Угроза от иностранных инвестиций

Содержание
  1. 6.2. Преимущества и угрозы привлечения иностранных инвестиций
  2. Влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России
  3. Инвесторы на мировых инвестиционных рынках. Инвестиционное воздействие как инструмент реализации экономических и геополитических интересов развитых государств. Схема воздействия капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны.
  4. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  5. Иностранные инвестиции воздействуют на экономику страны, изменяя ее в соответствии с целями иностранного инвестора, отвечающим национальным интересам страны-получателя или же противоречащим им.
  6. Кроме того, иностранные инвестиции, прямо или косвенно управляются из-за рубежа. Это управление включает, как минимум, экономический и правовой режимы страны-инвестора, регламентирующие отток капитала через инвестиции в зарубежные страны. Помимо такого управления, в настоящий период мы наблюдаем все более тщательно выверенные инвестиционные стратегии, направленные за рубеж, реализуемые развитыми государствами и международными организациями.
  7. Главными инвесторами на мировых инвестиционных рынках по-прежнему остаются ведущие западные страны — США, Германия, Великобритания, Япония и Франция, обеспечивающие около 73 % общего объема прямых иностранных инвестиций. Поэтому именно эти страны, наряду с международными финансовыми институтами, где они опять-таки имеют преобладающее влияние, а также транснациональными корпорациями, формируют приоритеты развития мирового инвестиционного пространства и основные потоки инвестиций.
  8. Инвестиции закладывают экономический каркас мировой хозяйственной системы, так как именно они определяют складывающуюся мировую производственную, а также во многом финансовую и торговую структуру как мировой экономики, так и национальных экономик стран, интегрированных в мировое хозяйство.
  9. Реализуемые западными государствами внешнеэкономические инвестиционные стратегии, по сути дела формируют новый мировой инвестиционный порядок, который сначала закладывает основы, а со временем начинает управлять складывающейся системой экономических приоритетов развития мирового сообщества, а также определяет место и роль в нем отдельных государств.
  10. Таким образом, инвестиционное воздействие стало все более эффективным инструментом реализации экономических и геополитических интересов развитых государств. По сути дела, зарубежные инвестиции оказывают такое же воздействие на экономику стран, как конкретные военные или иные операции. Только теперь борьба идёт не за контроль над территориями, а за контроль над транснациональными потоками — финансовыми, информационными, интеллектуальными.
  11. Особенно большое значение инвестиционные стратегии имеют в отношении к странам, активно осуществляющим экономические реформы и в первую очередь приватизацию, что происходит при остром инвестиционном недостатке и тяжелом финансовом положении местных предприятий. Это позволяет западным инвесторам не только установить достаточно жесткий контроль над складывающимися инвестиционными рынками для «снятия сливок с инвестиционных операций», но и формировать направления инвестиционного развития важнейших предприятий и отраслей национальных экономик.
  12. Существует следующая схема воздействия капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны. Первоначальное направление инвестиций — это интересующее предприятие (группа предприятий), которое необходимо поставить под контроль. В случае невозможности осуществления через инвестиционные вложения прямого контроля над этим предприятием инвестиции вкладываются в предприятия — смежники или предприятия инфраструктуры, обслуживающей деятельность интересующего предприятия. В этом случае достигается косвенный, опосредованный контроль, заставляющий предприятие при внешней самостоятельности вести нужную зарубежным инвесторам производственную и торговую политику.
  13. Рациональная инвестиционная стратегия развитых западных государств приводит к тому, что значительная часть не только прироста, но и необходимого продукта инвестируемых стран вывозится за рубеж или снова инвестируется внутри страны, укрепляя влияние зарубежных инвесторов.
  14. За прошедшие с начала реформ годы достичь приемлемого баланса между интересами российской экономики и иностранными инвесторами так и не удалось. Спекулятивные интересы для большинства иностранных инвесторов пока остаются доминирующими. Деньги вкладываются только ради получения прибыли, причем, в связи с повышенным риском, эта прибыль должна быть существенно выше, чем в других странах. Россия как объект вложения капитала выгодна тем, что развивается по своим законам, во многом независимо от других стран.
  15. В то же время ряд отраслей, ранее считавшихся наиболее важными, сейчас постепенно утрачивает свое первостепенное значение для национальных экономик развитых стран и поэтому переносится в менее развитые страны для организации производства в обычном режиме. Именно этим переносом утрачивающих свое первостепенное значение отраслей и объясняется значительная часть иностранных инвестиций, направленных в российское производство и науку.
  16. Литература
  17. 2. Дмитриади Г.Г. Безопасность России и ее экономическая политика. М.: Изд. ЛЕНАНД, 2005;
  18. 3. Филин С.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. М.: Изд. Альфа-Пресс, 2006;
  19. 4. Петренко С.А., Курбатов В.А. Политики информационной безопасности. М.: Изд. Феникс, 2006
Читайте также:  Майнинг ферма еще актуально

