Исследовательская деятельность учителя.
методическая разработка на тему
Потенциалы и ресурсы развития научно-методической деятельности в школе связаны с развитием таких её сторон как: систематизация научно-методической работы, организационная и содержательная поддержка самообразовательной работы педагогов в овладении системой научно-методической деятельности, увеличение количества учителей, занятых педагогическим исследованием, расширением предметного пространства научно-методической работы за счёт осуществления интеграции знаний различных наук в единые проблемные исследования, привлечение большого числа учащихся к проведжению научно-исследовательской работы не только в рамках изучения школьных предметов, но и в осуществлении оригинальных исследований, стимулирование участия учеников в исследовательской деятельности, максимальное использование потенциала работников высшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учителей и учащихся
Учитель начальных классов
Отличительной чертой исследовательского процесса является активная позиция его участников на всех этапах работы. В образовательном процессе его участники работают с информацией и их действия заключаются в простой трансляции знаний, тем не менее в урочной и внеурочной практике присутствуют элементы, либо моделирующие исследовательскую деятельность, либо действительно имеющие своей целью получение новой информации. В процессе исследовательской деятельности возникает специализация – прообраз будущей профориентации, работа в исследовательских проектах усиливает мотивацию учащихся. Овладение азами исследовательской деятельности позволяет учащимся и учителям увереннее ориентироваться в возрастающем потоке информации. Трансформация любого учебного материала в объект научного исследования позволяет усилить мотивационные моменты образовательного процесса, повышает эффективность усвоения знания. Целостная система внедрения исследовательской деятельности в урочные и внеурочные компоненты образовательного процесса способствует развитию мыслительных способностей, приводит к усилению образовательных потребностей и наоборот. На протяжении нескольких лет коллектив школы работает над проектом «Исследовательская деятельность в образовательном учреждении», который является социально – педагогическим, ориентированным на создание педагогической социокультурной среды, способствующей формированию социально – активных личностей учителя и ученика, а также других участников образовательного процесса.
В процессе реализации проекта предполагается ориентация на развитие и саморазвитие личности учителя, способного к реализации в педагогической деятельности, при одновременном создании условий для развития личности учащегося. Принципиальным положением реализуемого проекта является формирование исследовательской культуры как цели и желаемого результата качества образования. Задачами проекта являются: создание необходимых условий для формирования исследовательской культуры учителя и ученика, разработка и описание модели исследовательской деятельности в образовательном учреждении, создание сообщества людей, заинтересованных в развитии исследовательской культуры как фактора развития образовательного учреждения в целом.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы развить способности всех его представителей. Для этой цели в школе существует научное общество школьников «Поиск» в рамках подпроекта «Исследовательская деятельность учащихся. Главная задача этого общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. НОШ «Поиск» предполагает выход учащихся на овладение следующими умениями и навыками: умение самостоятельно ставить, структурировать, моделировать проблему, овладение методами исследования. В основе исследования должна лежит проблема, в ходе решения которой будет получен конкретный результат.
Для того, чтобы обеспечить стабильную культурную преемственность подрастающее поколение должно оценивать достижения и достоинства исторического наследия. Немалое значение для осуществления этих намерений имеет подготовка учащихся к исследовательской деятельности и использование ее в учебное и внеурочное время как основы для их развития. Главная трудность состоит в выборе адекватной структуры, которая позволяет, не нарушая целостности учебного процесса включить в нее иные практические и научно-исследовательские элементы, обеспечивающие становление мировоззрения человека гражданского общества.
Подпроект «Исследовательская деятельность учителя» — представляет собой ряд направлений деятельности, связанных с проблемой по взаимодействию с высшей школой, научно – методическому обеспечению образовательного процесса, а также трансформацией полученных наработок в практику работы других образовательных структур. Исследовательская деятельность является неотъемлемой частью учебной работы (учитель живет до тех пор пока он учится; только тот имеет право учить, кто сам учится). Исследовательской деятельностью с высоким уровнем эффективности занята группа учителей школы. Результатом их работы стали программы элективных курсов для учителей района по физике, информатике и обслуживающему труду, элективные курсы для учащихся образовательные программы дополнительного образования. Достижения педагогов в области научно – методического исследования отражены в их публикациях.
При высоком уровне кадрового и методического обеспечения школы имеется необходимость вовлечения большого количества учителей в системную исследовательскую работу по совершенствованию содержания и методики преподавания предмета. Параллельно с работой по совершенствованию содержания и форм может успешно проводится психологическое обеспечение интенсификации интеллектуального труда учителя и учащихся в виде обучающих семинаров. Научно-методическая работа может рассматриваться как норма профессиональной активности учителя образовательного учреждения, деятельность которого направлена на подготовку учащихся к успешному освоению вузовского содержания образования.
