Причины неудовлетворенности профессиональной деятельностью у педагогов
Нижегородова Л.А. г. Челябинск
Рейтинг учителя в социуме постоянно снижается. Лишь незначительный процент выпускников педагогических вузов идет работать в школы. На то есть ряд причин. На плечи педагога ложится большая ответственность, он находится в постоянном напряжении, выполняя сложную работу, к нему предъявляются высокие требования.
Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни любого человека. Благодаря ей у человека появляется возможность реализовать свои разнообразные способности и личностный потенциал. Однако исследования, проведенные среди педагогов, констатируют, что многие из них испытывают неудовлетворенность своей деятельностью: нарастает физическая и эмоциональная напряженность, преобладают негативные эмоции.
Причины неудовлетворенности у каждого педагога разные, однако, можно отметить типичные причины этой неудовлетворенности: недостаточное материальное и моральное вознаграждение; низкий авторитет в обществе; неуважительное отношение к педагогу со стороны учеников; грубость администрации.
Когда у педагога возникает чувство неудовлетворенности, это свидетельствует о том, что появились нарушения в его профессиональном развитии. Нарастающая неудовлетворенность работой, а, следовательно, и собой в ней подтверждают о возникновении профессионального кризиса, который может возникнуть независимо от возраста или профессионального стажа.
В процессе выполнения профессиональной деятельности постоянно происходит развитие личности. Однако профессиональное развитие личности сопровождается как личностными приобретениями и ростом, так и потерями и разрушениям, т.е. профессиональными деструкциями.
Профессиональная деструкция, по мнению Э. Э. Сыманюк, – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда [5, 202]. Следовательно, возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессионально-педагогическую позицию. Педагог теряет интерес к своей работе, застревает на ее отрицательных моментах, предпочитает не выходить за рамки нормативной деятельности.
По мнению Б. З. Вульфова, профессиональные деструкции педагогов негативно влияют на эффективность обучения. «Амортизация сердца и души» педагога – человеческая и профессиональная – неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других – к равнодушию, третьих – к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, а большинство же – к поиску средств профессиональной реабилитации [1]. Детерминанты развития профессиональных деструкций условно делят на объективные и субъективные (Б. А. Сосновский, Д. А. Циринг, Э. Ф. Зеер, Б. Г. Ананьев, Н. С. Пряжников и др.) [5]. Рассмотрим их.
К объективным причинам, вызывающим профессиональные деструкции, относятся:
– ухудшение социально-экономических условий жизнедеятельности. К ним можно отнести сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, смена места жительства и др.;
– неудовлетворенность супружескими отношениями. Если семья не является «тихой гаванью», где учитель может чувствовать себя комфортно, получить поддержку любимого человека, то весь свой потенциал он переносит на работу, что порождает другую деформацию (трудоголизм);
– возрастные психологические изменения: ухудшение здоровья, ослабление психических процессов. Это ведет к снижению работоспособности, профессиональной усталости;
– содержание преподаваемого педагогом учебного предмета. Деструкции учителей математики отличаются от деструкций учителей, например, гуманитарного профиля;
– внешняя и внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности. Внешняя оценка успешности опирается на высокую оценку результатов работы, эффективность взаимодействия с коллегами и учащимися, инициативность работника, отрицательное оценивание этих параметров может привести к деструктивным проявлениям личности [4]. Внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности является результатом совпадения вознаграждения за труд с представлением педагога о результативности своего труда. Если же вознаграждения и представления не совпадают, то это также может привести к личностным деструкциям;
– организация профессионально-образовательного процесса, качества управления, профессионализма руководителя;
– эмоциональная насыщенность педагогической деятельности, которая приводит к повышенной раздражительности, тревожности, нервным срывам. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния ведут к стрессу, а далее и к дистрессу (тяжелый стресс с отрицательными для организма последствиями). Все это способствует формированию синдрома «эмоционального выгорания».
Группа субъективных причин, вызывающих профессиональные деструкции, включает в себя:
– субъективное чувство остановки в развитии. Если педагог обладает высокой степенью активности, то в данной ситуации испытывает дискомфорт и неудовлетворенность своим положение в коллективе;
– предел развития уровня образования и профессионализма. Причинами предела развития может стать неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов;
– полная поглощенность профессиональной деятельностью. Педагоги (трудоголики), которые все время проводят на работе с целью достижения признания успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, проявляют жестокость во взаимоотношениях, становятся конфликтными;
– выученная беспомощность – это привычка жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственности на себя. Когда педагог многократно убеждается в непродуктивности и ненужности собственных действий и поступков. Развитию выученной беспомощности способствует авторитарный стиль управления педагогическим персоналом [6];
– профессиональный маргинализм. По мнению Е. П. Ермолаевой, это личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность к общественно-приемлемой для данной профессии профессиональной морали [2]. Профессия для маргинала лишь средство достижения иных, непрофессиональных личных целей, а не способ гармоничного существования человека в деятельности. Профессионально маргинальный педагог не идентифицирует себя с педагогической деятельностью, не принимает на себя ответственности за происходящее в школе, не разделяет гуманистические ценности.
