Как стать мастером своего дела и что означает прав
Как стать мастером своего дела и что означает правило десяти тысяч часов.
Открываем словарь и смотрим значение слова мастер. Вот самое распространенное: специалист, профессионал достигший высокого искусства в своём деле. Дока, знаток, искусник и далее. Иначе говоря, следует овладеть специальностью и только после этого, оттачивая свои навыки, будет возможность перевоплотиться в мастера. В идеале надо: относиться к работе с ответственностью и старательностью. Тогда можно сказать, что мы делаем свою работу удовлетворительно или хорошо. И для многих людей, видимо, этого достаточно, но есть белые вороны, которым этого мало. Так как же становятся мастерами своего дела? Попытаемся порассуждать. Вот перед нами дворник. Не секрет, что есть дворник, который делает свою простую работу хорошо, а есть, наоборот, тот который делает её плохо. Разумеется, если дворник не подходит к своей деятельности с этими двумя требованиями (ответственность и старательность), то он, может умудриться такую, не требующую высокой квалификации работу, как уборка двора, сделать плохо и некачественно. Следовательно, обществу требуется. Нет! Общество нуждается в дворнике, который делает свою работу хорошо. Только тогда будет порядок, ну в плане отсутствия мусора во дворах, надо полагать. Правда, отсутствие мусора на улицах — это еще и вопрос культурного уровня жителей и чиновников, вопрос организации работы, но это не тема нашего сегодняшнего разговора и мы пока таковой крупный, неодносложный нюанс, деликатно опустим.
Далее предлагаю рассмотреть пример трудовой деятельности уважаемого, преклонных лет преподавателя в престижном институте. Данный преподаватель читает уже несколько лет лекции по теме: «Защита прав интеллектуальной собственности». Да, он научился делать свою работу соответственно требованиям, какие предъявляет к нему учебное заведение. Исходя из имеющихся у него регалий (удержим их в секрете), получается, что он пошел дальше нашего дворника и является уже специалистом в своей области. Но можем ли мы сказать о преподавателе, что он мастер своего дела? Проанализировав беседу с уважаемым лектором ( а это реальный, не выдуманный мною персонаж ), я выяснила: ему не знакомо слово «апроприация», не путать со словом «экспроприация», давно известным и понятным многим. Само слово «апроприация» и его значение он не знал. Что это? Дрейфующая льдина незаинтересованности? Почему у лектора хотя бы за те, несколько лет, что он читает лекции, не возникло желания расширить круг своих знаний? Или это отношение к делу «спустя рукава»? Отсутствие интереса к своей деятельности? А ведь в вопросе защиты интеллектуальной собственности мы можем сталкиваться с методами апроприации и должны разбираться в том, что есть что.
Напрашивается вывод: человек может механически, отработанно годами исполнять круг своих обязанностей хорошо, может даже быть специалистом или считаться таковым, но не всякий является мастером своего дела и искусным профессионалом. Так что мы видим? Окружающая нас масса людей занимается своей работой на разных уровнях, получает за нее заработную плату, премии и всякие поощрительные доплаты, но всего единицы из них—мастера своего дела. Почему? Мы хотим знать ответы на этот вопрос, ведь цель нашего разговора — задуматься, понять, «откопать», прояснить.
Пойдем далее и поговорим о таланте. Нет, не о наличии талантов у этих вышеперечисленных персонажей — дворника и преподавателя — мы их отпускаем. Просто задумаемся о таланте . Обязательно ли присутствие таланта у человека и в совокупности с ним большого интереса к своему занятию? Это ли те два первых и главных фактора на пути к становлению высокого мастерства? Попробуем разобраться и посмотрим,что нам говорят исследования в этой области. Оказывается, то, что мы называем талантом, — есть результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Получается, если белые(талантливые) вороны выигрывают благодаря особым возможностям, то подчиняются ли эти возможности какой-нибудь закономерности? Как выясняется, да. Это подтверждают последние выводы ученых и исследователей. Давайте же углубимся и узнаем, что означает правило 10 000 часов и к каким выводам пришли сегодня ученые.