В рамках эксперимента «Национально-культурное взаимодействие в сфере образования на постсоветском пространстве (на примере сотрудничества школ Санкт-Петербурга и Белоруссии)» работает временная творческая группа учителей-исследователей (ВТГ), которая является добровольным объединением учителей. В основе деятельности ВТГ заложена потребность в исследовательской деятельности, наличие темы исследования, которая интересна группе педагогов, совпадение исследовательских интересов и способности к совместному действию.
Целями ВТГ являются: формирование целостного восприятия окружающего мира у школьников на основе изучения национальных культур, развитие социальной активности, ответственности и патриотизма у учащихся, родителей, педагогов, получение надпредметных знаний и развитие эффективных способов деятельности среди учащихся, родителей, педагогов, разработка и реализация совместной образовательной программы школ-патнёров. Содержательным аспектом деятельности ВТГ являются: глубокое понимание учителями исследуемой проблемы, трансляция накопленного опыта коллегам, повышение качества профессионального мастерства педагогов по исследуемой проблеме, углубление теоретической компетентности педагогов. Ожидаемыми результатами деятельности ВТГ будут: презентация результатов исследования по изученной проблеме, вооружение учителей теоретическими знаниями по теме исследования, разработка пакета документов для коллег по теме исследования (памятки, рекомендации, дидактический материал, библиография по проблеме исследования, образовательные программы), обобщение опыта учителей-исследователей, проведение теоретических семинаров и конференций по проблеме исследования, создание презентаций по теме исследования и проведение авторских мастерских, проведение авторских курсов по теме исследования. Роль заместителя директора в деятельности ВТГ заключается в поиске компетентных научных консультантов по проблеме исследования, необходимой научной литературы по проблеме исследования, помощь в оформлении полученных исследовательских материалов, промежуточное консультирование.
Образовательная среда школы характеризуется высокой степенью ориентации на интеллектуальное развитие учащихся при сохранении гуманистических условий реализации образования. Воспитательные аспекты образовательных отношений органически сочетаются с целями учебной деятельностью и опытом исследовательского творчества педагогов и учащихся. Учебные, деловые и межличностные отношения сотрудников между собой и учащихся строятся на принципах сотрудничества, здоровой конкуренции, взаимопомощи. Основными факторами, влияющими на профессиональное развитие. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту. Основными достижениями коллектива педагогов и учащихся школы в учебной, методической и исследовательской работе следует считать поддержку со стороны администрации, высокое качество подготовки учащихся за счёт широкой сети дополнительного образования, элективных курсов, технических средств обучения, признанные достижения отдельных педагогов в области учебно-программного обеспечения и научно-методического творчества. Потенциалы и ресурсы развития научно-методической деятельности в школе связаны с развитием таких её сторон как: систематизация научно-методической работы, организационная и содержательная поддержка самообразовательной работы педагогов в овладении системой научно-методической деятельности, увеличение количества учителей, занятых педагогическим исследованием, расширением предметного пространства научно-методической работы за счёт осуществления интеграции знаний различных наук в единые проблемные исследования, привлечение большого числа учащихся к проведжению научно-исследовательской работы не только в рамках изучения школьных предметов, но и в осуществлении оригинальных исследований, стимулирование участия учеников в исследовательской деятельности, максимальное использование потенциала работников высшей школы. Одновременно в процессе работы происходит решением ряда проблем, что способствует изменению взгляда учителей психологически принять высокий интеллектуальный уровень детей, их право на собственное мнение; возникает сознание того, что залог успеха педагогического не в индивидуальном, а коллективном творчестве каждого; осознаётся невозможность сформировать исследовательскую культуру в рамках одного предмета, так как реализуется целостность видения мира.
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 24-33
.Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из педагогического опыта школы-гимназии № 168 Санкт-Петербурга). СПб: школа-гимназия №168 г. Санкт-Петербурга, 1998. – 20 с.
Методика исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук/Редактор-составитель А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 160 с.
Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук/Редактор-составитель А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 128 с.
Источник
Исследовательская деятельность педагога
Зульфия Насибуллина
Исследовательская деятельность педагога
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ДЕТСКИЙ САД №21 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
«Исследовательская деятельность педагога»
Подготовила: Насибуллина Зульфия Мавлитбаевна
2020 – 2021 учебный год
Переход системы образования к новым стандартам уточнил требования, которые предъявляются личности современного педагога. Особенно важными в бесконечно меняющихся современных условиях становятся такие человеческие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить быстрые и нестандартные решения. Решающими факторами конкурентоспособности в постоянно меняющемся мире является освоение исследовательской деятельности, которая призвана помочь преодолеть функциональное рассогласование между системой образования и вызовами времени, адаптироваться педагогу в постоянно меняющемся кругу функциональных обязанностей, актуализировать интерес к личностно-профессиональному саморазвитию.
