Во что инвестируют нефтегазовые компании

Инвестиции в нефть. ТОП-4 варианта вложений + руководство для инвестора

В отличие от множества других торговых инструментов, колебания цен на нефть активно обсуждают на главных каналах страны, значения котировок почти всегда есть в информационных табло и любым относительно значимым изменениям уделяют внимание. Дело здесь не только в том, что Россия – один из главных экспортёров “чёрного золота”, но также и в том, что цены на него имеет прямую связь с нашей повседневной жизнью. А раз это так, то имеет смысл задаться вопросом – как осуществлять инвестиции в нефть и что можно заработать.

Нефть как инвестиционный актив

Нефть – смесь углеводородов, которая имеет практическое применение в огромном количестве направлений промышленности. С самого момента начала крупномасштабной добычи нефтяные цены стали играть огромную роль в жизни человека. Нашим гражданам, конечно, сложно это понять – ведь что при падении котировок, что при росте бензин всё равно неуклонно дорожает. Но причина этого кроется не в рыночных механизмах, а в политико-экономических, то есть простая логика тут не работает, а здравый смысл разбивается об логику чиновников и желания бизнесменов.

Наиболее востребованными нефтепродукты являются в следующих отраслях:

  1. Топливная . Из нефти получается множество разных видов в зависимости от перегонки.
  2. Химическая . Когда мы моем посуду, то используется специальное моющее средства, в котором содержатся продукты переработки нейти.
  3. Резиновая промышленность , битумы, производство асфальта.

На вид не так и много, а по факту всё вокруг нас сделано из нефти, например, пластмасса. Но, всё равно главными потребителями нефти являются транспортные средства . Их количество растёт, именно поэтому компании заинтересованы в расширении производства, для этого делают инвестиции в добычу нефти. Именно поэтому люди во всём мире обращают внимание на то, что происходит с нефтяным рынком. Нефть различается по сортам, есть лёгкая, тяжёлая и смешанная. Она представляет разную ценность, в связи с этим торгуется она как раз по сортам – наиболее известные WTI и Brent. Теперь посмотрим, что оказывает воздействие на цену.

Факторы, влияющие на нефтяные цены

Цены на нефть постоянно колеблются, это свойственно всем биржевым инструментам. Но в то же время есть факторы, которые сильно влияют, причём в обе стороны – как повышение цен, так и снижение. Рассмотрим сначала причины падения котировок:

  1. В мире немало стран, которые являются крупными потребителями. Логическая цепочка очень простая – снижение темпов роста промышленного производства в Китае скажется на спросе на нефть, ведь эта страна производит очень много разной продукции. Снижение спроса провоцирует снижение цены. Также сюда можно отнести и Японию.
  2. Негативные результаты заседаний стран ОПЕК, то есть когда они не могут договориться об ограничении добычи. Для многих стран жизненно важно продавать определённые объёмы нефти, это закладывается в бюджет. И если на фоне и так не очень высоких цен придётся ещё и добычу снижать, то будет совсем плохо.

Это простые причины падения котировок. Но рынок нефти чрезвычайно спекулятивный. Например, есть необходимые затраты по разведке, добыче и транспортировке, а затем переработке нефти. И если разведку можно с натяжкой оценить как инвестиции в нефть, то вот всё остальное уже напрямую является издержками. Поэтому продавать нефть по 20$ никто не станет в текущих условиях. Такое могут себе позволить только те компании, у которых этот показатель себестоимости ниже 20$, а таких единицы в общей массе. Поэтому, разогнавшись вниз, нефть потом обязательно восстанавливается.

На рост также влияют следующие события:

  1. Рост производства и потребления. Здесь и промышленность и просто увеличение числа транспортных средств. С каждым годом потребление растёт. Конечно, это закладывается в проекты по увеличению добычи и разведке, но не всегда совпадает. Бурный промышленный рост может спровоцировать рост стоимости нефти до отметок, когда она же начнёт тормозить рост.
  2. Всяческие форс-мажорные ситуации, например, аварии танкеров, заводов и прочее. Не так давно был атакован огромный и важный объект по переработке нефти в Саудовской Аравии, что повлекло за собой мгновенный рост котировок на несколько долларов. Правда, цена потом обратно возвращается, но спекулянтов не остановить быстро.
  3. Позитивные результаты договоренностей стран ОПЕК. Всё то же самое, что и в случае негативных, только в другую сторону. Коллективное сокращение добычи приводит к тому, что цены растут из-за уменьшения предложения на рынке.

