- 25 способов научить ребенка управлять своим временем
- Тайм-менеджмент – навык, который важно развивать у ребенка с раннего возраста
- Почему тайм-менеджмент важен?
- 25 советов по обучению детей тайм-менеджменту
- Как научить ребенка планировать свое время?
- Правила планирования времени для ребенка. Утренние сборы и домашнее задание: расписание из слов и картинок
- Как развить у ребенка навык планирования времени
- Приучение к планированию времени в повседневной жизни
- Выходим из дома вовремя: планирование утренних дел
- Учимся оценивать время выполнения задания
25 способов научить ребенка управлять своим временем
Тайм-менеджмент – навык, который важно развивать у ребенка с раннего возраста
Тайм-менеджмент – это важный навык, который дает много преимуществ в жизни и детям, и взрослым. Чем раньше вы обучите этому ребенка, тем лучше. Тайм-менеджмент не только помогает завершать поставленные задачи, но и снижает уровень стресса в ходе их выполнения. Как правило, у современных детей много занятий: школа, спортивные секции, внеклассные занятия и т. д. Каждое из этих занятий важно для развития ребенка. Ребенок должен найти баланс между всеми этими делами – так он научится эффективно распоряжаться своим временем.
Вам может казаться, что ребенок еще слишком маленький, чтобы понять суть тайм-менеджмента. Однако есть способы научить его управлять временем и правильно составлять распорядок дня. В статье мы поговорим о том, как научить ребенка основам тайм-менеджмента.
Почему тайм-менеджмент важен?
Тайм-менеджмент – это навык, который делает людей более дисциплинированными и ответственными. Навык тайм-менеджмента дает детям и многие другие преимущества, например:
- учит их распределять время на выполнение каждой задачи;
- помогает расставлять приоритеты;
- улучшает аналитические навыки;
- позволяет выполнять несколько задач за короткий период;
- снижает стресс во время работы.
25 советов по обучению детей тайм-менеджменту
Для того чтобы научиться управлять временем, нужно научиться организовывать свой распорядок и расставлять приоритеты. Детям сложно этому научиться, но постоянная практика поможет им в этом. Рассмотрим несколько советов по поводу того, как научить детей тайм-менеджменту. Попробуйте все указанные советы и выберите те, которые подходят вам.
1. Поговорите о том, как сменяются времена года
Первый шаг в обучении детей тайм-менеджменту – научить их самому понятию времени. Объяснить, что такое время, на словах может быть трудно. Поэтому лучший способ – наглядно показать ребенку ход времени.
Объясните ребенку, как сменяются времена года и какие изменения в природе происходят каждый сезон. Вы можете предложить ему наблюдать за тем, как растут деревья, и записывать свои наблюдения в тетрадь. Это поможет ребенку понять, как проходит время, и как сменяются времена года.
2. Научите ребенка оценивать время
Чтобы правильно планировать распорядок дня, нужно научиться анализировать, сколько времени займет то или иное занятие. Научите этому ребенка. Позвольте ему составить расписание занятий на день – для этого он в течение дня должен обращать внимание, сколько времени занимает то или иное занятие. В конце каждого дня выделяйте 15 минут на то, чтобы проанализировать все, что он делал в течение дня. Сравнивайте время, количество занятий и результаты в течение каждого дня. Вносите коррективы, когда планируете занятия на следующий день – это поможет ребенку правильно оценивать время.
3. Помогите ребенку составлять расписание
Понаблюдайте за тем, как ребенок проводит большую часть своего времени. Обратите внимание, эффективно ли ребенок использует свое время или тратит его на компьютерные игры или просмотр телепрограмм. Основываясь на увиденном, предложите ребенку самому составить расписание, выделяя время на учебу, игры, прогулки и другие занятия. Если ребенок несколько раз составит для себя расписание, это войдет у него в ежедневную привычку.
4. Приучите ребенка к распорядку
Установленный распорядок учит ребенка проявлять терпение и достигать поставленных целей. Сначала вы можете предложить ребенку выполнить простые занятия: выполнить какую-либо работу по дому или просто поиграть в течение определенного времени. Когда время на игры подходит к концу, напомните об этом ребенку. Так он больше будет готов к тому, что дальше его ждут занятия, которые ему не нравятся. Таким образом, ребенок учится проявлять терпение и организовывать свое время.
