Особенности бизнес-планирования
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 15.06.2019 2019-06-15
Статья просмотрена: 2569 раз
Библиографическое описание:
Мухитдинова, Т. А. Особенности бизнес-планирования / Т. А. Мухитдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 353-356. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60624/ (дата обращения: 12.06.2021).
Бизнес-план — это документ, содержащий все необходимые аспекты коммерческой деятельности предприятия: его коммерческие, производственные и социальные проблемы.
Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям.
Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях текущей рыночной экономики, независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. Это документ, в котором ясно изложены организационные, производственные и рыночные взгляды предлагаемого бизнеса, а также плановых расчетов таких как: производственных, инвестиционных и финансовых результатов.
Рис. 1. Основные разделы бизнес-плана
Основную роль в подготовке бизнес-плана играет руководство предприятия. Никто не может определить цели и направления его деятельности, выбрать стратегию реализации плана.
Подготовка бизнес-плана имеет огромное значение для предприятий в тех случаях, когда недостаточно финансовых ресурсов для осуществления конкретного проекта.
В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим для обращения к другим инвесторам, чтобы привлечь их финансовые ресурсы для финансирования данного проекта или же в банк, второй вариант, чтобы получить кредитные средства с целью определения объемов разработки стратегии финансирования.
В этом случае вкладчиками могут быть банки, иные юридические и физические лица. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне за ее пределами. Это необходимо руководству компании для ориентации в условиях акционерной собственности и, в некоторой степени, при создании компаний.
Рис. 2. Функции бизнес-плана
Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих дальнейшую стратегию предприятия, позволяющим знать каким образом ее руководители достигнут свои цели и задачи, в первую очередь нужен для повышения прибыльности. На общей концепции развития фирмы базируется бизнес-план, суть которого более подробно разрабатывать финансовый и экономический аспект стратегии, предоставляется технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.
Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:
– выявить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место организации на этих рынках;
– определить показатели и выбрать состав товаров и услуг, которые будут предложены компанией потребителям;
– спрогнозировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и пути их достижения.
– определение ответственных лиц за осуществление данной стратегии;
– оценить производственные и торговые расходы на их формирование и осуществление;
– определить соответствие существующего персонала предприятия;
– определение состава маркетинговой деятельности для исследования рынка, рекламы, стимулирования сбыта, ценообразования, каналов сбыта.
Бизнес-план, который хорошо спланирован и разработан, должен определить все спорные и трудно решаемые вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие ситуации по проекту:
– что эта идея принесет в будущем;
– как будет развиваться производство;
– как будет продаваться продукт или услуга;
– какие необходимые шаги стоит предпринять предприятию, при подходящей обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.
Разработка бизнес-плана осуществляется при помощи экспертов и консультантов, а также с участием руководителей от организации. Также по согласованию с заказчиком могут участвовать консалтинговые фирмы и эксперты.
Руководитель предприятия, участвующий в подготовке бизнес-плана лично, планирует свою будущую деятельность вперед, учитывать целесообразность и обоснованность инвестиционного проекта.
Особенности бизнес-планирования в России. Бизнес-планирование является новым явлением в экономике РФ, при том, что большинство понятий рыночной экономике уже широко используются в деловой жизни и практике отечественных предприятий. В России на сегодняшний день больше распространена разработка технико-экономических обоснований (ТЭО), но не бизнес-планы. Такое положение связано с административно-командной системой управления экономикой, в условиях которой не было необходимости учитывать большинство факторов, свойственных рыночной системе хозяйствования. Между тем, в последние годы ТЭО все больше приобретает характер бизнес-плана. Это связано с тем, что задача бизнес-плана и ТЭО одна и та же: обоснование экономической целесообразности разрабатываемого проекта, т. е. описание положительного эффекта. Однако, разработка ТЭО может вестись и для проектов, которые могут быть убыточными. В случае разработки бизнес-плана такая ситуация возможна только лишь для какой-либо части проекта, без которой весь проект не может быть осуществлен.
Процесс бизнес-планирования в отечественной практике осложняется политической и экономической неопределенностью, несовершенствами в системе бухгалтерского и финансового учета.
Особенности бизнес-планирования в России состоят в следующем:
1) Постоянно меняющиеся экономические отношения заставляют менеджеров высшего звена самим следить за будущими шагами в развитии компании и вести конкурентную борьбу;
2) Некоторая часть руководителей компаний, при отсутствии опыта в управлении коммерческой организацией, не учитывают экономические проблемы рыночной среды;
3) Наличие необходимости использования российскими предпринимателями обоснования своих бизнес-планов для лучшего отражения эффективности использования инвестиций.
