- Как устанавливаются тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества и другие услуги?
- Виды работ и единицы измерения
- Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества и ремонт: как их устанавливают?
- Как проверить ЖКХ?
- Могут ли управляющие компании повышать тарифы?
- Управляющая компания устанавливает свои тарифы
- Общая проблема заниженности тарифов
- Градация тарифов исходя из категории собственников
- Судебная практика по дифференцированным тарифам
- Кто формирует тарифы на услуги ЖКХ
- Составляющие оплаты за коммунальные услуги
- Законы о тарификации услуг ЖКХ
- Право на предоставление коммунальных услуг
- Применение корректирующего коэффициента
- Договора с РСО
- Как формируются тарифы на ЖКХ
- Кто устанавливает тарифы ЖКХ
- Коммунальные и жилищные тарифы на 2021 год
- Рост цен на услуги ЖКХ в 2021 году
- Обжалование установленных тарифов на коммунальные услуги
- Заключение
Как устанавливаются тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества и другие услуги?
Большинство граждан никогда не думали о том, как происходит формирование тарифов за услуги ЖКХ. Люди привыкли получать квитанции и оплачивать их, иногда возмутившись от очередного увеличения суммы.
Бывают случаи, когда стоимость повышается абсолютно необоснованно, и чтобы избежать обмана, каждый человек должен разбираться и чётко понимать, как происходит формирование тарифов за коммунальные услуги.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !
Виды работ и единицы измерения
Все жители многоквартирных домов ежедневно потребляют различные ресурсы (вода, газ, электроэнергия и т. д.). Также сам объект и придомовая территория постоянно нуждается в обслуживании (уборка снега, вывоз мусора, уборка подъездов, услуги лифта и т.д.). За каждый вид работы и оказанной услуги необходимо заплатить.
Все жилищные услуги измеряются определёнными единицами. К примеру, если на воду установлен счётчик, то она измеряется в кубометрах. Электроэнергию измеряют в киловаттах. Каждой единице присвоена определённая стоимость, которую и называют тарифом. Следовательно, тариф – это система ставок оплаты (цена) за какую-либо единицу предоставляемой услуги.
Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества и ремонт: как их устанавливают?
Определение и установление тарифов основывается на перечне предоставляемых работ и услуг. Расчет тарифов управляющих компаний на содержание и ремонт жилого объекта основывается на подробном списке услуг и работ. На практике основная часть управляющих компаний (УК) формирует виды работ и услуг внутри компании, а жильцам оглашают уже общий размер платежа.
В таких ситуациях, жители не могут проконтролировать в полной мере повышают ли платеж или нет. Кроме того, каждая управляющая компания обязана взять на себя ответственность за состояние общедомового имущества в доме (факт выявленных нарушений может повлечь за собой штраф при проверке жилищной инспекции), но, к большому сожалению, в большинстве случаев обязанности выполняются не в полном объёме (как бороться с УК и что делать, если она не выполняет взятые на себя обязательства, мы рассказывали здесь).
Перечень работ и услуг, которые направлены на ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме (МКД), а также алгоритм любых возможных изменений этого списка прописаны в соглашении по управлению и являются основными его условиями (статья 162 ЖК РФ). Полный список всех работ и услуг утверждается на общем совете жителей МКД.
Кроме указанных правовых актов, основанием для создания перечня работ и услуг является Приложение №2 Правил проведения органов самоуправления отбора УК на конкурсной основе, которое утверждено ПП №75 от 06.02.06 года.
Законодательство РФ регламентирует о том, что перечень работ и оказания услуг должен формироваться для каждого МКД отдельно, при этом должны учитываться его особенности. Соответственно, и оплата для конкретного дома будет сформирована по-разному.
Собственники МКД имеют право предложить свой вариант размера оплаты. При этом сумма должна быть обоснована и направлена на обеспечение рентабельности управляющей организации. Если компания новая на рынке и только начинает свою деятельность, то очень важным моментом для неё является формирование сметы и плана себестоимости работ и услуг.
