- Развиваем умение систематизировать информацию
- Как я систематизирую информацию
- Как систематизировать информацию
- Описание процедуры:
- До этой простой и очевидной процедуры я шел много лет.
- Как я шел к описанному выше способу
- Об использовании тетрадей на кольцах
- О майндмапах
- Сравним ручной и программный способ обработки информации
- Использование редактора Word для систематизации данных
- Систематизация с привлечением помощи друзей
Развиваем умение систематизировать информацию
11.03.2017, 1518 просмотров.
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом, визуальном, наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы, строим свой образ объекта; запоминая, его воображаем, проговариваем, представляем его четырехмерным (как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, использование и т. п.). Мысль человека отделяется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчета, преобразует предмет, от которого отталкивалась. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты.
Мыслительную карту (от англ. Mind Map) — переводится, как карта ума, умственная карта, ментальная карта или интеллект-карта, придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т. Бьюзен в 60—70-х гг. XX в. С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете.
Интеллект-карты — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции педагогов.
Как нарисовать интеллект-карту?
1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему. Например, в конспекте лекции это будет тема лекции.
2. Рисуем «отростки» от центрального понятия — это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее.
3. Детализируем отростки — каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.
4. Наводим красоту: подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета — интуитивно.
Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное — вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.
Метод интеллект-карт даёт для воспитателей огромные возможности в педагогической деятельности:
— задействовать оба полушария головного мозга;
— запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
— создание конспектов занятий, докладов, выступлений;
— разработка проектов, презентаций ;
— осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
— улучшать все виды памяти;
— развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
— обогащать словарный запас;
— управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
— генерация новых идей, творчество;
— коллективное решение сложных задач.
— четкое видение всех «за» и «против»;
— более взвешенное и продуманное решение.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Полезные свойства интеллект-карт
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:
Первое направление — закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.
Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление — развитие связной речи.
Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Интеллект-карта по изученной теме «Домашние животные и их детеныши»
1. Лист расположен в горизонтальном направлении.
2. В центре выделена тема «Домашние животные и их детеныши».
3. От центра расходятся цветные линии-мысли.
4. Подбираются картинки, которые относятся к теме.
5. От каждого животного также отводятся ветви такого же цвета, что и
первая ветвь ( заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме).
6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений
слова-признаки к каждому фрукту.
7. Дети составляют предложения.
Интеллект-карта по изученной теме «Дикие животные наших лесов»
1. Лист расположен в горизонтальном направлении.
2. В центре выделена тема « Волк».
3. От центра расходятся цветные линии-мысли.
4. Подбираются слова-ассоциации по теме.
-место обитания.-семья.-способ добычи пропитания.-опасность.-способ защиты.
5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и
первая ветвь, (заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме)
6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому разделу темы.
7. Дети составляют предложения, рассказ.
Дальнейшие карты заполняются аналогично.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект — карт в обучении дошкольников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание дошкольников, а также сделать процессы обучения для любой темы интереснее, занимательнее и плодотворнее.
По уже готовой интеллект – карте, расставив события по порядку, дети составляют рассказ и рассказывают об этих событиях. Выполняя задание, дети,
выделяют главную мысль, пополняют активный и пассивный словарь.
Составляя рассказы по интеллектуальной карте, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Игры с логическими блоками Дьенеша
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение).
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач — это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.
У игр и упражнений есть три варианта сложности.
Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые),
на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме),
третий вариант – классификация блоков по трем свойствам.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5 x 5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.
Источник
Как я систематизирую информацию
Один из вопросов, который волнует исследователя, касается систематизации собранных знаний, фактов, данных, мнений, ключевых слов, заглавий, заметок.
Допустим, вы пишете книгу. Первое, с чего вы должны начать, это сбор материалов. После того, как материалы собраны, нужно правильно систематизировать полученные данные и выявить закономерности. После этого составить структуру будущей книги, а также выявить недостающие звенья в логических заключениях и заполнить их.
Конечно, велик соблазн взять ранее изданную книгу по исследуемой теме и скопировать структуру оттуда. Но, поступая таким образом мы не привносим ничего нового, а хочется сделать нечто большее, чем уже известно.
Кстати, говоря, процесс подобный тому, что описываю я, Эдвард Де Боно называет боковым — латеральным. Он утверждает, что открыл новый способ мышления. Конечно, это не так. Латеральное мышление никакой не новый вид мышления, а один из этапов логического мышления, а именно процесс анализа — синтеза.
Как систематизировать информацию
В своей работе по систематизации я использую бумагу и ручку. Я не пользуюсь электронными средствами систематизации — слишком уж много кликов мышкой или нажатий на клавиатуре следует сделать для того, чтобы выполнить определенное действие.
Описание процедуры:
- Записываю мысли и ключевые слова в список.
- Беру книгу какого-либо гуру по нужной теме и выписываю оттуда ключевые слова, названия глав, термины (составляю тезаурус).
