Умение организовать свою учебную деятельность

Статья «Учебно-организационные умения»
статья по теме

Учение – это деятельность ученика. Правильно организовать эту деятельность на каждом этапе познания – важная задача каждого учителя. Только в деятельности ребенок может самоопределиться, самовыразиться, саморазвиться.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_seminare.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Выступление на школьном семинаре

учитель начальных классов

Третьякова Татьяна Андреевна

2009- 2010 учебный год Учение – это деятельность ученика. Правильно организовать эту деятельность на каждом этапе познания – важная задача каждого учителя. Только в деятельности ребенок может самоопределиться, самовыразиться, саморазвиться.

Учебно-организационные умения – это одна из важных групп в которую входят:

  1. умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания;
  2. умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи;
  3. владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образом, правилом.

Таким образом, учебно-организационные умения включают в себя мотивационную, алгоритмическую и оценочную деятельность на уроке.

Более подробно я решила остановиться на мотивационной деятельности.

Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные. Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то как сказал В.А. Сухомлинский: « Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

При подготовке к уроку учитель стремится, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Если доминируют познавательные мотивы, то учитель, чтобы удовлетворить познавательные потребности школьников, должен как можно чаще вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался. Если доминирует мотив самоопределения ученика, то учитель должен создавать ситуации для его самоопределения, использовать приемы дискуссии, спора, деловые и познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика, его лучшие качества.

Результаты исследования позволили выявить доминирующие мотивы деятельности.

На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность.

На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности , на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний.

На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотивы доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику.

На этапе обобщения и систематизации знаний – атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность.

На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.

«Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи пускающей в ход этот процесс, дающий ему направление, — писал Л.С. Выготский. Важное условие организации учебной деятельности – подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач»

Предлагаю фрагмент урока истории в 4 классе.

В Древней Руси действовал сборник законов, который назывался «Русская правда». В нем, например, говорилось: «Если убьют землевладельца, — то убийце платить за него 80 гривен; а за убийство холопа – 5 гривен; а за княжеского коня – 3 гривны»

— Объясните суть этого закона.

Но , испытав рабство, пережив разные диктаторские режимы, люди многое поняли. Например, что в нормальном человеческом обществе у людей должны быть права.

— Сформулируйте тему нашего урока. Права человека в обществе.

— прочитайте цитату «Каждый человек обязан знать свои права и уметь защищать их, он не должен мириться с нарушением собственных прав и прав других людей»

— Какие возникли вопросы?

(Какие права? Как защищать? От кого защищать? …)

— На эти и другие вопросы мы попробуем сегодня ответить.

Вопрос группам: Какие учебно-организационные умения отрабатывались в данном фрагменте урока?

Группа учебно-организационных умений важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся.

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. К ним, в частности, относятся т умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.).

1. Ж. «Начальная школа» № 5-2001г., с. 109.
2. Ж. «Школа 2100» № 6-2002 г., с. 150.
3. М.М. Безруких , С.П. Ефимов «Знаете ли вы своего ученика» , с. 5.
4. С.В. Кульневич , Т.П. Лакоценина «Современный урок», Москва ч. 1, с. 23.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главной задачей музейной педагогики в школе является включение историко-культурного мирового наследия в образование.

Урок «Развитие умения подбирать слова-названия признаков» представлен в виде технологической карты урока.

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р. В так.

«Развитие коммуникативных способностей и навыков коммуникативного поведения обучающихся, воспитанников с ОВЗв условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Это общеш.

Урок русского языка в 4 классе по программе «Гармония» позволяет создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ.

Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся. программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д .

Статья была написана для выступления на МО учителей начальной школы.

Источник

Педагогические условия формирования умения планировать учебную деятельность
статья на тему

Одной из важнейших характеристик современного общества является усиление роли рационально организованной интеллектуальной деятельности человека в условиях резко возрастающего объема информации.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления поставило перед современной педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией.

Скачать:

Вложение Размер
pedagogicheskie_usloviya.docx 17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21» город Старый Оскол

Педагогические условия формирования умения

планировать учебную деятельность

Одной из важнейших характеристик современного общества является усиление роли рационально организованной интеллектуальной деятельности человека в условиях резко возрастающего объема информации.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления поставило перед современной педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Выполнение социального заказа общества коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным, учебным и демонстрационным оборудованием, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной. Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки подрастающего поколения как активного творческого резерва.

