Учитель открыл свое дело

Содержание
  1. Бизнес на призвании: истории учителей-предпринимателей
  2. Учителя — люди особенного склада, и даже когда они покидают школу по финансовым соображениям и уходят в бизнес, часто остаются в сфере образования уже в новом качестве. Так, Андрей Яунзем готовил студентов к московской олимпиаде по физике, а потом вместе с партнёрами запустил сервис по изучению английского по скайпу, а школьный учитель со стажем Татьяна Зотова открыла образовательные центры для людей с дисграфией и дислексией. Редактор Лайфа готов называть такие случаи историями успеха, даже не глядя на финансовые показатели новых бизнесов.
  3. Смелый учитель, который бросил школу и открыл свое дело. Интервью
  4. 25 прибыльных направлений бизнеса в сфере образования
  5. Детский развивающий центр
  6. Студия детского творчества в ТЦ
  7. Тренинговый центр
  8. Клуб раннего развития детей
  9. Курсы китайского языка
  10. Языковая школа
  11. Курсы криптографии
  12. Парикмахерские и маникюрные курсы
  13. Курсы выживания
  14. Психологические игры
  15. Детский сад на дому
  16. Тренинги вслепую
  17. Курсы граффити
  18. Уроки финансовой грамотности
  19. Курсы интимного мастерства
  20. Проведение пешеходных экскурсий
  21. Курсы скорочтения
  22. Курсы подготовки к ЕГЭ
  23. Ментальная арифметика
  24. Студия рисования песком
  25. Курсы сомелье
  26. Курсы актерского мастерства
  27. Автошкола
  28. Тренинги в горах
  29. Кулинарная школа

Бизнес на призвании: истории учителей-предпринимателей

Учителя — люди особенного склада, и даже когда они покидают школу по финансовым соображениям и уходят в бизнес, часто остаются в сфере образования уже в новом качестве. Так, Андрей Яунзем готовил студентов к московской олимпиаде по физике, а потом вместе с партнёрами запустил сервис по изучению английского по скайпу, а школьный учитель со стажем Татьяна Зотова открыла образовательные центры для людей с дисграфией и дислексией. Редактор Лайфа готов называть такие случаи историями успеха, даже не глядя на финансовые показатели новых бизнесов.

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович

Андрей Яунзем, сооснователь, директор по разработке в компании Skyeng

Андрей Яунзем совмещал учебу в вузе с преподаванием программирования в московском лицее № 1581, занимался подготовкой школьников к участию в московской олимпиаде по программированию. Но когда к нему пришёл его бывший одноклассник Харитон Матвеев и пригласил стать руководителем разработки в стартапе, он без раздумий согласился.

— Двигало мною простое любопытство. Харитон настолько заманчиво рассказал о проекте, что несмотря на то, что деньги там на начальном этапе можно было получать лишь небольшие, захотелось с головой окунуться в него и посмотреть, что же будет дальше. Конечно, нагрузка стартапера несоизмерима с нагрузкой преподавателя — работать приходится по 16—18 часов, а зарплаты первое время хватало только на обед в университетской столовой и скромный ужин. Главной движущей силой стартапера является вера в идею и мотивация, а мне было интересно заниматься этим проектом.

Большая часть знакомых Яунзема, которые, будучи студентами, работали в школе, после окончания вуза забросили преподавание, устроились в крупные компании, а кто-то и вовсе уехал за рубеж. Сам он учителем в школе проработал два года, и занятие ему очень нравилось: было приятно работать с талантливыми молодыми людьми — олимпиадниками. Кроме того, преподавание давало ощутимую прибавку к стипендии — зарплата преподавателя в школе была на порядок выше даже повышенной стипендии отличника Бауманки. Но Яунзем признаётся, что прожить на учительскую зарплату было бы сложно.

— Сейчас преподавать я бы уже не стал, так как чувствую, что прошёл этот этап. Но учителям, если они действительно считают преподавание своим призванием, можно крутиться и брать дополнительную нагрузку. Для работы в бизнесе надо иметь определённый склад ума — быть готовым идти на риск, быть готовым к нестабильному заработку, который, кстати, становится рыночным только тогда, когда компания начинает получать прибыль и выходит на самоокупаемость. Поэтому я считаю бизнес тоже своего рода призванием.