5. Объясните ребенку, как подготовиться к различным занятиям
Навыки тайм-менеджмента тесно связаны с другими навыками. Очень важно подготовить все необходимое для предстоящих занятий. Например, если ребенок учит уроки, а у него под рукой нет необходимых учебных принадлежностей, это занятие займет у него намного больше времени. Научите ребенка заранее организовывать место для различных занятий и давайте вознаграждение за выполненную работу. Если у ребенка под рукой будет все необходимое, это поможет ему избежать стресса при выполнении работы.
6. Используйте таймер
Чтобы помочь ребенку понять важность времени, следите за тем, чтобы он заканчивал свои дела в запланированное время. Лучший способ сделать это – установить таймер. Можно также использовать песочные час или любое другое устройство, которое будет показывать ребенку, сколько времени осталось. Если он выполнит работу вовремя, дайте ему время поиграть или придумайте дугой способ поощрения.
7. Объясните ребенку последствия за нарушения графика
В развитии навыков тайм-менеджмента важно, чтобы ребенок взял на себя ответственность за свои действия. В противном случае это может привести к срыву задач или нарушениям графика. Чтобы научить ребенка ответственности, объясните ему, какие последствия его ждут в случае, если он не сделает работу вовремя. Вместе с тем расскажите ему, как можно развить навыки.
8. Устанавливайте долгосрочные цели
Когда у ребенка есть долгосрочное задание, успех во многом зависит от правильной подготовки. Помогите ребенку разбить большую задачу на несколько маленьких и определить сроки их выполнения. Это упрощает достижение конечной цели и снижает у ребенка уровень стресса. Кроме того, маленькие шаги помогают более точно выполнить поставленную задачу.
9. Помогите ребенку расставлять приоритеты
Помогите ребенку планировать дела и составлять их список. Помогайте, если у него возникают трудности в выполнении какой-либо задачи. Предложите ему проанализировать школьное расписание и спланировать свои дела.
Помогите ребенку расставить приоритеты в учебе и остальных сферах жизни. Некоторые задачи нельзя откладывать (например, выполнение домашних заданий или подготовку к экзаменам), а некоторые можно выполнить позже.
10. Определите время для сна
Если ребенок ложится спать в одно и то же время, это учит его правильно распределять время в течение дня на учебу, игры и другие занятия. Кроме того, если ребенок рано ложится спать и рано встает, он может лучше управлять своим временем.
11. Принимайте пищу в определенное время
Принимать пищу также стоит в одно и то же время каждый день. Ужин – это хороший повод собраться всей семьей и поговорить о том, как прошел день у каждого из вас. Слушая взрослых, ребенок может узнать много нового. Если во время ужина вы будете обсуждать предстоящие дела, ребенок будет учиться у вас планированию и организации дел.
12. Установите правила использования гаджетов
Несмотря на то, что смартфон или планшет могут помочь выполнять работу, в повседневной жизни они могут мешать, если использовать их слишком часто. Поэтому дома нужно ограничить использование гаджетов. Вы можете определить, в какое время и в каких местах нельзя использовать мобильные телефоны (например, за столом или в спальне ребенка). Вы также должны придерживаться установленных правил.
13. Организуйте место, где ребенок сможет учить уроки
Чтобы создать ребенку условия для учебы, организуйте место. Позаботьтесь о том, чтобы ребенка ничто не отвлекало от учебы: комната должна быть тихой и непроходной. Также у ребенка под рукой должны быть все необходимые учебные принадлежности.
14. Составьте вместе с ребенком чек-лист
Запишите на листке бумаги список дел на день. Когда ребенок выполнит одну задачу, он должен поставить напротив нее галочку. Помогите ребенку составить чек-лист на день, неделю и месяц. Не забывайте поощрять ребенка каждый раз, когда он выполнит все пункты из списка – это будет мотивировать его повышать планку в следующий раз.
15. Понимайте тревоги ребенка
Если у ребенка возникнут проблемы с выполнением какой-либо задачи, скажите, что вы готовы ему помочь. Выслушайте ребенка и дайте ему совет, как решить проблему. Не заставляйте ребенка и не будьте с ним слишком строгими, чтобы он не испытывал излишнего стресса.