Для освоения увеличивающегося объема знаний от образования требуется смещение приоритетов с «научить» на «научить учиться». Модернизация образования предполагает переход от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования на формирование универсальных умений и навыков. Такие качества личности как ответственность, самостоятельность, способность к рефлексии являются ведущими для выпускника школы. Умеющим учиться можно назвать того, кто способен быть субъектом обучения, т.е. самостоятельно ставить задачу и находить способы ее решения.

Сегодня многими педагогами и психологами предлагаются варианты решений проблемы по формированию готовности школьников к самостоятельному планированию своей учебной деятельности, но до конца эта проблема еще не решена.

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимся.

К организационным умениям относятся:

  1. Умение выделять проблему, уровень овладения знаниями, умениями;
  2. Умение формулировать цели, задачи учебной деятельности;
  3. Умение планировать достижение цели учебной деятельности;
  4. Умение оценивать результаты и ход самостоятельной учебной деятельности;
  5. Умение определять перспективы учебной деятельности (в дидактическом и развивающем аспектах).

Необходимость развития этих умений у современных школьников важна не только для успешного обучения, но и для дальнейшей деятельности (студенческой, профессиональной), поэтому педагогами ведется целенаправленная работа по формированию этих умений. Формирование данных умений проходит в три этапа: под руководством учителя, частично самостоятельно и самостоятельно.

Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обусловливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы, что не может не сказываться на формировании умений планировать собственную интеллектуальную, творческую и социальную деятельность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В современном обществе происходят процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий. Это требует повышенной.

—Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования, затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки. Для учите.

Педагогический проект «Формирование познавательных и учебно-информационных умений на уроках математики в условиях внедрения ФГОС в практику школы».

В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у.

Начальный этап исследовательской работы.

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемного обу.

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География.

Источник

Приемы организации учебной деятельности обучающихся
методическая разработка на тему

Скачать:

Вложение Размер
priyomy_organizatsii_uchebnoy_deyatelnosti_obuchayushchikhsya.docx 25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Челябинский дорожно — строительный техникум»

«Приёмы организации учебной деятельности обучающихся»

Методические рекомендации для преподавателей

Выполнила: Короткова Наталья Николаевна

Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет, что образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Обучение представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков, ведущий к его образованию и развитию.

Общеизвестно, что человек формируется и проявляется в деятельности.

Деятельность можно определить как процесс активности человека, связанной с его взаимодействием с окружающей действительностью и направленностью на определенный предмет деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество видов деятельности: читает книги, решает научные проблемы (познавательная деятельность), умственным и физическим трудом (трудовая деятельность), обучается в школе (учебная деятельность) и др. Каждая деятельность занимает в жизни разное положение, в определенные периоды одна из них бывает ведущей, доминирующей. Для ученика ведущей является учебная деятельность.

Под учебной деятельностью психологи понимают деятельность обучающихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приёмов решении связанных с ним задач и следовательно, на развитии обучающихся и формирование их личности.

Концепция учебной деятельности В.В.Давыдова — в процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

С точки зрения деятельностного подхода к обучению, обучающихся надо вооружать системой общих и специальных приёмов деятельности. Владение основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться.

В психолого-педагогических исследованиях показано, что один из эффективных путей обучения обучающихся деятельности в учебном процессе – формирование приёмов учебной деятельности.

Приём деятельности — наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности (по Е. Н. Кабановой — Меллер).

Приёмы учебной деятельности (по О.Б. Епишевой):

1) общеучебные приёмы — приёмы учебной деятельности, не зависящие от специфики изучаемого материала;

2) общие приёмы учебной деятельности обучающихся;

3) специальные приёмы учебной деятельности обучающихся — приёмы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач;

4) частные приёмы учебной деятельности обучающихся —

специальные приёмы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса;

5) обобщенные приёмы учебной деятельности обучающихся

— приёмы полученные на основе анализа частных приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных (частных) задач (по Е.Н.Кабановой).

Рассмотрим общеучебные приёмы учебной деятельности :

Работа с учебником

1. Найти задание по оглавлению.

2. Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чём пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?).

3. Прочитать содержание пункта (параграфа).

4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, и преподавателя).

5. Задать по ходу чтения вопросы (например: О чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?) и ответить на них.

6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.

7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).

8. Изучить определения понятий.

9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, формулы).

10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).

11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.

12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).

13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т.п., используя свои обозначения.

14. Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, специальные приёмы).

15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.

16. Придумать и задать себе такие вопросы в тексте.

17. Если не всё понятно, отметить неясное и обратиться к преподавателю.