Татьяна Зотова, основатель образовательных центров для людей с дисграфией и дислексией «Ликбез»

Татьяна Зотова имеет более чем 40-летний педагогический стаж. Она работала в школе и учителем, и завучем, но ушла оттуда. Матери-одиночке, чтобы прокормить пятерых детей, пришлось работать сразу на нескольких работах — до тех пор, пока она не разработала собственную методику «оздоровительного обучения».

— Сейчас у меня более 50 международных патентов в этой области. Я запустила сеть центров обучения по моей методике в нескольких городах России. У нас учатся труднообучаемые дети, в том числе с дисграфией и дислексией.

О ситуации в российском образовании Зотова рассуждает так:

— Представьте, у меня столько разных заслуг, есть множество наград, а пенсия — всего шесть тысяч рублей. Но если преподавание — это призвание учителя, он любит детей, то ни в коем случае нельзя уходить из школы, бросать любимое дело.

Анна Ветринская, основатель маркетингового агентства «Digital-мастерская»

Анна Ветринская работала по найму в сфере интернет-маркетинга, но потом поняла, что дальше двигаться некуда, и пошла преподавать. Она читала лекции и проводила семинары в Высшей школе экономики и в Школе новых медиа при ВШЭ, а параллельно выступала с мастер-классами в «Сколково», сотрудничала с сервисом онлайн-образования «Нетология».

Несмотря на то что Ветринской нравилось преподавание, денег не хватало. И она решилась на ещё один серьёзный шаг — открыла собственную маркетинговую компанию в разгар кризиса. За год работы она обзавелась 15 сотрудниками, а зарабатывает теперь в десятки раз больше, чем будучи преподавателем.

— Н о несколько раз в неделю по вечерам, после работы, я по-прежнему еду в ВШЭ проводить занятия со студентами. Иногда чувствую, что устала, но потом, когда в аудитории вижу людей, которые слушают с интересом, понимаю, что этим стоит заниматься. Я бы с удовольствием работала только в образовании, но честно вам скажу, это просто нереально с точки зрения доходов. На зарплату преподавателя не прожить — нужно либо оказывать какие-то консалтинговые услуги, либо репетиторством заниматься и т.д. И ещё важный момент — я искренне считаю, что преподавателю в моей сфере невозможно быть только теоретиком. В «Digital-мастерской» мы постоянно находимся в полях, запускаем новые кампании, инструменты. И студентам я рассказываю про реальные кейсы, делюсь опытом, который получаю на практике прямо сейчас.

Читайте также:  Финансовая компания прекращает свою работу

Константин Антропов, сооснователь центра подготовки к ЕГЭ TutorPro

Константин Антропов работал учителем физики и астрономии в школе, но в начале 90-х решил уволиться из-за маленькой зарплаты. Теперь он зарабатывает гораздо больше, имея свой образовательный центр и преподавая там же.

— Мне кажется, что в бизнесе есть несколько ниш, которые успешно могут занять учителя, но их не так много. Да, конечно, преподаватель может открыть своё дело, например, начать готовить выпускников к ЕГЭ. Но ЕГЭ сдают не по всем предметам, да и не по всем дисциплинам оно востребовано. Наибольший спрос сейчас на преподавателей физики и английского языка, затем идёт обществознание.

В государственной школе Антропова возмущает не столько размер зарплат, сколько «совершенно формалистические требования к учителю» — вместо того чтобы заниматься с учениками, педагог должен заполнить электронный журнал, составить множество планов, отчётов, подготовить презентации, а на детей времени не остаётся.

— Большинство моих знакомых, так называемых постсоветских профи, ушли из школы в разные годы и не всегда по финансовым причинам. И я рекомендую всем, кто хочет и может учить, начать работать в частном порядке, без писанины, которой заставляют нас заниматься в госучреждениях.

Источник

Смелый учитель, который бросил школу и открыл свое дело. Интервью

Как здорово, что ты уже не работаешь учителем и можешь открыто говорить всю правду! Сегодня я взяла интервью у учителя, который сделал это. В самом начале карьеры учитель английского языка Анжелика Мельникова смогла отказаться от работы учителем и сделала выбор в пользу себя.

Как долго вы работали в обычной школе, и что вам нравилось там?

