- Тема доклада: «Обучение детей планированию своей деятельности используя системный подход»
- Крохалева Ольга Юрьевна, Республика Коми, г. Сыктывкар, Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский центр дополнительного образования», Петерсон Л.А., Забоева В.В., Пименова Е.Н.
- Задачами в организации учебной работы с детьми являются:
- Обучение планированию способствует развитию:
- Консультация для родителей Как научить детей планировать свои дела консультация (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как научить ребенка планировать свое время?
- Правила планирования времени для ребенка. Утренние сборы и домашнее задание: расписание из слов и картинок
- Как развить у ребенка навык планирования времени
- Приучение к планированию времени в повседневной жизни
- Выходим из дома вовремя: планирование утренних дел
- Учимся оценивать время выполнения задания
Тема доклада: «Обучение детей планированию своей деятельности используя системный подход»
Крохалева Ольга Юрьевна, Республика Коми, г. Сыктывкар,
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский центр дополнительного образования»,
Петерсон Л.А., Забоева В.В., Пименова Е.Н.
Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, умением системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.
Самостоятельность – значительное свойство человека – результат воспитания. Она – важнейшее условие самореализации личности, развития творческого мышления.
Но почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение.
Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования.
Поэтому и стоит перед педагогами задача: воспитать у детей самостоятельность. Воспитанию самостоятельности помогает ТРИЗ-педагогика, где показаны алгоритмы, помогающие решать противоречия.
В ТРИЗ — педагогике разработаны алгоритмы: системного и функционального анализа, решения задач, проведения морфологического анализа, сужения поля поиска, преобразования объекта.
Одним из важных направлений в ТРИЗ — педагогике является «Обучение детей планированию своей деятельности». Детям очень важно в любой деятельности уметь составлять план действий, достигать цели, анализировать свою деятельность, видеть свой результат, радоваться ему и видеть значимость своего «Я».
Проработав с детьми 10 лет по программе «Развитие основ творческого мышления, воображения и речи детей» в Коми республиканском центре дополнительного образования, собрав пособия для работы с детьми.
Я увидела, что дети дошкольного возраста испытывают трудности в ответе на вопросы, составлении рассказа, сказки, в последовательном выполнении задания. Возникла потребность, чтобы материал по обучению дошкольников основам планирования был собран в одном пособии. Сейчас идёт работа по его оформлению.
Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план (план обобщённого действия). Одним из таких планов является алгоритм.
Возникла потребность, чтобы материал по обучению дошкольников основам планирования был собран в одном пособии, поэтому из опыта работы и появился сборник алгоритмов.
Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов.
В стартовой беседе педагог увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, мотивирует детей на практическую деятельность. Для детей дошкольного возраста необходимо использовать наглядно — образный материал. Так на занятиях появился сказочный человечек «Мистер Успех». Он включает детей в процесс, играет с ними, рассказывает детям о своей жизни по плану и без него, учит детей составлять свой личный план и выполнять различные задания.
На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана. После составления планов проходит закрепление материала на практике Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия /разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада…. и т.д/.
После составления планов проходит закрепление материала на практике. В конце занятия педагог ставит задачи для размышления: Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?
Педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что работа по алгоритму делает познавательные усилия детей контролируемыми и управляемыми. Многократное применение алгоритма создаёт условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса, развивает логичность в суждениях. Использование алгоритма облегчает труд педагога и положительно влияет на результат, мотивирует детей на создание продукта.
Задачами в организации учебной работы с детьми являются:
1. Учить детей действовать по плану.
2. Учить детей способам действия: умению сравнивать, составлять рисуночные планы действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую;
3. Формировать умения детей прогнозировать последствия своей деятельности;
4. Учить учитывать время;
5. Воспитывать самостоятельность.
Итак! Чему учим детей?