Выполнение письменной работы

1. Прочитать задания для письменной работы, понять их

2. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.

3. Продумать, какие приёмы их выполнения следует использовать (вспомни правила).

4. Выполнить задание.

5. Проверить тем или иным способом правильность выполнения задания.

Усвоение и запоминание определения понятия

1. Запомнить общую структуру определения понятия.

2. Выделить составные части этой структуры в определении, которое нужно запомнить.

3. Уяснить и запомнить отдельные составляющие части определения.

4. Запомнить определение целиком.

5. Проверить, правильно ли назван термин (определяемое понятие), указаны связи между признаками понятия, сформулировано и построено предложение в целом.

Составление плана устного ответа

1. Выделить понятия, которым нужно дать определение.

2. Выделить их свойства (теоремы, правила, формулы), которые нужно сформулировать (доказать, обосновать).

3. Выделить понятия и свойства из ранее изученных, на которые нужно ссылаться при ответе (доказательстве, обосновании).

4. Составить план обоснования (доказательства).

5. Продумать записи на доске во время ответа.

6. Показать, где и как применяется изученный материал.

7. Сделать вывод.

Участие в дискуссии (обсуждении)

1. Выяснить предмет дискуссии (обсуждения).

2. Чётко сформулировать свою точку зрения.

3. Доказывать своё мнение двумя способами – проводить убедительные доводы и опровергать доводы противоположной стороны.

4. Вести спор не для того, чтобы победить, а для того чтобы установить истину.

Групповая работа на уроке

1. Получить задание.

2. Распределить, какую часть задания и в какой последовательности будут выполнять члены вашей группы.

3. Выполнить задание по составленному плану.

4. Проверить друг у друга в определенном порядке правильность выполнения задания.

5. Свериться с ответами у преподавателя, у консультанта.

6. Устно разобрать ошибки.

7. Выполнить работу над ошибками в тетрадях, при необходимости консультируясь друг с другом или с преподавателем.

8. Ещё раз проверить правильность выполнения задания и оценить свою работу.

9. Представить результаты работы группы в заданном виде.

Выполнение домашней работы

1. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.

2. Прочитать и усвоить материал учебника.

3. Выполнить письменные задания.

4. Составить план устного ответа.

Усвоение и запоминание теоремы

1. Прочитать формулировку теоремы, понять её смысл, используя имеющуюся иллюстрацию.

2. Выучить формулировку теоремы.

3. Прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу.

4. Воспроизвести доказательство устно или письменно.

5. Сделать другой чертёж и краткую запись доказательства.

6. Доказать теорему самостоятельно с помощью своего чертежа.

Подготовка доклада (реферата)

1. Продумать тему своей работы, в общих чертах определить её содержание, составить предварительный план.

2. Составить список литературы, которую следует прочитать.

3. Читая литературу, отмечать и выписывать все, что должно быть включено в работу.

4. Разработать подробный окончательный план, возле всех его пунктов сделать ссылки на литературу.

5. Во вступлении к работе раскрыть значение темы.

6. Последовательно раскрывать все пункты плана, обосновывая основные положения и иллюстрируя их конкретными примерами.

7. Постарайтесь отразить свое личное отношение к теме.

8. Сделать вывод в конце работы.

9. Прочитать всю работу, устранить все замеченные недостатки.

По мнению О.Б. Епишевой, формирование приёмов учебной деятельности следует начинать одновременно с общеучебных и частных. Общеучебные приёмы составляют основу организации всей учебной деятельности обучающихся, «учат учиться» независимо от содержания предмета. Важным условием усвоения приёмов учебной деятельности обучающимися является возможность обращаться к составу приёма в любое нужное время. В своей работе я использую уголок для обучающихся «Учись учиться», где представлены общие приёмы учебной деятельности. При работе на уроке необходимо использовать эти знания. Размещение методических рекомендаций на сайт учебного заведения тоже даёт возможность обучающимся использовать их во внеаудиторной работе.

Итак, при обучении приёмам учебной деятельности обучающиеся имеют четкий план действий, что дает возможность самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания. Состав основных приёмов учебной деятельности должен быть представлен в средствах обучения для обучающихся, методических пособиях для преподавателя, постоянно применяться в учебном процессе для эффективности образовательного процесса.

Список использованной литературы :

  1. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода / О. Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
  2. Кабанова – Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова– Меллер . – М. : Просвещение,1968. – 287 с.
  3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

Источник

Читайте также:  Идеи для бизнеса интроверт
Оцените статью