- Стратегия привлечения иностранных инвестиций
- Почему важно привлечь иностранные инвестиции?
- Оценка экономических показателей проекта
- Оценка сильных и слабых сторон проекта
- Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций
- Стратегическое управление привлечением иностранных инвестиций в регион Котенев Дмитрий Николаевич
- Содержание и структура процесса стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион
- Зарубежный опыт стратегического управления привлечением иностранных инвестиций
- Методологические основы разработки стратегии привлечения иностранных инвестиций в регион
- Перспективы стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион
Стратегия привлечения иностранных инвестиций
Почему важно привлечь иностранные инвестиции?
Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.
Например, в строительной отрасли во втором квартале 2015 г. наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью строительных организаций кредитными и заемными финансовыми средствами (по сравнению с предшествующим кварталом). Баланс оценки изменения показателя снизился на 4 п. п. и составил –11 %.
Недостаточный спрос на продукцию, низкая платежеспособность заказчиков и высокие ставки по кредитам в коммерческих банках не способствовали повышению инвестиционной активности организаций. Среди строительных компаний с различной численностью занятых наиболее активно осуществляли инвестиционную деятельность крупные фирмы (90 %), малых организаций было значительно меньше (61 %).
За рубежом кредиты и займы достаточно дешевые. Правда, получить их в европейских странах сложно, поэтому многие компании обращаются к азиатским инвесторам (Китай, Сингапур).
Для любой компании привлечение иностранных инвестиций можно рассматривать с нескольких позиций:
- получение статуса международной компании;
- получение дополнительных средств на развитие;
- возможность создания холдинговой структуры и расширения географии бизнеса;
- получение гарантий со стороны иностранных инвесторов в отношении российских кредиторов.
Оценка экономических показателей проекта
В большинстве случаев инвесторам не требуются дорогостоящие отчеты и бизнес-планы компании. Для потенциального инвестора важно понять, какую прибыль он получит, когда вложения окупятся и принесут максимально ощутимый эффект. Прежде всего нужно показать потенциальному инвестору, какие капиталовложения необходимы для реализации того или иного проекта. Обычно достаточно рассчитать планируемые доходы и расходы в пятилетней перспективе. Пример таких вложений в строительной компании представлен в таблице.
Расчет показателей вложений в проект и выручки, тыс. руб.
№ п/п
Показатель
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Инвестиционная деятельность
Прирост собственного капитала
Сальдо инвестиционной деятельности
Операционная деятельность
Выручка от реализации
Фонд оплаты труда со страховыми взносами
Стоимость материальных ресурсов (сырье, материалы, энергия)
Налоги в себестоимости
Проценты по кредитам
Прибыль до налогообложения (п. 2.1 – п. 2.2 – п. 2.3 – п. 2.4 – п. 2.5 – п. 2.6 – п. 2.7)
Налог на прибыль (20 %)
Оценка сильных и слабых сторон проекта
Как показывает практика, очень часто для развития компании важно получить доступ к заемным средствам, иметь достаточный спрос и предложение на товары и услуги. В данном случае нужно представить инвестору SWОТ-анализ, предполагающий оценку различных положительных и отрицательных моментов деятельности.
Рассмотрим пример оценки сильных и слабых сторон строительной компании (рис. 1).
Преимущества компании
Недостатки компании
• опыт работы в строительной отрасли с 1998 г.;
• опыт возведения 12 жилых домов;
• опыт грунтовых работ и проведения работ в тяжелых климатических условиях;
• партнерство с европейскими компаниями (Bauer, SoilMec);
• наличие гарантийных условий после сдачи домов в эксплуатацию в течение двух лет;
• наличие программы социальной ответственности;
• наличие высококвалифицированных рабочих
• отсутствие возможности получить банковское финансирование по низким процентам;
• непостоянство денежных средств и наличие дебиторской и кредиторской задолженности, нереальной к взысканию;
• высокие издержки строительного производства;
• слабая маркетинговая политика
Возможности рынка
Угрозы рынка
• необеспеченность потенциальных потребителей дешевым жильем;
• наличие постоянного спроса на жилье;
• приток частного и внешнего (иностранного) капитала в строительную отрасль
• угроза нарушения сроков строительства и штрафных санкций;
• дефицит специалистов в области строительства;
• изменение контроля в области строительства;
• угроза поглощения более крупной компанией
Рис. 1. SWОТ-анализ строительной компании
Исходя из слабых и сильных сторон, строительная компания может выбрать одно из четырех направлений развития:
1. Стратегия быстрого роста. Пути реализации данной стратегии:
- внешнее кредитование иностранными инвесторами;
- продажа части компании или выход на IPO с целью получения новых финансовых возможностей для реализации новых проектов в строительной отрасли.
