Тест по грамматическим нормам 1. Укажите номер предложения, в котором есть ошибка в согласовании:
1) Ракета-носитель была запущена с космодрома Байконур.
2) «Аргументы и факты» опубликовали интересную статью.
3) Те, кто закончили контрольную работу, могут идти отдыхать.
4) Светлана, вы нежная и удивительная.
2. Укажите номер предложения, в котором есть ошибка в согласовании:
1) На окна повесили новый тюль.
2) Прокурор Семенова выступила бесстрастно и коротко.
3) Диван-кровать куплен именно в вашем магазине.
4) Зачем вы растите сынишку такой недотрогой?
3. Укажите номер предложения, в котором есть ошибка в согласовании (может быть более одного правильного ответа):
1) Но и на вокзале кафе-ресторан оказалось закрыто.
2) Военврач Вересова доставила распоряжение адмирала.
3) В последнее время правительство наше заключают только выгодные договоры.
4) Его спокойствие и простота покорила Никиту.
4. Правильно составлено (без ошибки в управлении) словосочетание:
1) оплатить за проезд;
2) попрекать куском хлеба;
3) согласно приказа;
4) нехватка в пище.
5. Правильно составлено (без ошибки в управлении) словосочетание:
1) превосходство нашего спортсмена перед американским;
2) расписаться по получению бандероли;
3) отзыв о книге;
4) заведующий склада.
6. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении:
1) Нельзя не восторгаться красоте летнего заката.
2) К Восьмому марту всем женщинам приготовлены подарки.
3) Большое внимание на нашем заводе уделяется вопросам охраны труда.
4) Он был зол против сына.
7. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении.
1) Мы свыклись с тем, что отец постоянно в командировках.
2) Больница хорошая, врачи контролируют за ходом лечения.
3) Управляющий строительной компании отмечает свой юбилей скромно.
4) Он преисполнен решимостью довести дело до конца.
8. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении:
1) За научные достижения он был удостоен Ломоносовской премией.
2) Новый сотрудник быстро подключился в работу.
3) Мой долг предостеречь вас от опасности.
4) К сожалению, я предчувствовал такое развитие событий.
9. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении:
1) А я-то думала, что он сегодня вообще на работу не появится.
2) Мы испытывали законную гордость своими достижениями.
3) Директор был глубоко возмущен тем, что его приказ до сих пор не выполнен.
4) О том, какова будет дальнейшая ситуация, никто не берется комментировать.
10. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении:
1) Памятник Салавата Юлаева стоит на высоком берегу Белой.
2) Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.
3) Надо проводить различие между лексическими и грамматическими ошибками.
4) Не могу не поражаться его трудолюбием и исполнительностью.
Ответы
3)не могу не поддаидаща
1. Не является словосочетанием:
Г. Придёт и принесёт.
2. «Четвёртое лишнее» в названиях видов связей слов в словосочетаниях:
3. Такое сочетание слов в предложении
«Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки»
не является словосочетанием:
Г. Осинки толпятся.
4. Ошибка в определении вида связи в следующих словосочетаниях:
Б. Схватил за руку – согласование (управление)
5. Ошибка в управлении:
Б. Уверенность в победУ (в победЕ)
6. Предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
Б. По пескам у самого горизонта плыли ТРИ белых ПАРУСА
7. Предложение с простым глагольным сказуемым:
В. Через месяц путешественники ПОЯВИЛИСЬ в Москве.
8. Предложение с составным глагольным сказуемым:
А. Я НЕ МОГ ОТОРВАТЬ ГЛАЗ от убегающего лося.
9. Предложение с составным именным сказуемым:
В. В комнате БЫЛО ТИХО, ТЕМНО и очень ДУШНО.
10. Предложение, в котором нужно поставить тире:
В. Читать вечером книги – моё любимое занятие.
11.** Предложение, в котором грамматическая основа подчёркнута неверно:
А. Солнца ЛУЧ промеж туч БЫЛ ЖГУЧ и ВЫСОК.
Б. ЛИСТЬЯ сначала ПОЧЕРНЕЛИ, а затем и совсем ОПАЛИ.
В. Всё небо ЗАТЯНУЛИ свинцовые ТУЧИ.
Г. ДЕЛО художника – РОЖДАТЬ радость.
**Грамматические ОСНОВЫ выделены – сравните с источником и выберите правильный ответ самостоятельно.
12. Такое словосочетание неверно выделено из предложения
«Косари с тревогой поглядывали на собирающиеся у горизонта тучи»:
2) поглядывали на собирающиеся
13. Словосочетания, соблюдая нормы сочетания слов:
уверенность в будущем.
