- Россия: создавая возможности для «зеленых» инвестиций
- Октябрь 2018
- Путин обсудил с главой Всемирного банка финансирование российских проектов
- Москва подчеркнула готовность содействовать международному сотрудничеству и общаться по глобальным проблемам.
- Глава Центробанка спрогнозировала, когда ВВП вернётся на докоронавирусный уровень
- Обзор по России
- Российская Федерация 2019 ВВП (в текущих ценах в долл. США) 1 689,5 ВНП на душу населения в долларах США 10 230 Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (2017 г.) 72,1
- Россия и Всемирный банк
- Кол-во проектов: 6 Объем обязательств МБРР: $496 млн
- ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
Россия: создавая возможности для «зеленых» инвестиций
Октябрь 2018
Природные ресурсы – важный источник доходов России, имеющий огромное значение для ее экономического развития. В связи с этим, перспективы роста российской экономики в средне- и долгосрочном периоде во многом зависят от того, насколько эффективно государственная политика будет учитывать вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в рамках экономического планирования.
Для России особенно важно активизировать работу по экологизации экономики, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие, и «озеленить» свою финансовую систему с целью мобилизации ресурсов для осуществления «зеленых» инвестиций и повышения качества управления рисками. России это будет выгодно по целому ряду причин.
Повышение эффективности использования ресурсов может благотворно сказаться на всей экономике и обеспечить экономию капиталовложений, а повышение энергоэффективности может привести к сокращению выбросов углерода и создать возможности для повышения производительности и конкурентоспособности российской экономики.
В процессе осуществления структурных реформ в России важным экономическим эффектом экологизации является создание новых рабочих мест и производств. Экологизация российской экономики означает «чистый» и устойчивый к потрясениям экономический рост и неистощительное использование природных ресурсов, что позволит распространить положительные экономические эффекты на самых бедных и уязвимых граждан. Кроме того, «зеленые» инвестиции, как правило, связаны с повышением уровня занятости и обеспечивают прямые выгоды в виде сокращения бедности.
России больше не нужно делать выбор между экономическим ростом и охраной природы; обе цели можно достичь одновременно, обеспечив экономическое процветание и сохранение окружающей среды.
С тех пор как в 2017 году состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации, посвященное вопросам экологии, российская программа «зеленого» финансирования стала набирать обороты. Постепенное улучшение макроэкономической ситуации и состояния финансового сектора формирует благоприятную среду для развития «зеленого» финансирования; однако для того, чтобы финансовые учреждения и частные инвесторы стали участниками «зеленого» финансирования, российским властям необходимо создать соответствующие условия и стимулы.
Возглавляемое Банком России институциональное партнерство в составе Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ может сыграть главную роль в создании благоприятных условий для «зеленого» финансирования. Банк России имеет все возможности для руководства деятельностью партнерства, поскольку он является регулятором финансового сектора и владельцем крупнейших государственных банков.
Предлагаемое партнерство может разработать национальный план (дорожную карту) развития «зеленого» финансирования, в котором будут определены потребности всей системы, барьеры, мешающие привлечению частного капитала, и первоочередные меры. Кроме того, Банк России может мобилизовать финансовые учреждения и оказать им поддержку в разработке инициатив, ориентированных на рынок, или согласовать добровольные руководящие принципы выпуска «зеленых» облигаций и управления социально-экологическими рисками, либо общие принципы предоставления банковских «зеленых» кредитов.
Развитие «зеленого» финансирования поможет российскому финансовому сектору повысить устойчивость к потрясениям и улучшить финансовые показатели своей деятельности. С учетом того, что Россия имеет углеродоемкую экономику и является крупным производителем ископаемых видов топлива, уровень «углеродных рисков» российского финансового сектора, вероятно, будет высоким. На переходном этапе защиту от «углеродных рисков» в рамках портфеля, включающего выбросоемкие активы, могут обеспечить «зеленые» активы.
Наука получает все больше доказательств того, что экологизация финансовых систем повышает доходность инвестиций. Российские государственные финансовые институты развития могут сыграть роль катализаторов за счет поддержки стратегии «зеленого» финансирования и формирования портфеля «зеленых» активов.