2. Стратегия укрупнения посредством слияния и поглощения. Подобная стратегия характеризуется слиянием с другими строительными компаниями, продажей части акций иностранному инвестору с целью получения дополнительного финансирования для реализации новых строительных проектов.
3. Стратегия диверсификации предполагает:
- выпуск на рынок новых продуктов (например, предложение вариантов малоэтажного, дачного строительства);
- кооперацию с другими отраслями (производство бетона и железобетонных конструкций).
4. Создание холдинга. Для привлечения иностранных инвестиций компания может разработать концепцию создания холдинговой структуры с иностранным участием.
Иностранные инвесторы часто опасаются заключать договоры с российскими компаниями непосредственно в России и предпочитают выбрать иную юрисдикцию, которая позволит максимально обезопасить финансовые вложения. Это может быть как европейская юрисдикция (Великобритания, Германия), так и азиатское направление с использованием в холдинговой структуре Сингапура, Китая.
Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций
Необходимо представить инвестору правовые аспекты привлечения инвестиций.
1. Продажа акций компании. При использовании данной стратегии важно понять, какую долю компании-учредители готовы продать для привлечения инвестиций.
Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Важно, чтобы все участники общества были готовы на отчуждение доли иностранному инвестору, ведь они пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.
Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.
Публичные и непубличные общества вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований правовых актов Российской Федерации (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»).
2. Привлечение займов и кредитов. Привлечение займов и кредитов позволяет при сохранении доли владения компанией получить дополнительные инвестиции и открыть новые проекты и направления деятельности. Плюсом такой схемы является возможность сохранения контроля над компанией, минусом — необходимость выплаты процентов.
Предоставляя целевое финансирование, иностранные инвесторы часто прописывают в договоре специальные условия в отношении достижения объемов производства или продаж. В связи с этим необходимо внимательно изучать все пункты договора.
В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Предметом договора займа может быть иностранная валюта (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Займы в иностранной валюте также имеют свои особенности. Поскольку контрагентом организации является нерезидент России, валютные операции, связанные с исполнением договора займа, осуществляются без ограничений (подп. «б» п. 7 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).
В силу положений подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, является последнее число текущего месяца.
Из приведенных норм можно сделать вывод: пересчет обязательств по займу, выраженных в иностранной валюте, и признание доходов и расходов в виде курсовых разниц следует производить ежемесячно.
3. Создание новой компании. Часто инвесторы предлагают создать совместное предприятие для целей реализации нового инвестиционного проекта. Порядок создания такого предприятия определяется сторонами. Российская компания может внести НИОКР, свой бренд и имущество, иностранный инвестор — денежные средства. Создание такой компании можно показать схематично (рис. 2).
Рис. 2. Создание совместного предприятия
Создание совместного предприятия с участием иностранного капитала позволяет повысить привлекательность компании, расширить географию работы компании.
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и ГК РФ. Особенность данной схемы: создается новое юридическое лицо, не обремененное рисками предыдущей деятельности учредителей, директоров, принятием неправильных решений. Репутация компании создается заново.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
4. Выход на IPO. Выход на IPO позволяет действительно привлечь в компанию денежные средства. Например, в российской экономике в первой половине 2000-х гг. отсутствовали длинные инвестиционные деньги при хорошем экономическом росте. В эти годы наши компании массово отправились за инвестиционными деньгами на международные рынки капитала. В результате повального выхода российских компаний на IPO сформировался отчетливый тренд по приглашению в состав совета директоров иностранного директора. Это обеспечивало условную уверенность иностранных инвесторов в приемлемом качестве корпоративного управления, а следовательно, более высокую оценку стоимости акций.
