законодательно закрепить понятие и критерии определения монопрофильных городов.
Такие меры ведут к расширению и увеличению налогооблагаемой базы и в конечном счёте — как к повышению наполняемости бюджета, так и росту благосостояния граждан.
Источник
Инвестиционная политика и создание новых рабочих мест
ГЛАВА 9
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
90. В 2011–2015 годах в районе предстоит освоить 990 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Реализация приоритетных направлений позволит увеличить к 2015 году их рост в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом. Показатели инвестиций в основной капитал по району определены согласно приложению 10 к настоящей Программе, показатели инвестиций в основной капитал по источникам финансирования по району в ценах 2010 года – согласно приложению 11 к настоящей Программе. Важнейшие инвестиционные проекты района и их характеристика приведены согласно приложению 12 к настоящей Программе.
В 2015 году удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал планируется на уровне 17 процентов.
91. Определены направления развития инвестиционной и инновационной деятельности:
внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго — и материалоемкостью, а также обеспечивающих производство продукции с новыми свойствами и параметрами;
реализация инвестиционных проектов по строительству свинокомплекса на 24 тыс. голов, энергетических установок, работающих на местных видах топлива, модернизации производств перерабатывающей промышленности;
приоритетное развитие экспортоориентированных отраслей и сфер деятельности, импортозамещающих производств, наращивание экспортного потенциала;
строительство новых и реконструкция существующих молочнотоварных ферм, зерносушильных комплексов;
организация производств безотходной переработки древесины и гидроизоляционных материалов (жидкой резины), строительство завода по производству гипсокартона;
максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот вторичного сырья.
92. С участием иностранного капитала продолжится реализация ряда крупных проектов по строительству свинокомплекса и завода по производству гипсокартона, а также проектов по организации производств безотходной переработки древесины.
93. Планируется привлечение польского, азербайджанского и российского капиталов для организации производства гипсокартона, жидкой резины, топливных пеллет из соломы, торфа и щепы, а также датских технологий для строительства свиноводческого комплекса.
94. В рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 188, 1/10912) будут реализованы проекты с привлечением иностранных инвестиций на общую сумму около 111,3 млрд. рублей.
95. В 2011–2015 годах в районе планируется создание 1600 новых рабочих мест, в том числе за счет бюджетных ссуд, выделенных на эти цели, – 90 новых рабочих мест, из них в 2012 году – 20 новых рабочих мест.
Новые рабочие места, созданные за счет выделения бюджетных ссуд в 2012 году, планируется открыть в сфере производства стройматериалов (газобетонные плиты из растущего легкого бетона), придорожного сервиса (открытие магазина и кафе), а также расширения производства сельскохозяйственной продукции в основном предприятиями малого и среднего бизнеса.
Источник
«Новые» рабочие места. Мифы и реальность.
В настоящее время многое из того, что мы слышим из различных СМИ о создании в России новых рабочих мест, носит, мягко говоря, не реальный, а мифический характер. Руководители различных рангов также используют термин «новые рабочие места». Д. А. Медведев: «… целью модернизации экономики является не сокращение рынка труда, а создание новых, современных рабочих мест …» (1). Таким образом, искажается картина, которая существует в действительности. Она приобретает другие, более «красивые» или «нужные кому-то» формы.
Миф или реальность? Разбираемся.
Когда говорят о создании новых рабочих мест, то это должно положительно отражаться, прежде всего, на динамике рынка труда: количество занятых людей увеличивается за счет того, что уменьшается количество безработных. Если нужны новые рабочие места, это значит, что на них есть спрос. Это означает, что есть безработные, которые придут работать на эти новые рабочие места. Они пополнят количество работников, что приведет к росту их благосостояния, росту налогов, экономики, ВВП и бюджета России.