Вот одно из заключений. Невролог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается общая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов . и так далее — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».
Теперь мы знаем мнение специалистов. Исходя из их заключений, выходит, что процесс обретения высокого мастерства долгий и требующий больших временных затрат.Так устроен мозг человека. Выходит, чем раньше мы «заболеем», каким-либо ремеслом, чем раньше мы определимся со своими пристрастиями и личными наклонностями, тем быстрее мы сможем наработать эти заветные 10 000 часов практики. Выходит, что если даже наш мозг и способен схватывать все на лету, то этого для достижения успеха все равно недостаточно.
Видимо, мы уже подобрались к первому, так сказать, наипервейшему секрету-ответу? Или нет? Думаю многие уже вспомнили сказку про Емелю, который нежился на печи, и у него то ведра сами на речку идут, то волшебный топор дрова колет. Практически каждый из нас может также припомнить свои тайные желания стать кошкой. Помните некогда высказанное: как хорошо быть кошкой, лежи себе да грейся на солнышке? Мы можем вспомнить, как жалобно просили у родителей разрешения не ходить сегодня в школу, по причине дождя. Как с большим удовольствием потом похихикивали над «дураками» — одноклассниками, попивая чаек с пирожными и сидя в теплой комнате своего дома. Так что? Что нам мешает стать гениями или мастерами высокого уровня?! С чем большинство из нас не желает расставаться и даже бережно культивирует в себе это отвратительное?! . Думаю, ответ давно прозвучал у каждого мысленно и мне не стоит повторяться.
Итак, для достижения мастерства нужны индивидуальные особенности, природный талант, высокая работоспособность и большая внутренняя заинтересованность человека заниматься именно выбранным делом. Иными словами — мощный внутренний механизм. Незаметно, по цепочке рассуждений мы пришли к старой истине: только упорный труд, только он самый. Но труд разумный, целенаправленный, просвещенный и глубокий. Само собой вытекает, что поверхностность, схватывание «вершков» — это яд, отрава, трясина, болото, и ее надо избегать во всем.
Быть может, сейчас пора спросить себя, в чем заключается моя природная одаренность, в каком деле я могу раскрыть свои способности и углубиться в них настолько, чтобы в последствии суметь стать мастером своего дела? Насколько я, именно я, обладаю уникальностью и индивидуальными, присущими только мне качествами? Наполнен ли я одержимостью в своей страсти к любимому делу?
Только пожалуйста, дорогой читатель, не захлопывай створки своего откровения, обращенного внутрь себя. Обрети ясность взгляда!
Обрети способность выполнить вполне определенную работу, которую всегда и каждому нужно выполнить в себе самом. Занимайся самовоспитанием и просвещением.
Ведь только после этого тебе и вправду откроется возможность стать великолепным мастером своего дела в любой области, той, которая лично тебе по душе.
• Заключения невролога Даниеля Левитина, взяты из в книги М. Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», недавно выпущенной на русском языке издательством «Альпина Бизнес Букс».
Источник
«Я — мастер своего дела»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
В материале представлено описание работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Проект реализован с участием детей и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_master.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Я – мастер своего дела.
«Счастливы лишь те люди,
которым удается заниматься делом,
Я педагог! Это мое призвание, моя жизнь.
Дети – это моя радость и забота, гордость и тревога, они – мое вдохновение. Они такие разные! Непоседы и почемучки, спокойные и задиристые, веселые и серьезные. Это они помогли мне стать мастером своего дела!
Стать мастером нелегко, ведь настоящий мастер, затрачивает минимум усилий для получения максимально высокого результата, вкладывая и в процесс, и в результат всю свою душу. Далеко не каждый человек становится мастером своего дела.