Публичным признается обращение ценных бумаг на организованных торгах, а также обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, включая использование рекламы.
Публичное обращение эмиссионных ценных бумаг возможно только при наличии следующих условий, которые должны быть соблюдены одновременно:
- регистрация проспекта ценных бумаг, допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;
- раскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями, установленными в законе, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, — в соответствии с требованиями организатора торговли.
Сегодня азиатские биржи с удовольствием принимают российские компании для выхода на IPO. Азиатские зарубежные компании готовы инвестировать даже в маленький бизнес. Достаточно получить независимое заключение и разместить биржи с помощью посредников на зарубежных площадках, таких как Сингапур или Китай.
Источник
Стратегическое управление привлечением иностранных инвестиций в регион Котенев Дмитрий Николаевич
Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Котенев Дмитрий Николаевич. Стратегическое управление привлечением иностранных инвестиций в регион : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2002 125 c. РГБ ОД, 61:02-8/2546-9
Содержание к диссертации
ГЛАВА 1. Привлечение иностранных инвестиций как объект стратегического управления 8
1.1. Содержание и структура процесса стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион 8
1.2. Зарубежный опыт стратегического управления привлечением иностранных инвестиций 24
1.3 Современное состояние стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион 36
ГЛАВА 2. Основные направления стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион 54
2.1. Методологические основы разработки стратегии привлечения иностранных инвестиций в регион 54
2.2 Перспективы стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион 66
2.3 Механизм реализация стратегии привлечения иностранных инвестиций в регион 80
2.3.1, Привлечение иностранных инвестиций в инновационные проекты 80
2.3.2. Налоговая политика как метод сгратегнческого управления привлечением иностранных инвестиций в регион 86
2.3.3.Организация страіеінческого управления привлечением иностранных инвестиций в регион 97
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях развития рыночной экономики иностранные инвестиции приобретают важное значение в качестве одного из источников инвестиционных ресурсов, обеспечивающих стабильное социально-экономическое развитие регионов,
Необходимость развития экономического потенциала, сосредоточенного в российских регионах, требует значительных капитальных вложений, дефицит которых вызван ограниченностью финансовых возможностей населения, недостаточным развитием региональных банковских структур, нехваткой собственных средств предприятий. В условиях сложившегося дефицита внутренних инвестиционных ресурсов особую актуальность приобретают внешние источники финансовых средств и, в частности, иностранные инвестиции,
Объем иностранных инвестиций, поступаюших в Россию, не позволяет удовлетворить имеющийся спрос. В 2001г. доля иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений составила 4>2% . К концу 2001г. объем накопленного иностранного капитала в России составил 35.6 млрд. долл. 2 , в то время как в Китае, за тот же период, — более 350 млрд. долл. 3
Незначительный уровень поступления иностранных инвестиций в экономику регионов указывает на неблагоприятный инвестиционный климат, сложившийся в регионах России. Существенной проблемой. окалывающей влияние на невысокий уровень притока иностранных инвестиций в экономику российских регионов, является недосіаточно
См. Новости инвестиций, выпуск 421 . 2 См. Новости инвестиций, выпуск 416/.? , j Cm, ht^://200Irnovayj^i7eU.m,’nomer/20[)l/64n/n64n-siLshtml. высокая эффективность управления данными процессами, В частности. недостаточно развиты формы и методы регионального управления процессом формирования и реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций: в отдельных случаях, отмечается несогласованность действий региональных и федеральных властей; не оптимизирован организационно-правовой механизм функционирования иностранного капитала; не в полной мере обеспечивается информационная поддержка инвестиционного процесса.
Решение данных проблем должно проходить в рамках стратегии привлечения иностранных инвестиций, которая является одной из составляющих концепции экономического роста региона, базирующейся на долгосрочном развитии его потенциала,
Это обусловливает необходимость поиска эффективных механизмов стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в российские регионы на базе дополнения и развития его концептуальных основ.
Изученность проблемы» Рассматриваемой теме посвящены публикации как отечественных, так и зарубежных авторов.