Таким образом, большинство методик бизнес-планирования, принятых на Западе, неприменимы в России.
Источник
Когда без бизнес-плана можно обойтись?
Многие предприниматели относятся к бизнес-планированию как к волшебной таблетке, которая непременно обеспечит им успех: если идешь к инвестору – возьми с собой бизнес-план, хочешь получить финансирование в банке – требуется бизнес план, решил запустить свой проект с нуля – в первую очередь сделай бизнес-план! На него возлагают большие надежды.
В реальности же все обстоит сложнее. Процесс бизнес планирования и бизнес-план — это действительно основополагающий документ для компании – важный и нужный, но он не творит чудеса. Эксперт в области корпоративного управления и маркетинга, управляющий партнер группы компаний Росконсалтинг Игорь Винокуров убежден, что далеко не каждому предпринимателю для решения его задач потребуется бизнес-план. Порой, возложенные на документ надежды лучше заменить на решительные действия.
Миф 1. Бизнес-план обеспечивает получение кредита в банке
— Расскажите пожалуйста, в каких случаях бизнес-план заказчику, на самом деле, не нужен и возможен ли бизнес без бизнес плана?
Наиболее частое заблуждение о бизнес-плане, с которым мне приходится сталкиваться в своей практике, это использование его для получения кредита в банке. Некоторые инициаторы проектов считают, что для положительного решения банка нужен бизнес-план. На самом деле это не так. Для того, чтобы выдать деньги, во многих случаях достаточно крепкого залога и выгрузки из банка по счету за последние полгода-год.
К примеру, есть какая-то небольшая мебельная фабрика и ее владелец хочет взять деньги на развитие. Если он претендует на кредит в 10 млн рублей, то ему для подачи заявки на кредит в банк будет достаточно предоставить информацию о юридическом лице, залоговое имущество на сумму не менее 30 млн рублей и подтвердить достаточный уровень доходов. В некоторых случаях банки спрашивают бизнес-план, в основном, когда кредит берется не на пополнение оборотных средств, а на инвестиционные цели, такие как открытие новой производственной линии или нового бизнес-направления. Но в первую очередь банки интересует текущая финансовая устойчивость организации и наличие залогов.
Миф 2. Бизнес нужно начинать с бизнес-плана
Для того, чтобы стать предпринимателем, нужно начать предпринимать. Если посмотреть на большинство успешных бизнесменов, то можно заметить, что они становились таковыми не столько благодаря планированию, сколько благодаря смелым шагам и полученному опыту. Я бы сказал, что чрезмерное бизнес планирование вначале даже мешает. Можно перегореть, так и не начав действовать.
— Но ведь нельзя сказать, что бизнес-план бесполезен для начинающего предпринимателя?
Бизнес-план малоинформативен на начальном этапе бизнеса. Если проект на самой ранней стадии идеи, то еще не понятно, насколько он перспективен. Как говорил один из инвесторов в инновационные проекты на ранней стадии, с которым мы работаем: «Между двумя точками я всегда смогу провести кривую, прогнозирующую любые самые радужные показатели бизнеса». В то же время статистика говорит о том, что 90% инновационных проектов не проживают и года, а 90% из оставшихся 10% не проживают и 5 лет. Безусловно, план работы, пусть даже составленный на салфетке на старте бизнеса всегда лучше, чем его отсутствие. Но пока проект не прожил младенческую стадию развития, ценность профессионального бизнес-плана будет крайне невелика.
— Когда и зачем предпринимателю нужен бизнес-план?
Бизнес-план в классическом понимании этого инструмента показан предпринимателям с опытом и квалификацией, когда необходимо развить новое направление, выйти на новый рынок, увеличить кратно объем продаж, и т.п. Другими словами, когда без взвешенного бизнес-подхода риски неправильно принятых управленческих решений перевешивают инвестиции в деятельность по бизнес-планированию.
Если рассмотреть по модели жизненного цикла развития организации И. Адизеса, то это компании, прошедшие как минимум стадию «младенчества».
В начале такие организации идут эмпирическим путем, путем проб и ошибок. Но наступает момент, когда они уже наработали капитал, который важно, с одной стороны, не растерять, а с другой стороны — при взвешенных рисках использовать капитал на благо развития бизнеса. В момент, когда бизнес-идея, которая выстрелила в самом начале и дала старт проекту, уже исчерпала себя, для продолжения существования на рынке компании важно начать применять элементы научного подхода, формировать выверенную финансовую модель и маркетинговые решения.