16. Привнесите в занятия немного веселья
Дети любят веселые занятия. Если ребенку интересно, он прилагает больше усилий. Вы можете использовать это в планировании дел вместе с ребенком. Например, вы можете красочно оформить список дел на день или устроить соревнование: сможет ли ребенок выполнить больше дел, чем вчера. Так ребенок заинтересуется планированием и узнает, что это может быть веселым занятием.
17. Учите ребенка тайм-менеджменту с раннего возраста
Учите ребенка управлять временем с раннего возраста. К тому времени, когда он будет жить отдельно от вас, он должен уметь планировать свое время. Учите его выполнять работу по дому в соответствии с возрастом. Чем раньше вы начнете учить этому ребенка, тем лучше.
18. Начните вести семейный календарь
В начале месяца соберитесь вместе с семьей и распределите домашние обязанности. Так каждый член семьи будет знать свои обязанности и сможет составить расписание так, чтобы не мешать другим членам семьи выполнять свои обязанности. Предложите ребенку выписать важные даты в течение месяца и уже после этого планировать все остальные дела. Вы можете проявить творчески подход и запланировать какое-нибудь веселое мероприятие для всей семьи.
19. Помогайте ребенку придерживаться плана
Поначалу ребенку бывает трудно придерживаться плана. Помогите ему. Не страшно, что у него еще нет достаточных навыков – главное, что он старается. Рано или поздно он научится правильно распределять свое время и выполнять все запланированные дела.
20. Используйте удобные для ребенка инструменты тайм-менеджмента
Для того чтобы развить навыки тайм-менеджмента, ребенку нужны понятные инструменты. Важно, чтобы они были наглядными. Если вы не можете найти их в продаже или скачать в интернете, сделайте их сами. Проанализируйте расписание ребенка и найдите творческие, но наглядные способы облегчить им процесс управления временем.
21. Не переусердствуйте
Не принуждайте ребенка планировать каждый свой шаг. Чрезмерное планирование может усилить стресс, сбить ребенка с толку и в конечном итоге привести к неудаче. Давайте ребенку свободное время и наблюдайте за ним. Если он не может расслабиться, возможно, стоит пересмотреть его расписание и дать ему больше свободного времени.
22. Поощряйте ребенка
Мотивируйте ребенка с помощью различных поощрений. Когда вы признаете его умение управлять своим временем, в следующий раз он будет стараться еще больше. Вознаграждением может стать дополнительное время, которое ребенок проведет с друзьями, угощение и т. д. Поощряйте ребенка каждый раз, когда он выполнит все пункты из списка, или раз в неделю.
23. Включайте в расписание свободное время
Очень важно, чтобы в расписании ребенка были не только дела, которые он должен выполнить в течение дня, но и свободное время. Так он поймет, что важно не только выполнять все задания, но и отдыхать. В свободное время позвольте ему поиграть с друзьями, посмотреть фильм или заняться чем-то, что ему интересно.
24. Советуйте, но не контролируйте
Когда вы советуете и помогаете ребенку, вы учите его самостоятельно решать проблемы. Когда вы контролируете, вы настаиваете на том, чтобы ребенок выполнил свою работу. С помощью советов и подсказок вы можете научить ребенка отвечать за свои действия.
25. Добавляйте важную информацию в расписание
Это могут быть праздники, дни рождения членов семьи, визиты к врачу и т. д. Попросите ребенка посмотреть расписание на следующий день, чтобы он расставил приоритеты. Помогите разбить важные дела на более мелкие задачи, которые он может выполнять в течение нескольких дней.
Главная задача в обучении ребенка тайм-менеджменту – научить его понимать важность времени. Когда ребенок научится планировать свои дела, вы поймете, что хорошо сделали свою работу. Не волнуйтесь, если у ребенка возникнут трудности в планировании. Постоянная практика поможет ему справляться с ними. Все, что вам нужно – помогать, наблюдать и проявлять терпение.
Источник
Как научить ребенка планировать свое время?
Правила планирования времени для ребенка. Утренние сборы и домашнее задание: расписание из слов и картинок
Пэг Доусон доктор педагогики, психолог Центра обучения и расстройства внимания. Бывший президент Национальной и Международной ассоциаций школьных психологов.
Ричард Гуар доктор философии, нейрофизиолог, директор Центра обучения и расстройства внимания. Сертифицированный поведенческий аналитик.
Планирование — способность оценить наличие времени, распоряжаться им и укладываться в сроки, ощущение важности времени. Вероятно, вы знаете взрослых, которые превосходно справляются с планированием времени, и тех, для кого это крайне сложно.
