Инвестиционная политика в аграрном секторе
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 21.08.2019 2019-08-21
Статья просмотрена: 319 раз
Библиографическое описание:
Бегжанов, Б. Н. Инвестиционная политика в аграрном секторе / Б. Н. Бегжанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62054/ (дата обращения: 11.06.2021).
Эффективная инвестиционная политика позволяет государству влиять на рост хозяйственной активности, способствует созданию благоприятной конъюнктуры на рынке, активизирует развитие приоритетных отраслей экономики. В статье рассматривается роль государства в активизации инвестиционных процессов в аграрном секторе, определяются цели инвестиционной политики на данном этапе развития экономики.
Ключевые слова: инвестиции, инвестирование, государственная инвестиционная политика, экономическая ответственность инвестора, аграрный сектор экономики.
В современных условиях рыночных трансформаций требует переосмысления роль государства в активизации инвестиционных процессов, которая определяется задачами инвестиционной политики.
Инвестиционная политика — это комплекс целенаправленных экономических, политических и организационных мероприятий и решений с целью целенаправленного воздействия на инвестиционную деятельность.
Инвестиционная деятельность является одним из основных условий наращивания производственных мощностей, преодоления спада производства в сельском хозяйстве, достижения финансовой стабильности отрасли, а следовательно благоприятные условия для ее осуществления определяются эффективной инвестиционной политикой государства.
Основными факторами ухудшения инвестиционного климата в аграрном секторе экономики являются:
1) падение выручки от реализации продукции отдельных отраслей сельского хозяйства вследствие сокращения платежеспособного спроса населения;
2) дополнительное снижение доходов производителей из-за необоснованно высокой доли импортного продовольствия на внутреннем рынке;
3) сохранение монополизированной структуры промышленного сектора АПК и отсутствие рыночных механизмов, регулирующих ценовые отношения сельскохозяйственных, перерабатывающих, торгово-закупочных и ресурсосберегающих предприятий;
4) незавершенность процессов институциональных преобразований в сельском хозяйстве;
5) отсутствие действенной инфраструктуры аграрного рынка, которая способна обеспечить быстрое продвижение сельскохозяйственной продукции от производителя до конечного потребителя.
Государственная инвестиционная политика должна обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата в аграрном секторе, который бы характеризовался следующими условиями: действенная и достаточная государственная поддержка приоритетных направлений агропромышленного производства; доступность; механизм удешевления кредитных ресурсов для сельскохозяйственных предприятий; стимулирование притока иностранного капитала в аграрный сектор.
Для улучшения инвестиционного климата в аграрном секторе государственная политика в сфере инвестирования должна предусматривать консолидацию инвестиционных ресурсов как из внутренних (бюджетных), так и внешних (иностранных) источников.
Главным вопросом государственной инвестиционной политики в АПК является определение приоритетных сфер и объектов инвестирования, которые должны отвечать долговременным интересам государства.
Формируя инвестиционную политику, внедряя обоснованные инвестиционные проекты регионального уровня, нельзя не учитывать объективную возможность возникновения рискованных, непредсказуемых ситуаций. Поэтому механизм совершенствования инвестиционной политики на государственном уровнях невозможно без конкретизации системы рисков и разработки механизма уменьшения их негативного воздействия и нейтрализации.
В зависимости от факторов, выделяют следующие виды инвестиционных рисков: политический, общеэкономический, правовой, технический, риск участников проекта, финансовый, маркетинговый и экологический риски.
Отметим, что политические, правовые и общеэкономические риски могут быть вызваны внешними условиями реализации инвестиций. Другие виды рисков вызываются возможными ошибками планирования, организации и реализации конкретных проектов.
Инвестиционный риск можно определить как потенциальную возможность недостижения запланированных целей инвестирования (в виде прибыли, укрепления материально-технического обеспечения, модернизации отраслевых производств или регионального социального эффекта) и в результате непредвиденных потерь средств и получения денежных убытков или прибыли, но меньших, чем планировалось, размеров.
Отметим, что экономическая ответственность инвесторов на макроуровне государственного регулирования инвестиционной деятельности в АПК — это институциональное обеспечение защиты национальных интересов, гармоничный, социально направленное развитие отраслей аграрной экономики, сохранения и обеспечения роста аграрного потенциала страны. Категория экономической ответственности предусматривает определение и характеристику внешних и внутренних угроз, критериев и параметров состояния аграрной экономики, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов государства и локализуется в рамках определенной территориальной единицы.