1. Учим планировать свои дела;
2. Каждое дело начинаем с плана;
3. Составляя план, думаем о конечном результате;
4. Составляем конкретные шаги плана;
5. Сравниваем и выделяем главное;
6. Осознаём нужность планирования;
7. Продумываем свои действия на шаг вперёд не только за себя, но и за оппонента;
8. Обобщаем имеющиеся знания;
9. Высказываем своё мнение;
10. Подбираем необходимые знания / сделаю сам? кого могу попросить?/;
11. Решаем проблему;
Результаты работы, проведённой с детьми по планированию, показывают, что ребята умеют правильно и уверенно составлять описательные рассказы об объекте, выделяют главное, умеют составлять план действия, если у них ярко выражена мотивация.
Обучение планированию способствует развитию:
— умения составлять план;
— умения ставить цель;
— умения анализировать, обобщать, сравнивать знания об объекте;
— умения составлять рассказ;
— переноса приёма \планирования\ из одной ситуации в другую;
— смягчению ситуации стресса у детей с повышенной тревожностью;
Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. В готовящемся пособии будут представлены алгоритмы деятельности и даны рекомендации к их использованию.
1. Н. Абрамцева. Сказки. Ж. Самодеятельный театр.- 1995,- № 2.
2. Г.И. Альтов. Тут появился изобретатель. – М, 1987.
3. Береженова. М.А. Веселая грамматика. – Д.: Сталкер, 1998.
4. И.Л. Викентьев, И.К. Найкров. Лестница идей.- Новосибирск, 1992.
5. Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах. – 1992.
6. Занимательные задачи для детей /пособие для нач.школ.- 1994
7. Гин.А. Приёмы педагогической техники. – М.: Вита – Пресс, 1999.
8. Ю.Б. Гатанов. Курс развития творческого мышления “Иматон” Санкт-Петербург 1999.
9. Гранадская. А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система. Обучение в школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
10. Жарова. Л.В. Учить самостоятельности. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
11. Иванов. Г. Сибирячок. — Ангарск. –1993.,
12. Игры и развлечения. Молодая гвардия,- М, : 1989.
13. Каменева. Т. Какого цвета радуга? Детская литература, 1998 М.:
14. Колтун. М. Мир физики. Москва. Детская литература, 1984 М.:
15. Кононяева. Н.П. Вторая жизнь вещей. — Просвещение, 1993 М.:
16. Кузьмин. Л. Шагал один чудак. – Пермь, 1988.
15. Лелюх. С.В, Сидорчук. Т.А, Хоменко. Н.Н.. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск. Ульяновский институт повышения квалификации, 2003.
16. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. — Обнинск, 1992.
17. Т. Михайлова. Игровые занимательные задачи для школьников. — Просвещение.,1985.
18. Никитин. Ю. Мы играем в Игроград.- Челябинск, 1991.
19. Никашин. А.И. Страунинг. А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим. — Ростов–на–Дону; 1993.
20. Паскаль. М.В. Рабочий материал по развитию творческого .воображения. Кишинёв, 1993.
21. Павленко. А.Ф. Развитие мышления старших дошкольников средствами малых литературных форм. Ульяновск. Институт повышения квалификации. 1996.
22. Поспелов. Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. – М.: Педагогика, 1989.
23. Рихтерман. Г. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1991.
24. Страунинг. А.М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари “Грамматика фантазии” Ростов–на–Дону, 1993
25. Сидорчук.Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине.
26. Таинственное и загадочное. Энциклопедия. Минск, 1994.
27. Физическая смекалка. — Москва, 1994.,
28. Юрченко. В.И. Весёлая математика. Буквотека. – Д.: Сталкер, 1997.
29. Журналы ТРИЗ — педагогика. №1,2,3,4. 1992
30. Программа опытно-экспериментальной работы школы-сада №44. – Сыктывкар, 1995.
31. Образовательная программа Антонова Т.И. “Теория решения изобретательских задач” творческого объединения шк. №25./ — Сыктывкар, 2002.
32. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольника/авт. О.Я. Гудкович, О.Н. Самойлов. – Ульяновск, 1998.
33. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) для начальных классов/авт. Н.В. Рубин. – Петрозаводск, 1999.
34. Программа по курсу “Развитие творческого воображения” для начальных классов/авт. А.А. Нестеренко.
35. Программа по курсу “Развитие творческого воображения”/авт. Б.Н. Шевченко. – Фрунзе: Фрунзенский политехнический институт, 1987.