Первым всегда удается вовремя выполнить обязательства; они могут оценить, сколько времени у них займет та или иная работа. Взрослые, не обладающие этим навыком, с трудом придерживаются графика, постоянно опаздывают и совершают ошибки при расчете времени, которое им понадобится на выполнение задачи.
Как развить у ребенка навык планирования времени
Мы знаем, что маленькие дети не способны планировать время. Поэтому мы делаем это за них. Мы напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, по собственному разумению рассчитывая время, которого им должно хватить на выполнение задания. Или напоминаем, когда пора готовиться ко сну, чтобы они успели почитать, после того как наденут пижамы, почистят зубы и умоются.
Постепенно мы передаем ответственность за это самим детям. Когда они начинают определять время по часам (обычно ко второму классу), мы напоминаем, что пора посмотреть на часы. Если есть запланированные мероприятия, например спортивные секции, мы помогаем детям планировать свое время с учетом этих событий.
Иногда, перейдя в среднюю школу, дети сталкиваются с трудностями, потому что требования возрастают, а мы всё меньше времени уделяем контролю и надзору за ними. Количество обязанностей возрастает, как и число отвлекающих факторов. Как можно тратить время на выполнение домашней работы, если хочется играть в видеоигры, общаться в чате с друзьями, просматривать любимые сайты, слушать новую музыку и болтать по телефону? Для некоторых искушения слишком велики. В этом случае мы должны помочь им научиться более эффективно управлять своим временем.
К старшим классам многие дети становятся искуснее в жонглировании возможностями и обязанностями и планируют свое время более эффективно. Если ваши дети еще не освоили этот навык, отношения с ними могут ухудшиться, потому что в этом возрасте они сопротивляются любым указаниям родителей.
Приучение к планированию времени в повседневной жизни
- Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Если дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и то же время каждый день, принимают пищу по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому.
- Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел, например работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.
- Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. При работе над навыком планирования вы также усиливаете ощущение времени, потому что планирование подразумевает установление временных границ для выполнения задания. Когда вы обсуждаете с ребенком планы на день или время, которое потребовалось на выполнение задания, он понимает взаимоотношения между временем и заданиями. Это может даже приносить радость, если вы планируете развлечения, например день с другом. Попросите ребенка оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой и т.п. Уроки, которые сможет извлечь ваш ребенок, будут особенно полезными для него, если он поймет, что они с другом могут делать что хотят, потому что заранее предусмотрели для этого время.
- Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Некоторые родители вешают на видном месте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи. Благодаря этому подходу ребенок научится чувствовать время.
- Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.
Выходим из дома вовремя: планирование утренних дел
Семилетний Гаррет — младший из четырех сыновей. Он всегда отчаянно хотел не отставать от старших братьев. Он желал быть независимым, однако часто складывалось впечатление, будто он теряет счет времени и плохо понимает, что такое срочность.
Особенно сложно ему давалось быть готовым в срок к выходу из дома. Ситуация ухудшалась, если Гаррет должен был пойти туда, куда не хотел (например, на прием к врачу). Однако он всегда медленно собирался, даже отправляясь в любимые места (например, в аквапарк). Чтобы поторопить его, родителям или кому-то из братьев приходилось постоянно напоминать и ворчать на него. И хотя этот подход в итоге срабатывал, он был источником неудовольствия остальных членов семьи.
Гаррет не испытывал трудностей в школе, у него не было особых проблем в учебе, но он часто сдавал работы последним. Учитель заметил, что мальчик может работать эффективнее, если ему надо закончить задание, чтобы заняться приятным делом, например пойти на перемену.
Родители Гаррета решили, что сын уже достаточно взрослый, чтобы учиться базовым навыкам планирования времени. Раз Гаррета надо научить заканчивать работу в срок, он сначала должен понять, чего от него ожидают. Родители решили сосредоточиться на задачах, которые ему нужно решить, чтобы выйти из дома: от полного утреннего «ритуала» (проснуться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д.) до совсем простых дел, например обувания. Поскольку как раз утром возникает больше всего проблем, родители решили начать именно с этих «ритуалов».
Воспользовавшись желанием Гаррета быть «большим мальчиком» и стать независимым, они обсудили с ним план утренних процедур. Они говорили, что, если он вовремя будет выполнять все действия, они перестанут ворчать на него. Но Гаррет не проявлял особого интереса, пока родители не сказали ему, что за выполнение плана он сможет получить приз.