Для формирования себестоимости необходимо руководствоваться следующими правовыми актами:
- Рекомендациями по нормированию труда сотрудников, занимающимися ремонтными работами и содержанием жилищного фонда (Приказ Госстроя №139 от 09.12.99 года); – Методическими рекомендациями финансового обоснования тарифов на содержание и ремонт (Приказ Госстроя №303 от 28.12.2000 года).
- Рекомендациями, которые касаются нормирования материальных ресурсов на содержание и ремонт (Приказ Госстроя № 191 от 22.08.2000 года).
Также, в качестве помощи, УК могут использовать другие различные пособия и рекомендации, которые не входят в состав нормативных документов, а также программы, предназначенные для определения себестоимости работ и оказания услуг отдельного многоквартирного дома. Дополнительно в этой области работают консалтинговые компании, занимающиеся услугами по предоставлению тарифов и их обоснованием.
Нормы существуют только на коммунальные услуги, которые предоставляются жителям. Регламентируется это пунктом №15 Правил о предоставлении коммунальных ресурсов.
Управляющие компании не обязаны рассчитывать оплату за содержание и ремонт МКД, ориентируясь только на расходах за эти услуги.
В законе не прописано, что УК не имеют права делать наценку. Поэтому все управляющие организации делают наценку на стоимость услуг подрядчиков. Чтобы права потребителя не были нарушены, цена за каждую отдельную услугу, оказанную неудовлетворительно, должна быть пересчитана соответствующим образом в меньшую сторону.
Как проверить ЖКХ?
Как жители МКД могут самостоятельно проверить тарифы на услуги управляющей компании и ЖКХ? Для этого необходимо обратиться в УК и сделать запрос на предоставление документации, которая подтвердит выполнение определённых работ и оказанных услуг.
Управляющая организация обязана предоставить исчерпывающие ответы на все вопросы и весь сопутствующий пакет документов. Если УК отказывается предоставлять запрашиваемую информацию, то за это предусмотрена административная ответственность (статья 5.39 КоАП).
О порядке предоставления и раскрытия информации УК по запросу собственников МКД мы рассказывали тут.
Могут ли управляющие компании повышать тарифы?
Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы самостоятельно? Нет! Любые изменения могут быть зафиксированы только после проведения общего собрания собственников МКД (статья 156 ЖК РФ). Если УК всё-таки решит изменить тарифы без согласия жителей МКД на общем собрании, то этот факт является нарушением закона.
Что делать, если УК завышает тарифы? В таком случае следует немедленно обратиться в прокуратуру и районную жилищную инспекцию.
Также собственники могут не вносить излишне начисленную плату. Однако, если УК заверяет о повышении издержек на стоимость услуг, то это не является мотивом обвинять организацию в мошеннических действиях.
Необходимо попросить документальное подтверждение этому факту, а также спокойно обсудить каждый момент на общем совете жильцов. Существует большая вероятность того, что повышение тарифов вполне обосновано.
Подводя итоги, можно отметить, что утверждая тарифы, важно не забывать о партнёрстве УК и собственников МКД. Обеим сторонам должно быть выгодно, поэтому необходимо найти компромиссное решение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !
Источник
Управляющая компания устанавливает свои тарифы
Любая управляющая домом организация стремится к тому, чтобы заложить тариф, достаточный для содержания общего имущества, чтобы не реализовывать убыточную экономическую политику. Закон исходит из принципа равенства прав участников жилищных отношений, но судебная практика идет по иному пути.
Общая проблема заниженности тарифов
Структура платы за содержание жилого помещения для собственника определена в п. 2 ст. 154 ЖК РФ и включает:
— плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
— взнос на капитальный ремонт;
— плату за коммунальные услуги.
Из всех этих групп платежей в руках у собственников находится только плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Все остальное тарифообразование является государственно-регулируемым.
Самая главная проблема тарифа на содержание – его заниженность. Если тарифы на коммунальные ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающими организациями, или взнос на капитальный ремонт – устанавливаются государственными органами власти и, как правило, ежегодно индексируются, то сфера жилищных услуг является наиболее недофинансированной.