Источник
Консультация для родителей Как научить детей планировать свои дела
консультация (старшая группа)
Важно вовремя научить детей правильно распределять время еще в дошкольном возрасте. Это способствует развитию его познавательных способностей, умению ставить цель, анализировать и обобщать знания об объекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_detey_planirovat_svoi_dela.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как научить детей планировать свои дела
Обучение ребенка планированию является составной частью его развития. Важно вовремя научить детей правильно распределять время еще в дошкольном возрасте. Это способствует развитию его познавательных способностей, умению ставить цель, анализировать и обобщать знания об объекте.
Научите ребенка разделять свою деятельность на разные категории: домашняя работа, сон, социальная жизнь. Объясните ему, что следует делать дома и за его пределами ежедневно, а что можно перенести на следующий день.
Составьте совместно с малышом план его дня. В него должны обязательно входить такие пункты как время сна, завтрак, обед, ужин, время для игры, для прогулки на свежем воздухе, выполнение домашнего задания (если посещает школу ). Если вы с первых дней жизни приучите ваше чадо к распорядку дня, то в дальнейшем вам будет легче: просто режим будет постепенно расширяться, а ребенок это будет принимать как необходимое. Кроме того, у него уже будут выработаны такие привычки как ложиться спать, есть, гулять в одно и тоже время.
Обязательно подчеркивайте важность соблюдения режима. Например, ребенок не успел вовремя позавтракать. Объясните, что из-за этого опоздания время на просмотр телевизора не осталось. В следующий раз ребенок уже все сделает вовремя. Он поймет, что надо все делать в свое время, иначе можно опоздать и лишиться любимого занятия.
Подкрепляйте сказанное личным примером. Ребенок должен видеть как вы планируете свой день, как вам это облегчает жизнь. Так как дети в первую очередь копируют поведение своих родителей. К примеру, невозможно ребенка приобщить к здоровому образу жизни, если вы сами не придерживаетесь его.
Определите ребенка в детский сад или в какой-нибудь кружок. Это только поможет вам научить ребенка планировать свой день. Он поймет, что если вовремя не встать утром, то можно опоздать на любимое занятие. А для того, чтобы вовремя проснуться надо вовремя лечь спать и так далее, по цепочке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ребёнок с малых лет должен научиться видеть людей. Научиться понимать то, что каждый человек имеет право на радость, счастье, неприкосновенность своего мира, — пишет В. А. Сухомлинский. — ….
Как научить ребенка убирать свои игрушки?Этот навык, по большому счету, не из первостепенных, но все-таки желательно, чтобы он уже был в «багаже» малыша, который отправляется в детский сад. Конечно, в.
Консультация для родителей на тему:«Как научить ребёнка убирать свои игрушки» Почти в каждой семьи, где есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убирать за собой игрушки.
Материал подскажет родителям как научить ребенка и научиться самому доводить начатое дело до конца.
Научить детей любить своих родителей.
консультация для родителей «давайте найчим детей любить своих родителей.
Источник
Как научить ребенка планировать свое время?
Правила планирования времени для ребенка. Утренние сборы и домашнее задание: расписание из слов и картинок
Пэг Доусон доктор педагогики, психолог Центра обучения и расстройства внимания. Бывший президент Национальной и Международной ассоциаций школьных психологов.
Ричард Гуар доктор философии, нейрофизиолог, директор Центра обучения и расстройства внимания. Сертифицированный поведенческий аналитик.
Планирование — способность оценить наличие времени, распоряжаться им и укладываться в сроки, ощущение важности времени. Вероятно, вы знаете взрослых, которые превосходно справляются с планированием времени, и тех, для кого это крайне сложно.
Первым всегда удается вовремя выполнить обязательства; они могут оценить, сколько времени у них займет та или иная работа. Взрослые, не обладающие этим навыком, с трудом придерживаются графика, постоянно опаздывают и совершают ошибки при расчете времени, которое им понадобится на выполнение задачи.
