Оценочная деятельность учителя.
статья на тему
Новый образовательный стандарт, новая система оценки образовательных результатов требует от учителя обновления оценочной практики, приведения ее в соответствие современным нормативным требованиям.
Проверка и оценка достижений учащихся является существенной составляющей процесса обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnaya_deyatelnost_uchitelya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочная деятельность учителя.
Новый образовательный стандарт, новая система оценки образовательных результатов требует от учителя обновления оценочной практики, приведения ее в соответствие современным нормативным требованиям.
Проверка и оценка достижений учащихся является существенной составляющей процесса обучения.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы за качество процесса обучения. Но эта система не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному предмету. Она ставит задачу развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления.
(Развитие самоконтроля у учащихся является доминирующей проблемой в разных взглядах на оценочную деятельность учителя)
Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности, что обеспечит формирование его самооценки как универсального учебного действия.
Контроль и оценка имеют несколько функций.
- Социальная – это проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка. В ходе контроля устанавливается соответствие знаний, умений навыков достигнутых учащимися государственным стандартам. Оценка выражает реакцию на это соответствие.
- Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Появляется возможность установить динамику успеваемости, выявить проблемные области в работе. Ученик также может видеть, каковы результаты его работы.
- Воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, ориентируют на самостоятельность.
- Проявление эмоциональной функции заключается в том, что любой вид оценки или отметки создает определенный эмоциональный фон. Оценка может вдохновить, оказать поддержку, но может и записать в разряд «отстающих», усилить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. И задача учителя создавать ситуацию успеха и эмоционального благополучия. Это предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
- Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования учебного процесса.
- Функция управления помогает школьнику анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю помогает выявить проблемы и недостатки в организации педагогического процесса и осуществить его корректировку.
Контроль может быть трех видов.
Текущий контроль – наиболее оперативная, гибкая проверка. Обычно он сопутствует процессу становления умений и навыков. Его основная цель-анализ хода формирования знаний, умений. В данный период школьник имеет право на ошибку, на подробный совместный с учителем учебных действий. Поэтому здесь нецелесообразно спешить применять цифровую оценку – отметку.
Тематический контроль – это проверка усвоения материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
- у ученика есть возможность пересдать, исправить полученную отметку;
- при выставлении окончательной отметки учитель ориентируется не на средний балл, а на итоговую отметку по теме;
- ученик имеет возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток времени. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
На современном этапе развития школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. И оценка должна показать:
- качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта;
- степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, читательской и пр.)
- степень развития основных качеств умственной деятельности;
- уровень развития познавательной активности.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями. Требования к оцениванию вы видите в таблице. Учителя начальной школы, например, учитывают психологическую неготовность ребенка младшего школьного возраста объективно оценивать результат своей деятельности.
Не менее важно требование объективности. Необходимо помнить, что оценивается результат деятельности ученика, а не личное отношение учителя к ученику.
Учителю следует учить школьников самоконтролю. Это не только сравнение с эталоном, но и поиск ошибок, анализ их причин и определение путей их исправления. Это умение анализировать правильность выбора способа учебного действия, средств достижения цели.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) или оценочное суждение.
В начальной школе отсутствует «1» и введена оценка за общее впечатление от письменной работы. Она позволяет не снижать отметку за работу выполненную правильно, но неряшливо. В тетрадь и дневник ставятся две отметки, а в журнал идет одна (за правильность).
Словесная оценка более содержательна, она позволяет дать анализ работы школьника, четко зафиксировать успешные результаты и раскрыть причины неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг.
В целом содержание оценочного акта и механизм его осуществления зависят от установок учителя, от используемой им технологии обучения.
Источник
Умение педагога адекватно оценивать результаты своей деятельности
Автор: Щепова Наталья Николаевна
» учитель МОУ «СОШ № 32» г. Магнитогорска
Самооценка педагога в образовательной среде.
Самооценка педагога в образовательной среде.
Щепова Н.Н. учитель высшей категории
МОУ «СОШ № 32» г. Магнитогорска
Самооценка выступает важным регулятором поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым, она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая себе или отдельным качествам личности.
Самооценка может быть адекватной (мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет) и неадекватной (человек оценивает себя не объективно). В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной(человек недооценивает себя) и завышенной (человек переоценивает себя)
Чрезмерно высокая самооценка влечет за собой свои трудности. У таких педагогов колоссальная самооценка и исключительно высокое самомнение. Вместе с тем они обидчивы и легко выходят из себя, когда их критикуют, даже если критика незначительная!
Низкая профессиональная самооценка педагога — серьезное препятствие к обобщению и представлению педагогического опыта. Она проявляется в неуверенном поведении не только во время публичной презентации во время конкурса, но и в обычной повседневной работе педагога: на уроках, воспитательных мероприятиях, родительских собраниях.
Педагог с низкой самооценкой, испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов, тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической самозащиты. Такая самооценка приводит к деструктивной активности педагога (самоутверждение за счет других и т. п.).
Психологи утверждают, что хуже именно заниженная.
Человек, недооценивающий себя по каким-то параметрам, не будет браться за дело, к которому он вполне способен. А если и возьмется, то предчувствие неудачи, в конце концов, эту неудачу обеспечит
Но заниженная самооценка вредит не только самому субъекту, но и его партнерам. Доказано, что плохое отношение к себе приводит к более негативному восприятию окружающих (коллег, учащихся и др. Другими словами, он думает об окружающих хуже, чем они есть на самом деле, и ждет от них худшего к себе отношения, чем это есть на самом деле.