Причины такой ситуации очевидны: жители, испытывая на себе непрекращающееся падение доходов из-за тяжелой экономической ситуации в стране, хотят платить как можно меньше. А поскольку размер тарифа находится в руках жильцов, то они вправе отказывать управляющей организации в увеличении тарифа бесконечное число раз.
Более того, у собственников есть теоретическая возможность даже принять решение о снижении тарифа на содержание, например, с 30 рублей до 1 рубля с 1 м 2 .
Так, в соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом и одностороннее изменение его условий не допускаются. Однако, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности.
Управляющая организация (как одна из сторон договора) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом. Собственники такую деятельность не осуществляют, а потому они вправе в одностороннем порядке снизить тариф. В дальнейшем это создаст проблемы управляющей организации, которая будет оспаривать принятые на общем собрании решения.
С другой стороны, очень часто собственники не заинтересованы вопросами установления тарифа на текущее содержание, а общие собрания, проводимые с данной повесткой, игнорируются. Управляющая компания, с одной стороны, не может убедить собственников увеличить тариф (потому что прежний тариф убыточен), с другой стороны, не может стимулировать явку на общее собрание для принятия нужных решений.
Градация тарифов исходя из категории собственников
Вопросы установления разных тарифов для разных категорий собственников – являются щепетильными прежде всего потому, что в соответствии со ст. 1 ЖК РФ признается равенство участников регулируемых жилищным законодательством отношений. Дифференцированные тарифы отчасти игнорируют принцип равенства.
Общий порядок установления тарифа на содержание установлен в п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее – Правила № 491) и предполагает следующий алгоритм:
— управляющая организация обязана представить собственникам помещений предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания ;
— если предложенный тариф превышает размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления, то в предложении управляющей организации о размере платы должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы.
При этом Правила № 491 исходят из того, что размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Судебная практика высших судов идет вразрез с Правилами № 491.
В постановлении Конституционного суда от 29.01.2018 № 5-П были обозначены условия возможности установить дифференциацию размеров платы за жилищные услуги и учитывать особенности жилых и нежилых помещений при определении платежей или иные объективные обстоятельства. Как отмечает Конституционный суд, подобный подход позволяет обеспечить на основе автономии воли собственников помещений в многоквартирном доме принятие ими решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.
Таким образом, общее собрание вправе установить дифференцированные тарифы для разных типов собственников помещений многоквартирного дома в ситуации, если одинаковый тариф не будет отвечать принципу справедливости и разумности. Например, если одинаковый тариф для собственников жилых и нежилых помещений грубо нарушает права и публичные интересы собственников жилых помещений (которые вынуждены своими средствами покрывать расходы по содержанию за самого крупного собственника в доме, а также собственников, использующих нежилое помещение для ведения своей деятельности), может быть принято решение о дифференцированном тарифе.
Таким образом, градация на разные тарифы может идти по принципу:
— жилое помещение или нежилое;
— используется помещение для предпринимательской деятельности или не используется;
— является ли собственником физическое лицо или юридическое лицо.
Судебная практика по дифференцированным тарифам
Помимо позиции Конституционного суда РФ реальной судебной практики в арбитражных судах или судах общей юрисдикции – немного. Однако она есть. Например, по одному из нежилых помещений общей площадью более 2000 м 2 удалось установить и закрепить тариф в 30 р. с 1 м 2 (при тарифе на жилые помещения в 18 р. с 1 м 2 ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-1779/2019 от 25.04.2019 г. было определено, что установление дифференцированного тарифа за содержание нежилых помещений, не являющихся общим имуществом МКД, в сумме 30 руб. за 1 м 2 нежилого помещения МКД не противоречит закону, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С другой стороны, нужно учитывать, что дифференцированные тарифы не обязательно должны быть выше: они могут быть и ниже, если к тому есть соответствующие основания. Конечные решение и сметное проектирование необходимо осуществлять исходя из особенностей дома.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Источник
Кто формирует тарифы на услуги ЖКХ
Ценообразование услуг ЖКХ занимает особое место в обеспечении достойных условий жизни населения. Совершенствуя механизмы в данной сфере, правительство ввело тарифное регулирование теплообеспечения, водоснабжения, газораспределения, канализации, транспортировки электроэнергии и утилизации мусора. Большинству плательщиков интересно знать, кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги, насколько они обоснованы и можно ли повлиять на их формирование.