6.2. Преимущества и угрозы привлечения иностранных инвестиций

90% прямых иностранных инвестиций в мировой экономике осуществляется через транснациональные корпорации (ТНК). Суммарные зарубежные инвестиции ТНК в наше время играют более существенную роль, чем торговля. Формами вывоза капитала являются прямые и портфельные инвестиции, а также займы и кредиты. Наиболее существенными являются прямые инвестиции, которые превысили в середине 90-х годов 3 триллиона долларов США. Причиной зарубежного инвестирования часто становится интерес к природным ресурсам стран, принимающих капитал с целью обеспечить гарантированное снабжение своих предприятий сырьем. За счет зарубежных инвестиций США, например, получают все импортируемые фосфаты, медь, олово, 75% марганцевой и железной руды; Япония — 40% бокситов, 50% никеля, 60% медной руды [9].

В украинских регионах значительное внимание в организации инвестиционного процесса уделяется привлечению иностранных инвестиций. Среди многочисленных факторов, определяющих закономерности иностранного инвестирования — социально-культурная среда соответствующей территории, которое является весомой предпосылкой международных экономических связей, в том числе — реализации инвестиционных проектов. Поскольку мировоззрение значительной части населения был сформирован в период плановой экономической системы и декларируемой общенародной собственности на средства производства, восприятие рядовым украинцем представителя крупного бизнеса является неоднозначным. Более того, опыт иностранного инвестирования в новейшей экономической истории Украины, к сожалению, имеет много негативных примеров сотрудничества с иностранными инвесторами. Угрозы, что в общественном сознании связаны с ростом присутствия иностранного бизнеса, в первую очередь транснационального капитала, в Украине вполне логичны и имеют место в других странах мира. Так, в числе наибольших опасностей — угроза национальному товаропроизводителю. Учитывая низкую конкурентоспособность большинства украинских сфер экономической деятельности, вхождение на отраслевые рынки мощных иностранных конкурентов действительно составляет угрозу вытеснения местного товаропроизводителя. Тем самым становится реальностью неуправляемая изменение отраслевой структуры производства, вплоть до полного перепрофилирования или закрытия предприятий с преобладающим участием иностранного капитала. Указанные опасности усиливаются сокращением занятости и усилением социальной напряженности городов и регионов.

Обобщение мирового опыта сотрудничества с транснациональным капиталом позволяет выделить факторы влияния на страну-получателя прямых иностранных инвестиций [5, с. 122]:

Факторы положительного влияния:

  • положительный демонстрационный эффект;
  • мультипликационный эффект в экономике города или региона и увеличение созданного национального продукта;
  • льготы местным поставщикам и техническая помощь для соблюдения собственных технических требований;
  • конкуренция для местных товаропроизводителей, что приводит к усовершенствованию производства последних;
  • программы повышения квалификации работников, что приводит к совершенствованию качества предложения на рынке труда;
  • бюджетные поступления.

Факторы негативного влияния:

  • ослабление конкурентных позиций местных товаропроизводителей;
  • структурная безработица через конкуренцию с предприятием с иностранными инвестициями;
  • зависимость от иностранных инвесторов;
  • репатриация прибылей;
  • ухудшение экологической ситуации;
  • усиление монополистических тенденций на рынках;
  • конфликт интересов страны-получателя и иностранных инвесторов;
  • содействие перемещению ресурсов за границу;
  • углубление социальной дифференциации.

Таким образом, опасность прямых иностранных инвестиций должна быть полностью подконтрольной субъектам государственной экономической политики на всех этапах привлечения иностранного капитала — от вопросов распределения собственности в антимонопольной коррекции. Меры тактического влияния, как-вот протекционизм експорто-ориентированных отраслей, не дают необходимого результата в долгосрочном периоде и делают указанные рынки еще более уязвимыми от внешнеэкономической конъюнктуры.