В нашей стране теоретические и практические аспекты привлечения иностранных инвестиций нашли отражение в работах таких ученых, как; В. Андрианов, Л. Бачурин, Т. Бсридзе, Э. Горбунов, Г. Егиазарян, А. Идрисов, Д. Кошанов, В. Куликов, М. Николаев, С. Сотский, И, Тихомирова, Е. Хале в и некая 4 , 4 Андрианов ВД. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. — М.ч Экономика, 1999; Бачурнн А,В. ред. Реформы и обеспечение экономического роста в России. — М.: РАГС, I99S; Берндзе Т.Л, Эффективность региональной экономики: политико-экономичский аспект, — АН ГССР, Ин-г экономики и права. — Тбилиси, 1987; Егиазарян Г. ред. Совершенствование экономических меттодов управления в отрасли. — Мг: МГУ, ]9К0; Идрисов А,Б. н др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М., 1997; Кошанов А.К., Шаябаев СБ. Формирование регионального комплекса отраслей группы Б, — Алма-Ата, Наука, 1988; Куликов. В,В.
Среди зарубежных учены к. исследовавших данную проблему, следует выделить Дж, Кейттса. С. Кузнеца, Г’. Мейера, П. Фишера, 5
Вопросам стратегического управления и планирования посвящены труды таких зарубежных и отечественных исследователей как: И. Ансофф, О, Виханский, А. Гапонснко. Б. Жихаревич, М. Мескон. М. Портер *
В то же время отмечается недостаточная освещенность управленческого аспекта процесса привлечения иностранных инвестиций на региональном уровне. Не до конца разработаны научно-обоснованные подходы к формированию стратегии управления привлечением иностранных инвестиций в регион. Требуют совершенствования организационно-правовые механизмы реализации региональной инвестиционной стратегии,
О- —— ред. Смешанная экономика: формирование и управление. — М.: РЛУ, 3994; Николаев О. Иностранные инвестиции н ограслях и регионах // Власть. 1996* №10; Сотский С. Анализ инвестиционной привлекательности проекта с учетом региональной инвестиционно — финансовой политики. — ML 1997; Тихомирова И. Инвестиционный климат в России: региональные риски — М., 1997; Халевинская Е. Предприятия с иностранным капиталом в России, — М,ц 1995, 5 Кейнс Дж, Общая теория занятости, процента и денег, — М,, 1978; Kuznets S. Inlemalional Differences in Capital Formation and Financing. Prinston University Press. 1974; Mefiep F. Развитие экономических идей. — M.: Мысль, 1923; Meier G. International Trade and Development. Токіо. 1964, P. 84; Фишер ГТ, Прямые иностранные инвестиции для России: Стратеїич возрождения промышленности. — М.: Финансы и егатисіика. 1999. А Ансофф И, Стратегическое управление, — М„ 1989; Виханский О.С Стратегическое управление. — М,: Гардарика, І99К; Обший и специальный менеджмент. Учебное пособие. Под ред. Гаиопенко А.Л,, Л.П. Панкрухин. — М.: РЛГС, 2000; Жи^аревич Б.С.. Лебедева Н,А, Стратегическое планирование на стратегическом уровне (принципы использования в современных российских условиях) // Гуманитарные науки. 1997, №2(8); Меекон М.Х., Лльберт М„ Хедоури Фг Основы менеджмента: Пер с англ. — М.: «Дело», 1993; Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества с Іран. — ML: Международною очношения, 1993,
Это послужило поводом для разработки научно-теоретических основ стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион.
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ стратегическою управления привлечением иностранных инвестиций в регион.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: раскрыть сущность стратегического управления процессом привлечения иностранных инвестиций на региональном уровне; показать возможность и доказать необходимость использования в российских условиях зарубежного опыта стратегического управления привлечением иностранных инвестиций; -определить современное состояние процесса стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион; -дополнить и развить принципы стратегического управления привлечения иностранных инвестиций в регион; -выявить основные направления и определить формы и методы реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций в регион.
Объектом исследования является стратегическое управление процессом привлечения иностранных инвестиций на региональном уровне.