  • Работала два года. Нравились дети, конечно. Я люблю детей, люблю язык, люблю учить и передавать свою любовь через преподавание. Люблю горящие глаза, благодарность, когда дети обращаются за помощью. Кстати и после того, как я покинула школу, дети продолжают обращаться, мы общаемся.
  • Как человеку активному и творческому, мне нравились всевозможные мероприятия, конкурсы, соревнования, их организация. Внешкольные мероприятия, кадетский бал, например. Корпоративные мероприятия, конечно. Люди с тобой на одной волне, все такие же творческие и активные, это круто. Скучаю по некоторой части коллектива, эти люди запали в душу, очень им благодарна за всё!

Что вам в этой работе не нравилось?

  • Бюрократия. Бумажная волокита. Отчёт ради отчета, бумажка ради бумажки. Их никто даже не читает, я вас уверяю! Это отнимало 60% времени и 80% сил. Грустно. Дети, подождите, срочный отчёт.
    Так не должно быть, ни на какое творчество сил не остаётся.
  • Не нравится сама система образования, она погибает. Сколько бы мы не убеждали себя в обратном.
  • Не нравится инклюзивная составляющая. Я о детях 7 вида. Им сложно вместе! Подробнее не буду, об этом не принято говорить вслух.
  • Зарплата. Абсолютно несоразмерна затраченной энергии. Поэтому учителя попроворнее поняли, что ради этих денег не стоит так стараться и ведут много уроков. Естественно, ни о каком качестве преподавания говорить не приходится.
  • Не нравится новое название — «образовательная услуга». И как следствие — отношение к учителю как к мелкой сошке.
  • Идей было достаточно — осуществить не предоставлялось возможности. Ничьей вины в этом нет. Система такая.
  • Ещё долго можно продолжать, честно говоря. Одна ГИА чего только стоит.

Какие навыки вы приобрели на этой должности?

  • Приобрела умение сдавать отчетность вчерашним днём, писать то, чего нет на самом деле. Скрипя душой, а иначе никак.
  • Навык работы в женском коллективе.
  • Из положительного — тайм менеджмент, навык делать несколько дел одновременно, общение с родителями (разное) и начальством.

Какие мысли были в голове?

  • На самом деле, было настолько тяжело, что иногда утром перед входом в школу лились слезы.
  • А ещё после университета только укрепилось знание о том, что лучше промолчать и не лезть (. точно . прим. авт.)

Почему вы решили уйти из школы?

  • Это не было вдруг, я четко построила свой жизненный план. Я хотела создать свой частный образовательный центр. Для этого я, будучи студенткой, получила опыт работы в подобном центре, чтобы посмотреть изнутри.
  • Следующим пунктом плана было поработать «пару лет» в государственной школе, дабы посмотреть систему изнутри, понять ее проблемы и построить возможные пути решения некоторых, тех что относятся к моей специальности. Это был очень ценный опыт.

Как к вам пришла идея создать свой клуб?

  • Я поняла, что хочу сама рулить и устанавливать свои правила. Почувствовала в себе потенциал сделать что-то действительно ценное для людей.

В чем идея вашего клуба?

  • Обучать через разговор. Пока это только иностранные языки.

Чем он необычен?

  • Например, подходом к обучающимся. Мы корректируем программу в соответствии с пожеланиями студентов.
  • У нас нет диктантов и вообще письменную составляющую языка берём только по запросу. Людям нужно что? Говорить. Вот мы и учим их говорить.

В чем отличие работы в школе и работы на себя?

  • Чтобы вы не думали, что это мир сверкающих пони, где на твоём конце радуги горшочек с золотом, я расскажу обо всех сторонах.

1) Первое и самое важное — ВСЯ ответственность ложится на ваши плечи. За все, начиная от лампочки и уборки снега перед входом в клуб, заканчивая результатами обучения. Даже если педагог наемный, ответственны все равно вы.

2) Второе. Вы зависите от многих факторов, даже от погоды. В то время как в школе таких факторов нет.

3) Третье. Как нельзя кстати здесь пословица «Как потопаешь, так и полопаешь». В 2 часа ты не бежишь домой, потому что сегодня легкий день, ты бежишь в налоговую или ещё куда-то, работа на первом месте. Никто за тебя ничего не сделает.

4) Четвёртое. График смещается на вечер. Т.к. все занимаются после работы или учебы. Но мне это нравится, я сова. А в школу приходилось вставать в 5:40.

5) Пятое. Вы вольны выбирать что и как преподавать! О, ура! Ненавижу ФГОС.