Избежание указанных и других возможных опасностей лежит в плоскости защиты национальных интересов цивилизованными методами, средствами рыночного контроля и нормативно-правовыми рычагами регулирования. Это означает, что реализация определенного инвестиционного проекта должна базироваться, прежде всего, на соблюдении норм украинского и международного законодательства, содержать полный перечень необходимых правовых процедур. Все стороны инвестиционного процесса должны выполнять взятые на себя обязательства и нести ответственность за их невыполнение.

Читайте также:  Место для фермы майнинг

Источник

Влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России

Инвесторы на мировых инвестиционных рынках. Инвестиционное воздействие как инструмент реализации экономических и геополитических интересов развитых государств. Схема воздействия капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 22.03.2018
Размер файла 17,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России

соискатель Московского Экономико-лингвистического Института,

главный государственный таможенный инспектор «Домодедово«.

Иностранные инвестиции воздействуют на экономику страны, изменяя ее в соответствии с целями иностранного инвестора, отвечающим национальным интересам страны-получателя или же противоречащим им.


Кроме того, иностранные инвестиции, прямо или косвенно управляются из-за рубежа. Это управление включает, как минимум, экономический и правовой режимы страны-инвестора, регламентирующие отток капитала через инвестиции в зарубежные страны. Помимо такого управления, в настоящий период мы наблюдаем все более тщательно выверенные инвестиционные стратегии, направленные за рубеж, реализуемые развитыми государствами и международными организациями.


Главными инвесторами на мировых инвестиционных рынках по-прежнему остаются ведущие западные страны — США, Германия, Великобритания, Япония и Франция, обеспечивающие около 73 % общего объема прямых иностранных инвестиций. Поэтому именно эти страны, наряду с международными финансовыми институтами, где они опять-таки имеют преобладающее влияние, а также транснациональными корпорациями, формируют приоритеты развития мирового инвестиционного пространства и основные потоки инвестиций.


Инвестиции закладывают экономический каркас мировой хозяйственной системы, так как именно они определяют складывающуюся мировую производственную, а также во многом финансовую и торговую структуру как мировой экономики, так и национальных экономик стран, интегрированных в мировое хозяйство.


Реализуемые западными государствами внешнеэкономические инвестиционные стратегии, по сути дела формируют новый мировой инвестиционный порядок, который сначала закладывает основы, а со временем начинает управлять складывающейся системой экономических приоритетов развития мирового сообщества, а также определяет место и роль в нем отдельных государств.


Таким образом, инвестиционное воздействие стало все более эффективным инструментом реализации экономических и геополитических интересов развитых государств. По сути дела, зарубежные инвестиции оказывают такое же воздействие на экономику стран, как конкретные военные или иные операции. Только теперь борьба идёт не за контроль над территориями, а за контроль над транснациональными потоками — финансовыми, информационными, интеллектуальными.


Особенно большое значение инвестиционные стратегии имеют в отношении к странам, активно осуществляющим экономические реформы и в первую очередь приватизацию, что происходит при остром инвестиционном недостатке и тяжелом финансовом положении местных предприятий. Это позволяет западным инвесторам не только установить достаточно жесткий контроль над складывающимися инвестиционными рынками для «снятия сливок с инвестиционных операций», но и формировать направления инвестиционного развития важнейших предприятий и отраслей национальных экономик.


Существует следующая схема воздействия капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны. Первоначальное направление инвестиций — это интересующее предприятие (группа предприятий), которое необходимо поставить под контроль. В случае невозможности осуществления через инвестиционные вложения прямого контроля над этим предприятием инвестиции вкладываются в предприятия — смежники или предприятия инфраструктуры, обслуживающей деятельность интересующего предприятия. В этом случае достигается косвенный, опосредованный контроль, заставляющий предприятие при внешней самостоятельности вести нужную зарубежным инвесторам производственную и торговую политику.


Рациональная инвестиционная стратегия развитых западных государств приводит к тому, что значительная часть не только прироста, но и необходимого продукта инвестируемых стран вывозится за рубеж или снова инвестируется внутри страны, укрепляя влияние зарубежных инвесторов.