«Мастер – специалист, достигший высокого искусства в своем деле» (словарь Ожегова)
Зарождение мастера происходит только в деятельности. Каков человек, такова его деятельность, соответственно этому он создает мир вокруг себя.
Моя деятельность – это воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Основной принцип моей педагогической деятельности можно отразить словами В.А. Сухомлинского «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка». Именно поэтому главное для меня организовать разнообразную деятельность с детьми, построенную на эмоциональном общении.
Я бы сравнила профессию воспитателя с профессией регулировщика, который одному потоку дает движение, другой поворачивает в нужном направлении, а в целом обеспечивает безопасность каждому участнику сложного движения, предупреждая катастрофу.
А еще профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Это помогает мне осознать необходимость построения работы с детьми на основе изучения индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и той среды в которой формируется его характер. Имеет ли право врач ошибаться, когда осматривает больного и ставит ему диагноз? Конечно же нет! Так же и педагог, не имеет права на ошибку.
Еще Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно изучать его.»
Можно сравнить воспитателя с артистом. Я пришла к выводу, что если хочешь стать мастером своего дела, дари себя детям, отдавай себя до последней частички, как артист дарит себя зрителю.
Честно говоря, воспитание и обучение детей – это такой трудный процесс, особенно в настоящее время, когда нравственные, моральные ценности утрачивают свою значимость. Тем не менее, несмотря на трудности, главным в моей работе остается желание передать детей миру: здоровыми и умными, честными и добрыми, порядочными людьми. Как сказал Сократ: «Довольствуйся настоящим, но стремись всегда к лучшему».
Ребенок не развивается автономно, он полностью зависит от нас взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему пример. Не случайно народная мудрость гласит: «Один добрый пример лучше ста слов». Отношение к ребенку как к личности предусматривает способность и умение педагога ставить себя в положение воспитанника, проникаться его состояниями и чувствами.
Стараюсь, чтобы каждое моё слово, каждый мой жест, поступок, было примером для детей. Я чувствую, как дети наблюдают за мной, делают свои выводы, которые потом сопоставляют с окружающим миром.
Для того чтобы добиться совершенства в своих умениях, мне необходимо было научиться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением. За годы работы с детьми я научилась «открывать дверь», за которой добро, любовь к детям, толерантность, компетентность, креактивность, способность понимать каждого ребёнка. Закрытыми же оставляю «двери», за которым несдержанность, лень, раздражительность, неуверенность. Твёрдо верю в то, что все победы начинаются с победы над самим собой.
Воспитывать и обучать можно только при условии постоянного самообразования, самоизменения, соответствующего требованиям времени. Установлено, что только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. «В учителе, который не учился один день, умирает учитель». ( Лимаренко А.В.)
Для того чтобы быть в курсе современных педагогических и психологических направлений, обогащать воспитательно-образовательный процесс новыми технологиями, интересными идеями, я периодически знакомлюсь с содержанием методических журналов и книг. При этом считаю совершенно необходимо знать основные труды классиков выдающих педагогов. Без этого моя деятельность будет похожа на блуждание в потёмках.
Ребёнок учится у нас взрослых, а мы должны поучиться у него видеть все как в первый раз, и помочь ему познать мир в его необычайном разнообразии.
Одной из приоритетных задач полноценного развития детей в наши дни является задача формирования личности. И не просто личности, а личности свободной, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, с развитыми познавательными, эстетическими чувствами, с доброй нравственной основой.
Вот поэтому в своей работе с дошколятами я уделяю большое внимание патриотическому воспитанию.
Моя задача как педагога, мастера своего дела – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть моей работы по патриотическому воспитанию детей.
Работу по патриотическому воспитанию я строю в следующей последовательности:
Такая последовательность позволяет организовать работу последовательно и в системе. При этом решаются следующие задачи:
- Систематизировать знания детей о осознании себя, как частицы государства.
- Формировать представления о нравственных и эстетических ценностях традиционной семейной культуры.
