Умение учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность

Способы формирования у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность
консультация на тему

Моя деятельность заключается в том, что всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами.Предлагаю свой опыт работы.

Скачать:

Вложение Размер
shmo_kontrol_i_otsenivanie.docx 18.37 КБ
shmo.pptx 413.02 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Соликамска Пермского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Способы формирования у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность

(тезисы выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы)

Выполнила: Якутова В.А.

учитель начальных классов

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников.

Самоконтроль – это способность ребёнка контролировать самого себя (т.е. способность контролировать сделал он то или иное действие)

Самооценка школьника – это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные, т.е это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

Предлагаю вам свой опыт работы:

1 слайд – с 1 –го класса использую кружки трёх цветов: красный (отлично),зелёный(хорошо), синий(есть недочёты).

«+» — дети сами оценивают свои работы:

— можно использовать при проверке любого задания (учащиеся сигнализируют какие у них результаты)

— учащиеся учатся комментировать свои недочёты

(например, выбрал зелёный цвет, потому что допустил ошибку при нахождении периметра треугольника)

— данный вид оценивания можно использовать на любом уроке.

В индивидуальные карточки для контроля вставляю квадратики у каждого задания. Для того, чтобы учащимся было интересно проконтролировать и оценить выполнение своей работы. У каждого задания ребёнок должен закрасить квадратик. Таким образом , ребёнок проконтролирует – все ли задания он выполнил? Как выполнил? Задача учителя — определить критерии оценивания(например, цвет квадратика).

Работаем в тетрадях зелёной пастой при проверке заданий. Ставим «+» или «-».

Учащиеся работают с текстом. При проверке дети оценивают себя с помощью баллов.

Многие дети испытывают затруднения при выполнении какого – либо задания. «Красный плюсик» даёт возможность на помощь со стороны учителя, а ребёнку уверенности, что ему помогут.

«Ладошка» — на которой прописаны критерии оценивания. Учащиеся стараются соблюдать эти правила. Давать оценку другим учащимся при нарушении данных критерий.

«Ленточки»- использую чаще всего в третьей четверти, когда у учащихся понижается чаще всего учебная мотивация. Дети оценивают себя в конце каждого урока(цветовая гамма уточняется и обсуждается совместно с детьми). А в конце дня все ленточки прикрепляются на общее поле. Дети делают вывод, обсуждают полученный результат.

В первом классе дети часто отвечают хором. Для этого мы используем сигнальные карточки, которые сигнализируют о количестве «говорящих».

Данные стрелочки помогают контролировать детей, которые разговаривают на уроках. Учитель, контролируя ход урока, тихо кладёт стрелочку «нарушителю тишины» на стол. Результат – тишина.

Моя деятельность заключается в том, что всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами.

Источник

Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность

Классы: 1 , 2 , 3 , 4

I. Введение

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.

В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

II. Основная часть

1. Понятия «самоконтроля» и «самооценки»

Самоконтроль у школьника — это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.

Самооценка у школьника — это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.

Школьник в 1-м классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.

Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

2. Виды заданий, формирующие навыки самооценки и самоконтроля у учащихся в 1-4 классах.

Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:

1) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный – всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

2) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

3) Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

— Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу;
б) елочку из треугольников;
в) узор из геометрических фигур;
г) композицию (Приложение)
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются.

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.

Игра «Лесенка».

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.

Игра «Число-контролер».

Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10.

Во 2–3 классах ученикам предлагается:

  • сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;
  • корректировать памятки;
  • выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
  • осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
  • составлении проверочных заданий для самоконтроля.
  • предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
  • карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
  • математические диктанты с использованием копирок.

В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.

При поведении творческих самостоятельных работ я использую:

  • мозговая атака; методика “Бортовой журнал”;
  • составление схемы-коллажа;
  • самоконтроль по собственной инициативе.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

III. Заключение

Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I–II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.

Данные подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.

Источник

«Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность».
статья на тему

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

Скачать:

Вложение Размер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe.docx 43.28 КБ
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe.docx 43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»

Выступление на тему:

«Способы формирования у обучающихся

умения самостоятельно контролировать и оценивать

учитель начальных классов

Залыгаева Ольга Михайловна

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников . Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

Самоконтроль у школьника — это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.

Самооценка у школьника — это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.

Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.

Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:

1) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
2) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
3) Зашифрованный рисунок . На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

— сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются.
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра «Лесенка».

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.

3. Игра «Число-контролер».
Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10.

Во 2 – 3 классах ученикам предлагается:

— сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;

— выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

— осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

— составлении проверочных заданий для самоконтроля.

  • предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
  • карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
  • математические диктанты с использованием копирок.

В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.

При поведении творческих самостоятельных работ я использую:

— мозговая атака; методика “Бортовой журнал” ;

-самоконтроль по собственной инициативе.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе .

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.

Данные подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.

Источник

Читайте также:  Как открыть торговлю с казахстаном
Оцените статью