Экономическая ответственность инвесторов на региональном уровне представляет собой совокупность текущего состояния, условий и факторов стабильности, устойчивости и развития аграрного производства.
Выводы. Политика государства в сфере инвестиционной деятельности в аграрном секторе экономики региона должна быть направлена на стабилизацию и развитие приоритетных отраслевых составляющих АПК, увеличение объемов реализации продукции, наращивание экспортного потенциала отраслей. Это возможно за счет государственного регулирования инвестиционной деятельности, защиты аграрного рынка от импортной, особенно низкокачественной продукции, стимулирование экспорта, поддержки товаропроизводителей, снижение налоговой нагрузки.
Инвестиционная деятельность в АПК является одной из сфер экономики, которая требует усиленного государственного регулирования, сочетается с категорией экономической ответственности инвесторов за социально-экономические результаты внедрения инвестиционных проектов.
Она должна предусматривать стратегическое прогнозирование и планирование инвестиционного процесса в реальном секторе экономики, способствовать решению задач социально-экономической стратегии страны и направляться на повышение уровня продовольственной безопасности страны, развитие тех агропромышленных предприятий, которые способны за короткий срок стать конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках.
- Бастова М. Т. Инвестиционный процесс в сельском хозяйстве. Аграрная наука — 2002г. — № 4.
- Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998. 141с.
Источник
Основы инвестиционной политики, направленной на развитие сельского хозяйства
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 18.07.2017 2017-07-18
Статья просмотрена: 621 раз
Библиографическое описание:
Симаков, Г. А. Основы инвестиционной политики, направленной на развитие сельского хозяйства / Г. А. Симаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 29 (163). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/163/45169/ (дата обращения: 11.06.2021).
Обоснованы основы инвестиционной политики, которая направлена на эффективное развитие сельского хозяйства. Выявлена необходимость разработки прочной нормативно-правовой основы для координации инвестиционной деятельности, также для проведения успешной инвестиционной политики на территории Краснодарского края необходимо основываться на показателях, которые характеризуют инвестиционную привлекательность государств и регионов и состояние инвестиционного рынка.
Ключевые слова: инвестиции, сельское хозяйство, государственное регулирование, инвесторы, сельскохозяйственное производство, нормативно-правовая база, развитие инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность является одной из главных в функционировании любой крупной фирмы или корпорации. От развития сельского хозяйства, которое является основополагающей отраслью зависит рост экономики в целом. При этом сельское хозяйство малопривлекательно для капиталовложений. Поэтому государство должно проводить работу на законодательном и исполнительном уровнях, создавать благоприятный инвестиционный климат. Вопрос привлечения инвестиций в сельское хозяйство остается одним из ключевых в развитии экономики.
Термин инвестиции дается в Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. (в ред. от 12.12.2011 № 427-ФЗ) [1]. Согласно данному закону «инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1].
В Российской Федерации тематика инвестиционной деятельности и ее проблемы достаточно актуальны, прежде всего, потому что, при постоянной работе в этой сфере можно заработать большое состояние, но при этом существуют риски потерять денежные средства, поэтому именно эта проблема стоит на пути многих инвесторов, в особенности зарубежных.
В настоящее время ситуация в Российской Федерации складывается привлекательно для многих инвесторов, особенно зарубежных, т. к. уже накопился огромный потенциал для стабильного успешного развития. Макроэкономическая устойчивость у России достаточно высокая. Госдолг на 01 января 2016 года составляет 270 млрд долларов, это около 25 % от ВВП. Из них долг иностранным инвесторам, составил всего 5 %. В 2012–2015 годах динамика инвестиций характеризуется опережающим ростом частных инвестиций по отношению к государственным [6].
В настоящее время инвестиционная привлекательность организаций определяется основываясь на рейтинговой системе, или на банковских методиках, которые определяют кредитоспособность заемщика. Основной задачей проводимой инвестиционной политики является формирование необходимого механизма привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Реальные потребности обновления и модернизации производственного аппарата в сельском хозяйстве не соответствуют масштабам инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. Причиной этого служит низкая инвестиционная активность [5].
Инвестиционные проекты в сфере сельского хозяйства характеризуются продолжительным сроком окупаемости, в следствие этого происходит отказ от прямых субсидий в отрасль на господдержку инвестиционных проектов, который снижает привлекательность сельского хозяйства для инвесторов.
При реализации новых инвестиционных проектов в аграрном секторе региональной экономики от 30 % до 40 % в структуре инвестиций составляют капитальные вложения на подготовку и обустройство инвестиционной площадки и проведение сетей: электричества, дорог, газа, водоснабжения и утилизации отходов. Все это является препятствием привлечения новых инвесторов в аграрный сектор региона.
