Создание современных высокотехнологичных остановочных павильонов «Умная остановка»
К списку практик
Создание современных высокотехнологичных остановочных павильонов «Умная остановка»
Аннотация. Проект «Умная остановка» — инновационная технология в сфере пассажирского транспорта. Комплексное внедрение интеллектуальных остановок общественного транспорта на территории России позволит значительно снизить затраты бюджета, а также одновременно решить несколько задач для реализации государственных программ «Умный город», «Безопасный город».
Постановка проблемы. Значение общественного пассажирского транспорта для любого крупного города трудно переоценить. Быстро меняющееся время диктует новые формы организации городского пространства и общественного транспорта. Современные информационные и IT технологии все активнее внедряются в наше жизненное пространство. Это обусловило организацию работ по внедрению в городскую среду проекта «Умная остановка».
Период реализации — 2013-2016 годы.
Цель и задачи практики. Создание максимально комфортных условий для пассажиров наземного общественного транспорта и повышение качества транспортного обслуживания. Внедрение проекта «Умная остановка» предусматривает:
— защищенность пассажиров от неблагоприятных погодных условий (кондиционирование в летний период, подогрев зимой, защиту от ветра, осадков, солнечной радиации);
— наличие информационного табло, отображающего время прибытия пассажирского транспорта, использующего данные системы ГЛОНАСС;
— обеспечение открытого доступа к сети интернет на остановке и в непосредственной близости, в том числе к административным интернет-ресурсам (интернет-приемная мэрии), обеспечение доступной точки подзарядки сотовых телефонов;
— обеспечение круглосуточного наблюдения на остановке с передачей данных в территориальный отдел полиции, размещение тревожной кнопки вызова полиции;
— организация возможностей коммерческого использования элементов конструкции остановочного павильона для формирования инвестиционной привлекательности объекта и создания предпосылок появления источника дохода для обеспечения текущего его содержания;
— создание единой городской транспортной стилистики как элемента дизайна городской среды.
Механизм реализации. Для реализации данного проекта при департаменте промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии в рамках работы постоянно действующего совещания по вопросам внедрения инновационных разработок в городское хозяйство в 2013 году был обсужден вопрос разработки проекта, изготовления опытного образца и поэтапного внедрения «умных остановок» в Новосибирске. Предложения по проекту были предоставлены НРОО «Союз дизайнеров России» при практической проработке ООО «Дизфор». Разработанный проект остановочного павильона в 2014 году получил приз «Российская Виктория» от жюри национального конкурса в области дизайна.
Один из первых остановочных павильонов ООО «Дизфор» подарила городу, установив его рядом с Экспоцентром. В течение ряда лет остановочные павильоны различной конфигурации были установлены в Магасе, Томске, Екатеринбурге, Новокузнецке, Санкт-Петербурге, Москве. Новые образцы демонстрировались в Новосибирске в 2016 году на форуме «Городские технологии», международном форуме технологического развития «Технопром-2016», в рамках выставки «Люди дела» в день города.
Проект «Умная остановка» предложен городам, принимающим чемпионат мира по футболу 2018 года, в специально разработанном дизайне. Учитывая достаточно высокую стоимость проекта, его массовое внедрение в Новосибирске и других городах затруднено. Полномасштабное внедрение данного проекта тормозится из-за недостаточности бюджетных средств и единичной заинтересованности инвесторов.
Проанализировав ситуацию, рабочая группа департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии начала поиск вариантов удешевления проекта с использованием существующих остановочных павильонов. К данной работе подключилось ООО «Викрам», которое предложило информационный терминал «Инфоточ»
стоимостью 0,25 млн. рублей. Он был смонтирован и работал в 2016 году в тестовом режиме на ост. «Площадь Ленина». Данный электронный модуль изготовлен в вандалоустойчивом исполнении, обеспечивает доступность информации на экране при прямом солнечном освещении, а также работоспособную в любых погодных условиях сенсорную систему управления.
