- Развитие умения планирования у младших школьников в учебной деятельности
- педагогические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Планирование деятельности в начальных классах
Развитие умения планирования у младших школьников в учебной деятельности
педагогические науки
- Чердынцева Евгения Валерьевна , кандидат наук, доцент, доцент
- Омский государственный педагогический университет
- УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
- УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
Похожие материалы
Для успешной социализации в современном постиндустриальном, высоко динамичном обществе необходимо формирование у молодого поколения умения четко распределять многообразие видов деятельности для выполнения их в течение ограниченного времени, конструировать различные варианты выполнения деятельности и осуществлять выбор оптимального. При этом успешное выполнение личностью деятельности обеспечит высокий уровень развития у неё умения планирования.
Целенаправленное формирование умения у младших школьников планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, развитие умения планирования у обучающихся является необходимым для достижения ими высоких образовательных результатов в учебной деятельности, поскольку оно способствует упорядочиванию и систематизации детьми учебных действий, своевременному прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления[ ].
Проблема формирования умения планирования у младших школьников раскрывается в работах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, В.Х. Магкаева. По мнению А.Г. Асмолова, планирование является универсальным учебным действием обучающегося, обеспечивающим его способность к организации процесса овладения новыми знаниями и способами действий и к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Формирование умения планирования у младших школьников осуществляется поэтапно: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль [1].
В.В. Давыдов рассматривает планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Он отмечает, что успешность осуществления деятельности планирования младшим школьником зависит от количества предусмотренных им пошаговых действий и тщательного сопоставления их между собой Автор указывает, что формирование планирования у младших школьников связано с развитием теоретического мышления[2].
П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что основу умения планирования составляет развитие у обучающегося внутреннего плана действий. Данные исследователи выделяют пять этапов развития внутреннего плана действий у младших школьников. На первом этапе планирование носит внешней характер: дети при помощи педагога озвучивают последовательность своих действий. На втором этапе при составлении плана младшие школьники опираются на поставленную цель и конечный результат, в процессе выполнения действий по реализации плана у них проявляются ошибки и несовпадение с необходимым результатом. На третьем этапе у младших школьников проявляется способность к мысленному формированию плана действий, к представлению промежуточных результатов. Обучающиеся выполняют действие во внутреннем плане, а затем реализовывают его в практической деятельности, регулируют свою деятельность в соответствии с планом. На четвертом этапе при построении плана решения младшие школьники преобразуют практическую задачу в теоретическую. Оценка результата осуществляется на основе рефлексии и логики достижения цели. На пятом этапе у обучающихся проявляется самостоятельность в процессе формирования внутреннего плана действий. Действия во внутреннем и внешнем плане согласованы, последовательны, логичны. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи[4].
В.Х. Магкаев считает, что умение планирования у младших школьников проявляется в способности выстраивать последовательность мысленных действий и реализовать эти действия в практической деятельности. Основу планирования составляют предвидение и преднамеренность. В.X. Магкаевым выявлены четыре типа реализации планирующей функции мышления у младших школьников: манипулятивный тип (отсутствие планирования), пошаговый (определение способа действия на основе анализа выполнения предыдущего действия), ближайшее планирование (представление во внутреннем плане частичного решения задачи), рациональное планирование (выбор во внутреннем плане наиболее оптимального способа решения задачи из нескольких вариантов)[ ].
В работах О.В. Якубенко отмечается, что на формирование умения планирования учебной деятельности у младших школьников оказывает влияние организация сотрудничества обучающихся на уроках. В связи с этим педагогу необходимо создавать оптимальные условия для развития гуманистических межличностных отношений детей, активно применять на уроке технологии группового и коллективного способов обучения[ ]. При этом с целью профилактики агрессивного, конфликтного поведения детей исследователь рекомендует использование средств арт-терапии[ ]. Формирование у младших школьников умения планирования учебной деятельности будет способствовать профилактике их дезадаптации к условиям школьного обучения[ ].
В работах П.И. Фроловой рассматриваются педагогические технологии, способствующие формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе: проблемное обучение, кейс-технология, игровые технологии, технология организации учебного сотрудничества. По мнению исследователя, систематическое использование указанных технологий на уроках в начальной школе обеспечит активное осмысление младшими школьниками структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения[ ].
Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию учителю необходимо использовать метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату.
Формированию умения планирования у обучающихся учебной деятельности способствует также применение педагогом метода анализа деформированного плана решения учебной задачи, в основе которого — обсуждение учителем с младшими школьниками имеющего плана с целью выявления типичных ошибок и нерациональных действий и последующей коррекции[5].
В процессе формирования умения планирования у детей в начальной школе эффективным методом также является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия.
После освоения младшими школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности.
Таким образом, формирование умения планирования у младших школьников необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. При этом необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь.
Список литературы
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. – 257 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 с.
- Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2014. — № 5. — С.17-25.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
- Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 41 с.
- Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.– Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
- Якубенко О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Изд-во Мининского университета, 2016. – С. 292-294.