Источник
Путин обсудил с главой Всемирного банка финансирование российских проектов
Москва подчеркнула готовность содействовать международному сотрудничеству и общаться по глобальным проблемам.
Фото © ТАСС / Ильин Сергей, Wikipedia
Президент РФ Владимир Путин провёл телефонные переговоры с президентом Всемирного банка Дэвидом Малпассом по вопросам возможного финансирования российских проектов. Об этом сообщили на сайте Кремля. В настоящий момент Малпасс находится в Москве.
«Обсуждены актуальные вопросы взаимодействия России с Всемирным банком, а также перспективы финансирования банком проектов по модернизации российской экономики, социальной сферы и инфраструктуры, расширению использования цифровых технологий», — заявили в Кремле.
Путин и Малпасс говорили также о проблемах изменения климата и обеспечения продовольственной безопасности. Как отметил глава государства, Россия всегда готова содействовать международному сотрудничеству.
«Россия, как один из крупнейших акционеров Всемирного банка, заинтересована в дальнейшем повышении эффективности его деятельности по содействию международному развитию и готова этому всячески способствовать», — подчеркнул президент.
Глава Центробанка спрогнозировала, когда ВВП вернётся на докоронавирусный уровень
Напомним, что Всемирный банк ранее опубликовал новый доклад, в котором улучшил прогноз по росту ВВП России в 2021–2022 годах. По прогнозу аналитиков организации, экономика РФ вырастет в этом году на 2,9%, а в будущем году — на 3,2% вместо 2,6% и 3% соответственно.
Источник
Обзор по России
Российская Федерация | 2019 |
---|---|
ВВП (в текущих ценах в долл. США) | 1 689,5 |
ВНП на душу населения в долларах США | 10 230 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (2017 г.) | 72,1 |
Вышел новый региональный экономический обзор «Борьба с COVID-19»!
Узнайте о том, как Группа Всемирного банка координирует свои действия с партнерами в целях ускорения глобальных ответных мер и оказания поддержки странам в условиях глобальной пандемии.
В мае 2018 года Россия поставила перед собой амбициозные экономические цели, включая ускорение темпов экономического роста до 3% и сокращение бедности вдвое – до 6,6% к 2024 году.
Для ускорения экономического роста в дополнение к увеличению численности рабочей силы за счет повышения пенсионного возраста (что уже введено на законодательном уровне) потребуется реализация реформ, направленных на увеличение входящих миграционных потоков, расширение объема инвестиций и ускорение роста совокупной факторной производительности (СФП). Инициативы правительства, предусматривающие увеличение расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру, могут способствовать ускорению потенциального роста. Для повышения производительности важнейшей задачей остается развитие конкуренции на внутреннем рынке.
Сами по себе умеренные темпы роста ВВП не приведут к сокращению бедности вдвое к 2024 году. Вместе с тем, эта цель может быть достигнута за счет дополнительного ежегодного перераспределения около 0,4% ВВП в виде социальной помощи и трансфертов. Это подразумевает значительное расширение охвата бедного населения по сравнению с существующей системой социальной помощи, причем часть этих дополнительных средств необходимо получить за счет экономии расходов, которую должно обеспечить повышение эффективности действующей системы.
Россия и Всемирный банк
Российская Федерация стала полноправным членом Всемирного банка с 1992 года. В июне 1993 года банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи. Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше $16 млрд.
Несмотря на то, что спрос на финансирование на протяжении этого времени колебался, обмен опытом и предоставление технического содействия Всемирным банком всегда лежали в основе нашего взаимодействия с Россией. В их фокусе находятся социально-экономическое развитие России, решение глобальных проблем борьбы с бедностью, списания задолженности беднейших стран и защиты окружающей среды.
Располагая глобальным опытом и глубокими знаниями национальных особенностей, Всемирный банк работает в партнерстве в федеральными, региональными и местными органами власти, оказывая практическую техническую поддержку в реализации проектов и программ. Специалисты Всемирного банка обладают первоклассными знаниями и обширным опытом работы по всему миру, их повседневная работа основана на принципах формирования сильных партнерств, при этом особое внимание уделяется результатам в целях развития.