Как развить у ребенка навык планирования времени
Мы знаем, что маленькие дети не способны планировать время. Поэтому мы делаем это за них. Мы напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, по собственному разумению рассчитывая время, которого им должно хватить на выполнение задания. Или напоминаем, когда пора готовиться ко сну, чтобы они успели почитать, после того как наденут пижамы, почистят зубы и умоются.
Постепенно мы передаем ответственность за это самим детям. Когда они начинают определять время по часам (обычно ко второму классу), мы напоминаем, что пора посмотреть на часы. Если есть запланированные мероприятия, например спортивные секции, мы помогаем детям планировать свое время с учетом этих событий.
Иногда, перейдя в среднюю школу, дети сталкиваются с трудностями, потому что требования возрастают, а мы всё меньше времени уделяем контролю и надзору за ними. Количество обязанностей возрастает, как и число отвлекающих факторов. Как можно тратить время на выполнение домашней работы, если хочется играть в видеоигры, общаться в чате с друзьями, просматривать любимые сайты, слушать новую музыку и болтать по телефону? Для некоторых искушения слишком велики. В этом случае мы должны помочь им научиться более эффективно управлять своим временем.
К старшим классам многие дети становятся искуснее в жонглировании возможностями и обязанностями и планируют свое время более эффективно. Если ваши дети еще не освоили этот навык, отношения с ними могут ухудшиться, потому что в этом возрасте они сопротивляются любым указаниям родителей.
Приучение к планированию времени в повседневной жизни
- Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Если дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и то же время каждый день, принимают пищу по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому.
- Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел, например работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.
- Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. При работе над навыком планирования вы также усиливаете ощущение времени, потому что планирование подразумевает установление временных границ для выполнения задания. Когда вы обсуждаете с ребенком планы на день или время, которое потребовалось на выполнение задания, он понимает взаимоотношения между временем и заданиями. Это может даже приносить радость, если вы планируете развлечения, например день с другом. Попросите ребенка оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой и т.п. Уроки, которые сможет извлечь ваш ребенок, будут особенно полезными для него, если он поймет, что они с другом могут делать что хотят, потому что заранее предусмотрели для этого время.
- Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Некоторые родители вешают на видном месте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи. Благодаря этому подходу ребенок научится чувствовать время.
- Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.
Выходим из дома вовремя: планирование утренних дел
Семилетний Гаррет — младший из четырех сыновей. Он всегда отчаянно хотел не отставать от старших братьев. Он желал быть независимым, однако часто складывалось впечатление, будто он теряет счет времени и плохо понимает, что такое срочность.
Особенно сложно ему давалось быть готовым в срок к выходу из дома. Ситуация ухудшалась, если Гаррет должен был пойти туда, куда не хотел (например, на прием к врачу). Однако он всегда медленно собирался, даже отправляясь в любимые места (например, в аквапарк). Чтобы поторопить его, родителям или кому-то из братьев приходилось постоянно напоминать и ворчать на него. И хотя этот подход в итоге срабатывал, он был источником неудовольствия остальных членов семьи.
Гаррет не испытывал трудностей в школе, у него не было особых проблем в учебе, но он часто сдавал работы последним. Учитель заметил, что мальчик может работать эффективнее, если ему надо закончить задание, чтобы заняться приятным делом, например пойти на перемену.
Родители Гаррета решили, что сын уже достаточно взрослый, чтобы учиться базовым навыкам планирования времени. Раз Гаррета надо научить заканчивать работу в срок, он сначала должен понять, чего от него ожидают. Родители решили сосредоточиться на задачах, которые ему нужно решить, чтобы выйти из дома: от полного утреннего «ритуала» (проснуться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д.) до совсем простых дел, например обувания. Поскольку как раз утром возникает больше всего проблем, родители решили начать именно с этих «ритуалов».
Воспользовавшись желанием Гаррета быть «большим мальчиком» и стать независимым, они обсудили с ним план утренних процедур. Они говорили, что, если он вовремя будет выполнять все действия, они перестанут ворчать на него. Но Гаррет не проявлял особого интереса, пока родители не сказали ему, что за выполнение плана он сможет получить приз.