При оценке влияния создания новых рабочих мест на экономику следует смотреть на динамику уровня безработицы. Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) в своей Презентации «Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках, диаграммах» (2) использует такое определение безработицы:
С 2015 по 2017 годы уровень безработицы снизился на 0,3%. Хорошо. Но в 2017 году уровень безработицы вернулся на аналогичный уровень 2014 года (5,2%). Интересно : с 2015 по 2017 годы создавали новые рабочие места, уровень безработицы должен был снижаться, а в итоге уровень безработицы остался на уровне 2014 года.
Вопрос : в 2015 и 2016 годах мы построили реально новые рабочие места в экономике или восстановили то, что было разрушено после 2014 года?
Посмотрим на распределение населения по статусу участия в рабочей силе:
За период с 2015 по 2017 годы количество безработных стало меньше на 0,3 млн. человек. Это хорошо. Но, если количество безработных стало меньше, то количество занятых людей должно увеличиться. А оно уменьшилось на 0,2 млн. человек за тот же период.
Вопрос : как при снижении уровня безработицы на 0,3% и уменьшении количества безработных на 300 000 человек, уменьшилось количество занятых людей на 200 000 человек и лиц, не входящих в состав рабочей силы уменьшилось на 100 000 человек?
Всё уменьшилось: уровень безработицы, количество безработных, количество занятых людей, количество людей, не входящих в состав рабочей силы. Это как так (при появлении новых рабочих мест)? Видимо, нас заменили роботы и скоро будет всё выглядеть так, как показано на рисунке ниже.
По данным ФСГС численность рабочей силы в Российской Федерации в возрасте 15-72 лет (3) составляла (тыс.чел):
Численность рабочей силы в период с 2015 по 2017 годы уменьшилось на 479 тыс. человек.
Вопрос : кто пришел на новые рабочие места, если таковые создавались?
Переводим миф в реальность .
Совершенно понятно, что «новые» рабочие места могут создаваться лишь при условии роста количества трудоспособного населения. Чтобы рабочие места, которые открываются, были действительно новые, количество работников должно увеличиваться. Для новых работников создаются реально новые рабочие места!
В России, как и во всем мире, количество трудоспособного населения снижается. Образно говоря, на «новый завод» приходят не «новые работники», а приходят работники «со старого завода», который сокращает рабочие места. Вот и получается, что происходит не создание реально новых рабочих мест, а перераспределение рабочих мест: где-то увеличивается, а где-то сокращается. И в таких условиях применять термин «новые рабочие места» не корректно. Увеличения количества рабочих мест в экономике не происходит.
Более того, новые рабочие места подразумевают появление рабочих мест более технологичных, способных увеличивать производительность труда. Это как с новым утюгом. Чтобы больше погладить вещей в единицу времени, новый утюг должен быть более мощным, с новыми режимами, более лёгким, чем старый. Если он ещё и энергии будет потреблять меньше, то вообще красота, — улучшается энергоэффективность (о которой сейчас тоже много разговоров ходит, а решение старое – повысить тарифы для населения).
Реально новые рабочие места – это более технологичные рабочие места. Для работы на них нужны более квалифицированные работники. Раньше была печатная машинка, а теперь – компьютер.
Переход с машинки на компьютер потребовал дополнительного образования. Так и в экономике. Нельзя создавать новые рабочие места без дополнительного образования работников. Замена старого утюга на такой же (только « в цветочек») или печатной машинки на такую же (только со стразиками) – это пустая трата денег (в объемах России – огромных денег).
А среднее образование у нас ЕГЭ-шное, высшее – платное (не всем доступно) и не отвечает требованиям экономики. Да ещё и подготовка «специалистов» такая, что никто не хочет их брать на работу без опыта работы по специальности.
Вопрос : откуда мы возьмем квалифицированных работников на новые, более технологичные рабочие места?
Когда вам говорят о том, что «создано такое-то количество новых рабочих мест», то создается мифическое впечатление о росте экономики. Когда же вы будете слышать о том, что произошла «замена такого-то количества рабочих мест», то мифической картины не возникает, и вас начинают волновать реальные вопросы.
Реально новые рабочие места в экономике у нас не создается вообще или создаются, но в столь малом количестве, что на экономику России это влияет в размерах, которые равны размерам статистической погрешности.