Данная проблема на сегодняшний день является актуальной, поэтому перед школьными психологами и психологами института повышения квалификации в рамках системы дополнительного образования стоит задача оказывать психологическую помощь педагогам. Коррекция и профилактика различных профессиональных деструкций педагогов достигается с помощью индивидуального психологического консультирования, тренингов, лекций, круглых столов, деловых игр.
1. Вульфов, Б. З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление / Б. З. Вульфов // Магистр. – 1995. – №1. С. 77.
2. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, №4.
3. Лукьянова, М. И. Моя профессия – детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений [Текст] : методическое пособие / М. И. Лукьянова. – М. : АРКТИ, 2007. – 364 с.
4. Родина, О. Н. Внешняя и внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности / О. Н. Родина // Ежегодник рос. психол. общества. – М. 1995. – Т.1, вып. 2.
5. Сыманюк, Э. Э. Проблемы учителя в проблемной ситуации его деятельности / Сыманюк, Э. Э. // Мир психологии. – 2004. – № 3. – С. 202.
6. Циринг, Д. А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности: Автореферат дис. … канд. психол. наук / Д. А. Циринг. – Пермь, 2001.
Источник
Доклад на тему «Удовлетворенность педагогическим трудом и способы её оптимизации»
Доклад на ЦМК- «Удовлетворенность педагогическим трудом и способы её оптимизации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_cmk.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Здравоохранения Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Республики Татарстан «Набережночелнинский медицинский колледж»
Доклад на тему «Удовлетворенность педагогическим трудом и способы её оптимизации»
подготовил преподаватель химии Ступникова Ю.Е.
г. Набережные Челны-2013
Удовлетворенность преподавателей педагогическим трудом и способы её оптимизации.
Удовлетворенность трудом (в нашей статье мы рассматриваем ее как синоним удовлетворенности работой) – эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом зависит его эффективность [4]. В свою очередь, степень удовлетворенности работой зависит от множества характеристик, как внутренних, так и внешних по отношению к человеку. Применительно к каждой отдельной реальной работе, человеку (личности) они могут быть уточнены. Приоритетность этих характеристик существенно различается как у отдельных работников внутри организации, так и в различных организациях, учреждениях. Со временем приоритетное влияние на удовлетворенность работой могут начинать оказывать новые или же ранее малозначимые характеристики работы. Однако, при всем их разнообразии и различной направленности влияния на человека, можно выделить несколько устойчиво влияющих на степень удовлетворенности работой :
— степень престижности работы
является существенным фактором в формировании удовлетворенности работой, отличительной чертой престижности является степень уважения к данной работе, профессии, учреждению, а также влияние человека, который овладел данной профессией, работает в данном учреждении на той или иной престижной должности, случается, что человек выбирает именно эту, работу не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое, человек выбирает определенный образ жизни, где работа – это лишь одно из средств построения своего «счастья»;
— характер и содержание работы
(ее интенсивность, значимость, результаты и удовлетворенность ими, интерес к работе, получает ли сотрудник дополнительные профессиональные знания) – процессуально-содержательная (или интринсивной) мотивация может быть ведущим мотивирующим фактором, когда человек достигает высоких результатов не потому, что ему обещано большое вознаграждение или осуществляется жесткий контроль его работы, а из-за того, что ему доставляет удовольствие сам процесс деятельности;
— объем выполняемой работы, правила поведения, месторасположение фирмы
А также удобный режим (график), сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок и т.д. – все это напрямую связано с индивидуальными потребностями и особенностями личности;
— состояние рабочего места и его окружения
(в том числе гигиенические факторы: шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т.п.) – влияет на состояние здоровья, что немаловажно для современного человека;
(кто составляет окружение, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, психологический климат в коллективе) – данная характеристика настолько сильно влияет на настроение, трудоспособность, желание продолжать работу на этом месте, что при определенных негативных обстоятельствах человек может принять решение об увольнении;
(удовлетворенность взаимоотношениями с начальством, стиль управления и руководства, участие в управлении, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров) – сотрудники отдают предпочтение заботливому, ориентированному на людей и процессы руководству;
(прозрачность и справедливость системы вознаграждения, полнота и удовлетворённость компенсационным пакетом) – тесно связана с оценкой степени справедливости отношений, поэтому субъективность, ошибки в оценке и несправедливость стимулирования разрушают лояльность и мотивацию сотрудников, может вызывать противоречия, конфликтные ситуации;
— возможности продвижения по работе
(видение и практическая реализация вариантов перспектив своего роста в рамках данной организации, развитие личности и пр.) – значительная часть работников (особенно молодых, начинающих) стремится к должностному или карьерному росту.