Составляющие оплаты за коммунальные услуги
В России установлен принцип полного возмещения издержек на содержание жилого фонда собственниками и нанимателями квартир. Структура платежей за услуги ЖКХ определена ст. 154 Жилищного кодекса РФ . В соответствии с данной нормой, оплата начисляется следующим образом:
- для квартиросъемщиков государственного и муниципального жилья – за пользование жилым помещением, его содержание и коммунальные услуги;
- для квартиросъемщиков жилья социального использования – за наем и коммуналку;
- для собственников жилья в многоквартирном доме – за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и за коммунальные услуги.
Существуют разные виды тарифов в ЖКХ:
- рассчитываемый с учетом объема потребленных ресурсов (газ, вода, электричество) по показаниям счетчика;
- на каждого проживающего в помещении человека;
- установленный норматив на 1 м2 жилой площади.
В отдельную категорию выделяются тарифы ЖКХ для нежилых помещений в жилом доме.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники квартир в многоквартирном доме (МКД) оплачивают несут содержание общего имущества: обеспечение рабочего состояния внутридомовых инженерных систем, приборов учета. В оплату также включаются затраты:
- на обслуживание технических помещений дома: подвала, чердака, подъездов, крыши;
- на потребляемую при содержании дома холодную и горячую воду, тепло- и электроэнергию.
Для контроля начислений потребитель должен знать, какие услуги отнесены к коммунальным. Как следует из п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в их число входит:
- поставка электроэнергии, бесперебойный доступ к ней и защита от неисправностей;
- газоснабжение (централизованное либо в баллонах);
- твердое топливо (уголь, дрова) при печном отоплении;
Законы о тарификации услуг ЖКХ
В каждом регионе России свои климатические условия, степень развитости инфраструктуры, численность населения, поэтому тарифы на коммунальные услуги отличаются в зависимости от субъекта. Регулирование цен осуществляется на базе ряда нормативно-правовых актов:
Тарифы на коммунальные услуги и отраслевые законы | Постановления Правительства РФ и регулирование тарифов на жилищные услуги | НПА, регламентирующие ответственность |
---|---|---|
Закон РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» | Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 | Закон РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» |
Закон РФ от 26.03.2002 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» | Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 | Закон РФ от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» |
Закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» | Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 | Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.ст. 14.31, 14.32) |
Закон РФ от 31.05.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» | Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1190 | |
Закон РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» | Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 | |
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» | Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 № 2353-р | |
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 | ||
Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.2017 № 159/пр |
Потребитель получает услуги ЖКХ на основании возмездного договора, обязательным условием которого является указание размера оплаты в пределах социальной нормы или сверх нее, согласно ФЗ о коэффициентах на тарифы ЖКХ и ст. 156, 157 ЖК РФ.
Квартплата рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами власти субъектов РФ, а плата за жилое помещение определяется в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД. Там же указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в числе которых входит утверждение тарифов.
Общий комплекс мер осуществляет Управление регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы РФ.
Право на предоставление коммунальных услуг
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354, право на поставку коммунальных услуг с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания жильцов МКД имеет индивидуальный предприниматель или организация вне зависимости от формы собственности:
Тарифы УК, ТСЖ или РСО регулируют федеральные или региональные власти. Каждая цифра в этом случае экономически обоснована, рассчитана с учетом затрат организации, региональных особенностей, технологического уровня производства и других параметров.
И все же у многих потребителей возникает вопрос, могут ли управляющие компании повышать тарифы. Ответ находим в ст. 156 ЖК РФ, которая гласит, что стоимость содержания жилья в МКД, где не созданы ТСЖ или ЖК, определяется на общем собрании собственников. Изменения в расчетах без предварительного утверждения владельцами квартир являются безосновательными.
Обратиться в управляющую компанию имеет право каждый собственник или наниматель жилья, где узнать составляющие тарифа и суммы затрат на содержание дома можно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.10 № 731.
