Валовый приток прямых иностранных инвестиций это
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
2. Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения имущества и ценных бумаг;
4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;
3) стимуляция производственных вложений;
4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
2) ухудшение материального положения большей части населения;
3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
5) нестабильная политическая ситуация;
6) большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
3) большой внутренний рынок;
4) дешевая рабочая сила;
5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
6) быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Источник
Научно-исследовательский журнал
GDP of Russia and direct foreign investments
Аннотация: авторы анализируют временные ряды «темп прироста ВВП России» и «прямые иностранные инвестиции». Дают предварительную оценку связи между ВВП и ПИИ. Указывают дальнейшие направления исследования.
Abstract: authors analyze temporary ranks «rate of a surplus of GDP of Russia» and «direct foreign investments». Give a provisional estimate to communication between GDP and DFI. Specifythefurtherdirectionsofaresearch.
Ключевые слова: валовой внутренний продукт, прямые иностранные инвестиции, регрессия, коинтеграция.
Keywords: gross internal product, direct foreign investments, regression, cointegration.
Актуальность. Обеспечение устойчивого темпа экономического роста — одна из главных задач для любого государства. В современной экономической и политической ситуации эта задача является одной из приоритетных и труднореализуемых. Следует выявить, может ли страна опираться на собственные силы. Соответственно, для этого надо оценить зависимость ВВП России от иностранных инвестиций.
Объект исследования – валовой внутренний продукт (далее – ВВП).
Предмет исследования – выявление наличия (отсутствия) связи между ВВП России и прямыми иностранными инвестициями (далее – ПИИ).
Цель исследования – анализ и прогнозирование темпов роста валового внутреннего продукта (далее – ВВП) России, темпов роста прямых иностранных инвестиций, а также выявление взаимосвязи между ними.
Методы – в исследовании применялись общенаучные методы: анализ и синтез, статистический, графический, методы сравнения и моделирования.
Вопросы экономического роста исследовали многие ученые – Д. Кейнс, Й. Шумпетер, В. Кондратьев, С. Кузнец. Существует ряд подходов к пониманию экономического роста экономики страны. В данном исследовании мы проанализируем статистические данные на предмет выявления зависимости (или отсутствии таковой) между ВВП России и ПИИ. При этом будем опираться на системный подход. Результат действия всей системы (экономики страны с учетом ВЭД) – ВВП. В этой системе есть подсистема – ПИИ. Оценим вклад подсистемы. Подобные исследования проводились в [1,2,3,4,5,6,7,8].
В каждом государстве существуют свои программы, стратегии, проекты и т.д., реализация которых должна способствовать экономическому росту. В России одним из таких документов является государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», разработанная Минэкономразвития, и утвержденная Правительством Российской Федерации(Распоряжение от 29 марта 2013 года №467-р.), (далее — Госпрограмма). Предусмотрено, что Госпрограмма реализуется в один этап – в период с 2013 по 2020 год включительно и направлена на создание условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации; создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления и т.д. [9].
Госпрограмма включает в себя девять подпрограмм, одной из которых является подпрограмма «Формирование благоприятной инвестиционной среды», реализация которой подразумевает создание действенных стимулов для увеличения инвестиционной активности и роста производительности труда.
Принято считать, что экономический рост находит своё проявление в увеличении ВВП. Если данный показатель растет- это значит, что открываются новые предприятия, а на действующих предприятиях увеличивается объем выпускаемой продукции. Это, в свою очередь, ведет к росту заработной платы и улучшению благосостояния людей. Если же ВВП уменьшается, это означает спад производства, сокращение рабочих мест, ухудшение благосостояния граждан. Следовательно, ВВП напрямую отражает темпы роста экономического потенциала страны.
Темпы роста ВВП России в период с 2005 по 2015 г.г. представлены на рисунке 1[10].
Рисунок 1. Темпы роста ВВП России в период с 2005 по 2015 г.г.
Цифры, указанные на вершинах графика отображают темпы роста российской экономики. Можно заметить, что на протяжении последних 14 лет (за исключением 2009 года) отмечался ее рост, но с постепенным снижением темпов, особенно с 2011 года.
Экономика России зависит от многих факторов, как внутренних, так и внешних. Например, в структуре бюджета Российской Федерации доходы от добычи углеводородов составляют более 50% всех поступлений. Тем не менее это не означает то, что нефтегазовая отрасль является основной в структуре ВВП России. По данным отчета о структуре валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности, опубликованного Федеральной службой государственной статистики (Росстат), в 2015 г. доля от деятельности этой отрасли (с учетом добычи полезных ископаемых, не относящихся к топливно-энергетическим) в структуре ВВП составляет 9,8%.Для сравнения рассмотрим другой вид деятельности, приведенный в отчете — торговля (опт и розница), ремонт автотранспорта, мотоциклов, бытовых предметов и предметов личного пользования. По данным Росстата, доля этого вида деятельности составляет 15,8% в общей структуре ВВП, что говорит о ее значимости (степени участия) в ВВП[10].