Как видно, ключевое значение в последнее время играет управление добычей. Конечно, ОПЕК – это далеко не весь рынок, но очень значительная его часть . Поэтому снижение добычи всегда сказывается на ценах, также как и нервозность, если переговоры затягиваются и страны не могут придти к консенсусу. Все эти события обычно подробно освещаются в СМИ, всегда можно найти информации и использовать её для вложения в нефть. И речь идёт не только о покупке, также можно рассматривать спекулятивные короткие позиции, но это больше для профессионалов.

Как инвестировать в нефть?

Торговля нефтью осуществляется посредством фьючерсов . В каждой стране есть запасы сырой нефти и дистиллятов, но на то они и запасы, чтобы использовать в случае необходимости. Поэтому рынок нефти – отлаженный механизм поставок в рамках контрактов. Невозможно взять и купить с рынка солидный объём – его никто не сможет предоставить, так как все объёмы расписаны. Но если покупается поставочный фьючерс, то к указанной дате нефть будет готова – она заложена в план добычи и всю логистику компании, никто не станет держать излишки нефти в запасе, что, кстати, подтверждается постоянно колеблющимися данными по запасам в США.

Фьючерсы разделяются по времени экспирации. Чем дальше поставка, тем слабее реакция на текущие события. Взорвали завод – краткосрочные взлетят, а вот долгосрочные отреагируют слабее. Да и вообще они отличаются меньшей подвижностью. В целом, инвестиции в нефть можно делать в таких видах:

    Торговля на бирже. Единственный вариант работы с самой нефтью. По крайней мере, из легальных. Для торговли подойдёт практически любой брокер. Если выбираем официальный путь, то регистрируемся у фондовых брокеров, которые имеют доступ к московской бирже . В этом случае имеем ограничения по кредитному плечу , но зато реальная рыночная среда. Если работаем через форекс-дилеров и мелких брокеров, то в этом случае торгуем контрактами CFD , всё то же самое в плане движения котировок, но зато гораздо более интересные условия.

    Спред по нефти достаточно большой. В самом лучшем случае мы получим разницу в 3 цента по сорту WTI и 4 цента по Brent . То есть для скальпинга , особенно, с учётом не очень больших масштабов движений, нефть не очень подходит. Чаще всего у брокеров спред составляет 5-7 центов, а это уже действительно много, и с большим плечом (обычно 1:10 на такие контракты) особо не поторгуешь. После привычной маленькой маржи по валютным парам, залог под нефтяные сделки неприятно удивит.

Источник

«Зеленое» будущее для нефтегазового сектора: как развиваться компаниям в новых условиях

В 2020 году Европа представила свою «зеленую сделку» и начала активно разрабатывать меры для претворения ее в жизнь. В начале этого года система торговли выбросами СО2 (диоксид углерода) запущена в Китае. Администрация Байдена анонсировала активную поддержку декарбонизации экономики США, в рамках которой только в 2021 году будет потрачено не менее $500 млрд.

В России интерес к теме возник на фоне планов Европы ввести так называемый пограничный углеродный сбор (Carbon Border Tax). Международные аналитические агентства начали подсчитывать возможные потери для российских компаний. Одновременно власти стали обсуждать возможное введение регулирования выбросов парниковых газов в России.

Перспективы углеродного сбора — действительно крайне важная тема для производителей стали, цемента и электроэнергии. Однако нефтегазовая отрасль стоит здесь особняком. Дело в том, что сам процесс производства одной тонны продукции (бензина, дизеля, авиакеросина и прочих) выделяет лишь 250 килограммов СО2 по охватам прямых производственных выбросов и непрямых выбросов от использования электро- и тепловой энергии. Это менее 10% от общего объема выбросов в нефтяной отрасли. Остальные 90% приходятся на процесс конечного потребления нефтепродукта (например, бензина в процессе поездки на автомобиле), то есть фактически находятся за пределами ответственности производителей. В результате, по расчетам аналитической команды «ВТБ Капитала», потери российских публичных нефтегазовых компаний в России от введения пограничного углеродного сбора могут составить всего лишь до 5% от их операционной прибыли до амортизации и налогов (EBITDA), что хотя и несколько негативно, тем не менее не является существенной цифрой.