Низкая самооценка приводит педагога к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса и повышают риск выгорания. Такой педагог часто испытывает сильные неприятные переживания– гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто он использует слова «должен», «обязан». Он всегда пессимистичен и предполагает неудачный исход «»я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня ничего не получится». Его смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.
Причинами низкой самооценки у педагога могут стать:
-постоянное общение с обществом негативно настроенных людей;
-отрицательное отношение к способностям человека, внешнему облику или интеллекту;
-эмоционально-психологические перегрузки педагога
-если действия человека неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями.
— если педагог будет переносить единичную неудачу, произошедшую в конкретный момент, на всю свою жизнь и будет воспринимать ее неудачей всей его жизни.
-сравнение своих недостатков с сильными сторонами других людей и установка личных высоких целей, которых невозможно добиться за короткий промежуток времени, приводят к тому, что у педагога формируется ложное чувство вины. Педагог думает о себе только плохое, а о других — только хорошее.( Источник: https://www.menobr.ru/news/61101-qqq-20-m03-kak-uchitelya-rabotayut-s-uchenikami-s-ovz
Оптимальным вариантом самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует.
При адекватной самооценке мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Позитивно оценивая свои возможности, педагог будет пытаться реализовать себя; начнет принимать на себя больший риск и не бояться отказа; не будет ориентироваться на одобрение других людей; взаимоотношения будут намного полезней как для него, так и для других; будет делать то, что приносит радость и удовлетворение. Особенно важно то, что адекватная профессиональная самооценка педагога способствует и развитию положительной самооценки учащихся
Психологи выделяют два основных фактора формирования самооценки:
первый – общение с окружающими,
второй – собственную деятельность субъекта.
Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет повышение самооценки и профессиональное творческое долголетие.
Рекомендации может иметь следующие пункты:
-активная позиция в профессиональной жизни , реализовать себя как активную личности в активной профессиональной среде;
-готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);
быть автором в своей жизни даже в сложных обстоятельствах;
-делать акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;-способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни; принят себя и действовать в союзе с собой;
-установка на творчество даже в малоподходящих для этого ситуациях;-
Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит «быть на дружеской ноге» со своей работой.
Сегодня, для того чтобы педагоги были способны выполнять полный спектр своих служебных обязанностей, они должны уметь определить собственную потребность:
- в повышении квалификации,
- технических средствах,
- умение и желание исследовать проблемы,
- умение справляться с личностными трудностями,
- определять цели и задачи образования.
Такая подготовка является основной составляющей развития организации и профессионального развития педагога. Самооценка определяет потребность, к самообразованию, профессиональному развитию, а так же формирует запрос на изменения качества и объема получаемой информации, формирование новых профессиональных сообществ, развитие общепринятых ценностей и как следствие развитие среды образовательного учреждения.
тест Самооценка профессиональных качеств педагога
Инструкция. Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется. На бланке поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные вами отметки. Сравните ваши показатели со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале. Количество баллов определяется следующим образом: всегда — 7, очень часто — 6, часто — 5, не часто — 4, иногда — 3, редко — 2, никогда —
- Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших и будущих обстоятельствах.
- В работе опираюсь, главным образом, на собственное мнение и опыт.
- Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
- Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
- Стараюсь четко продумывать свои действия, и как эти действия будут восприниматься детьми.
- Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.
- Считаю все свои действия профессионально оправданными.
- Знаю себя и стремлюсь к самостоятельности в работе.
- Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
- Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру, учение, движение и размышление.
- На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
- С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
- Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
- Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.
В данном тесте адекватная оценка профессиональных качеств педагога соответствует высокому уровню равной 5-7 баллов по каждому утверждению.
Ознакомьтесь с выявленными профессиональными качествами педагога). Определите какое профессиональное качество у вас «западает».
Правила на каждый день для повышения самооценки:
Дневник достижений. Заведите тетрадку и записывайте в нее свои планы и достижения. Можно писать любые, даже самые незначительные факты. Сначала будет трудно привыкнуть. Старайтесь записывать все, что хоть как-то относится к вашим планам и достижениям, не упускайте мелочей.
Выпишите на бумагу все свои положительные качества. Перечитывайте этот список каждый раз, когда только начинает портиться настроение и приходит ощущение себя ничтожным. Любите себя таким, какой вы есть.
Совершайте добрые дела. Помогайте и дарите тепло окружающим вас людям. Это не сложно) И речь здесь не о материальном, а о элементарной физической помощи и моральной поддержке. Если вы будете поддерживать родных, друзей и близких, то ощущение всеохватывающей нужности захлестнет вас. Это способствует улучшению настроения и значительному повышению самооценки.
Займитесь любимым делом. Очень сложно реализовать себя на нелюбимой и ненавистной работе, даже если она высокооплачиваемая.
Двигайтесь в ритм с жизнью. Если вы ведете пассивный образ жизни, много сидите, не выходите гулять, не занимаетесь спортом, то все это приведет к плохим последствиям. Не в моей компетенции перечислять заболевания, которые появляются от пассивного образа жизни. Минимальное зло – неудовлетворительный внешний вид, который доставит много негативных ощущений. А это прямой удар по самооценке.
Успешность воспитания и обучения учащихся напрямую связана с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога. Его самооценка имеет важное значение, поскольку она оказывает существенное влияние на уверенность в себе, личную инициативность, творческую реализацию, способность ставить и достигать цели, адаптироваться к условиям различных социумов, а в целом — на эффективность профессиональной деятельности. Чем лучше чувствуют себя педагоги, тем благоприятней климат в коллективе и тем результативней работа. Все взаимосвязано.
Источник