- Воспитывать у детей действенный патриотизм через осознание исторического прошлого родного города, страны.
- Дать знания о государственных символах.
- Дать представление о защитниках отечества.
- Познакомить детей с героическими боевыми достопримечательностями родного города, страны.
Для реализации данных задач, я составила тематическое планирование, в соответствии с представленной выше последовательностью.
Для каждого раздела разработаны мероприятия:
1.Оформление альбомов «Я и мое имя!»
В оформлении альбома принимали участие и дети и родители. Альбом включает в себя фото ребенка, а так же информацию об имени, которое носит ребенок. Оформив альбомы с именами детей группы, возник дальнейший интерес и вместе с детьми мы решили создать картотеку с информацией о других именах.
2.Беседы- размышления: «Какой я и каким хочу быть?»
Этот прием в моей работе очень важен для осознания детьми себя в семье, коллективе, обществе. Он помогает детям стремится быть похожими именно на положительных героев. Кроме того, эта беседа заставляет детей задуматься о том, какими бы они хотели стать в будущем.
3. Рисование на тему «Мой портрет».
Дети совместно с родителями рисовали автопортреты, затем мы организовали выставку картин. Ребята очень гордились своими портретами, пусть они были не совсем точны, слегка размыты, но дети чувствовали себя настоящими художниками.
1. Составление рассказа «Я и моя семья»
Это была довольно трудоёмкая работа. В группе индивидуально с каждым ребёнком составлялся рассказ о его семье. Так как дети не всегда могут владеть нужной информацией, над некоторыми вопросами пришлось поработать мне и с родителями. Но в целом эта работа составила позитивный результат.
2. Создание семейных фотоальбомов «Моя семья».
В альбомы были помещены фотографии членов семьи. Дети очень нравится рассматривать этот альбом, поэтому в процессе нашей работы мы решили составить мини-фото-альбомы о семье каждого ребёнка. Родители активно подключились к этой работе.
3. Составление генеалогического дерева «Моё семейное деревце!».
В этом мероприятии участвовали не только дети и родители, но даже бабушки и дедушки! Эта работа заняла очень много времени, т. к. оказывается не каждый знает членов своей семьи в нескольких поколениях. Но когда работа была закончена, удовлетворение получили все.
4. Оформление альбома «Нам весело живётся».
В этом альбоме семьям воспитанников предлагалось рассказать о семейных праздниках, традициях, совместных увлечениях. Родители и дети отреагировали на предложение с энтузиазмом, так как у каждой семьи есть что рассказать и показать о своей жизни. Потому и альбомы получились красочные, с большим количеством фотографий, рисунков. В целом этот замысел реализовался.
5. Создание герба семьи «Моя дружная семья!».
В этом мероприятии опять, же участвовали все члены семьи. Гербы получились самые разнообразные, все с изюминкой. И как потом выяснилось, что некоторые члены семьи расходились во мнениях, спорили, но все равно нашли компромисс и пришли к общему результату. Разве это не прекрасно? Когда вся семья объединяется в одной общей цели? Замечательно! А главное, что мы добились своего результата. Наши семьи выполняли задание вместе, а значит это дружные семьи!
1. В этот раздел вошли такие мероприятия как:
- Посещение городского музея на различные тематические выставки;
- Фотовыставка «Улицы города»;
- Выставка материалов по теме «С чего начинается город?»;
- Выставка рисунков, фотографий и др. к празднику «День победы».
2. Экскурсия «Достопримечательности города».
Первая экскурсия была осуществлена к памятнику В.А.Баландиной, основательнице нашего города. Детям было очень интересно узнать, когда был воздвигнут памятник, кому и за что он открыт. Большой интерес вызвала экскурсия к памятной доске открытой в честь генерала Тихонова. Это мероприятие позволило детям собрать информацию о самом генерале, о его боевых подвигах, расширило знания детей о других улицах города, названных в честь знаменитых земляков.