За прошедшие с начала реформ годы достичь приемлемого баланса между интересами российской экономики и иностранными инвесторами так и не удалось. Спекулятивные интересы для большинства иностранных инвесторов пока остаются доминирующими. Деньги вкладываются только ради получения прибыли, причем, в связи с повышенным риском, эта прибыль должна быть существенно выше, чем в других странах. Россия как объект вложения капитала выгодна тем, что развивается по своим законам, во многом независимо от других стран.


В то же время ряд отраслей, ранее считавшихся наиболее важными, сейчас постепенно утрачивает свое первостепенное значение для национальных экономик развитых стран и поэтому переносится в менее развитые страны для организации производства в обычном режиме. Именно этим переносом утрачивающих свое первостепенное значение отраслей и объясняется значительная часть иностранных инвестиций, направленных в российское производство и науку.

иностранная инвестиция национальная безопасность

Читайте также:  Rtx 2060 twin x2 майнинг

При этом никто не собирается инвестировать во внедрение в России действительно прогрессивных технологий, а только тех, которые обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват российских рынков и гарантируют отсутствие создания в будущем полноценных российских конкурентов.

Интересно, что отдельный, в особенности небольшой, иностранный инвестор иногда еще способен инвестировать средства на цели создания в России конкурентоспособного с западным производства. Деятельность же крупных зарубежных коммерческих корпораций как национальных, так и транснациональных, такова, что их политика в целом по отношению к России реализована и реализуется только в русле общей западной линии на удерживание России в ее отстающем экономическом положении, в особенности как сырьевого придатка Запада.

Понимая важность высокотехнологичных производств и наукоемких технологий, развитие этих отраслей в России искусственно ограничивается целевой направленностью экономической (кредитной) помощи Запада и системой приоритетов в деятельности российского правительства. России навязываются приоритеты развития добывающих отраслей (в первую очередь топливно-энергетического комплекса), а также обрабатывающих, но опять-таки низкотехнологичного, сырьевого направления, часто экологически вредного. При этом сырьевая продукция продается на Запад по низким ценам, а западное оборудование и технологии поставляются в Россию по высоким ценам.

Эти процессы обусловливают сочетание совместного и сепаратного контроля Запада по отношению к российской экономике. Сепаратный контроль реализуется в виде отстаивания фирменных (корпоративных) интересов конкретных конкурирующих между собой корпораций. Совместный контроль реализуется в виде общего противостояния и сдерживания развития отраслей российского производства и, в особенности, в области производства конкурентоспособной западной или важной для национальных интересов научной и промышленной продукции.

За счет направленных иностранных капиталовложений намеренно деформируется структура экономики, навязываются неблагоприятные приоритеты экономического развития предприятий. Это в конечном итоге принудительно выводит российские предприятия за пределы зоны нормальной управляемости со стороны федеральных и региональных органов управления.

Все эти тенденции и факторы создают серьезную угрозу национальным интересам России и инвестиционной безопасности как подсистеме национальной безопасности на федеральном и региональном уровнях.

Для эффективного решения задач обеспечения инвестиционной безопасности необходимо постоянно осуществлять: — сбор, обработку и анализ информации, необходимой для оценки экономической деятельности и развития экономики под влиянием иностранных инвестиций; — изучение конкретных иностранных фирм и компаний, желающих инвестировать средства в экономику, а также их партнеров и контрагентов, которые будут принимать участие в осуществлении инвестиционных проектов; — выявление различных проявлений негативного влияния иностранных инвестиций на разные стороны деятельности и развития экономики, соответствия их российским федеральным и региональным интересам; — принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций; — формирование среди всех субъектов экономики и инфраструктуры отношения к иностранным инвестициям, исключающего содействие иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений в ущерб российским интересам; — контроль за исполнением принятых решений и мероприятий, направленных на предотвращение или нейтрализацию негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций.

Решив задачи инвестиционной безопасности можно добиться защиты законных прав и интересов российских предприятий, что благоприятно скажется на экономике страны и, как следствие, укрепит национальную безопасность.

Литература


2. Дмитриади Г.Г. Безопасность России и ее экономическая политика. М.: Изд. ЛЕНАНД, 2005;


3. Филин С.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. М.: Изд. Альфа-Пресс, 2006;


4. Петренко С.А., Курбатов В.А. Политики информационной безопасности. М.: Изд. Феникс, 2006

Источник

Оцените статью