Мероприятия, запланированные, финансируемые, поддерживаемые или реализуемые Всемирным банком, могут быть как малобюджетными, так и масштабными; носить комплексный характер или быть нацелены на решение конкретной проблемы; предусматривать подготовку концепции программы и проекта, разработку его структуры, а также содействие в реализации, координацию, и мониторинг и оценку.
Последнее обновление: 16 апреля 2020
Кол-во проектов: | 6 |
Объем обязательств МБРР: | $496 млн |
Всемирный банк проводит исследовательскую и аналитическую работу, предоставляет консультации по вопросам экономической политики и осуществляет мероприятия, направленные на укрепление потенциала в целях экономического и социального развития России на федеральном и региональном уровнях. Поддержка Всемирного банка сосредоточена на следующих направлениях: улучшение инвестиционного климата; «зеленое» финансирование; развитие систем здравоохранения и образования, включая развитие системы дошкольного образования и совершенствование навыков учащихся; укрепление социальной защиты населения; а также проекты развития по инициативе местного населения и инициативное бюджетирование. Действующие проекты способствуют повышению качества предоставления базовых государственных услуг на местном уровне, развитию финансовой грамотности населения и улучшению охраны окружающей среды.
Россия – важный партнер Группы Всемирного банка как международный донор в целях развития. Наше партнерство с российским правительством помогает использовать знания и финансовые ресурсы России на благо других стран мира. Начиная с 2007 года, Россия выделила в МАР 896 млн. долларов США. Кроме того, Россия внесла 279 млн. долларов США в 24 траст-фонда, находящихся под управлением Всемирного банка, в поддержку образования, развития малого и среднего предпринимательства, управления государственными финансами и других проектов развития в странах Европы и Центральной Азии, Африки и Ближнего Востока. Кроме этого, Россия обязалась внести 438 млн. долларов США в восемь фондов финансового посредничества, созданных для решения глобальных проблем в области развития, а именно: борьба с ВИЧ/СПИДом; борьба с туберкулезом и малярией; облегчение долгового бремени государств; охрана окружающей среды; поддержка женского предпринимательства; развитие системы государственного управления и государственных институтов в странах с переходной экономикой в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Недавно Россия взяла на себя обязательство внести 3 млн. долларов США в Зеленый климатический фонд.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
Программа Всемирного банка по предоставлению консультационных услуг и осуществлению аналитической деятельности организована по двум широким направлениям:
I. Обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности с акцентом на следующих аспектах: управление макроэкономикой и налогово-бюджетной сферой, борьба с теневым рынком труда, повышение производительности, улучшение инвестиционного климата, развитие МСП, торговая интеграция, сельское хозяйство, а также цифровая экономика.
II. Развитие человеческого капитала, сокращение бедности и повышение всеобщего благосостояния с акцентом на следующих сферах: образование, включая раннее развитие детей; формирование интегрированной системы здравоохранения; совершенствование социальной защиты населения.
Многие мероприятия реализуются в рамках консультационных услуг на возмездной основе (КУВО). Текущий портфель проектов КУВО включает в себя мероприятия в следующих областях: инвестиционный климат, система статистики, здравоохранение, образование и профессиональная квалификация, социальная защита, проекты развития по инициативе местного населения и инициативное бюджетирование.
Программа распространения знаний приносит свои плоды. Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) способствует более активному участию населения в процессах принятия решений на муниципальном уровне. Работая вместе с муниципальными властями, граждане выявляют и определяют приоритетность небольших инфраструктурных проектов, направленных на решение конкретных местных проблем. Благодаря участию граждан повышается результативность использования средств местных бюджетов и ускоряется реализация проектов.
Программа ППМИ стартовала в Ставропольском крае 14 лет назад. ППМИ сегодня – это национальная программа, охватывающая примерно треть из более чем 80 российских регионов. В рамках программы реализовано более 12 тыс. проектов с участием местного населения, результатами которых пользуются свыше 7,5 млн. человек. В среднем, около 20% всех проектов были реализованы при финансовом участии региональных предпринимателей и местного населения.
