Умение систематизировать свою деятельность

Развиваем умение систематизировать информацию

11.03.2017, 1518 просмотров.

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом, визуальном, наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы, строим свой образ объекта; запоминая, его воображаем, проговариваем, представляем его четырехмерным (как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, использование и т. п.). Мысль человека отделяется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчета, преобразует предмет, от которого отталкивалась. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты.

Мыслительную карту (от англ. Mind Map) — переводится, как карта ума, умственная карта, ментальная карта или интеллект-карта, придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т. Бьюзен в 60—70-х гг. XX в. С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете.

Интеллект-карты — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции педагогов.

Как нарисовать интеллект-карту?

1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему. Например, в конспекте лекции это будет тема лекции.

2. Рисуем «отростки» от центрального понятия — это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее.

3. Детализируем отростки — каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.

4. Наводим красоту: подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета — интуитивно.

Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное — вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.

Метод интеллект-карт даёт для воспитателей огромные возможности в педагогической деятельности:

— задействовать оба полушария головного мозга;

— запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

— создание конспектов занятий, докладов, выступлений;

— разработка проектов, презентаций ;

— осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

— улучшать все виды памяти;

— развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

— обогащать словарный запас;

— управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

— генерация новых идей, творчество;

— коллективное решение сложных задач.

— четкое видение всех «за» и «против»;

— более взвешенное и продуманное решение.

Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Полезные свойства интеллект-карт

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

Читайте также:  Почему нужно заниматься своим делом

1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:

Первое направление — закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.

Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление — развитие связной речи.

Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Интеллект-карта по изученной теме «Домашние животные и их детеныши»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема «Домашние животные и их детеныши».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются картинки, которые относятся к теме.

5. От каждого животного также отводятся ветви такого же цвета, что и

первая ветвь ( заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме).

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений

слова-признаки к каждому фрукту.

7. Дети составляют предложения.

Интеллект-карта по изученной теме «Дикие животные наших лесов»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема « Волк».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются слова-ассоциации по теме.

-место обитания.-семья.-способ добычи пропитания.-опасность.-способ защиты.

5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и

первая ветвь, (заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме)

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому разделу темы.

7. Дети составляют предложения, рассказ.

Дальнейшие карты заполняются аналогично.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект — карт в обучении дошкольников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание дошкольников, а также сделать процессы обучения для любой темы интереснее, занимательнее и плодотворнее.

По уже готовой интеллект – карте, расставив события по порядку, дети составляют рассказ и рассказывают об этих событиях. Выполняя задание, дети,
выделяют главную мысль, пополняют активный и пассивный словарь.
Составляя рассказы по интеллектуальной карте, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Игры с логическими блоками Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение).

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач — это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.

Читайте также:  Всякий свое дела любить

У игр и упражнений есть три варианта сложности.

Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые),

на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме),

третий вариант – классификация блоков по трем свойствам.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5 x 5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

Источник

Как я систематизирую информацию

Один из вопросов, который волнует исследователя, касается систематизации собранных знаний, фактов, данных, мнений, ключевых слов, заглавий, заметок.

Допустим, вы пишете книгу. Первое, с чего вы должны начать, это сбор материалов. После того, как материалы собраны, нужно правильно систематизировать полученные данные и выявить закономерности. После этого составить структуру будущей книги, а также выявить недостающие звенья в логических заключениях и заполнить их.

Конечно, велик соблазн взять ранее изданную книгу по исследуемой теме и скопировать структуру оттуда. Но, поступая таким образом мы не привносим ничего нового, а хочется сделать нечто большее, чем уже известно.

Кстати, говоря, процесс подобный тому, что описываю я, Эдвард Де Боно называет боковым — латеральным. Он утверждает, что открыл новый способ мышления. Конечно, это не так. Латеральное мышление никакой не новый вид мышления, а один из этапов логического мышления, а именно процесс анализа — синтеза.

Как систематизировать информацию

В своей работе по систематизации я использую бумагу и ручку. Я не пользуюсь электронными средствами систематизации — слишком уж много кликов мышкой или нажатий на клавиатуре следует сделать для того, чтобы выполнить определенное действие.

Описание процедуры:

  1. Записываю мысли и ключевые слова в список.
  2. Беру книгу какого-либо гуру по нужной теме и выписываю оттуда ключевые слова, названия глав, термины (составляю тезаурус).
  3. При помощи wordstat.yandex.ru (а можно при помощи программы key-kollector) собираю статистку по выписанным ключевым словам.
  4. Выписываю высокочастотные ключевые слова на листочки.
  5. Сортирую записи и выявляю скрытые закономерности.

До этой простой и очевидной процедуры я шел много лет.