В этих условиях, мы полагаем, для российских нефтегазовых компаний правильным будет не столько постановка вопроса, «как организовать свой производственный процесс, чтобы снизить выбросы парниковых газов», сколько сами перспективы существования сектора, учитывая, что все больше стран ставят себе цель достичь нулевого баланса выбросов парниковых газов в течение следующих 30 лет.

Мы выделяем три главных фактора влияния ESG-темы на рыночную стоимость акций российских нефтяных компаний:

  1. Эволюция глобального энергетического баланса.
  2. Потенциал изменения бизнеса нефтяных и газовых компаний с целью лучше соответствовать требованиям низкоуглеродной экономики.
  3. Восприятие их бизнеса инвесторами.

Главная опасность текущей ситуации для нефтяных компаний заключается в том, что основные технологии для замены углеводородов уже разработаны и их стоимость снижается.

Наиболее очевидная из таких технологий — электромобили в сочетании с электроэнергией из возобновляемых источников.

По оценкам IEA, мировой спрос на электроэнергию в прошлом году сократился приблизительно на 5%, и только возобновляемые источники энергии (ВИЭ) показали прирост на 7% благодаря новым мощностям в США и Китае. В 2020 году на их сегмент пришлось около 90% всех новых электрогенерирующих мощностей в мире. В Германии в прошлом году их доля в генерации электричества составила 51%, увеличившись на 24% за десять лет. Вместе с этим полная стоимость ветровой и солнечной электроэнергии в мире упала на 74% и 90% соответственно с 2010 года даже без учета субсидий. Таким образом, во многих регионах мира ВИЭ-генерация сопоставима по себестоимости с традиционной.

Электромобили все больше развиваются. Если в 2010 году во всем мире существовало только пять моделей электрокаров, то сейчас — 424. В Китае появились дешевые (до $5000) электрокары. Стоимость таких машин в использовании в расчете на один километр сейчас уже ниже, чем для традиционных машин на бензине и дизеле, а в Китае она может достигать невероятных 4 американских центов за километр.

Старая парадигма нефтяного рынка гласит, что любое снижение потребления топлива на развитых рынках всегда с избытком компенсируется ростом его потребления в развивающихся экономиках просто потому, что там оно несопоставимо дешевле. Однако больше она не работает.

Продажи растут ускоренными темпами: количество проданных электромобилей в конце 2020 — начале 2021-го увеличилось вдвое по сравнению с уровнем годичной давности, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. В Германии в марте 23% проданных машин были электромобилями, в Китае — 9%. Отталкиваясь от динамики последних месяцев, в текущем году продажи транспортных средств на электрическом ходу могут существенно превысить уровень, прогнозируемый отраслевыми экспертами и агентствами. Это заметно повлияет на традиционную кривую восстановления спроса на нефть, который может уже не вернуться к предыдущим пиковым значениям. По нашим расчетам, пик потребления нефти был пройден в 2019 году.

Глобальные нефтегазовые компании ищут способы приспособиться к новой реальности. Большинство из них имеют солидный список проектов возобновляемой энергетики и вместе планируют удесятерить свои мощности по такой генерации к 2025 году.

Пойдут ли по этому пути российские нефтяные компании, пока большой вопрос. До сих пор их присутствие в ВИЭ-энергетике оставалось крайне незначительным. До тех пор пока тарифы на газ регулируются государством, а компаниям не приходится платить за выбросы CO2, современные парогазовые турбины по своим экономическим характеристикам будут превосходить все прочие способы производства электроэнергии. Аналогичная ситуация наблюдается с биотопливом, способность которого улучшить ESG-показатели отрасли вызывает сомнения.

На наш взгляд, самым логичным шагом для российских нефтегазовых компаний в эпоху низкоуглеродной глобальной экономики будет производство водорода, потребление которого не выделяет парниковые газы в отличие от нефти или природного газа.