Рекомендуем внимательно ознакомиться с договором, заключенным с УК. Возможно, в нем содержится пункт о повышении тарифов в одностороннем порядке в случае увеличения себестоимости услуг по содержанию дома. Хотя данное положение является спорным, многие компании этим пользуются.
Информация о том, куда обратиться, чтобы узнать тарифы на коммунальные услуги, опубликована на официальном сайте Федеральной Антимонопольной службы. Там же находится калькулятор ЖКХ , с помощью которого легко произвести примерный расчет стоимости услуг на основании своего местоположения.
Форма организации управления домом в виде ТСЖ или ЖК популярна благодаря тому, что жильцы через своих представителей принимают участие в решении вопросов, связанных с содержанием дома и придомовой территории, в том числе в расчете стоимости. Каждый владелец квартиры может контролировать расходование средств и инициировать более экономное использование предоставляемых услуг или применение ТСЖ пониженных тарифов в 2021 году за счет:
- использования энергосберегающих технологий;
- установки счетчиков;
- других законных способов.
В этом случае ресурсы приобретаются по договору между ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ. Являясь исполнителем, товарищество обязано помнить, что предоставление коммунальных ресурсов жильцам должно осуществляться по установленным тарифам.
Подробнее о порядке регистрации ТСЖ, заключении договоров с РСО и потребителями, а также расчетах за услуги читайте в статье «Товарищество собственников жилья».
Право на поставку коммунальных услуг имеют управляющие компании, у которых есть лицензия, штат специалистов и специальная техника. На основании ст. 162 Жилищного кодекса РФ, с УК заключается договор об управлении МКД, согласно которому она приобретает у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги по установленным в регионе тарифам и выполняет эксплуатационно-ремонтные работы по содержанию дома.
Обязательным условием, которое нужно указать в соглашении, является порядок изменения тарифа управляющей компанией, ведь эти полномочия УК получает только с согласия собственников и нанимателей квартир.
После заключения договора жильцы перечисляют деньги за коммуналку на счета УК, которая в свою очередь обязуется своевременно передавать средства РСО.
Применение корректирующего коэффициента
Порядок расчета и платы за содержание дома и придомовой территории определяется на общем собрании собственников. Он должен отвечать требованиям, перечисленным в Приказе Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.17 № 159/пр.
Этот документ указывает, как корректирующие коэффициенты на коммунальные услуги применяются при благоустройстве и содержании домов. В базовый норматив затрат включают расходы на:
- обслуживание общедовомого имущества;
- содержание объектов недвижимости;
- содержание особо ценного движимого имущества и его полное восстановление в случае надобности;
- общехозяйственные нужды УК;
- зарплату сотрудников, где применимы тарифные коэффициенты разрядов оплаты труда ЖКХ.
Корректирующие коэффициенты к базовому нормативу затрат состоят из территориального и отраслевого показателя, утверждаемого по каждой услуге отдельно. Учитывая перечисленные статьи расходов, жильцы могут самостоятельно рассчитать стоимость услуг для своего дома.
Договора с РСО
В последние годы жители многоэтажек стремятся заключать договора напрямую с РСО относительно поставок электроэнергии, воды, газо- и теплоснабжения, вывоза мусора. Такие организации могут принимать платежи от жильцов на услуги в случаях, когда в доме не избран способ управления или закончился срок договора с УК или ТСЖ.
Решение об оплате коммунальных услуг в кассу РСО принимается на собрании жильцов, если большинство собственников проголосовало «за». Документы об этом передаются в ресурсоснабжающую организацию.
Стоит отметить, что прямые расчеты с поставщиками ресурсов никак не влияют на тарифы.
Как формируются тарифы на ЖКХ
К составляющим тарифам на услуги ЖКХ можно отнести затраты на амортизацию оборотных средств, трудовые ресурсы, электроэнергию, материалы и специальный инвентарь. Доходная часть любого тарифа не превышает 5 %.