6) Шестое . Люди замотивированы изначально. Я не должна ставить им двойки или вызывать родителей.

Читайте также:  Куда идти для открытия своего бизнеса

7) Седьмое. Нет проверки бесконечных тетрадей!

Ещё очень много отличий, на самом деле. Сфера, конечно, одна, но это небо и земля.

Были ли сложные ситуации? Расскажите про них!

  • Да, я по жизни человек — борец за справедливость. Был тяжёлый конфликт. Ценю в людях гибкость ума. А также умение признать то, что ты можешь в чём-то не разбираться. Например, в английском. А если очень хочется ткнуть носом, то сначала разберись самостоятельно.
    Да и врываться на уроки без стука и обращаться при детях на ты — моветон.
  • Мне не хотели давать категорию потому что, цитирую: «Вы работаете меньше 2 лет, портфолио, конечно, внушительное, но я Вас впервые вижу». По новым правилам на 1 категорию можно подавать сразу, как приступил к работе учителем. Тут спасибо человеку из предыдущего конфликта, помог найти подход. Конечно не без того, чтобы вытереть о меня ноги предварительно.
  • Если про детей и родителей, то да, тоже были. Достаточно. В основном с неблагополучными семьями возникало непонимание.

Вы чувствовали себя успешной при работе в школе?

  • Во внеклассной работе — да. Но это редкие моменты. В основном чувство бездонной усталости и угнетения от того, что не могу реализоваться.

Вернулись бы в школу?

Такой разговор у нас получился с человеком, который на пути к своим мечтам. Соглашусь с Анжеликой во всех вышеперечисленных нюансах и мелочах работы в школе.

Жмите «Понравилось» и подписывайтесь на канал Молодой учитель , буду рада!

Источник

25 прибыльных направлений бизнеса в сфере образования

Образовательную сферу можно считать непаханым полем для бизнеса. Вариантов для заработка есть много, конкуренция минимальна, а гособразование не удовлетворяет потребности в качественных услугах. В этом обзоре мы не только собрали для вас трендовые направления бизнеса для старта в образовательной сфере, но и привели ссылки на готовые руководства по их открытию.

Детский развивающий центр

Детские развивающие клубы — это одно из самых трендовых направлений в бизнесе на дополнительном образовании. Основной источник дохода формируется за счет оплаты занятий родителями, проживающими в крупных городах страны и желающих дать все самое лучшее своему ребенку. При отлаженной работе развивающие центры могут зарабатывать 500 тыс. руб. в месяц.

Студия детского творчества в ТЦ

Открыть небольшую студию детского творчества в формате островка в торговом центре можно за сумму в 530 тыс. руб. Подобные студии позволяют родителям оставить детей под присмотром на время совершения покупок. В это время дети могут заниматься лепкой из полимерной глины, раскрашивать фигуры из гипса, создавать открытки и многое другое. Чистая прибыль — в пределах 100 тыс. руб.

Тренинговый центр

Открыть свой тренинговый бизнес можно менее чем за 100 тыс. рублей. Основная задача — вооружиться эффективными методиками обучения, определиться с нишей и провести работу по привлечению клиентов. Доход тренеров превышает 100 тыс. руб. в месяц.

Клуб раннего развития детей

Специализированным направлением в области развития детей можно считать клубы раннего развития. Деятельность этих клубов подразумевает занятия для малышей возрастом всего несколько месяцев отроду и их родителей под руководством опытных педагогов. Желающему открыть такой бизнес потребуется позаботиться об освоении одной из признанных международных методик и снять помещение в аренду. Доход от ведения такой деятельности составляет от 30 до 250 тыс. рублей.

Курсы китайского языка

Увеличение товарооборота с Китаем и рост количества совместных бизнес-проектов с этой страной увеличивают потребность населения в изучении китайского языка. Недавно китайский язык в России вышел на 5 место по популярности после английского, немецкого, французского и испанского языков. Открыть свои курсы в формате репетиторства можно с суммы в 40 тыс. руб., а за одно занятие преподаватель может брать сумму от 800 рублей.

Языковая школа

Общеобразовательные школы в России сегодня не способны удовлетворить спрос на качественное обучение иностранным языкам, поэтому потребность закрывают частные языковые школы. Для открытия языковой школы на площади 100 кв. метров потребуется около 635 тыс. руб., которые окупятся уже через полгода работы. Чистая прибыль составит около 140 тыс. руб. в месяц.