Предметом исследования выступают экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций в регион.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные разработки зарубежных и отечественных ученых в области управления процессом привлечения иностранных инвестиций, законодательные акты и нормативные документы федерального и региона л мгого уровня власти, статистические данные, публикации по данной теме и периодической печати, В процессе исследования применялись системный подход к анализу проблемы, диалектический метод, методы экономическою, статистического, логического анализа и синтеза и другие методы познания применительно к стратегическому управлению привлечением иностранных инвестиций в регион.
Новые научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем: найдены и научно обоснованы пути решения важной народнохозяйственной задачи — осуществлено дополнение и развитие концептуальных основ стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион, базирующихся на принципах: интеграции региональной политики привлечения иностранных инвестиций в социально-экономическую стратегию развития государства, активного государственного регулирования инвестиционных процессов, обеспечения оптимального сочетания интересов участников инвестиционного процесса в регионе, реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций как составляющей общей концепции экономического роста региона; уточнена сущность управления привлечением иностранных инвестиций в регион, как деятельности, направленной на сочетание интересов всех участников инвестиционного процесса* которыми являются иностранные юридические и физические липа, отечественные производственные предприятия, банки, страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, финансово-промышленные труппы. органы государственного управления и лр. При этом субъектом управления выступают региональные органы государстве иного управления» призванные организовывать привлечение иностранных инвестиций как высокоэффективный процесс, реализующийся, с одной стороны, как элемент общей государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций, а с другой сторонын как составляющая единой концепции социально-экономического развития региона; выявлены основные направления использования зарубежного опыта стратегического управления привлечением иностранных инвестиций: формирование целенаправленной государственной политики привлечения иностранных инвестиций; выявление приоритетных направлений развития регионов, требующих первоочередного внимания инвесторов; унификация и упрощение законодательных и регистрационных процедур для иностранных инвесторов; установление льготных налоговых и регистрационных режимов для инвесторов, осуществляющих свою деятельность по приоритетным направлениям; уточнены и дополнены принципы стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион: развитие партнерских взаимоотношений всех участников инвестиционного процесса; достижение суб с иди арности распределения функций федеральных и региональных органов государственного управления; реализация единой региональной и федеральной стратегии привлечения иностранных инвестиций; формирование и осуществление адаптивной к рыночным условиям региональной инвестиционной политики; выделены формы и методы реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций в регион: создание региональных представительств федерального агентства содействия привлечению иностранных инвестиций; построение системы региональных венчурных фондов с целью стимулирования развития потенциально конкурентоспособных и наукоемких отраслей экономики; осуществление регионального мониторинга, реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций; проведение государственной маркетинговой политики, направленной на продвижение регионов на международные инвестиционные р г лыки; -определены приоритетные направления привлечения иностранных инвестиций в регион, включающие: развитие отраслей и производств, имеющих перспективы спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках; стимулирование комилексообразующих производств, обеспечивающих высокую эффективность экономики региона и функционирующих на основе кооперации с существующими промышленными предприятиями; поддержку высокотехнологичных производств, обеспечивающих потребности народного хозяйства в высокопроизводительной технике.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения доведены до конкретных практических рекомендаций региональным органам государственного управления по разработке и формированию системы стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион.
Основные іеоретические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при подготовке учеОных пособий и разработке лекционных курсов по проблеме стратегического управления привлечением иностранных инвееіиций в регион.
Содержание и структура процесса стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион
Процесс стратегического управления привлечением иностранных инвестиций обусловлен необходимостью регулирования притока иностранного капитала для обеспечения развития региональной экономики. Больший ел во ученых оценивают роль иностранного капитала в экономике государства как необходимый фактор устойчивого развития. По мнению Г. Мэнкью: «Иностранные инвестиции — один из источников роста национальной экономики. Несмотря на то, что часть прибыли предприятийн созданных при участии иностранного капитала» уходит за границу., зарубежные источники финансирования увеличивают промышленный потенциал страны, повышают уровень производительности и оплаты труда. Кроме того, иностранные инвестиции позволяют развивающимся странам освоить передовые технологии, разработанные и применяемые в развитых государствах. По этой причине многие экономические советники правительств развивающихся стран активно поддерживают политику привлечения иностранных инвестиций .