— У вас много кейсов по решению с помощью бизнес плана именно таких задач – на расширение и развитие?
Основная масса клиентов заказывают у нас бизнес-план именно под задачу внутреннего планирования деятельности организации. Когда у компании есть ресурсы и желание для развития, но нет однозначного представления, в каком формате оно будет происходить наиболее органично, бизнес-план расставляет все по своим местам.
Примером такой задачи является бизнес-план для Технопарка Пушкино. Это действующая промышленная база площадью 10, 5 ГА в г. Пушкино Московской области. Организация успешно сдает в аренду помещения для всех заинтересованных производственных и коммерческих компаний. Но получив опыт привлечения в свои ряды инновационные компании, организация увидела потенциал реконструкции объекта под работу Технопарка. Его задачи — поддержка участников, предоставление инновационной инфраструктуры, привлечение в партнеры государственных органов, инвесторов и, конечно же, рынка.
Бизнес-план в этом проекте является основополагающим документом, определяющим основные положения проекта, оценку выгод и рисков для всех заинтересованных сторон. Мы проанализировали внешнюю среду Технопарка, сформировали совместно с клиентом концепцию, уникальную специализацию и непосредственно бизнес-план предприятия, позволивший владельцам начать активно развиваться в выбранном направлении.
Миф 3. Бизнес-план — ключевой фактор принятия решения инвестором о направлении инвестиций в проект
— Кстати, а насколько важен бизнес-план предприятия, если речь идёт о привлечении инвесторов?
По большому счету, инвесторы не ожидают от инициатора проекта получить классический бизнес-план, хотя у многих предпринимателей существует подобное убеждение. Когда к нам обращаются для решения задачи создания бизнес-плана для привлечения инвестиций, то мы понимаем под этим запросом задачу создания инвестиционной презентации.
Вот случай из практики: у клиента есть две недели до встречи с руководителем крупного объекта недвижимости, на базе которого инициатор проекта за средства партнера хотел бы развернуть бизнес. Чтобы показать, как будет развиваться проект, клиент хочет продемонстрировать инвестору бизнес-план. На самом же деле, для первичного знакомства достаточно презентации, в которой отражена основная суть предложения, верхнеуровнево оценены эффекты от сотрудничества и есть аналитика сопоставления с другими подобными проектами, чтобы продемонстрировать потенциал развития бизнеса. Мы такой документ называем инвестиционным меморандумом или тизером. Получается, что задачу можно решить менее затратным и трудоемким, но таким же эффективным способом.
— Есть какая-то задача, для которой точно понадобится бизнес-план?
Я всегда говорю клиентам, что бизнес-план Вы заказываете для себя. Соответствующий документ поможет проверить собственные гипотезы, увидеть оптимальный путь развития проекта, глубоко разобраться в сути вопроса, понять конъюнктуру рынка и возможности получения финансирования в проект, оценить конкуренцию на рынке, выбрать взвешенную бизнес-стратегию и построить оптимальную дорожную карту. Предприниматель сможет убедиться, что его идея достойна вложений, как и собственных, так и заемных средств. Но то, что бизнес-план гарантированно позволит привлечь финансирование – заблуждение. Ни мы, ни кто-либо другой не может утверждать это.
К примеру, если проект инновационный, то есть возможность обратиться за финансовой поддержкой в фонды. Вероятность получения финансирования, даже при наличии бизнес-плана инвестиционного проекта, даже если проект перспективный, а риски минимальны – небольшая. Все дело в высокой конкуренции – слишком много претендентов на поддержку. Так что клиент должен понимать и альтернативные способы развития проекта и, в первую очередь, рассчитывать на собственные силы.
— Что, в таком случае, является успешным результатом бизнес-плана?
Реализация проекта и достижение запланированных показателей в бизнес-плане – вот главный критерий успешности качественно выполненной работы по бизнес-планированию. Если проект перспективный, то бизнес-план поможет инициатору проекту двинуться вперед: обязательно найдутся способы, средства, партнеры. Если проект не перспективный, то привлечение финансирования с помощью бизнес-плана как катализатор всех бизнес-процессов только ускорит прогорание проекта. Финансирование – это лишь ускорение хода компании либо вверх, либо вниз. Поэтому полученные деньги в проект — не показатель качественного бизнес-плана. Только достижение показателей проекта на период планирования бизнеса сможет ответить на вопрос, качественно ли был подготовлен бизнес-план. И именно поэтому мы каждый раз индивидуально и максимально взвешенно подходим к вопросу бизнес-планирования инвестиционных проектов.
Источник