Увеличение или уменьшение доходности государственных займов это

4. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

4.1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА

Как происходит управление государственным долгом?

Управление государственным долгом — совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Это одно из направлений финансовой политики государства.

Выплаты доходов по займу и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Государством могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:

конверсия — изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);

консолидация — изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;

унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигациинового займа. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;

аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом. Подрыв инвестиционных возможностей ведет к углублению экономической стагнации, что объективно способствует накоплению инфляционного потенциала и становится препятствием на пути достижения антиинфляционных результатов, ради которых и создавались вышеуказанные инструменты рынка государственных ценных бумаг.

Источник

Государственный кредит:

По экономическому содержанию – это совокупность экономических отношений между государством, резидентами и нерезидентами, при которых государство выступает преимущественно в роли заемщика.

По материально-вещественному содержанию – это движение заемного капитала в результате вторичного перераспределения ВВП, когда государство использует полученные средства на выплату зарплат в бюджетной сфере, пособий гражданам, предоставления бесплатных услуг, бюджетного ассигнования и т.д.

По форме проявления – это госзаймы, которые могут быть обеспечены выпуском ценных бумаг или привлекаться на основе соглашений и гарантий.

По правовому статусу – это механизм привлечения дополнительных средств государством на основе четко установленных правовых норм.

Функции госкредита:

1)Распределительная, которая находит отражение в процессе формирования бюджета, государственных целевых фондов, т.е. государство выступает заемщиком и привлекает временно свободные средства для выполнения своих функций и задач, что позволяет равномерно распределять налоговую нагрузку.

2)Регулирующая функция, которая заключается в том, что государство выступает кредитором, заемщиком или гарантом, влияет на состояние денежного обращения в стране, регулируя его путем размещения государственных займов.

Также с помощью государственного кредита регулируется спрос на заемные средства, процентные ставки, оказывает влияние на производство, занятность населения.

Читайте также:  Эфир pos майнинг 2021

3)Контрольная, которая реализуется в процессе привлечения кредитов, их возврата, уплаты процента. Эта функция осуществляется государственными органами власти, кредитными учреждениями.

Роль государственного кредита заключается в том, что он:

1)Выступает средством привлечения дополнительных финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций;

2)Является источником увеличения доходов собственников государственных ценных бумаг;

3)Обеспечивает пропорциональное распределение налоговой нагрузки в течение определенного времени;

4)Способствует сбалансированности между потребностями общества и реальными возможностями государства.

2. Формы и классификация государственных займов.

Формами государственного кредита могут быть:

1) Государственные займы;

2) Денежно-вещевые лотереи;

3) Денежные средства государственного заёмного фонда;

4) Часть вкладов населения в сберегательных учреждениях.

Основную роль играют государственные займы– передача денег и других материальных ценностей государству на условиях возврата и за определённую плату.

Виды государственных займов:

1) По праву эмиссии:

2) По месту размещения:

· Внутренние (облигации – ценные бумаги на предъявителя, которая является долговым обязательством заёмщика-эмитента вернуть кредитору-покупателю в установленный срок полученную в кредит сумму и купонный доход в виде % от номинала; казначейские обязательства – государственные ценные бумаги, которые добровольно размещаются среди населения и свидетельствуют о внесении их собственниками денежных средств в бюджет с целью получения фиксированного дохода);

· Внешние (облигации, кредитные договоры).

3) По правилам оформления:

· Безоблигационные (межправительственные займы на двухсторонней основе, внешние займы на многосторонней основе).

4) По сроку погашения:

· Среднесрочные (1-5 лет);

5) По виду доходности:

· Дисконтные (номинал ссуды больше, чем сумма, которая передаётся фактически заёмщику);

· Выигрышные (доход получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации стали выигрышными).

6) По способу погашения:

· Одинарные (доход выплачивается 1 раз);

· Средние (доход выплачивается частями);

· С долгосрочным погашением.

7) По форме выпуска:

8) По видам обеспечения:

9) По собственникам:

· Размещённые среди физических лиц;

· Размещённые среди юридических лиц;

· Размещённые среди физических и юридических лиц.

Источники погашения государственных займов:

1) Доходы от вложения заёмных средств в прибыльные и эффективные проекты;

2) Налоги, которые будут выплачиваться в процессе размещения средств;

3) Дополнительная эмиссия денег, которая обесценит возвращаемые государством средства;

4) Рефинансирование задолженности, т.е. выплата % по ранее выпущенным кредитам за счёт новых;

5) Уменьшение расходов бюджета.

3. Государственный долг: сущность, виды и обслуживание.

Государственный долг – общая сумма задолженности государства внутренним и внешним кредиторам вследствие непогашения собственных долговых обязательств и невыплаты по ним процентов, а также сумма накопленных за предыдущие периоды дефицитов бюджета.

Существование государственного долга является негативным явлением, но его имеют все страны мира.