На данный момент большая часть из почти 80 млн тонн водорода, используемых сегодня в мире, производится из углеводородов, в частности из метана, что сопровождается выделением большого количества CO2. Существуют способы его производства без выделения CO2 («зеленый» водород) через электролиз воды. Это, однако, крайне дорогой процесс, требующий специального, пока достаточно редкого оборудования и большого количества электричества из возобновляемых источников. Более подходящим способом для российских компаний будет соединить традиционную технологию производства водорода из метана с одновременным улавливанием и захоронением выделенного СО2 («голубой» водород).

На данный момент Россия уже производит 5 млн тонн водорода в год, в том числе на нефтеперерабатывающих заводах (водород нужен в процессах гидроочистки и гидрокрекинга). Часть нефтяных компаний, как мы считаем, имеет понимание и опыт работы с технологиями в сфере улавливания, утилизации и хранения CO2. Более того, у российских нефтяных компаний есть серьезные преимущества по сравнению с сопоставимыми зарубежными игроками, да и любыми участниками нынешней ESG-гонки:

  1. Близость к дешевым источникам энергии / углеводородам.
  2. Почти неограниченные варианты хранения CO2 на истощенных месторождениях в Сибири.
  3. По-прежнему неограниченный доступ к источникам воды.
  4. Наличие инфраструктуры по доставке на рынок через использование огромной сети существующих трубопроводов.

Российские нефтегазовые компании, по нашему мнению, имеют все возможности производить водород непосредственно в России, на местах добычи углеводородов, используя дешевое сырье и дешевую воду, сжигая дешевый газ, потребляя дешевую электроэнергию и используя относительно дешевую рабочую силу. Там же, на месте, компании могут улавливать CO2 и направлять все выбросы для хранения в истощенных нефтяных и газовых месторождениях. Затем этот водород может экспортироваться в Европу через существующую трубопроводную инфраструктуру.

Например, теоретически «Газпром» мог бы производить порядка 13 млн тонн «голубого» водорода в Надым-Пур-Тазовском районе на Ямале (там же захороняя полученный CO2), транспортировать его на побережье Балтийского моря по внутренней системе трубопроводов, а затем по трубопроводу «Северный поток — 2» в Германию, которая, как ожидается, станет одним из ключевых рынков водорода в будущем. «Газпром» обладает необходимыми знаниями, техническими возможностями, инфраструктурой и объемами сырья, чтобы осуществить такой проект. Более того, по расчетам аналитиков «ВТБ Капитала», такой проект является и экономически привлекательным, способным генерировать порядка 32 млрд долларов выручки в год, а его чистая приведенная стоимость могла бы составить более половины сегодняшней рыночной капитализации компании.

Конечно, это все потребует решения большого количества проблем — например, связанных с транспортом водорода, безопасностью, созданием новых технологических стандартов. Однако мы убеждены, что начинать такую деятельность стоит уже сейчас, чтобы завоевать позицию на мировом рынке, как только водородная энергетика получит большее распространение. Игнорирование существующих экологических трендов в расчете на имеющиеся под рукой ресурсы может оказаться еще более болезненным, чем когда 10 лет назад некоторые игроки игнорировали факт сланцевой революции.

Наконец, мы отмечаем все больший спрос со стороны участников финансовых рынков на более полное и качественное раскрытие различных ESG-показателей нефтегазовыми компаниями, а также требование к формированию долгосрочных планов и целей по снижению выбросов парниковых газов. В этом плане российские нефтегазовые компании пока уступают ведущим международным нефтяным компаниям, что может негативно отражаться на будущей динамике стоимости акций. Скорее всего, российские нефтегазовые компании понимают необходимость улучшения практики раскрытия информации и необходимости наличия четких целей в области климата. Наглядной демонстрацией такого понимания стало недавнее утверждение экологической политики «Татнефтью» и намерение «Лукойла» привязать размер компенсаций своих менеджеров к выполнению экологических целей компании. Полагаем, что и остальной сектор постепенно повысит уровень раскрытия информации, а также потенциально ужесточит политику в сфере климатического контроля.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Читайте также:  Анализ доходности рисков это
Оцените статью