14. Подлежащее в предложении
«УМЕНИЕ делать добро само не приходит»:
15. Вид сказуемого:
1) Я БЫЛ ГОТОВ ЛЮБИТЬ весь мир. — СГС
2) Ночь БЫЛА СВЕЖАЯ и СВЕТЛАЯ. — СИС
3) День СТАНОВИТСЯ ЖАРКИМ. — СИС
4) Брат СТАЛ инженером. — ПГС
16. Двусоставное предложение:
2) Чужая ДУША – ПОТЁМКИ.
17. В таком предложении выделенное слово является обращением:
4) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой.
18. Так можно продолжить предложение:
Читая Вальтер Скотта,
2) лучше понимаешь историю.
19. В таком предложении есть пунктуационная ошибка:
4) Война со Швецией закончилась, спустя 11 лет после Полтавской битвы. (запятая не нужна)
20. Предложения, в которых есть междометия:
1) О, сколько солнца в детстве я познал!
3) О, я хочу безумно жить.
Упражнение. Перепишите, раскрыв в выделенных словах скобки.
1. Она вошла на маленькой станции между Марселем и Арлем по вагону, извиваясь всем своим цыганско-испанским телом, села у окна на (одно)местную скамью… (И. Бунин). 2. Глаза, долгие, золотисто-карие, полуприкрытые смугло-коричневыми веками, глядели как-то внутрь себя – с тусклой первобытной истомой. (И. Бунин). 3. Дымится поле, рассвет белеет, В степи туманной кричат орлы, И дико-звонок их плач голодный Среди холодной плывущей мглы. (И. Бунин). 4. Наконец услышал прокуратор и долгожданные шаги, и шлёпанье на лестнице, ведущей к верхней площадке сада перед самым балконом. (М. Булгаков). 5. …Вдали небольшие берёзовые рощи своими округлённо-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. (И. Тургенев). 6. Уныло раздавался среди пустых полей этот переливчатый, однообразный, безнадёжно-скорбный напев. (И. Тургенев). 7. Через улицу от господского дома до конторы, в косвенном направлении, лежали доски: предосторожность весьма полезная, потому что кругом, благодаря нашей чернозёмной почве и продолжительному дождю, грязь была страшная. (И. Тургенев). 8. Увидавшись в первый раз после шестилетней разлуки, отец с сыном обнялись и даже словом не вспомнили о прежних раздорах; не до того было тогда: вся Россия поднималась на врага, и оба они почувствовали, что русская кровь течёт в их жилах. (И. Тургенев). 9. Прежде в послеобеденное время Андрей Ефимыч ходил по комнатам и думал, теперь же он от обеда до вечернего чая лежал на диване лицом к спинке и предавался мелочным мыслям, которых никак не мог побороть. (А. Чехов). 10. Все хорошенькие женщины работают на благотворительном базаре, и только одна вы почему-то гуляете. (А. Чехов). 11. Сняли городской театр на всю зиму и сдавали его на короткие сроки то малороссийской труппе, то фокуснику, то местным любителям. (А. Чехов). 12. Она вынула из муфты руку, голубовато-бледную, изысканно-худую, с длинными, острыми ногтями… (И. Бунин). 13. Виктор поднялся, долговязый, нищенски праздничный – мятый пиджачок и яркий, сохранивший магазинный лоск галстук. (В. Тендряков). 14. У мужчины на холсте нетерпеливо-гневливый поворот, сведена в напряжении сильная шея. (В. Тендряков). 15. Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцати летняя девушка чуть-чуть не утопила? (М. Лермонтов). 16. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязыкая толпа… (М. Лермонтов).
Упражнение. Перепишите, раскрыв скобки.
Круглогодичное плодоношение; историко-литературный клуб; средиземноморский климат; восточно-европейская лайка; естественно-научные дисциплины; одиннадцатиметровый удар; свежеиспечённый хлеб; научно-производственное объединение; детски наивные глаза; металлорежущие станки; жизненно важное решение; военно-строительные части; народно-поэтическое творчество; строго логические выводы; резко отрицательный отзыв; шоколадно-коричневый загар; рабски униженная поза; широко известные факты; высокопрофессиональный подход; сорока ведёрная бочка; машиностроительный завод; юго-восточный ветер; детски трогательная наивность; пятимиллионный зритель; подлинно-научная сенсация; исторически обусловленный вывод; военно-промышленный комплекс; древнерусский язык; англо-французско-русский разговорник; белоствольная берёза.
Упражнение. Перепишите, раскрыв скобки.
Светло-голубое небо; светловолосый мальчуган; западно-европейская культура; иссиня-чёрные волосы; торгово-промышленная палата; инфракрасное излучение;
Источник
Тест по грамматическим нормам 1. Укажите номер предложения, в котором есть ошибка в согласовании:
1) Ракета-носитель была запущена с космодрома Байконур.