Иностранные инвестиции обладают рядом преимуществ, а именно: служат дополнительным источником капитальных вложений в производство товаров и услуг, разработку технологий, передовых методов управления; — не ложатся бременем на внешний долг государства, напротив, способствуют получению средств для его погашения; — обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; — способствуют привлечению новых технологий, «ноу-хау», оборудования и т.д. — обеспечивают подготовку и переподготовку персоналЦ владеющего современными меі одами управления и организации производства; — активизируют экспортный потенциала страны; — содействуют развитию богатых природными и людскими ресурсами регионов страны». Согласно Федеральному закону от 25.06.1999г. «Об иносгранных инвестициях в Российской Федерации», иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территрии Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. в юм числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации»
Американский ученый її.Г. Мэнкыо различает два основных типа иностранных инвестиций:
1. Портфельные — капитальные вложения из иностранных источников. находящиеся иод управлением отечественных пред принт їм ателей.
2. Прямые иностранные инвестиции — капитальные вложения, находящиеся в собственности и под управлением иностранной фирмы, Данное определение сходно с позицией Дж. Розенберга, разделяющего инвестиции на:
1. финансовые инвестиции (financial investment) — покупка надежных акций или облигаций (в отличие от приобретения реального капитала, например недвижимости или заводского оборудования);
2. прямые инвестипии (direct investment) — инвестирование в недвижимость, корпорации промышленпости, и сферы услуг или в ценные бумаги; 3. инвеешции реальные активы (real investment): расходы, создающие новый капитал; тем самым осуществляется накопление реального капитала.
Зарубежный опыт стратегического управления привлечением иностранных инвестиций
Инвестиционные процессы, происходящие в государствах. находятся под влиянием общемировых экономических тенденций. Глобализация экономики, усиление международной конкуренции побуждают правительства многих стран разрабатывать стратегии привлечения иностранных инвестиций. Реагируя на мировые тенденции, страны и их регионы вынуждены искать оригинальные комбинации методов и механизмов воздействия на инвестиционный климат и формирующие его факторы. Анализ опыта стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в зарубежных государствах позволяет выявить общие правила и тенденции, на основе которых следует формировать систему стратегического управления в регионах Российской Федерации.
В качестве объектов исследования зарубежного опыта выбраны Китай, Индия и Венгрии. Данные государства обладают признаками, позволяющими, по мпелию автора, отнести их к объектам, интересным с точки зрения изучения опыта стратеги чес ко го управления привлечением иностранных инвестиций, поскольку в них осуществлен переход к рыночным формам хозяйствования, привлечен большой объем иностранных инвестиций за последние годы, имеется относительно большая территория государств и присутствует сильная региональная дифференциация (Индия и Китай),
Одним из ярких примеров успешной реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций является Китай, За последние годы Китай превратился ь серьезного конкурента развитых государств.
На конец 2000 года в Китай было привлечено иностранных инвестиций на сумму 311 млрд. дол Достижение данного результата в значительной степени зависело от эффективного использования конкурентных преимуществ Китая, в числе которых; петая населенноеіь, как следствие потенциал для многих видов экономической деятельности; низкий уровень оплаїьг труда; наличие личных связей у представителей государственных и промышленных круюа с инвесторами, основная масса которых была выходцами из Китая,
Одним из элементов механизма реализации стратегического управления привлечением иностранных инвестиций является снижение административных барьеров и реформирование инвестиционного законодательства Китая. Официально запрет на привлечение иностранных инвестиций был отменен китайским правительством в 1979 году, путем введения специального законодательства, разрешающего создание совместных предприятий с иностранным участием- В 1980 году были созданы четыре свободные экономические зоны, В 1984 году для иностранных инвестиций были открыты 14 прибрежных городов и их областей. Основными формами вложения иностранного капитала являлись совместные предприятия, что позволило получить передовые технолопги и в то же время сохранить контроль над местными Пред пр пяти ями.
В 1986 правительсівом Кигая был принят пакет документов, включающий 22 наименования, направленных на поддержку иностранных инвестиций и улучшение инвестиционного климата. В частности: установлены льгочы для СП, функционирующих в приоритетных отраслях; гарантирована автономності, функционирования СП; открыты пункты для покупки валюты, и репаїриации прибыли.