Курсы криптографии

В наш век цифровых технологий стремительно возрастает потребность в изучении криптографии, основы которой начинают в формате игр начинают доносить даже маленьким детям. Если вы разбираетесь в теме, рассмотрите идею организации своих уроков, в которых вы сможете объяснять всем желающим тонкости криптовалютной экономики, особенности криптовалют и блокчейн-технологий.

Парикмахерские и маникюрные курсы

В крупном городе можно без труда найти компанию, которая проводит обучение парикмахеров и стилистов, однако говорить о высоком уровне конкуренции не приходится. Зарабатывать на этом направлении нередко можно гораздо больше, чем на самих парикмахерских и салонах красоты, а величина стартовых инвестиций в такой бизнес оценивается в суммы менее 1 миллиона рублей. При организации школы на базе уже работающего салоны красоты, можно открыть небольшое учебное заведение за 100-200 тысяч рублей дополнительных к основному виду бизнеса инвестиций.

Курсы выживания

За рубежом пользуется популярностью такой вид образовательного досуга как курсы выживания. Занятия делятся на теоретическую и практическую части, последняя из которых проходит в природных условиях. Участников курсов обучают оказанию первой медицинской помощи, учат строить укрытие, разводить костер, добывать воду и пищу вдали от цивилизации. Основать такой бизнес можно бывшему военному, пожарному или спасателю. В крупных городах за двухдневный курс выживания ведущие получают от 5-6 тыс. руб. с человека. О том, как организовать этот бизнес, можно прочитать здесь.

Психологические игры

На рынке консультационных услуг активно развивается новое направление — организация психологических настольных игр. Играя в такие игры, участники не только весело проводят время, но и учатся находить решения сложных ситуаций, возникающих в реальной жизни. Площадкой для проведения психологических игр чаще всего выступает нейтральная территория: арендованный зал, офис, переговорные комнаты, антикафе, классы школ и вузов, тренинг-центры, либо игра проводится в режиме онлайн. Само мероприятие обычно длится около 2-3 часов. Стоимость может варьироваться от 2000 до 5000 рублей с человека в зависимости от размера города и авторитета организатора. Интересно, что начать такой бизнес можно даже без психологического образования и с вложениями около 60 тыс. рублей. Подробнее об открытии бизнеса на таких играх можно прочитать здесь.

Читайте также:  Идеи для бизнеса лазертаг

Детский сад на дому

Во многих новых жилых многоэтажных районах местные власти не успевают удовлетворять потребность местного населения в детских садах. В таких местах востребованным бизнесом станет организация детского сада на дому. Прибыль детского сада на дому составит 50-100 тыс. руб. в месяц.

Тренинги вслепую

Добровольно лишить себя зрения на несколько часов, дней или даже неделю – в наше время за такую услугу заказчики готовы платить солидные деньги. Попадая в кромешную тьму, участники подобного тренинга полностью лишают себя органа чувств, предоставляющего 90% информации. Однако вместо этого им открывается много нового. Привычные зрительные шаблоны и стереотипы отпадают, речь становится более уверенной, люди начинают слышать и слушать друг друга.

Курсы граффити

Само граффити обычно не приносит дохода. Другое дело — проведение курсов обучения граффити. Вы можете организовать нечто вроде постоянной школы для детей и подростков, давать мастер-классы на всевозможных фестивалях и получать дополнительный доход от продажи граффити-краски, маркеров и прочего. Интересный способ заявить о себе и найти новую нишу — проведение всевозможных социальных акций, наподобие курсов граффити для пожилых людей.

Уроки финансовой грамотности

Финансы и кредит, банковское дело, торговля — все это постепенно и бесповоротно уходит в онлайн. По морально устаревшим учебникам готовить специалистов к современным реалиям стало сложно, поэтому востребованным направлением стали уроки финансовой грамотности. За рубежом учить детей в этом направлении начинают со школьного возраста, объясняя, как правильно заводить электронные кошельки, совершать безопасные электронные платежи и так далее.