2) «Аргументы и факты» опубликовали интересную статью.
3) Те, кто закончили контрольную работу, могут идти отдыхать.
4) Светлана, вы нежная и удивительная.
2. Укажите номер предложения, в котором есть ошибка в согласовании:
1) На окна повесили новый тюль.
2) Прокурор Семенова выступила бесстрастно и коротко.
3) Диван-кровать куплен именно в вашем магазине.
4) Зачем вы растите сынишку такой недотрогой?
3. Укажите номер предложения, в котором есть ошибка в согласовании (может быть более одного правильного ответа):
1) Но и на вокзале кафе-ресторан оказалось закрыто.
2) Военврач Вересова доставила распоряжение адмирала.
3) В последнее время правительство наше заключают только выгодные договоры.
4) Его спокойствие и простота покорила Никиту.
4. Правильно составлено (без ошибки в управлении) словосочетание:
1) оплатить за проезд;
2) попрекать куском хлеба;
3) согласно приказа;
4) нехватка в пище.
5. Правильно составлено (без ошибки в управлении) словосочетание:
1) превосходство нашего спортсмена перед американским;
2) расписаться по получению бандероли;
3) отзыв о книге;
4) заведующий склада.
6. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении:
1) Нельзя не восторгаться красоте летнего заката.
2) К Восьмому марту всем женщинам приготовлены подарки.
3) Большое внимание на нашем заводе уделяется вопросам охраны труда.
4) Он был зол против сына.
7. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении.
1) Мы свыклись с тем, что отец постоянно в командировках.
2) Больница хорошая, врачи контролируют за ходом лечения.
3) Управляющий строительной компании отмечает свой юбилей скромно.
4) Он преисполнен решимостью довести дело до конца.
8. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении:
1) За научные достижения он был удостоен Ломоносовской премией.
2) Новый сотрудник быстро подключился в работу.
3) Мой долг предостеречь вас от опасности.
4) К сожалению, я предчувствовал такое развитие событий.
9. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении:
1) А я-то думала, что он сегодня вообще на работу не появится.
2) Мы испытывали законную гордость своими достижениями.
3) Директор был глубоко возмущен тем, что его приказ до сих пор не выполнен.
4) О том, какова будет дальнейшая ситуация, никто не берется комментировать.
10. Укажите номер предложения, в котором нет ошибки в управлении:
1) Памятник Салавата Юлаева стоит на высоком берегу Белой.
2) Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.
3) Надо проводить различие между лексическими и грамматическими ошибками.
4) Не могу не поражаться его трудолюбием и исполнительностью.
Ответы
1. Не является словосочетанием:
Г. Придёт и принесёт.
2. «Четвёртое лишнее» в названиях видов связей слов в словосочетаниях:
3. Такое сочетание слов в предложении
«Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки»
не является словосочетанием:
Г. Осинки толпятся.
4. Ошибка в определении вида связи в следующих словосочетаниях:
Б. Схватил за руку – согласование (управление)
5. Ошибка в управлении:
Б. Уверенность в победУ (в победЕ)
6. Предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
Б. По пескам у самого горизонта плыли ТРИ белых ПАРУСА
7. Предложение с простым глагольным сказуемым:
В. Через месяц путешественники ПОЯВИЛИСЬ в Москве.
8. Предложение с составным глагольным сказуемым:
А. Я НЕ МОГ ОТОРВАТЬ ГЛАЗ от убегающего лося.
9. Предложение с составным именным сказуемым:
В. В комнате БЫЛО ТИХО, ТЕМНО и очень ДУШНО.
10. Предложение, в котором нужно поставить тире:
В. Читать вечером книги – моё любимое занятие.
11.** Предложение, в котором грамматическая основа подчёркнута неверно:
А. Солнца ЛУЧ промеж туч БЫЛ ЖГУЧ и ВЫСОК.
Б. ЛИСТЬЯ сначала ПОЧЕРНЕЛИ, а затем и совсем ОПАЛИ.
В. Всё небо ЗАТЯНУЛИ свинцовые ТУЧИ.
Г. ДЕЛО художника – РОЖДАТЬ радость.
**Грамматические ОСНОВЫ выделены – сравните с источником и выберите правильный ответ самостоятельно.
12. Такое словосочетание неверно выделено из предложения
«Косари с тревогой поглядывали на собирающиеся у горизонта тучи»:
2) поглядывали на собирающиеся
13. Словосочетания, соблюдая нормы сочетания слов:
уверенность в будущем.