Помимо характеристик, влияющих на степень удовлетворенности работой, можно говорить о составляющих ее компонентах : социальном, материальном, духовном, психологическом и физическом. Рассмотрим их.
Социальный компонент удовлетворенности работой.
Социум определяет направленность, систему ценностных ориентаций, отношений человека, влияя на всю его жизнедеятельность: удовлетворенность своим социальным статусом, уверенность в жизни, удовлетворенность межличностными связями и т.д. Поэтому важно, чтобы выполняемая работа, занимаемая должность положительно оценивалась обществом.
Материальный компонент удовлетворенности работой
То, насколько человек может стабильно удовлетворить потребности своего существования (жилье, питание, медицинское обслуживание, отдых и досуг).
ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к ее богатствам, чувство смысла жизни, удовлетворенность духовным, нравственным содержанием своей работы.
физическое самочувствие , телесный комфорт, ощущение здоровья, отсутствие каких-либо выраженных болезненных изменений. Работа (ее характер и содержание, объем, состояние рабочего места и его окружения) должна предоставлять человеку возможность оптимального сочетания умственного и физического труда, рационального режима, безопасной деятельности.
Психологический компонент удовлетворенности работой
определяется балансом положительных и отрицательных эмоциональных переживаний , сопровождающих выполнение работы, отсутствием депрессивных симптомов, эмоциональным комфортом в стенах учреждения (народная мудрость гласит: счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером радостно возвращаешься домой), возможностью и мерой реализации себя профессионала, позитивной самооценкой и оценкой со стороны коллег, гармонией в отношениях с окружающими. Для психологического компонента удовлетворенности работой важно субъективное переживание успешности и благополучия (человек целостно видит свою работу, понимает ее и переживает положительные эмоции), отсутствие эмоционального дискомфорта, социальной изоляции, напряженности в значимых межличностных связях.
В современных условиях существенное влияние на повышение удовлетворенности работой оказывают возможности продвижения по работе, так называемый карьерный рост . Поэтому более подробно рассмотрим карьеру как элемент удовлетворенности работой учителя.
Термин «карьера» (от ит. Carriera – бег, жизненный путь, поприще) обозначает продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды, род занятий, профессия [3, с. 210].
Профессиональная карьера учителя может иметь «вертикальную» и/или «горизантальную» направленность:
— «вертикальная» карьера – продвижение учителя в организационной иерархии (например, учитель → завуч → директор);
— «горизонтальная» карьера – «профессиональная карьера, являясь результатом выбора педагогом собственной профессиональной стратегии, способствует его самоопределению, развитию рефлексивных качеств и ставит его в позицию субъекта профессионального выбора, является механизмом профилактики кризисных периодов и тесно связанного с ними профессионального истощения педагогов» [1, с. 8].
При этом «вертикальность» и/или «горизонтальность» карьеры условна, главное в карьерном росте – это процесс реализации человеком своих возможностей, своего потенциала на работе, т.е. профессионального продвижения, которые проходит специалист. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым [2].
- Оптант (или фаза оптанта, оптации). Этап выбора профессии.
- Адепт (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в специализированном учебном заведении: вузе, училище и т.д.).
- Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Адаптации требует вхождение во многие тонкости работы. Деятельность педагога связана с множеством непредвиденных ситуаций, для разрешения которых требуется определенный навык. Считается, что для учителя эта фаза длится 3 – 5 лет.
- Интернет (или фаза интернала). Это опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри профессии, стал своим как в сознании других, так и в самосознании.
- Мастер (или фаза мастерства). Работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.
- Авторитет (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, известный широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
- Наставник (или фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передает опыт молодым, следит за их ростом. Его жизнь наполнена осмысленной перспективой.
В данной статье мы предприняли попытку соотнесения этапов карьеры как профессионального продвижения и удовлетворенности работой учителя (см. Таблицу 1).