  • Во-первых, обязательно следует мысли записывать на отдельных листочках, чтобы не было пространственной и психологической привязки к сложившейся структуре информационных фреймов.
  • Во-вторых, во время разработки проекта следует исследовать авторитетные источники на предмет поиска ключевых слов.
  • В-третьих, собранные данные нужно мгновенно сворачивать и разворачивать, например, на полу, чтобы иметь как можно более широкий или узкий взгляд на проблему.
  • В-четвертых, идее следует дать отлежаться. Например, я держу на рабочем столе несколько стопок с карточками, чтобы иметь возможность мгновенного доступа к планируемому проекту.

Работа по сбору ключевых слов и понятий — это составление тезауруса разрабатываемой темы

Тезаурус (от греч. θησαυρός — сокровище), в общем смысле — специальная терминология, более строго и предметно — словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации (пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией); в современной лингвистике — особая разновидность словарей, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Тезаурусы являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.

Читайте также:  Перспективы открытия своего дела

Как я шел к описанному выше способу

  1. Делал записи в тетрадь — недостаток такого подхода в том, что очень трудно взглянуть на ситуацию, как бы с альтернативной точки зрения.
  2. Использовал тетрадь на кольцах — недостаток этого метода в том, что на каждую идею (ключевое слово) следует выделять отдельный листок. Слишком много бумажных отходов.

Об использовании тетрадей на кольцах

  1. Я до сих пор практикую конспектирование лекций при помощи тетрадей на кольцах.
  2. Пишу только на одной стороне листка — это позволяет после составления конспекта выложить все листки на пол и охватить одним взглядом все что я законспектировал.
  3. Каждую главу начинаю с нового листка -для того, чтобы было проще сортировать листки конспекта.
  4. Если возникают визуальные образы во время конспектирования, обязательно рисую.

О майндмапах

Когда мы говорим о систематизации знаний, то, как правило, собеседник вспоминает об интеллект-картах.

Диаграмма связей, известная как интеллект-карта, карта мыслей (англ. mind map) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

Майндмапы, на мой взгляд, практически не пригодны для систематизации.

  • Каждый элемент информации требует очень много лишних телодвижений. Слишком долго времени тратится на то, чтобы «отрывать» листки и переносить с одного дерева на другое.
  • Слишком много действий нужно сделать для того, чтобы переходить с позиции «под микроскопом» в позицию «с птичьего полета».
  • При использовании компьютерного ПО очень сложно оформлять документы спонтанными рисунками и особыми значками. То есть при использовании майндмапов полностью выключается позиционная память и позиционное мышление, когда на подсознательном уровне исследователь может быстро найти нужную карточку.

Майндмапы очень хорошо подходят для презентации идей перед аудиторией, но, не для научного поиска.

Сравним ручной и программный способ обработки информации

  • Например, для того чтобы изменить масштаб картинки, в компьютерной программе нужно нажать ctrl + или ctrl -, а при работе с бумагой следует лишь отодвинуть листок подальше от глаз 🙂
  • Для того, чтобы перебросить элемент в дереве знаний, нужно: 1. Создать новое дерево, 2. Вырезать элемент из старого дерева, 3. Перенести элемент. В то же время, если мы работаем вручную, то нам всего лишь, нужно взять карточку рукой и перенести ее в другую стопку.
  • Для того чтобы получить доступ к проекту на компьютере, его нужно открыть. В то же время, если вы работаете вручную, папка с карточками идей может располагаться прямо рядом с клавиатурой — это очень удобно для мгновенного доступа к проекту.

Использование редактора Word для систематизации данных

Первый раз мне об этой возможности подсказал литературный редактор моей книги по программированию. Я удивился, когда он, совершенно не ориентируясь в предмете, быстро нашел дублирующие куски текста.

Оказалось, редактор использовал редакторские стили Word.

Word отлично подходит для систематизации знаний как для небольших, так и больших проектов, особенно, если общая структура документа уже определена.

Систематизация с привлечением помощи друзей

Интернет сервис docs.google.com позволяет легко и просто привлекать к редактированию документа ваших знакомых и друзей. Все, что требуется от исследователя — составить текст-затравку и пригласить к редактированию текста друзей и коллег.

Просите своих друзей, писать записи разными цветами, чтобы было проще разобраться в какофонии мнений.

После того, как каждый из участников дискуссии высказался, подчистите документ и заново переформулируйте его.

Мини-мозговые штурмы можно проводить с использованием электронных журналов и социальных сетей. В этом случае, вы можете оформить статью, как эту и опубликовать ее в разных источниках.

PS: Мне будет интересно познакомиться людьми, которые работают в направлении поиска смыслов. Если у вас есть мысль или вопрос — напишите мне письмо. Я отвечаю на все письма.

Источник

Оцените статью