Стратегическое управление привлечением иностранных инвестиции в Китае осуществляется на основе пятилетних планов. На этот срок определяются и приоритетные сектора экономики, которые предполагается развивать с помощью иностранных вливаний. К приоритетным отраслям относятся, в частности, капиталоемкие сектора, такие как: машиностроение, автомобилестроение, производство стройматериалов. Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества разработало каталог секторов промышленности, в которых иностранные инвсеїиции поощряются, ограничиваются или запрещаются. Каталог включает 17 основных секторов, которые необходимо развивать посредством иностранных инвестиций. В числе поощряемых для иностранных инвесторов отраслей находятся: сельское хозяйство, легкая промышленность, связь, транспорт, энергетика, угольная промышленность, черная и цветная металлургия, нефтехимия, медицинская промышленность.
Одним из основных методов реализации стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в Китае льготное налогообложение в регионах и отраслях промышленности, имеющих приоритетное для государсіаа значение. Например;
Методологические основы разработки стратегии привлечения иностранных инвестиций в регион
В соответствие с новыми реалиями систему стратегического управления привлечением иностранных инвестиций следует выстраивать таким образом, чтобы обеспечить максимальное использование потенциала региона для привлечения иностранных инвестиций. Мировая пракіика показывает целесообразность разработки для тгого стратегического плана. Стратегический план позволит координировать деятельность региональных управленческих и производственных Структур, вовлеченных в инвестиционный процесс.
В процессе стратегического планирования решаются вопрос о том, какие факторы будут иметь определяющее значение для ил весі и пион но и привлекательности региона. Для тгого необходимо спрогнозировать развитие каждого сектора региональной экономики на несколько лет вперед, а также учесть тенденции, хараюерные для мировой динамики.
Базовая схема построения стратегического управления состоит из следующих компонентов: — определение миссии, целей и задач привлечения иностранных инвестиций; определение действий и выбор средств для достижения поставленных целен и задач: учет факторов риска и угроз реализации стратегии; определение вычисляемых критериев и оценочных показателей; формирование комплекса программно-плановых документов обеспечивающих юридическое закрепление выработанной стратегии;
внедрение организационного механизма, обеспечивающего непрерывность процесса стратегического планирования включающего процедуру корректировки целей, средств и методов стратегического управления;
внедрение методов управления качеством и стандартов управленческой деятельности и сгруктурах региональной власти и подведомственных организациях, направленных на повышение эффективности управления.
Существующие модели стратегического планирования предусматривают стандартный последовательный набор этапов разработки страіеі ического плана. В модели последовательного приближения Мереона. предложенной им в 1956 г. присутствует десять этапов составления и выполнения плана3 : 1. выявление проблем путем получения материалов от местных консультативных групп и анализа экономически показателей; 2. опрел ел енне целен экономического развития; 3. сбор данных и их анализ для оценки имеющихся ресурсов; 4Г более четкое определение целей плана на основе новых данных; 5. составление альтернативных планов; Ь. оценка каждой альтернативной стратегии с точки зрения потенциальной эффективности (стоимость, затраты времени), реализуемости и е воздействия на другие ресурсы местного правительства и па другие цели; 7. принятие окончательного плана; выполнение плана; 9, наблюдение за резульїаіами выполнения и их оценка; 10.анализ результатов и их сопоставление с целями плана.
По нашему мнению на псрном -усапе стратегического планирования целесообразно проводить оценку потенциала реї иона с целью выявления возможных перспектив привлечения иностранных инвестиций в іу или иную отрасль. Полученная ма данном этапе информация позволит с наибольшей степенью точности определить цели и задачи разработки и реализации стратегии,
Предлагаемая структура етраіегического плана может выглядеть следующим образом: J. Оценка текущей ситуации и перспектив привлечения иностранных инвестиций: анализ экономики России и региона; анализ внутренних факторов развития региона: население и і рудовые ресурсы; экономика и инвестиции: хозяйственный климат; развитие инфраструктуры; — результат анализа конкурентных возможностей региона; 2. Цели из задачи разрабоїки стратегического плана; 3. Механизм реализации стратегического плана; — организационная сіруктура разработки и реализации стратегического плана; — мониторинг и контроль над выполнением стратегического плана;
Перспективы стратегического управления привлечением иностранных инвестиций в регион
Объективные факторы сопнально-зкономичеекої а развития государства, побуждают к дальнейшему развитию международных экономических отношений, основанных на стратегическом видении перспектив сотру дни честна, исходящем из предпосылок: — интеграции России is мировую -экономику; — продолжающейся экспансии ТНК и проникновении иностранного капитала в Российскую зкоЕюмику; — продолжающейся жопомической децентрализации; — нехватки собственных инвестиционных ресурсов предприятий.