Развитие указанных и других видов деятельности, как влияющих на рост экономики, непосредственно связано с инвестициями в них. Существенное место в них занимают прямые иностранные инвестиции.
Прямые иностранные инвестиции – это инвестиции поступившие в Российскую Федерацию от юридических и физических лиц стран-партнеров, полностью владеющих организацией или контролирующих не менее 10% акций или уставного капитала организации.
Росстат приводит следующие данные о прямых иностранных инвестициях в Российскую Федерацию, которые представлены в таблице 1 (млн. долл., %)[10].
Прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию в 2005-2015 г.г. (млн. долл., %)
Год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Объем инвестиций | 15508 | 37 595 | 55 874 | 74 783 | 36 583 | 43168 | 55084 | 50588 | 69219 | 22891 | 6 478 |
Темп роста по отношению к АППГ году, % | 142,4 | 48,6 | 33,8 | -51,1 | 18,0 | 27,6 | -8,2 | 36,8 | -66,9 | -71,7 |
Примечание: АППГ- аналогичный период предыдущего года.
Графическое отображение темпов роста прямых иностранных инвестиций приводится на рисунке 2.
Рисунок 2. Темпы роста прямых иностранных инвестиций в России 2005-2015, в %
Анализируя содержание таблицы 1, можно сделать вывод о динамике прямых иностранных инвестиций в экономику России. Начиная с 2014 года, наблюдается отрицательная тенденция по отношению к 2013 году (снижение составило 66,9%). Кроме того, такая же тенденция продолжилась и в 2015 году (снижение на 71,7%).
Однако на мировом рынке в 2015 году наблюдалась противоположная тенденция. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), мировой объем инвестиций в 2015 году достиг рекордного значения после 2007 года, и составил 1,7 трлн. долларов (увеличение на 36%). По мнению ЮНКТАД, всплеск инвестиционной активности обусловлен скорее трансграничными слияниями и поглощениями, т.е. подразумевал, в большей степени, движение финансовых ресурсов, нежели производственных активов.
Рисунок 3. Мировой объем инвестиций в 1995-2015 гг. по группам стран (млрд. долл.)
Стоит отметить, что изменения также произошли и в их структуре. Так, лидерами по привлечению прямых инвестиций стали страны с развитой экономикой (прирост более 90%). Инвестиции в данные страны, а именно в США и Европейский союз, увеличились в 4 раза, по отношению к предыдущему году, что обусловлено активной внешней политикой, укреплением курса доллара (на фоне снижения цен на нефть), а также приемлемые процентные ставки по кредитам. В общей доле, на страны с развитой экономикой приходится 55% мировых инвестиций.
Страны-лидеры по притоку прямых иностранных инвестиций в 2015 году приведены в таблице 2 [11].
Страны-лидеры по притоку прямых иностранных инвестиций в 2015 году (млрд. долл.)
Страна | США | Гонконг | Китай | Нидерланды | Великобритания | Сингапур | Индия | Бразилия | Канада | Франция |
Приток ПИИ | 384 | 163 | 136 | 90 | 68 | 65 | 59 | 56 | 45 | 44 |
По данным ЮНКТАД
По данным таблицы 2 первое место по привлечению прямых иностранных инвестиций заняли США. Также привлекательными для мировых инвестиций стали Гонконг и Китай, вложения в которые составили 163 и 136 млрд. долларов соответственно.
Как в вышеперечисленных странах, так и в Европейском союзе наблюдался рост инвестиций. Общий объем инвестиций в страны Европейского союза возрос более чем на 60% и составил 426 млрд. долларов. В целом эксперты отмечают, что за год заметно улучшилась финансовая и макроэкономическая обстановка в регионе.
Рекордно низкие показатели ЮНКТАД зафиксировал в странах с переходной экономикой, к которой он относит Россию, в странах постсоветского пространства и ряде государств Восточной Европы. Общий объем инвестиций в регион сократился более чем в два раза (-26. млрд. долларов) и в конечном итоге составил только 22 млрд. долларов. Данные по ПИИ в Россию приведены в таблице 3.
Прямые иностранные инвестиции в Россию за 2013-2015 г.г. по видам экономической деятельности, (млн. долл. США)
Наименование вида экономической деятельности | 2013 | 2014 | 2015 |
ВСЕГО | 69 219 | 22 031 | 6 478 |
Добыча полезных ископаемых | 7 101 | 4 545 | 10 923 |
Обрабатывающие производства | 16 494 | 1 173 | 6 839 |
Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и кондиционирование воздуха | 1 768 | 1 682 | -1 940 |
Строительство | 2 895 | 2 718 | -1 051 |
Оптовая и розничная торговля | 20 542 | 3 240 | 3 996 |
Транспорт и хранение | 349 | -743 | -1 689 |
Информация и связь | -1 292 | -2 361 | -6 514 |
Финансовая деятельность, страхование | 14 456 | 7 842 | -2 889 |
Предоставление прочих услуг | 3 053 | 3 870 | -2 345 |
Как отмечалось выше, основными видами деятельности, вносящими наибольший вклад в долю ВВП, являются добыча полезных ископаемых и торговля.