Перечень муниципальных нормативных документов. Ведомственная целевая программа «Развитие инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2012-2014 годы, ведомственная целевая программа «Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2015-2017 годы, муниципальная программа «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска» на 2016-2020 годы.
Целевая аудитория. Жители и гости города.
Результаты реализации, количественные и качественные показатели. Современный дизайн остановочных павильонов существенно улучшит архитектурный облик городских улиц.
Широкие информационные и коммуникативные возможности, включая WiFi, расширят спектр оказываемых пассажирам услуг. Системы ночного освещения, видеорегистрации и сигнальная кнопка, повысят безопасность граждан. Конструктивно сиденья остановки могут иметь нагревательные элементы, что создаст дополнительный комфорт в холодное время года. Платежные терминалы и различного рода сервисные автоматы позволят пассажирам более эффективно использовать время ожидания транспорта.
Источник
«Умные» остановки общественного транспорта
Для организации движения общественного транспорта и улучшения качества обслуживания пассажиров в нашей стране появились так называемые «умные остановки».
Остановки общественного транспорта на сегодня пока не обладают искусственным интеллектом и такое их название, безусловно, скрывает скорее обычный маркетинговый ход, чем фактические ее функции. Рассмотрим, что на сегодня понимают под словосочетанием «умная остановка»
1. Ее практическая функциональность и обозначение места посадки.
Безусловно, в первую очередь это комплекс оборудования, вкупе с указателями для обозначения мест посадки и высадки пассажиров общественного транспорта.
Остановка общественного транспорта, оборудована таким образом, что в периоды ожидания
общественного транспорта пассажиры могут укрываться в ней от атмосферных осадков и ветра.
2. Временное укрытие и дополнительное средство защиты от агрессивного влияния дороги как объекта повышенной опасности.
Под этим подразумевается, что во время ожидания общественного транспорта пассажиры должны находится в зоне, обеспечивающей им относительно безопасное пребывание а сама остановка имеет прочный каркас, условно препятствующий наезду и визуально видимые атрибуты препятствия для водителей.
3. Передача пассажирам необходимо информации посредством размещения ее на различных объектах на самой остановке или вблизи нее.
На остановках в обязательном порядке размещают маршрутные указатели с указанием номеров маршрутов и их видов.
Кроме того, на остановке общественного транспорта могу быть размещена карта маршрутов, изменения в порядке движения, интенсивности и смене номеров маршрутов, включая их добавления или наоборот, снятия.
Для «умных остановок» в настоящее время характерно наличие активного табло с указанием времени, через которое те или иные номера общественного транспорта прибудут на эту остановку.
Такие табло возможны лишь в случаях, если все автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС и центром обработки данных. Кроме того, активные табло могут сообщать другую полезную информацию- например прогноз погоды на ближайшее время.
4. Относительно комфортное ожидание.
Учитывая, что климат в большинстве районов России неблагоприятен, остановки общественного транспорта обрадуются крышей и ограждающими конструкциями. Как правило, ограждающие конструкции выполняются из светопрозрачных материалов, позволяющих ожидающим наблюдать за движением транспорта. По этой же причине ОСТы и ГОСТЫ не рекомендуют устанавливать глухие стенки или рекламу со стороны, откуда едет ОТ.
Экономические соображения при обустройстве мест ожидания общественного транспорта зачастую приводят к тому, что остановки как быстровозводимые объекты недостаточно хорошо закреплены и конструктивно непроработаны, что иногда приводит к тому, что сами по себе остановки не являются безопасными объектами, что конечно же, недопустимо.
Остановки в обязательном порядке оборудуются скамейками, иногда в них предусмотрены те или иные приспособления для временного размещения ручной клади.
Для умных остановок в последнее время кроме типовых решений могут быть добавлены места для инвалидов-колясочников и установленные специальные стоячие сиденья.