Своевременное осознание высшим управленческим составом региональных властей данной ситуации н принятие действий, направленных на выведение своею региона в число привлекательных объектов инвестирования, позволіп в її\ душем укрепить позиции России на мировой экономической и политической арене, и не оказаться в списке перманентных аутеайдерок
Комплексный, системный подход к решению проблемы низкой инвестиционной привлекательности большинства российских регионов должен строиться на основе конкурентных преимуществ, т.е. совокупности характеристик, выгодно отличающих данный регион от его конкурентов. Данный подчол аналогичен рыночной конкуренции предприятий, отличающийся том, что регионы конкурируют не за рынки сбыта продукции, а за привлечение инвестиций. Анализ внешних и внутренних факторов позволяет выявить отрасли и виды деятельности, в коюрых регион имеет потенциал развития и сформулировать задачи, которые должны бы гь выполнены для реализации этого потенциала.
К числу преимуществ Саратовской обпасти, с точки зрения потенциальных инвесторов, можно отнести следл ющис:
1. Потеппиально емкий реіиональнкій рынок. Необходимость технического обпопления производства и ипфраегруктуры. отсутствие в большинстве случаев конкурентоспособных отечественных товаров и услуї открывает перед иностранными инвесторами широкие перспективы.
2. Саратовская область богата полезными ископаемыми: їжа имеет запасы і аза. нефти, соли и строительных материалов. Эффективная добыча и переработка сырья, включая решение экологических проблем и применение технологий, обеспечивающих максимальную отдачу от эксплуатации месторождений, способны «поглотить» значительные инвестиции.
3. Выгодное географическое положение, наличие узловой железнодорожной станции и речного порта.
4. Сравнительно дешевый научный и технический персонал с высокой квалификацией и опытом, являющийся следствием высокой концентрации высших учебных занесений и предприятий ВПК.
5. Наличие в ряде отраслей ощутимого научно-технического потенциала и крупных заде.кш нереализованных идей, что облегчает организацию высокотехнологичных производств, ориентированных как на внутренний рынок, так и па -экспорт,
6. Возможносіи организации конкурентного экспорта товаров, производимых на промышленных предприятиях по западным технологиям, с использованием налаженных сетей сбыта иностранных партнеров и на основе относительно невысоких издержек производства,
7. Использование имеющихся инновационных технологий и квалифицированной рабочей силы для диверсификации іранснациональных компаний в рамках международного разделения труда.
8. Наличие этнических и метрических связей с Германией, чго может облегчить у ста ніж, іе ние партнерских отношений с іерманскими деловы ми кру гам тл.
Диализ привлеченных иностранных инвестиций показывает, что в настоящее время основная доля прямых иностранных инвестиций в Саратовской области приходится на совместные предприячия. Данная особенность региональною рынка инвестиционных реципиентов позволяет выделить создание благоприятных условий для развития совместного предпринимательства в качестве одного из направлений реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций. Особое внимание при этом следует уделить созданию экономического и политического режима, ориентирующего функционирующие предприятия на реинвестирование полученной прибыли в реї ион. Развитие в регионе сети производственных СП доздасі условия для более заинтересованного внедрения достижений научно-технического прогресса, так как анализируемая организационная форма является гибкой и мобильной, быстро адаптируемой к меняющимся требованиям рынка. Г го будеч способствовать созданию на региональном уровне импортозамещающих производств, расширению экспортного потенциала региона за счет производства конкурентоспособной продукции и опыта зарубежных партнеров в области маркетинга па мировых рынках. повышению уровня жизни работающих в них людей, обеспечения занято cut.
Источник