Этапы карьеры и удовлетворенность работой учителя
Этап карьеры как профессионального продвижения
Удовлетворенность работой учителя
Профессиональная педагогическая деятельность становится объектом внимания, в условиях проявляющихся негативных оценок работы учителя обществом, недостаточным финансированием этой сферы материальный компонент не является доминирующим, данная профессия выбирается либо детьми учителей, либо по призванию
Происходит погружение в профессиональный педагогический социум, который определяет осознание ценностных ориентаций через ясное осмысление своих целей, себя и своих индивидуальности и профессионально значимых качеств, происходит закладка социального компонента удовлетворенности работой учителя, через глубинное осознание ее значимости, формирование профессиональной мотивации, положительной «Я-концепции», педагогическое мышление; зарождаются положительные эмоции при осуществлении квазипрофессиональной педагогической деятельности
Появляется чувство удовлетворения своим социальным статусом, межличностными связями, проявляется способность к лидерству; продолжается формирование самоопределения, ценностных ориентаций через постижение своих целей, себя и своих индивидуальности и профессионально значимых качеств, удовлетворенность духовным, нравственным содержанием своей работы; присутствует ощущение здоровья, отсутствие каких-либо выраженных болезненных изменений; на этом этапе особо важна позитивная оценка и поддержка со стороны коллег, гармония в отношениях с ними, учениками, родителями и т.д.; потребности существования (жилье, питание, медицинское обслуживание, отдых и досуг) удовлетворяются, в том числе за счет доплаты как молодому специалисту
В условиях нестабильности оценки обществом деятельности педагогов происходит поиск личностного смысла собственной педагогической практики, модели индивидуального стиля (педагогического амплуа, профессионального «имиджа»), сомневающийся, не всегда уверенный, не всегда правильно поступающий, но ищущий смысл жизни; проявляются некоторые незначительные профессиональные деформации в физическом самочувствии; развиваются способности оценивать свои возможности, осознавать себя, свою индивидуальность, ценности, смыслы, «Я-концепцию»; материальная удовлетворенность работой несколько снижается
Четкое осознание себя в профессии, оптимизация коммуникативных процессов, конгруэнтность через рефлексию, адекватность самооценки; педагог на этом карьерном этапе удовлетворен духовным, нравственным содержанием своей работы; сохраняется баланс положительных и отрицательных эмоциональных переживаний, в том числе, за счет саморегуляции, через умение преодолевать внешние и внутренние препятствия; к сожалению, проявляются профессиональные заболевания; учитель способен удовлетворить потребности своего существования за счет стимулирующих надбавок, репетиторства и т.д.
Целенаправленное, планомерное «выращивание» и апробация собственной конкурентоспособности через творческое отношение к делу, настойчивость в осуществлении педагогического профессионального развития и саморазвития; проявляется навык соотношения своей деятельности, своего индивидуального стиля с социальным профессиональным опытом; навыки коррекции физического состояния; присутствует субъективное переживание успешности и благополучия; материальная удовлетворенность работой учителя за счет большого опыта
Ясность осознания целей, ценностных ориентаций, себя и своих индивидуальности и профессионально значимых качеств; стрессоустойчивость, психологическая пластичность, стеничность, креативность; физическое самочувствие удовлетворительное; отсутствует эмоциональный дискомфорт, напряженность в значимых межличностных связях; учитель может стабильно удовлетворить потребности своего существования ( жилье, питеание, медицинское обслуживание, отдых и досуг) за счет поддержки государства (на этом этапе учитель, как правило, имеет звания и награды, которые поддерживаются материально)
Удовлетворенность учителей своей профессией и местом работы связана с карьерой, именно карьера как профессиональное продвижение обеспечивает и материальную стабильность, и психологический комфорт (с опытом учитель, в том числе, учится поддерживать межличностные связи). Для начинающих учителей главную роль играет материальный компонент, но вопрос о заработной плате остро еще не стоит, так как большинство из них пока холосты, как специалисты они еще не сформировались, и претендовать на многое не могут. Однако при стаже 6 – 10 лет место работы ценится уже в связи с получаемой заработной платой. Возрастает и роль взаимоотношений с коллегами и администрацией, администрацией. Появляется авторитет среди учеников и родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крисковец Т.Н. Организационно-педагогические условия управления профессиональной карьерой учителя: дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2005. – 213 c.
2. Профессиональное педагогическое образование: личностный подход: Сборник научных трудов. Вып. 2. /Под ред. Е.Е. Седовой, Т.Е. Стародубцевой. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. – 135с.
3. Словарь иностранных слов и выражений. – М.: Олимп, 1997. – 608 с.
Источник