Ему понравилось составлять расписание из слов и картинок. Родители разрешили ему почти полностью определить порядок выполнения заданий. Они сделали ленту на липучке, чтобы можно было менять порядок картинок и убирать их. По задумке после выполнения каждого задания Гаррет должен был снимать картинку и прятать ее в карман с надписью «сделано», прикрепленный под расписанием.
Вместо того чтобы установить для него время, когда он должен начинать, они договорились, что утром в течение двух дней будут фиксировать время, необходимое сыну для выполнения того или иного действия, и определят, сколько времени нужно на сборы.
Они сделали коробочку для приза, куда положили недорогую игрушку и сладость, и поместили фото коробки в конце расписания.
Чтобы увеличить шансы на успех, родители договорились, что в течение пары недель они дважды в день будут проверять выполнение плана.
Согласовав подход с учителем, родители настояли, что, если из-за медленного выполнения плана Гаррет опоздает в школу, он компенсирует это время за счет перемены или оставшись после уроков.
Применяя эту систему, Гаррет стал действовать более эффективно и независимо по утрам. Для других случаев, когда надо «подготовиться», родители используют мини-версию плана, включающую одну-две картинки, таймер и поощрение.
Учимся оценивать время выполнения задания
Родители Натана всегда ценили выдержанность сына-восьмиклассника. Он особенно выделяется на фоне сестры, паникующей всякий раз накануне экзамена. Но с тех пор как мальчик перешел в среднюю школу, родителей все больше стала беспокоить его привычка откладывать домашнее задание почти до отхода ко сну. Он делал все небрежно или не делал вообще. Ситуация усугублялась, когда Натан должен был сделать долгосрочный проект, потому что зачастую он откладывал его до дня сдачи.
Со временем мама поняла, в чем проблема: Натан не может оценить, сколько времени займет выполнение задания. Работа, которая, по оценке Натана, продлится полчаса, на самом деле требует двух часов; проект, на который он планирует потратить пару часов, занимает пять или шесть.
Родители несколько раз пытались помочь мальчику понять, что он неверно оценивает время на подготовку. Но даже если он знает, что предыдущую работу написал за два часа, в этот раз он уверен, что все равно уложится максимум в час, потому что понимает, о чем хочет написать, и уже придумал примерный план.
После очередного спора, в котором родители привели уйму аргументов, подтверждающих, что сын не может оценивать время, а Натан прямо им заявил: «Не лезьте в мои дела!» — родители решили, что нужно искать другой путь решения проблемы.
В субботу вечером они сходили вместе в кафе и предложили, чтобы каждый день по возвращении из школы Натан составлял список домашних заданий, которые ему надо сделать, и оценивал, сколько времени понадобится. Затем он должен определить, когда приступить к выполнению заданий, основываясь на своей оценке времени, но с условием, что он должен закончить работу до 9 вечера. Если он отстанет от графика более чем на 20 минут, на следующий день он должен сесть за уроки в 16:30. Если же его оценки окажутся верными, на следующий день он снова сам определит время начала выполнения домашней работы. Они также договорились, что Натан будет выделять время для подготовки к контрольным и делать небольшую часть долгосрочного проекта два-три раза в неделю, если выполнение домашних заданий займет не более двух часов.
Натан согласился, будучи уверенным, что так он сможет доказать родителям их неправоту. Вернувшись домой, он даже потратил час за компьютером, составив таблицу для учета времени и заданий. Он сказал маме, что будет пересылать ей таблицу по электронной почте каждый день, как только заполнит. Они договорились, что мама будет изучать план, а затем проверит выполнение всех заданий ко времени, указанному сыном.
Первые пару недель маме приходилось напоминать Натану о том, что он должен составить план и прислать ей по почте. Натан быстро понял, что он не так хорошо может оценивать время, как ему казалось. Но поскольку ему не нравилось садиться за домашнюю работу сразу по возвращении из школы, он постепенно улучшил свою способность оценивать, сколько времени она займет. Пару раз, когда он показывал родителям выполненные задания, они замечали, что работа сделана небрежно, возможно из-за попытки уложиться в срок. Они обсудили введение наказаний и предупредили, что наказания будут применяться, если небрежность войдет в привычку.
Источник