Основанием для установления стоимости коммунальных услуг является экспертиза экономического обоснования тарифа:
- на производство и передачу тепловой и электрической энергии;
- для услуг водоснабжения и водоотведения;
- на вывоз твердых бытовых отходов.
Экспертиза позволяет получить достоверную информацию о затратах, размере прибыли, ее расходовании и включает всесторонний анализ соответствия стоимости ресурсов.
Расчет размера тарифов ЖКХ в 2021 году, основанный на экспертном заключении, гарантирует соблюдение баланса между интересами населения и РСО с учетом отраслевой специфики и климатических условий конкретного региона.
Помимо фиксированных тарифов к стоимости потребленных услуг в некоторых случаях применяется повышенный коэффициент. Это касается водоотведения, теплоснабжения и энергообеспечения. В ст. 157 ЖК РФ указано, что коэффициент повышается, если квартиры должны быть оснащены приборами учета, но жильцы не выполнили этого требования.
Отмена повышающего коэффициента на коммунальные услуги возможна, если условия не пригодны для эксплуатации счетчика: трубы или проводка неисправны, жилье считается аварийным и так далее.
Противоположностью к повышенным коэффициентам является возможность компенсации расходов по коммунальным и жилищным платежам, предусмотренные ст. 160 ЖК РФ для некоторых категорий населения:
- многодетных семей;
- матерей-одиночек;
- инвалидов;
- ветеранов;
- граждан, имеющих право на социальную помощь.
Таким образом, формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги базируется на:
- компенсации экономически обоснованных расходов РСО;
- доступности услуг для потребителей и защите их прав;
- соблюдении условия, согласно которому сведения о ценах, тарифах и их утверждении должны быть открытыми.
Иногда на формирование расценок, например, на отопление, влияет фактор сезонности. Могут устанавливаться определенные нормы потребления, при превышении которых применяется более высокая стоимость. Поставщики электроэнергии практикуют дифференцированные тарифы, рассчитываемые в зависимости от времени суток.
ЖК РФ указывает, что вносимая гражданами плата за коммунальные услуги не должна превышать максимальные индексы. Эти показатели устанавливаются на год, зависят от изменения размера затрат в среднем по субъектам РФ, и зафиксированы в Распоряжении Правительства РФ от 30.10.20 № 2827-р .
Стоимость предоставления коммунальных услуг в одном регионе не может отличаться при любом способе управления: ТСЖ, УК или прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями.
Это не касается услуг по содержанию и обслуживанию дома. То, насколько тарифы ТСЖ больше обычных, может зависеть от благоустройства здания: наличия лифта, мусоропровода, домофона и кодовых замков.
Кто устанавливает тарифы ЖКХ
Ст. 156 ЖК РФ предусматривает наложение на управляющие компании или ТСЖ штрафов за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения. Из-за необоснованного увеличения размера счетов они обязаны выплатить штраф жильцам в размере 50% от суммы превышения.
Поскольку за тарификацией коммунальных услуг следит антимонопольное законодательство, ответственность за нарушения предусматривает ст. 37 Закона РФ «О защите конкуренции» и раздел 4 Закона РФ «О естественных монополиях». Эти же законы устанавливают, кто контролирует их соблюдение в части тарифного регулирования – Федеральная антимонопольная служба РФ или ее территориальные органы.
К ответственности привлекают должностные лица, назначенные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.02.11 № 97 «Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов» . Этот документ возлагает все полномочия по ценообразованию и создание экспертных/рабочих групп на региональную энергетическую комиссию.
К санкциям за нарушение антимонопольного законодательства против тех, кто утверждает тарифы на коммунальные услуги и содержание домов, относится:
- предупреждение;
- предостережение;
- предписание на устранение выявленных нарушений;
- признание сделок недействительными;
- административная ответственность (ст. ст.14.31, 14.32 КоАП РФ).
Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности исполнять предписания и решения антимонопольных органов.
Коммунальные и жилищные тарифы на 2021 год
Согласно законодательству, ст.157-1 ЖК РФ не допускает превышение предельных индексов. Ежегодная индексация тарифов, как правило, выполняется с 1 июля и определяется на основании изменения размера вносимой гражданами платы в среднем по субъектам РФ. В текущем году они будут увеличены от 3,2 до 6,5 %, в зависимости от региона.