Для создания реально новых рабочих мест требуется :
· увеличение количества граждан трудоспособного возраста,
· снижение заболеваемости и смертности среди граждан трудоспособного возраста,
· повышение уровня и качества образования среди всех граждан РФ,
· получение всеми гражданами РФ образования соответствующего требованиям и запросам экономики РФ,
· получение дополнительного образования среди граждан трудоспособного возраста за счет работодателя и (или) государства.
Без этого создание новых рабочих мест будет мифом, а не реальностью.
Подпишитесь на мой канал Яндекс Дзен и поставьте лайк!
Источник
Московские власти поддерживают развитие бизнеса в столице
В последние годы экономика Москвы стремительно развивается в том числе за счет активной поддержки столичных властей. Даже несмотря на то что 2020 год стал серьезным испытанием для всех, реализация крупных проектов в столице продолжается. О столичной промышленности, влиянии пандемии на работу московских компаний, о том, каких результатов правительство столицы ожидает по итогам года и на какие меры поддержки может рассчитывать бизнес в Москве, Business Guide рассказал заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
BUSINESS GUIDE: Текущий год стал непростым для глобальной экономики в целом. Не стала исключением и Москва. Как можно оценить текущее состояние экономики столицы с учетом пандемии? Почему во вторую волну такие мягкие ограничительные меры?
ВЛАДИМИР ЕФИМОВ: Весной, во время первой волны пандемии, когда госпитализация достигала 2 тыс. человек в день, нам пришлось принять очень строгие ограничительные меры. За лето, когда активность вируса сильно снизилась, мы расширили инфраструктуру, закупили оборудование и лекарства, совершенствовали протоколы лечения. Для пациентов с коронавирусом мы быстро увеличили количество больничных коек: +23 тыс. коек в наших больницах и 40 тыс. дополнительных коек в резервных госпиталях. Таким образом, осенью мы были готовы ко второй волне, когда у нас было по 1 тыс. госпитализаций в день. Мы хорошо подготовились, и сегодня нам не приходится принимать жесткие ограничительные меры, которые наносят ущерб экономике. Конечно, любые ограничения экономике вредят, но имеющийся запас прочности позволяет экономике города справляться с трудностями даже такого непростого года. Некоторые отрасли даже показывают рост — например, на 4,6% за девять месяцев 2020 года выросли объемы обрабатывающей промышленности. Этому способствовала и быстрая реакция производителей на изменившийся спрос. Многие предприятия в этом году под влиянием пандемии перепрофилировали рабочие линии на выпуск особенно востребованных товаров. Например, Coca-Cola начали выпускать пластиковые экраны для лица, «Фаберлик» — производить антисептики, система бесперебойного питания «Парус электро» добавила в свой ассортимент маски для лица.
BG: Как город помогал пострадавшим компаниям и сколько Москва потратила на их поддержку?
В. Е.: С начала пандемии правительство Москвы утвердило пять пакетов мер поддержки бизнеса (пятый пакет был принят совсем недавно) на общую сумму порядка 90 млрд руб. Этими мерами уже смогли воспользоваться более 45 тыс. организаций. В частности, бизнесу Москвы были предоставлены отсрочка платежей за аренду городского имущества, отсрочка платежей по налогу на имущество, земельному налогу, торговому сбору за первый квартал. Мы освободили предпринимателей из пострадавших отраслей от платежей за арендованное у города имущество на время приостановки деятельности во время пандемии. Также из бюджета города были выделены гранты для гостиниц и служб такси, которые размещают и перевозят медиков, работающих в коронавирусных больницах, а также гранты частным и федеральным медицинским организациям.
При этом стоит отметить, что помощь бизнесу в столице оказывают не только в период пандемии. Власти Москвы прилагают все усилия, чтобы создать в столице максимально благоприятные условия для работы и развития промышленности. Для бизнеса и инвесторов существуют налоговые послабления, помощь в подборе земли и поиске оптимальных условий для локализации производства и ведения бизнеса, а также иные формы поддержки и мотивации. Эта система работала до пандемии, будет она работать и в будущем.