Сельское хозяйство является первой отраслью, которая формирует экономику Российской Федерации, а также это часть АПК. Оно должно обеспечить должным образом перерабатывающую промышленность сырьем, а население продуктами питания.
Большой круг инвесторов вовлечен в сельскохозяйственный сектор, и политика должна быть направлена не только на увеличение частных инвестиций в сельском хозяйстве, но и на обеспечение того, чтобы инвестиции носили внутренний устойчивый характер. Фермеры, в частности, ЛПХ и КФХ могут являться основным источником для вложения частных инвестиций. Крупные международные инвесторы также могут проводить работу по стимулированию накопления капитала в в сфере сельского хозяйства. Они могут создавать рабочие места и использовать новейшие технологии и разработки по развитию сельского хозяйства, улучшению финансовых возможностей, а также способствовать появлению и развитию маркетинговых сетей в целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. Тем не менее крупномасштабные инвестиции могут также иметь негативные социальные и экологические последствия [4, с. 43].
Государственная политика администрации Краснодарского края направлена на активное привлечение инвестиций в АПК. Сегодня существует множество направлений для вложения инвестиций в агропромышленный комплекс. Инвестиционное законодательство Краснодарского края является одним из самых передовых в стране. Одно из основных направлений государственной поддержки инвесторов от краевого законодательство является льготное налогообложение, государства предоставляет гарантии, субсидии на часть затрат, направленные на оплату процентов по кредитам, предоставляемые на инвестиционные цели. Инвесторам на территории Краснодарского края обеспечивается защита прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В результате анализа социально-экономического развития России за 2015 год видно, что на первом месте по объему инвестиций в основной капитал сельского хозяйства без учёта малых предприятий — Краснодарский край (21,1 млрд руб). На втором месте — Воронежская область (17,4 млрд руб). На третьем — Тамбовская и Брянская области (15,8 млрд руб) [6].
По данным портала «Агро Инвестор», лидером по объему вложений в сельское хозяйство в 2015 году, является Центральный федеральный округ. На его долю приходится около 125 млрд руб. На втором месте — Приволжье (69,5 млрд руб). На третьем — ЮФО (36,7 млрд руб).
В топ-10 регионов России по объему агроинвестиций вошел Краснодарский край, заняв лидирующее место с объемом ивестиций 21,1 млрд руб в 2015 году.
В 2015 году аграрии Кубани произвели продукции на 333,6 млрд руб, почти 73 % из которой дало растениеводство. Регион лидирует по объемам выращивания сахарной свеклы в стране (7,2 млн тонн в 2015 году), масличных агрокультур (1,3 млн тонн) и плодов и ягод (360 тыс тонн) [6].
Как считают эксперты портала «Агро Инвестор», в 2017 году останутся привлекательными для инвесторов в сфере АПК Краснодарский и Ставропольский края, Воронежская, Тамбовская, Белгородская и Ростовская области, а также Подмосковье.
Также эксперты отмечают, что через несколько лет придет очередь инфраструктурных проектов в АПК, нацеленных на решение логистических проблем и освоения технологий глубокой переработки сельхозяйственного сырья [6].
Стоит заметить, что за последние пять лет в АПК Краснодарского края было привлечено инвестиций на сумму свыше 148 млрд руб, из них в сельское хозяйство вкладывается более 60 %.
Инвестиционные вложения в агропромышленный комплекс Краснодарского края по итогам 1 полугодия 2016 года составили 15,6 млрд руб, что на 9,5 % больше уровня аналогичного периода 2015 года [6].
Краснодарский край по рейтингу инвестиционного климата входит в десятку ведущих регионов России, а по объему привлеченного капитала занимает первое место в России.
Чтобы проводить успешную инвестиционную политику на территории Краснодарского края необходимо опираться на показатели, которые характеризуют состояние инвестиционного рынка, инвестиционную привлекательность государств и регионов. Следует отметить, что оценка инвестиционной привлекательности государства довольно сложный процесс, который требует учета большого количества факторов.
Развитие любой социально-экономической системы в большей степени зависит от проведения необходимой и рациональной инвестиционной политики. Инвестиционная деятельность достаточно высоко подвержена рискам и затратам, невозможно предугадать все обстоятельства, которые ожидают инвестора в будущем. Но, несмотря на это, инвестиционная деятельность — это интересная, важная и сложная проблема.
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ.
2. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ. О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Собрание законодательства РФ.
Источник