Но так как памятных мест у нас много и находятся они в разных частях города, у меня возникла идея создать следующее мероприятие.
3. Маршрут выходного дня.
Родителям и детям предлагалось посетить наиболее значимые места города: мемориал Вечной Славы; Арку Славы; кинотеатр «Луначарский»; Иоанно- Богословский храм; Храм Рождества Пресвятой Богородицы; Памятник погибшим шахтёрам; Памятник курсантам Бирмской авиационной школы.
Родители и дети с удовольствием поучаствовали в этом мероприятии и помогли оформить альбом о достопримечательностях города Черногорска.
Я постаралась донести до детей информацию о том, когда появился герб, что символизируют изображения на нём и цвет.
Так же хотелось включить в этот раздел продуктивную деятельность. И поэтому был объявлен конкурс на лучший рисунок.
5. Рисование на тему «Улицы нашего города».
В представленных работах дети отразили не только настоящее города, но и исторические события и даже будущее города.
6. «Юный исследователь»
Эта совместная моя с детьми деятельностью. Мы рассматривали картины, репродукции, книги, вырезки из газет содержащие различные исторические факты и события о нашем городе. Вся собранная информация и события помещены в уголке «Я юный патриот».
- «Широка страна моя родная»
1. Геральдика страны.
Я посчитала, что для начала нужно познакомить детей с гимном, флагом гербом России. Разъяснить, что означают цвета на нашем флаге. Почему на гербе двуглавый орёл. И что для жителей страны означает гимн.
2. Знакомство с картой России.
Для того чтобы дети лучше ориентировались в карте, мы изготовили своими руками Глобус. На котором обозначили все континенты наиболее значимые в мире страны и в том числе Россию. А на карте нашей страны мы находили реки, горы, границы с другими государствами и отмечали города.
3. Рассказ о Москве – столице нашей родины.
Я подобрала и предложила для просмотра детям видеофильм о Москве, оформила слайд-презентацию «Путешествие по столице».
Детям всегда интересно знать о традициях, праздниках, а тем более о тех, которые празднуются в стране, где они живут. Это, наша культура, а дети наше – будущее. Мы хотим вырастить достойных граждан своей страны. Так появился в нашей группе календарь праздников, в которой вошли как народные, так и государственные праздники.
5. Досуг «Наша Родина»
Это развлечение было приурочено ко Дню народного единства. Дети разучили стихи, песни о нашей стране, рисовали рисунки, изготавливали подделки открытки, разучивали гимн. У родителей и детей осталось много впечатлений и замечательный эмоциональный настрой.
1. Оформлен альбом «Воины России».
Этот альбом включает в себя различные репродукции, открытки, картины и рисунки об Армии, военных подвигах, особой ценностью являются несколько военных писем с фронта, которые удалось нам разыскать с большим трудом, благодаря родителям.
2. Создание в группе мини – библиотеки на данную тематику.
3. Встреча с Ветераном Великой отечественной войны и с жительницей нашего города, пережившей блокаду Ленинграда. Они рассказали нашим детям о нелёгкой доле солдата, о том как они жили и воевали в эти сложные для всех годы с 1941 по 1945 годы, какие трудности и лишения испытали в годы войны.
4. Проведение утренника посвященного дню Победы «Этот день Победы».
На утреннике звучали песни и стихи военных лет. Ну а затем была проведена военно-патриотическая игра «Зарница». В этот день я услышала от родителей много благодарных слов.
В заключении хочется сказать, вся эта работа была очень трудоёмкой, долгой, но интересной. Дети повзрослели, стали многое понимать, знать, уметь. Хочется поблагодарить родителей, которые с большим удовольствием откликались на все мои просьбы, участвовали во всех мероприятиях.
Как бы не менялось наше общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.
Хочу сказать, что на достигнутом, я не остановлюсь. В моих планах ещё много нереализованного. Да ведь и настоящим мастером своего дела можно стать лишь развиваясь и реализовываясь.
Источник