Для того чтобы определить место и роль исследовательской деятельности как компонента в структуре деятельности учителя, необходимо обратиться к понятию «педагогическая деятельность» и рассмотреть ее сущность и структуру. Под педагогической деятельностью понимается деятельность по созданию условий для саморазвития и самообразования субъектов образовательного процесса. Таким образом, особенностью педагогической деятельности является ее полифункциональность. Оснований для подобного структурирования педагогической деятельности выделено в науке достаточно. Исследуя психологическую структуру педагогической деятельностиможно выделить четыре функциональных компонента: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Однако последующие исследования показали, что в конструктивном компоненте необходимо выделять проектировочный и, таким образом, в основе описания педагогической деятельности лежит пятикомпонентная структура. Также некоторые ученые формулируют такие функции педагогической деятельности,как: диагностическая, ориентационнопрогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая. Под исследовательско-творческой функцией понимается такая функция, которая требует от учителя научного подхода к разнообразным педагогическим явлениям, умения вести научный поиск и использовать методы исследовательской работы, в том числе анализ и обобщение собственного опыта и опыта коллег.
Особую значимость в анализе педагогической деятельности имеет творческая деятельность педагога. Рассматривая творческую деятельность учителя как основу исследовательской деятельности, а способность к творческой деятельности как одно из качеств личности педагога, необходимых в исследовательской деятельности, нам необходимо обратиться к тем подходам, в которых предпринимается попытка объяснить феномен творческой деятельности. Таким образом, если у педагога есть деятельность, направленная на осознание и решение проблем, постоянно возникающих в педагогическом процессе, а также предполагающая создание чего-то нового, отличающегося от уже существующего, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта деятельности, то эту деятельность можно отнести к творческой.
А творческая деятельность на высшем, исследовательском, уровне невозможна без осознания роли педагогического научного знания как источника педагогического творчества. Ученый, исследуя творческую деятельность учителя, приходит к выводу, что исследовательская и творческая деятельность педагога неразрывны. В деятельности творческого учителя всегда присутствует исследовательский элемент.
Учитель должен выполнять функции не только преподавателя, наставника, воспитателя, но и исследователя, первопроходца новых принципов, способов обучения и воспитания, соединять традиции с нововведениями, строгие алгоритмы с творческим поиском. В современной ситуации возникла потребность в том, чтобы исследовательская деятельность педагога стала целенаправленной и профессиональной и рассматривалась как компонент педагогической деятельности.
Также можно сказать, что как только предметом его исследований становятся средства и методы собственной педагогической деятельности (т. е. рефлексия, уже осуществляется исследование. В своей исследовательской деятельности практик осваивает педагогическую действительность обыденным педагогическим мышлением, тогда как исследователь обладает теоретическим педагогическим мышлением.Различен и их язык: у практического педагога бытовой, житейский лексикон, а для исследователя характерен специализированный словарь и синтаксис научного языка.
Педагогу, которому хочется совместить свою педагогическую деятельность с научным исследованием, нужно не просто дополнить одну работу другой, а преобразовать педагогическую работу, учебную деятельность обучаемого. Надо превратить ее в удобную для моделирования различных исследовательских целей и проблем. Мышление учителя непосредственно включено в его практическую деятельность и в отличие от мышления педагога-исследователя направлено не на поиски общих закономерностей, а на адаптацию всеобщего знания к конкретным учебно-воспитательным ситуациям.
Можно смело говорить о том, что исследовательская деятельность — это неотъемлемая составляющая педагогической деятельности современного учителя, обеспечивающая организацию всех других ее видов, оказывающая влияние на развитие профессиональной компетентности педагога и выполняющая функцию средства этого развития; деятельность, направленная на формирование и развитие личности педагога как активного субъекта собственной деятельности, способного к самореализации и самоактуализации; деятельность, основанная на внутренней познавательной потребности и активности субъекта, и направленная с одной стороны на познание, на поиск новых знаний для решения образовательных задач, с другой стороны на воспроизводство, на совершенствование образовательного процесса в соответствии с целями современного образования. Это деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие важнейших психических функций, существенный прирост исследовательских умений и способностей к исследованию, обучению и развитию.
Таким образом, в отличие от других профессиональных задач, стоящих перед педагогом, исследовательская деятельности предполагает определенную исследовательскую компетентность, которая позволяет достичь понимания, каким образом можно получить ответы на сложные вопросы, диктуемые современной образовательной практикой.
«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха — кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.
«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.
Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.
Исследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.
Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.
Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.
Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.
Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.
Источник