5. Дополнительные улучшения для комфортного пребывания
Для «умных остановок» в этом плане характерно наличие дополнительных устройств: порты USB для зарядки мобильных гаджетов, наличие зоны устойчивого приема общедоступного WI-FI.
В целях улучшения безопасности в зонах остановок общественного транспорта оборудует системы видеонаблюдения зон ожидания и посадки.
Дополнительно к существующим штатным указателям маршрутов могут быть добавлены информационные указатели с указанием мест расположения объектов социального значения или иных общественных мест: стоянок такси, кафе, туалетов, аптек и т.д.
В целом можно сказать что за последние 40 лет остановки общественного транспорта претерпели значительные изменения. Это характеризуется не только более комфортной их организацией, но и другими критериями: например применением более современных износостойких материалов, более качественным дизайном и стилем, отвечающим всем современным требованиям.
Источник
В России в 2020 году могут появиться «умные» остановки
МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. «Умные» остановки, которые будут автоматически вызывать автобус, могут появиться в России в пилотном режиме в 2020 году, сообщил ТАСС официальный представитель НТИ «Автонет», пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев.
«Разработка будет автоматически выводить автобус на маршрут, в случае, если на ней соберется от пяти до 10 человек. Такая технологическая новинка создается в рамках платформы «Автодата». В пилотном режиме разработку планируется внедрить в 2020 году, полноценно сервис заработает годом позднее — в 2021 году», — сказал Федосеев, отметив, что создание макета нового сервиса уже началось.
Принцип работы инновационного сервиса следующий: необходимо нажать на специальную кнопку вызова автобуса, установленную на остановке, после чего система проверяет количество пассажиров с помощью с видеодетектора. Если пассажиров более пяти, система автоматически выводит автобус на маршрут.
Сначала эксперимент запустят в Самарской, Волгоградской и Курской областях, следом — в Московской, Тамбовской и Томской областях.
По словам Федосеева, в новом сервисе предусмотрены услуги для пенсионеров и других льготников — для них на автобусной остановке будет установлена кнопка вызова социального такси. «К примеру, если пенсионер не успевает к врачу из-за долгого отсутствия общественного транспорта, то сможет прямо на остановке с помощью кнопки вызвать льготное такси», — пояснил Федосеев.
Также предусмотрена возможность заранее вызвать автобус, если поездку планирует совершить группа из нескольких человек. «Фактически человек сможет заранее информировать автобусного перевозчика о своем намерении поехать завтра в шесть утра. При условии, если количество заявок будет превышать необходимую экономическую норму [ее определят в мэрии города], человек увидит сигнал, что автобус будет готов и точно приедет к назначенному времени», — отметил Федосеев.
«Функционал сервиса еще может измениться. Пока речь идет о внедрении исключительно технологии», — уточнил он.
По данным НТИ «Автонет», за последние три года россияне стали чаще критиковать работу пассажирских компаний из-за опаздывающих автобусов. Согласно опросам, доля недовольных в крупных городах достигла 52%.
НТИ «Автонет»
Национальная технологическая инициатива (НТИ) — государственная программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Программа состоит из нескольких направлений, включая рынок «Автонет», для развития которого создана одноименная рабочая группа. Организация является ведущим участником проекта по созданию телематической платформы «Автодата» по сбору автомобильных данных.
Проект «Автодата» реализуется для формирования уникального в мировом масштабе массива «больших данных» в автомобильной сфере и обеспечения равных конкурентных условий на авторынке и взаимодействия автомобильных платформ с внешней цифровой дорожной инфраструктурой.
Используя этот ресурс, отечественные компании смогут создавать конкурентоспособные на мировом рынке продукты и услуги, приложения для пользователей автомобильного транспорта, для городских операторов интеллектуальных транспортных систем, дорожных служб, страховых, лизинговых и логистических компаний, других пользователей, качество которых будет существенно выше конкурирующих зарубежных решений. Предполагается, что к 2025 году платформа соберет миллионы гигабайт данных.
Источник