Когда обособленные подразделения не ставят на учет
Постановка обособленных подразделений на учет в налоговой инспекции продолжает вызывать вопросы у бухгалтеров.Причина? Разнообразие определений термина в законодательстве и противоречивая судебная практика. В вопросе разобралась Юлия Майфет, кандидат юридических наук, адвокат по налоговым спорам и партнер компании «Майфет – налоговый эксперт».
На основании требований пункта 1 статьи 83 НК РФ организации подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях как по месту нахождения самой компании, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.
Обратите внимание, в законодательстве в качестве обособленных подразделений указываются филиалы и представительства юридического лица, однако в НК РФ и других актах о налогах и сборах используется более широкое понятие, например, в пункте 2 статьи 11 НК РФ говорится, что ОП представляет собой любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.
6 признаков
Для начала предлагаю определить, что можно назвать обособленным подразделением. Изучая законодательство, можно выделить следующие признаки ОП.
1. Адрес обособленного подразделения отличается от адреса головной компании. ОП находится по определенному адресу, который не совпадает с местом нахождения компании, указанным в ЕГРЮЛ. При этом необходимо иметь в виду, что если «обособка» и головная организация созданы в одном муниципальном образовании (а также в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Севастополе), то регистрировать его не требуется.
2. Есть оборудованное рабочее место. Что имеется в виду? В офисе создано как минимум одно стационарное рабочее место, оно оборудовано самим работодателем, созданы все условия для выполнения трудовой функции сотрудников. Предприятие разместило в нем мебель, технику, необходимый рабочий инвентарь и пр. И еще один критерий рабочего места: сотрудник должен находиться в этом помещении или прибывать туда в связи с выполнением порученной ему работы.
3. Работник трудится на основании договора. Заключение любых иных гражданско-правовых договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг, не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения.
4. Срок, на который создается рабочее место – более месяца. Если для работы помещение будет использоваться менее одного месяца, то регистрировать ОП не требуется. Однако если этот период будет дольше, то компании придется зарегистрировать «обособку». Обратите внимание: не имеет значения, постоянно или временно будут трудиться работники, например, к созданию ОП приводит аренда склада, куда работники периодически приезжают для разгрузочно-погрузочных работ.
5. Рабочее место подконтрольно работодателю. Если арендованные метры: офис, склад, иной объект, где находится рабочее место, подконтрольны самой организации, то есть все расходы по их аренде и содержанию несет фирма, то помещение будет признано обособленным подразделением. При этом одним из основных критериев выявления незарегистрированных ОП как раз будут расходы предприятия на аренду и содержание разных помещений. При этом нужно помнить, что если ваш контрагент сам предоставил рабочие места для ваших сотрудников, то регистрировать ОП не нужно.
6. Производственная деятельность компании. Компания начала вести деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, то есть сотрудник на своем рабочем месте ведет производственную деятельность компании.
Обособленное подразделение возникает в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдаться. Если какой-то из признаков отсутствует, то регистрировать ОП нет необходимости.
Неверный бюджет
Открытие обособленных подразделений имеет значение для правильного исчисления отдельных налогов и сборов, в частности, для корректной уплаты НДФЛ за работников, поскольку, согласно статье 230 НК РФ, НДФЛ должен уплачиваться по месту нахождения «обособки», где работают сотрудники.
В письме ФНС от 24 ноября 2017 года № ГД-4-11/23852 указано, что наиболее распространенным вариантом нарушения установленного порядка является уплата НДФЛ головной организацией за обособленное подразделение. На практике различие в реквизитах заполнения платежного поручения заключается в указании разных кодов ОКТМО – головной организации и обособленных подразделений. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 года № 784/13 по делу № А06-9384/2011 отмечено, что неправильное указание не приводит к образованию недоимки, поэтому основания для привлечения налогового агента к ответственности в соответствии со статьей 123 НК РФ нет, так как НДФЛ в бюджет фактически уплачен.
При этом инспекторы настаивают, что не следует нарушать установленный порядок перечисления НДФЛ в бюджет, так как это влечет потери другого местного бюджета. Нарушение порядка приводит к трудностям идентификации ревизорами платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа, затрудняет проведение сверки расчетов с бюджетом как головной организации, так и обособленного подразделения, вплоть до отнесения этих платежи к невыясненным.
В Определении ВС РФ от 26 июня 2017 года № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 указано, что налогоплательщик несет ответственность за неисполнение обязанности по информированию налоговиков о созданных им обособленных подразделениях в соответствии со статьей 126 НК РФ, а не пункта 2 статьи 116 НК РФ.
В том споре строительная организация не сообщила инспекторам о двух ОП, созданных ею офисах по адресам строительства. Это обстоятельство послужило основанием для привлечения предприятия к ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 116 НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного обществом требования было отказано. Арбитры исходили из того, что компанией на территории иных муниципальных образований созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца, в офисах осуществлялась предпринимательская деятельность без постановки на налоговый учет, в связи с чем, пришли к выводу судьи, можно говорить о наличии в действиях налогоплательщика состава правонарушения.
Однако позже Судебная коллегия ВС РФ отменила названные судебные акты и удовлетворила заявление общества по следующим основаниям: в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных компанией через обособленные подразделения, при этом обществом не была допущена неполная уплата налогов от деятельности, осуществляемой через названные ОП.
При таких обстоятельствах у инспекторов отсутствовали законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ, и применения к налогоплательщику санкции в виде изъятия части дохода, с которого обществом уплачены налоги.
Следовательно, в том случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению инспекторам сведений о созданных обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по статье 126 НК РФ.
В целом судебная практика лояльна к предпринимателям в части постановки на учет обособленных подразделений и привлечения их к ответственности, однако правоприменительная практика налоговых органов складывается по-разному. Поэтому во избежание споров и при наличии одновременно всех признаков обособленного подразделения коммерсантам следует своевременно сообщать в налоговые органы о создании обособленных подразделений.
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Источник
Осуществление бизнесом деятельности не по месту регистрации: риски резко возросли
В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.
Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.
В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» — это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).
При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).
Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.
Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.
Цена крайне высока — штраф 10% от всех доходов, полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.
Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».
Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.
И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).
Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).
Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.
А мы далее на этой волне все же попытаемся сформулировать возможные пути решения обозначенной проблемы:
1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.
При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.
Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».
Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.
Считаем, что ссылка на приведенную норму НК РФ со своеобразными разъяснениями Законодателя являются железным аргументом в отстаивании своих прав в этой части.
Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.
2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.
Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.
При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.
Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).
(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.
В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. — но это уже совсем другая история.
Источник