Как экономическая категория, государственный долг выполняет 2 функции:

1) фискальную – государство на основе государственного долга привлекает необходимые средства для финансирования бюджетных расходов;

2) регулирующую–корректировка объёмов денежной массы с помощью покупки-продажи государственных ценных бумаг центральным банком;

Читайте также:  Ошибки при майнинге 999

Виды государственного долга:

1)Первичный – это сумма всего основного долга страны на определённую дату без начисленных процентов;

2) Не погашенный – первичный государственный долг с начисленными процентами;

3)Текущий–сумма задолженности с процентами, которая подлежит погашению в текущем году;

4)Капитальный – общая сумма задолженности страны, которая должна быть погашена по ранее выпущенным и не погашенным кредитам;

5)Внутренний – задолженность государства внутренним кредиторам;

6)Внешний –долг государства внешним кредиторам (МВФ, официальным правительственным институтам, частным банкам), он погашается иностранной валютой или товарами (услугами).

В соответствии с Бюджетным кодексом государственный долг также подразделяется на:

· Прямой – долг, который отображает общие объёмы заёмных средств, которые поступили в распоряжение правительства;

· Условный (гарантированный) –обязательства государства как гаранта возврата кредита при неплатежеспособности заёмщика;

Обслуживание государственного долга заключается в погашении займов, выплате процентов по ним, уточнении и изменении условий.

Основную часть расходов на обслуживание государственного долга составляет выплата процентов, выигрышей, погашение долга. К таким расходам также относятся: затраты на изготовление, пересылку, размещение и реализацию государственных ценных бумаг, проведение тиражей выигрышей по лотереям и т.д.

В Украине обслуживание государственного долга осуществляет МинФин через банковскую систему.

Государственные банки: Ощадбанк, Украэксим + Укргазбанк, Киев, Родовид.

На сегодняшний день в Украине существует 2 вида государственного долга:

1) Официально признанный долг – долг, который оформлен кредитными договорами или государственными ценными бумагами, что предусматривает погашение основной суммы долга и процентов в строго установленные сроки;

2)Сумма задолженности, которая не учитывается в составе государственного долга и включает:

· невыполненные обязательства государства перед субъектами экономики;

· задолженность перед бюджетниками по зарплате;

· неоплаченные государственные заказы;

· государственные гарантии по компенсации обесцененных вкладов в учреждениях Сбербанка СССР и т.д.

Эффективность использования государственных кредитов зависит от управления государственным долгом.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства, конкретных действий по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий погашения, определению порядка и условий выпуска новых ценных бумаг.

Возврат займов и выплата процентов осуществляется преимущественно за счёт государственного бюджета, но иногда может использоваться метод рефинансирования долга.

Рефинансирование можно проводить, если репутация страны-заёмщика положительная, наблюдается экономическая и политическая стабильность.

Процесс управления государственного долга включает этапы:

1) привлечение и размещение заёмных средств;

2) Возврат основной суммы долга и уплата процентов.

С заёмщиками, испытывающими проблемы с погашением займа, заключаются соглашения о реструктуризации задолженности.

Методы реструктуризации задолженности:

1) Конверсия – изменение доходности займа, т.е. увеличение или уменьшение процентов;

2) Консолидация – увеличение срока выпущенной ранее ссуды;

3) Аннулирование – государство полностью отказывается от обязательств (происходит при финансовой несостоятельности государства, при приходе к власти новых политических сил);

4) Отсрочка погашения долга – проводится тогда, когда выпуск новых долговых обязательств не имеет финансового эффекта;

5) Унификация займов –объединение нескольких займов в один (когда ранее выпущенные займы обмениваются на облигации нового займа);

Читайте также:  Доходность зпиф арендный поток

Источник

Меры по управлению государственным долгом

Понятие государственного долга и управление им

Функционирование государственно кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от сферы применения государственного кредита различают:

— внешний государственный долг.

В соответствии с законом РБ «О внутреннем государственном долге РБ» под внутренним государственным долгом страны понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность правительства перед юридическими и физическими лицами на территории республики.

Государственный долг делится на:

Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.

Текущий – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственным долгом необходимо управлять. Управление государственным долгом представляет собой определенные обстоятельства, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство или по его поручению Минфин. Важнейшей их функцией и задачей в этом процессе является:

— ограничение темпов увеличения государственного долга;

— своевременное его погашение;

— реальные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.

В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Оно осуществляется путем погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

В управлении гос. долгом могут использоваться и такие меры как, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займа.

Конверсия – это изменение доходности займа. В целях снижения расходов по управлению гос. долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам, однако не исключено и повышение доходности.

Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация гос. займов обычно производится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без неё. Унификация займов – есть объединение несколько займов в один, кода облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Обмен облигация по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа используется в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.о. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату % по старым. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации владельцам облигаций предполагается выплата доходов по ним.

Под аннулированием гос. долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

Источник

Оцените статью