BG: Планируются ли еще какие-то новые, не связанные с пандемией инструменты поддержки для бизнеса?
В. Е.: В следующем году в Москве заработает соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которое гарантирует неизменность нормативных условий в обмен на инвестиции. Минимальный размер инвестиций для СЗПК, заключаемых Москвой, должен быть не менее 200 млн руб.
Также в середине 2020 года мы ввели новую меру поддержки промышленных компаний — инвестиционный налоговый вычет. Его могут получить предприятия столицы, имеющие статус московского инвестора. Льгота предусматривает снижение суммы налога на прибыль в бюджет Москвы. За счет региональной части налога возможно списывать до 90% инвестиций в основные средства, а неиспользованную сумму субсидии переносить на период до семи лет. Введение новой льготы особенно важно с учетом того, что в 2023 году закончится срок действия льготных ставок налога на прибыль, установленных регионами, а значит, дополнительная поддержка инвесторам не помешает.
BG: Что является основным приоритетом в инвестиционной и промышленной политике Москвы?
В. Е.: Наша главная задача — это создание рабочих мест и привлечение средств в развитие города. С этого года в Москве реализуется соответствующая программа по созданию мест приложения труда. Компании, инвестирующие в создание рабочих мест за пределами Третьего транспортного кольца, получат дополнительные льготы, включая отсрочку арендной платы за первый год срока аренды земельного участка. Застройщиков многоквартирных домов город частично или полностью освободит от платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ). Как правило, за изменение ВРИ инвесторы платят крупную сумму в бюджет города, а по новой программе они могут сэкономить и вложить эти средства в создание еще одного объекта, с которого в будущем будут получать доход. Город, в свою очередь, получит новые рабочие места и дополнительные источники пополнения бюджета за счет НДФЛ, налогов на имущество и прибыль.
Огромный плюс этой программы в том, что создание рабочих мест вне центра позволит сократить пассажиропоток, разгрузить дороги и общественный транспорт. Мы уже заключили два соглашения по этой программе. До конца 2023 года по ней будет построен комплекс офисных зданий «Останкино бизнес-парк» в Бутырском районе площадью 46 тыс. кв. м. В проект будет вложено 2,3 млрд руб., а экономия застройщика от новых льгот составит около 800 млн руб. В рамках второго соглашения инвестор планирует в течение трех лет создать объект административно-делового назначения общей площадью 36,8 тыс. кв. м на улице Вильгельма Пика в торгово-офисном центре ТПУ «Ботанический сад». Компания претендует на такие льготы, как частичное освобождение от арендной платы за первый год строительства и платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных для строительства жилого комплекса на Сельскохозяйственной улице. Вложения в проект составят более 2 млрд руб. Еще две заявки находятся на рассмотрении у города, значит, интерес у инвесторов к ней есть, она востребована.
Что касается привлечения инвестиций, то с 2013 года в Москве было заключено уже почти 250 контрактов государственно-частного партнерства на общую сумму свыше 1 трлн руб.
BG: Могут ли инвестиционные проекты повлиять на качество жизни в городе? То есть сказаться не только на конкретном предприятии, а на всей Москве?
В. Е.: Яркий пример инвестиционного проекта, принципиально меняющего качество жизни в целом районе города,— это комплексное развитие территорий бывших промышленных зон. Доставшийся нам в наследство от ХХ века «ржавый пояс» столицы — это бывшие производственные зоны, которые занимают почти 15 тыс. га в черте города. Более трети из них — это интересные для развития площадки, где на 1,9 тыс. га можно реализовать проекты комплексного развития территорий.
На месте заводов-гигантов, остановивших свою работу десятки лет назад, и заброшенных промзон по программе КРТ появятся новые высокотехнологичные производственные технопарки, деловые пространства и вся необходимая для их работы инфраструктура. Можно будет даже жить возле работы — градостроительный потенциал некоторых территорий предусматривает строительство в том числе многоквартирных домов.
Источник