Последнее обновление: 16 апреля 2020
ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В 2019 году темпы экономического роста снизились до 1,3% по сравнению с 2,5% в 2018 году. На фоне расширения розничного кредитования и увеличения государственных расходов основным локомотивом роста был потребительский спрос. В связи с медленными темпами запуска национальных проектов объемы инвестиций практически не росли. Потребительская инфляция замедлялась с апреля 2019 года, достигнув 2,3% в феврале 2020 года.
С июня 2019 года Центральный банк России (ЦБР) продолжал смягчать денежно-кредитную политику и шесть раз снижал ключевую процентную ставку – до 6% в годовом выражении. Однако 20 марта 2020 года регулятор оставил ключевую ставку без изменения в связи с ростом краткосрочных инфляционных рисков вследствие пандемии коронавируса и падения цен на нефть, приостановив таким образом цикл смягчения монетарной политики.
20 марта ЦБР объявил о принятии комплексного пакета мер, направленных на поддержку бизнеса, потребителей и финансового сектора в условиях вспышки коронавируса. Объявленные меры включают введение специальных ставок рефинансирования, обеспечение благоприятных условий по определенным видам кредитов, а также решение о переносе на более поздний срок введения более жестких правил для банков. Что касается потребителей, пострадавших от коронавирусной инфекции, ЦБР рекомендовал банкам и микрофинансовым организациям реструктурировать задолженности таких заемщиков, не назначать пени и штрафы по их кредитам, не обращать взыскание на недвижимое имущество, являющееся обеспечением по займам.
Уровень безработицы в 2019 году снизился до 4,6% с 4,8% в 2018 году; при этом средний реальный располагаемый доход вырос на 0,8%. Уровень бедности согласно национальному определению (доля населения, чей месячный доход составлял менее 10 287 рублей в 2018 году) незначительно вырос в первой половине 2019 года (на 0,2 процентного пункта) в результате снижения реальных располагаемых доходов и повышения официального прожиточного минимума на 2% в реальном выражении.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
Ожидается, что в 2020 году ВВП России снизится на 1,0%, что является самым низким показателем за последние пять лет. Негативные тенденции преимущественно обусловлены падением цен на сырье в результате снижения внешнего спроса в условиях пандемии, а также разрыва соглашения ОПЕК+. Повышенная неопределенность и волатильность привели к снижению курса рубля: с 1 января 2020 года курс рубля упал по отношению к доллару США на 26%. Вследствие падения цен на нефть ниже уровня безубыточности, будет наблюдаться дефицит государственного бюджета.
Базовый прогноз основан на следующих предположениях: пандемия коронавируса закончится в 2020 году; будут приняты меры по сдерживанию распространения инфекции и оказанию бюджетной поддержки; а восстановление цен на сырье и оживление экономической активности произойдут уже в 2021 году. Однако менее благоприятный сценарий предполагает усиление давления на сырьевые цены и на экономическую активность. В таком случае ВВП в 2020 году может сократиться на 2,2%, а потребители и инвестиционный спрос могут пострадать еще сильнее. Несмотря на это, Россия обладает существенными макрофискальными буферами. Предполагается, что дефицит доходов от нефтегазовой отрасли, образовавшийся в результате падения цены на нефть ниже предусмотренной бюджетом отметки в 42,4 доллара США, будет компенсирован за счет средств ФНБ (150 млрд. долларов США или 9% ВВП по состоянию на 1 марта).
Предоставление дополнительной социальной поддержки семьям с детьми (увеличение размера пособий и материнского капитала) поддержит доходы беднейших 20 процентов населения. Согласно прогнозам, в 2021-2022 годах рост ВВП составит от 1,6% до 1,8% на фоне стабилизации внешней конъюнктуры и улучшения торговых условий для России. Сокращение ВВП и доходов приведет к небольшому росту уровня бедности в стране в 2020 году – примерно на 0,1 процентного пункта. Вместе с тем умеренный темп роста ВВП и индексация пенсий поддержат уровень располагаемых доходов и будут способствовать постепенному снижению уровня бедности в 2021-2022 годах.
Источник