Нормы тарифов ЖКХ на 2021 год регламентирует уже упоминаемое Распоряжение Правительства РФ № 2827-р от 30.10.20. Оно устанавливает средний индекс по каждому субъекту России на первое и второе полугодие.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.13 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к обязательным работам относится лишь проверка состояния дома и исправление недостатков, без указания периодичности.
Невнимательность собственников, уникальность каждого дома и недостатки договоров управления позволяют недобросовестным компаниям завышать стоимость работ и услуг. Поэтому вопрос, как рассчитать тарифы управляющих компаний в 2021 году, очень интересует жильцов.
Чтобы исключить вероятность завышения платежей за услуги, основное внимание нужно уделить договору с УК, указав все согласованные тарифы и невозможность их изменения без согласия собственников на протяжении срока действия договора. Особое значение имеет отчетность компании перед жильцами и совместное утверждение дополнительных работ.
Рост цен на услуги ЖКХ в 2021 году
Повышение оплаты за коммунальные услуги в летние месяцы обусловлено снижением инфляции за счет недорогих овощей, фруктов и сельхозпродукции и более плавным ростом цен. Это удобно и для поставщиков ресурсов, и для потребителей.
В каждом регионе расчет суммы отличается, а ответ на вопрос, на сколько могут поднимать тарифы ЖКХ, зависит от инфляции и учета границ, установленных на федеральном уровне.
Размер оплаты за содержание дома и придомовой территории, в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, устанавливается решением, принятым на общем собрании жильцов. В этом случае уровень повышения тарифа зависит от роста цен на:
- ремонт общего имущества многоквартирного дома;
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку прилегающей территории;
- содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей;
- очистку мусоропровода и содержание домофонов;
- эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Эти и другие работы указываются в договорах, которые регламентируют, имеет ли право управляющая компания повышать тарифы на перечисленные услуги в одностороннем порядке. Если жильцы дома внимательно изучили договор и не нашли соответствующий пункт, нужно провести общее собрание собственников (ст. 44-48 ЖК РФ). На этом собрании в присутствии представителей УК следует поставить вопрос об обоснованности предложенного тарифа на содержание дома.
В случаях, когда тариф явно завышен, большинством голосов принимается решение об установлении новой стоимости.
Обжалование установленных тарифов на коммунальные услуги
Все споры и разногласия по вопросам регулирования тарифов рассматриваются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.18 № 533 и Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.18 № 827/18 . Основанием для рассмотрения является заявление, поданное в 3-месячный срок с момента нарушения.
Предпосылкой для подачи заявления может быть экспертиза тарифов, которая подтвердит несоответствие нормам законов и необоснованность цены, а также выявит причины, повлиявшие на это. Заключение экспертов будет рассматриваться антимонопольной службой как доказательство нарушения законодательства, поэтому все сведения, приложенные к заявлению, должны быть достоверными.
Поскольку на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы указан полный перечень местных органов исполнительной власти , гражданам несложно узнать, куда жаловаться на тарифы на ЖКХ в конкретном регионе РФ.
При расчете затрат на услуги, предоставляемые ТСЖ и УК в качестве поставщика с последующей оплатой РСО, неправомерным превышением тарифов можно считать сумму, которая выше установленных на региональном и федеральном уровне цен на коммунальные услуги.
Согласно ч. 11 ст. 156 ЖК РФ, за данное нарушение взыскивается штраф в пользу каждого жильца в размере 50% от суммы превышения.
Заключение
Услуги ЖКХ можно разделить на 2 категории: жилищные и коммунальные. В зависимости от этого формируется стоимость. Качество и доступность услуг во многом влияет на условия проживания гражданин, поэтому обоснованные и доступные тарифы необходимы обществу и должны соответствовать запросам жильцов. Уголовная ответственность за завышение тарифов ЖКХ не предусмотрена, но государство устраняет нарушения в этой сфере другими способами по заявлению собственников или нанимателей жилья.
Источник