Курсы интимного мастерства

Еще несколько лет назад бизнес на организации курсов интимного мастерства считался диковинкой, но сегодня это уже никого не удивляет. Вы можете называться школой секса, тренинг-центром “сохранения любви и гармонии в семье” или центром сексуального образования, но суть будет одинакова — просвещение людей в области интимных отношений. Открыть такой бизнес можно с минимальными вложениями, но помните, что по этическим соображениям тренинги всегда разделяются на мужские и женские, а ведет их человек того же пола, что и обучаемые.

Проведение пешеходных экскурсий

Городские пешеходные экскурсии позволяют экскурсантам более глубоко погружаться в историю улиц, исследовать объекты и представлять себя участниками минувших событий. Интересным направлением в этой области является проведение экскурсий с тематическими мини-спектаклями. Запустить такой проект можно за сумму менее 50 тыс. руб.

Курсы скорочтения

Курсы скорочтения — это отличный вариант заработать для тех людей, которые не столько способны быстро читать и выделять суть текста, но и для менторов. В первую очередь преподаватель скорочтения выступает как мотиватор для своих учеников, которыми могут быть как дети, так и взрослые. Стоимость занятий по скорочтению может быть разной и зависеть от продолжительности и авторитета преподавателя. Курс занятий может стоить от 8 тыс. рублей.

Курсы подготовки к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ- это выгодное бизнес-направление в образовательной сфере. Вариантов для открытия своего бизнеса здесь есть несколько — можно ограничиться репетиторством, а можно открыть полноценные групповые занятия, открыв школу подготовки к ЕГЭ самостоятельно или по франшизе. Новая ниша в этой области — организация онлайн-сервисов подготовки к экзаменам, где доход предпринимателя формируется за счет продажи платного доступа к сервису. При этом преподаватель оказывается не нужен: ученик работает с электронными тестами.

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика — это методика тренировки умственных способностей детей, которая набирает популярность в последние годы. С ее помощью дети не только учатся легко складывать, вычитать, умножать и делить в голове шестизначные цифры, но и развивают внимание, память и воображение. Школа ментальной арифметики с одним учебным классом может приносить владельцу более 100 тыс. руб. чистой прибыли. Руководство об открытии этого бизнеса можно найти здесь.

Студия рисования песком

Студия рисования песком представляет собой смесь образовательного, развлекательного, культурного и даже оздоровительного направления: рисование песком относят к арт-терапии. Чтобы открыть детскую студию рисования песком потребуется около 330 тыс. рублей, которые окупятся за полгода.

Курсы сомелье

Две обязательных составляющих для организации курсов сомелье — мастерство и маркетинг. Винная культура в России стремительно развивается, поэтому потребность в такой услуге растет. Все больше ресторанов ищут сотрудников, задачей которых будет проведение дегустаций и консультаций по выбору вина.

Курсы актерского мастерства

Курсы актерского мастерства — это направление бизнеса, потребность в котором гораздо выше, чем кажется на первый взгляд. Они востребованы не только среди актеров и театралов, но и среди людей, стремящихся повысить навыки управления своим психологическим состоянием, телом и голосом. Также актерские курсы подойдут деловым людям и людям, которым нужно часто общаться и вести переговоры. Для открытия небольшой студии актерского мастерства хватит 200 тыс. руб.

Автошкола

Бизнес на подготовке водителей к сдаче экзаменов в ГИБДД при покупке бюджетных автомобилей можно начать с суммы в 5 млн. руб. Чистая прибыль в месяц составит более 160 тыс. руб. Срок окупаемости автошкол в среднем составляет около 2 лет.

Тренинги в горах

Мать-природа все больше начинает рассматриваться предпринимателями как огромный зал для проведения бизнес-тренингов. За шестизначные суммы владельцев компаний и рядовых менеджеров возят в экстрим-туры, учат действовать сообща и достигать горных вершин, проводя параллели с развитием бизнеса. В перерывах между восхождением бизнес-тренер доносит менеджерам о концепциях «Голубого и Алого Океанов», проводит метафорические деловые игры и помогает построить свою «Кривую Ценностей» или «Карту Успехов».

Кулинарная школа

При наличии мастерства в поварском деле задумайтесь об организации кулинарных курсов. Перед тем, как снимать помещение и закупать какое-то оборудование, надо задуматься о стратегии продвижения. Для начала можно дать несколько мастер-классов в антикафе, чтобы получить опыт работы с аудиторией и обратную связь, обзавестись первыми клиентами и сделать хорошие фотографии.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Источник

Оцените статью