14. Подлежащее в предложении
«УМЕНИЕ делать добро само не приходит»:
15. Вид сказуемого:
1) Я БЫЛ ГОТОВ ЛЮБИТЬ весь мир. — СГС
2) Ночь БЫЛА СВЕЖАЯ и СВЕТЛАЯ. — СИС
3) День СТАНОВИТСЯ ЖАРКИМ. — СИС
4) Брат СТАЛ инженером. — ПГС
16. Двусоставное предложение:
2) Чужая ДУША – ПОТЁМКИ.
17. В таком предложении выделенное слово является обращением:
4) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой.
18. Так можно продолжить предложение:
Читая Вальтер Скотта,
2) лучше понимаешь историю.
19. В таком предложении есть пунктуационная ошибка:
4) Война со Швецией закончилась, спустя 11 лет после Полтавской битвы. (запятая не нужна)
20. Предложения, в которых есть междометия:
1) О, сколько солнца в детстве я познал!
3) О, я хочу безумно жить.
3)не могу не поддаидаща
Упражнение. Перепишите, раскрыв в выделенных словах скобки.
1. Она вошла на маленькой станции между Марселем и Арлем по вагону, извиваясь всем своим цыганско-испанским телом, села у окна на (одно)местную скамью… (И. Бунин). 2. Глаза, долгие, золотисто-карие, полуприкрытые смугло-коричневыми веками, глядели как-то внутрь себя – с тусклой первобытной истомой. (И. Бунин). 3. Дымится поле, рассвет белеет, В степи туманной кричат орлы, И дико-звонок их плач голодный Среди холодной плывущей мглы. (И. Бунин). 4. Наконец услышал прокуратор и долгожданные шаги, и шлёпанье на лестнице, ведущей к верхней площадке сада перед самым балконом. (М. Булгаков). 5. …Вдали небольшие берёзовые рощи своими округлённо-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. (И. Тургенев). 6. Уныло раздавался среди пустых полей этот переливчатый, однообразный, безнадёжно-скорбный напев. (И. Тургенев). 7. Через улицу от господского дома до конторы, в косвенном направлении, лежали доски: предосторожность весьма полезная, потому что кругом, благодаря нашей чернозёмной почве и продолжительному дождю, грязь была страшная. (И. Тургенев). 8. Увидавшись в первый раз после шестилетней разлуки, отец с сыном обнялись и даже словом не вспомнили о прежних раздорах; не до того было тогда: вся Россия поднималась на врага, и оба они почувствовали, что русская кровь течёт в их жилах. (И. Тургенев). 9. Прежде в послеобеденное время Андрей Ефимыч ходил по комнатам и думал, теперь же он от обеда до вечернего чая лежал на диване лицом к спинке и предавался мелочным мыслям, которых никак не мог побороть. (А. Чехов). 10. Все хорошенькие женщины работают на благотворительном базаре, и только одна вы почему-то гуляете. (А. Чехов). 11. Сняли городской театр на всю зиму и сдавали его на короткие сроки то малороссийской труппе, то фокуснику, то местным любителям. (А. Чехов). 12. Она вынула из муфты руку, голубовато-бледную, изысканно-худую, с длинными, острыми ногтями… (И. Бунин). 13. Виктор поднялся, долговязый, нищенски праздничный – мятый пиджачок и яркий, сохранивший магазинный лоск галстук. (В. Тендряков). 14. У мужчины на холсте нетерпеливо-гневливый поворот, сведена в напряжении сильная шея. (В. Тендряков). 15. Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцати летняя девушка чуть-чуть не утопила? (М. Лермонтов). 16. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязыкая толпа… (М. Лермонтов).
Упражнение. Перепишите, раскрыв скобки.
Круглогодичное плодоношение; историко-литературный клуб; средиземноморский климат; восточно-европейская лайка; естественно-научные дисциплины; одиннадцатиметровый удар; свежеиспечённый хлеб; научно-производственное объединение; детски наивные глаза; металлорежущие станки; жизненно важное решение; военно-строительные части; народно-поэтическое творчество; строго логические выводы; резко отрицательный отзыв; шоколадно-коричневый загар; рабски униженная поза; широко известные факты; высокопрофессиональный подход; сорока ведёрная бочка; машиностроительный завод; юго-восточный ветер; детски трогательная наивность; пятимиллионный зритель; подлинно-научная сенсация; исторически обусловленный вывод; военно-промышленный комплекс; древнерусский язык; англо-французско-русский разговорник; белоствольная берёза.
Упражнение. Перепишите, раскрыв скобки.
Светло-голубое небо; светловолосый мальчуган; западно-европейская культура; иссиня-чёрные волосы; торгово-промышленная палата; инфракрасное излучение;
Источник