Ему понравилось составлять расписание из слов и картинок. Родители разрешили ему почти полностью определить порядок выполнения заданий. Они сделали ленту на липучке, чтобы можно было менять порядок картинок и убирать их. По задумке после выполнения каждого задания Гаррет должен был снимать картинку и прятать ее в карман с надписью «сделано», прикрепленный под расписанием.
Вместо того чтобы установить для него время, когда он должен начинать, они договорились, что утром в течение двух дней будут фиксировать время, необходимое сыну для выполнения того или иного действия, и определят, сколько времени нужно на сборы.
Они сделали коробочку для приза, куда положили недорогую игрушку и сладость, и поместили фото коробки в конце расписания.
Чтобы увеличить шансы на успех, родители договорились, что в течение пары недель они дважды в день будут проверять выполнение плана.
Согласовав подход с учителем, родители настояли, что, если из-за медленного выполнения плана Гаррет опоздает в школу, он компенсирует это время за счет перемены или оставшись после уроков.
Применяя эту систему, Гаррет стал действовать более эффективно и независимо по утрам. Для других случаев, когда надо «подготовиться», родители используют мини-версию плана, включающую одну-две картинки, таймер и поощрение.
Учимся оценивать время выполнения задания
Родители Натана всегда ценили выдержанность сына-восьмиклассника. Он особенно выделяется на фоне сестры, паникующей всякий раз накануне экзамена. Но с тех пор как мальчик перешел в среднюю школу, родителей все больше стала беспокоить его привычка откладывать домашнее задание почти до отхода ко сну. Он делал все небрежно или не делал вообще. Ситуация усугублялась, когда Натан должен был сделать долгосрочный проект, потому что зачастую он откладывал его до дня сдачи.
Со временем мама поняла, в чем проблема: Натан не может оценить, сколько времени займет выполнение задания. Работа, которая, по оценке Натана, продлится полчаса, на самом деле требует двух часов; проект, на который он планирует потратить пару часов, занимает пять или шесть.
Родители несколько раз пытались помочь мальчику понять, что он неверно оценивает время на подготовку. Но даже если он знает, что предыдущую работу написал за два часа, в этот раз он уверен, что все равно уложится максимум в час, потому что понимает, о чем хочет написать, и уже придумал примерный план.
После очередного спора, в котором родители привели уйму аргументов, подтверждающих, что сын не может оценивать время, а Натан прямо им заявил: «Не лезьте в мои дела!» — родители решили, что нужно искать другой путь решения проблемы.
В субботу вечером они сходили вместе в кафе и предложили, чтобы каждый день по возвращении из школы Натан составлял список домашних заданий, которые ему надо сделать, и оценивал, сколько времени понадобится. Затем он должен определить, когда приступить к выполнению заданий, основываясь на своей оценке времени, но с условием, что он должен закончить работу до 9 вечера. Если он отстанет от графика более чем на 20 минут, на следующий день он должен сесть за уроки в 16:30. Если же его оценки окажутся верными, на следующий день он снова сам определит время начала выполнения домашней работы. Они также договорились, что Натан будет выделять время для подготовки к контрольным и делать небольшую часть долгосрочного проекта два-три раза в неделю, если выполнение домашних заданий займет не более двух часов.
Натан согласился, будучи уверенным, что так он сможет доказать родителям их неправоту. Вернувшись домой, он даже потратил час за компьютером, составив таблицу для учета времени и заданий. Он сказал маме, что будет пересылать ей таблицу по электронной почте каждый день, как только заполнит. Они договорились, что мама будет изучать план, а затем проверит выполнение всех заданий ко времени, указанному сыном.
Первые пару недель маме приходилось напоминать Натану о том, что он должен составить план и прислать ей по почте. Натан быстро понял, что он не так хорошо может оценивать время, как ему казалось. Но поскольку ему не нравилось садиться за домашнюю работу сразу по возвращении из школы, он постепенно улучшил свою способность оценивать, сколько времени она займет. Пару раз, когда он показывал родителям выполненные задания, они замечали, что работа сделана небрежно, возможно из-за попытки уложиться в срок. Они обсудили введение наказаний и предупредили, что наказания будут применяться, если небрежность войдет в привычку.
Источник