- Якубенко О.В. Проблемы адаптации обучающихся в условиях модернизации образования// NovaInfo.Ru. 2016. – Т. 2. – № 55. – С. 371-374.
- Якубенко О.В. Технологии развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности// NovaInfo.Ru. 2016. – Т. 4. – № 56. – С. 365-368.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Планирование деятельности в начальных классах
специалист в области арт-терапии
Мельник Людмила Николаевна
Не предлагайте ученикам в готовом виде ту или иную учебную информацию, если они могут путём умственных действий получить или выработать её самостоятельно. Можно их ребёнку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путём собственной деятельности.
Очень часто бывает в нашей практике, что дети совершенно не понимают задания к упражнению по русскому языку или по какому-то другому предмету. А ведь очень важно, чтобы ребёнок правильно понял задание и, причём, смог разобраться в задании самостоятельно. Я учу своих ребят всегда составлять план своих действий. Если ребёнок умеет планировать свои действия, он не будет его выполнять бездумно и обязательно справится с заданием. Сама задание не объясняю. Сначала прошу самостоятельно прочитать задание. Обсудить план действий в парах или в группах. После обсуждения дети озвучивают свой план. Коллективно корректируем его, уточняем. Если дети что — то упустили, предлагаю ещё раз посмотреть задание. Обязательно похвалю того ребёнка, который заметил малейшую деталь в задании ту, что не заметили другие. Если в чём-то возникают вопросы, предлагаю объяснить желающим ребятам. А к классе обязательно такие найдутся. И только потом приступаем к выполнению задания. В ходе систематической работы такого плана сразу видны результаты. Например, уже нет бездумно списанных домашних упражнений.
Научить детей планировать мне помогают такие приёмы как обсуждение готового плана решения учебной задачи, работа с деформированным планом, использование плана с недостающими или избыточными пунктами, составление своего плана решения учебной задачи. Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план из условных обозначений учебника. В ходе деятельности периодически возвращаю детей к плану, чтобы отметить выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Например, в 1 классе на уроке технологии по теме: «Домашние животные» дети обсуждают готовый план изделия «Котёнок» из пластилина.
Для изучения темы: «Деление на двузначное число» в 4 классе я сделала слайд. Объяснение по готовому плану по слайду, где последовательно выплывает каждый пункт, даёт детям возможность увидеть алгоритм выполнения деления и научиться правильной записи.
В 4 классе при изучении темы «Распознавание имён существительных всех трёх типов склонения» дети работают в группах. Каждая группа составляет алгоритм определения склонения имени существительного. Я использую разноуровневые задания. Для группы, в которой ребята имеют более низкий уровень успеваемости предлагаю игру «Лабиринт». Дети, обговаривают выход из лабиринта. (Приём «Использование плана с избыточными пунктами»).
А для группы, в которой дети с высоким уровнем успеваемости предлагаю карточку с заданием:
Определите число, падеж и склонение выделенных имён существительных.
1. Солнце ярко сияло. 2. У окна росла сирень. 3. Девочка читала книгу. 4. Мальчики играли в футбол. 5. На цветке сидела бабочка.
— В каких предложениях вы с заданием справились легко? — В каких затруднялись? Почему? — Подумайте, что нужно сделать с существительными, чтобы определить склонение.
Чтобы определить склонение имёни существительного, нужно: 1. 2. 3.
После этого каждая группа высказывает свою точку зрения. Коллективно корректируем и приходим к единому алгоритму. И только потом предлагаю ребятам открыть учебник и прочитать правило, которое предлагают авторы учебника. Вот здесь и возникает ситуация успеха, что дети сами пришли к такому же выводу как и в учебнике.
На уроке технологии в 4 классе по теме «Малахитовая шкатулка» предлагаю детям деформированный план.
Дети обсуждают в группах и проговаривают последовательность работы по изготовлению шкатулки. Обсудив в группах дети составляют план работы
На уроке русского языка в 3 классе по теме «Правописание суффиксов и приставок» использую план с недостающими пунктами. «Слабые» группы получают карточку №1 или №2, а «сильная» получает карточку №3
Чтобы правильно написать суффиксы –ик/-ек надо:
1. Изменить форму слова
2. Обратить внимание на гласный звук в суффиксе.
3. Если гласный звук сохраняется, то надо писать суффикс –ик.
Чтобы правильно написать суффиксы –ик/-ек надо:
1. Изменить форму слова
2. Обратить внимание на гласный звук в суффиксе.
4. Если гласный звук исчезает, то надо писать суффикс –ек.
Чтобы правильно написать суффиксы –ик/-ек надо:
2. Обратить внимание на гласный звук в суффиксе.
3. Если гласный звук сохраняется, то надо писать суффикс –ик.
4. Если гласный звук исчезает, то надо писать суффикс –ек.
Самостоятельное составление плана практикую в 3-4 классах. Такую работу лучше выполнять в группах.
Я считаю, если ученик планирует свои действия, значит, всё делает осознанно, значит, сможет проконтролировать достижение цели, оценить, выявить причины ошибок и откорректирует их.
Источник