- При помощи wordstat.yandex.ru (а можно при помощи программы key-kollector) собираю статистку по выписанным ключевым словам.
- Выписываю высокочастотные ключевые слова на листочки.
- Сортирую записи и выявляю скрытые закономерности.
До этой простой и очевидной процедуры я шел много лет.
- Во-первых, обязательно следует мысли записывать на отдельных листочках, чтобы не было пространственной и психологической привязки к сложившейся структуре информационных фреймов.
- Во-вторых, во время разработки проекта следует исследовать авторитетные источники на предмет поиска ключевых слов.
- В-третьих, собранные данные нужно мгновенно сворачивать и разворачивать, например, на полу, чтобы иметь как можно более широкий или узкий взгляд на проблему.
- В-четвертых, идее следует дать отлежаться. Например, я держу на рабочем столе несколько стопок с карточками, чтобы иметь возможность мгновенного доступа к планируемому проекту.
Работа по сбору ключевых слов и понятий — это составление тезауруса разрабатываемой темы
Тезаурус (от греч. θησαυρός — сокровище), в общем смысле — специальная терминология, более строго и предметно — словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации (пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией); в современной лингвистике — особая разновидность словарей, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Тезаурусы являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.
Как я шел к описанному выше способу
- Делал записи в тетрадь — недостаток такого подхода в том, что очень трудно взглянуть на ситуацию, как бы с альтернативной точки зрения.
- Использовал тетрадь на кольцах — недостаток этого метода в том, что на каждую идею (ключевое слово) следует выделять отдельный листок. Слишком много бумажных отходов.
Об использовании тетрадей на кольцах
- Я до сих пор практикую конспектирование лекций при помощи тетрадей на кольцах.
- Пишу только на одной стороне листка — это позволяет после составления конспекта выложить все листки на пол и охватить одним взглядом все что я законспектировал.
- Каждую главу начинаю с нового листка -для того, чтобы было проще сортировать листки конспекта.
- Если возникают визуальные образы во время конспектирования, обязательно рисую.
О майндмапах
Когда мы говорим о систематизации знаний, то, как правило, собеседник вспоминает об интеллект-картах.
Диаграмма связей, известная как интеллект-карта, карта мыслей (англ. mind map) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Майндмапы, на мой взгляд, практически не пригодны для систематизации.
- Каждый элемент информации требует очень много лишних телодвижений. Слишком долго времени тратится на то, чтобы «отрывать» листки и переносить с одного дерева на другое.
- Слишком много действий нужно сделать для того, чтобы переходить с позиции «под микроскопом» в позицию «с птичьего полета».
- При использовании компьютерного ПО очень сложно оформлять документы спонтанными рисунками и особыми значками. То есть при использовании майндмапов полностью выключается позиционная память и позиционное мышление, когда на подсознательном уровне исследователь может быстро найти нужную карточку.
Майндмапы очень хорошо подходят для презентации идей перед аудиторией, но, не для научного поиска.
Сравним ручной и программный способ обработки информации
- Например, для того чтобы изменить масштаб картинки, в компьютерной программе нужно нажать ctrl + или ctrl -, а при работе с бумагой следует лишь отодвинуть листок подальше от глаз 🙂
- Для того, чтобы перебросить элемент в дереве знаний, нужно: 1. Создать новое дерево, 2. Вырезать элемент из старого дерева, 3. Перенести элемент. В то же время, если мы работаем вручную, то нам всего лишь, нужно взять карточку рукой и перенести ее в другую стопку.
- Для того чтобы получить доступ к проекту на компьютере, его нужно открыть. В то же время, если вы работаете вручную, папка с карточками идей может располагаться прямо рядом с клавиатурой — это очень удобно для мгновенного доступа к проекту.
Использование редактора Word для систематизации данных
Первый раз мне об этой возможности подсказал литературный редактор моей книги по программированию. Я удивился, когда он, совершенно не ориентируясь в предмете, быстро нашел дублирующие куски текста.
Оказалось, редактор использовал редакторские стили Word.
Word отлично подходит для систематизации знаний как для небольших, так и больших проектов, особенно, если общая структура документа уже определена.
Систематизация с привлечением помощи друзей
Интернет сервис docs.google.com позволяет легко и просто привлекать к редактированию документа ваших знакомых и друзей. Все, что требуется от исследователя — составить текст-затравку и пригласить к редактированию текста друзей и коллег.
Просите своих друзей, писать записи разными цветами, чтобы было проще разобраться в какофонии мнений.
После того, как каждый из участников дискуссии высказался, подчистите документ и заново переформулируйте его.
Мини-мозговые штурмы можно проводить с использованием электронных журналов и социальных сетей. В этом случае, вы можете оформить статью, как эту и опубликовать ее в разных источниках.
PS: Мне будет интересно познакомиться людьми, которые работают в направлении поиска смыслов. Если у вас есть мысль или вопрос — напишите мне письмо. Я отвечаю на все письма.
Источник