Таким образом, данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что среди отраслей промышленности большая часть инвестиций, как и ранее, приходится на оптовую и розничную торговлю, обрабатывающие производства и добычу полезных ископаемых. Соответственно, можно спрогнозировать то, что по отраслям, имеющим значение со знаком минус, в ближайшие годы возможны лишь внутренние инвестиции (государственные и частные).
Было бы весьма интересно сделать собственный прогноз для определения тенденции роста ВВП и прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Для моделирования применима, используемая в экономике, линейная модель. При моделировании использованы данные рисунка 1 и таблицы 1. Кроме того, модель расширена прогнозом до 2019 года. Результаты моделирования приведены на рисунке 4.
Рисунок 4. Прогноз темпов роста ПИИ и ВВП до 2019года, % (с линиями тренда)
Необходимо отметить, что проведенное моделирование наглядно показывает устойчивую тенденцию к снижению объемов прямых иностранных инвестиций не только в текущем периоде, но и в прогнозируемой ближнесрочной перспективе. Относительно ВВП, получен аналогичный результат.
Следует уточнить, что при моделировании не учитывались меры по улучшению мировой экономики и меры, принимаемые государством, направленные на стабилизацию и рост ВВП.
Теперь выясним степень взаимосвязи между темпами роста ВВП от притока прямых иностранных инвестиций в нашу страну. Для ответа на данный вопрос воспользуемся пакетом статистического анализа Excel, а именно, проведем регрессионный анализ.
В нашем случае в качестве результата y выступает показатель темпов роста ВВП, а влияющий фактор x– приток прямых иностранных инвестиций в Россию. Фрагменты статистического анализа приведены в таблицах №№4,5.
Прямые иностранные инвестиции в Россию и темпы ВВП за 2005-2015 г.г. , (млн. долл. США)
Год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Темпы ВВП | 6,4 | 8,2 | 8,5 | 5,3 | -7,8 | 4,5 | 4,3 | 3,4 | 1,3 | 0,6 | -3,8 |
ПИИ | 15508 | 37595 | 55874 | 74783 | 36583 | 43168 | 55084 | 50588 | 69219 | 22891 | 6478 |
Фрагмент статистического анализа: вывод итогов
ВЫВОД ИТОГОВ | |||
Множественный R | 0,49377 | ||
R-квадрат | 0,243809 | ||
Нормированный R-квадрат | 0,149285 | ||
Стандартная ошибка | 4,714933 | ||
Наблюдения | 10 | ||
Дисперсионный анализ | |||
Коэффициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | |
Y-пересечение | -3,08665 | 3,756021 | -0,82179 |
Переменная X 1 | 0,000122 | 7,62E-05 | 1,606032 |
По результатам проведенного регрессионного анализа можно сделать следующие выводы.
Уравнение зависимости y=f(x)
Во-первых, обратим внимание на значение R-квадрата, который является коэффициентом детерминации. В нашем случае, он равен 0,113 или 11,3%. Это значит, что расчетные параметры модели на 11,3% объясняют зависимость между исследуемыми параметрами. По шкале Чеддока значение относится к слабой характеристике силы связи, что говорит о неприемлемости данной модели. Другими словами, на долю вариации приходится большая часть неучтенных факторов, которые влияют на результативный показатель. Следовательно, прямые иностранные инвестиции слабо влияют на темпы роста ВВП.
Также рассмотрим коэффициент -0,513, который показывает, каким будет значениеY, если все переменные в рассматриваемой модели будут равны нолю. В данном случае, можно предположить, что прямые иностранные инвестиции влияют в меньшей степени, чем другие, неописанные в данной модели, факторы. Принимая во внимание значение коэффициента детерминации (R-квадрат), резонность получившейся модели ставится под вопрос.
В соответствии с темой исследования можно предположить, что рост ВВП России в малой степени обусловлен ПИИ. Это достаточно оптимистический результат, так как указывает на то, что России для дальнейшего экономического роста следует опираться на собственные силы. Отметим, что это предварительная оценка, так как следует учитывать, что мы имеем дело с временными рядами.
Соответственно, дальнейшее направление исследования предполагает:
- Уточнение полученного результата. В частности учет наличия (отсутствия) коинтеграции между временными рядами ВВР России и ПИИ.
- Выявление зависимости (или отсутствия таковой) между ВВП России и внутренними инвестициями.
Источник