- Учиться или только работать: как найти баланс
- Легко пообещать, сложнее — сделать
- Как может выглядеть учебный процесс
- Что можно сделать своими силами
- Проблема выбора: учёба или работа?
- Проблема выбора в студенческие годы: учеба, работа или личная жизнь?
- Только учеба
- Только работа
- Только личная жизнь
- А как надо?
Учиться или только работать: как найти баланс
Разберемся, стоит ли выделять рабочее время на учебу, когда и как это уместно делать, что думают по этому поводу руководители и как относятся к «прокачке» сотрудников.
Christian Erfurt / Unsplash.com
Легко пообещать, сложнее — сделать
Сегодня образовательные программы как никогда доступны: любой может пройти нужный MOOC, а их общее количество исчисляется десятками тысяч. Но компании, кажется, только входят во вкус — c момента кризиса 2008-го они «разогнали» общемировой объем рынка профессионального образования с 244 до 370 млрд. долларов и продолжают увеличивать инвестиции в прокачку сотрудников. Учеба для бизнеса — не только утилитарный инструмент, но и работа на HR-брендинг. Чем активнее компания подкрепляет траектории карьерного развития образовательной базой, тем легче ей привлечь адекватных и квалифицированных специалистов.
Другое дело, что за красивой картинкой и обещаниями не всегда следуют результаты. Совмещать рутину с учебой и погружаться в новые области знаний могут позволить себе «не только лишь все»: кто-то не хочет заниматься чем-то, кроме обязанностей, прописанных в договоре, другие завалены «боевыми» задачами, у третьих и выбора нет — обучение им просто не предлагают.
Порой так происходит из-за того, что менеджеры не понимают, входит ли корпоративное обучение в рабочий процесс, и не знают, как учитывать время, потраченное на него сотрудниками, с точки зрения бухгалтерии. Либо и вовсе открыто говорят, что не хотели бы расходовать средства компании на повышение квалификации тех, кто может завтра уволиться, и рекомендуют проходить курсы на стороне за свой счет.
В таких ситуациях специалисты остаются один на один с вопросами о том, как все успевать самим, стоит ли обсуждать эту тему с начальством и как вообще подступиться к учебе.
Как может выглядеть учебный процесс
Даже самые заурядные моменты — вроде взаимодействия с заказчиками — не лишены возможностей для изучения чего-то нового. Так, в деятельности любой службы поддержки (и даже менеджмента) найдется место для внедрения элементов клиентоориентированного подхода, а в отделе финансового планирования — для изучения новых методик управления и инструментария для подготовки бюджета. Полученные знания в большинстве случаев будут инкрементальными, то есть подкрепляющими предыдущий опыт (общения с клиентами, построения фин.моделей, сдачи отчетности компании и т.д.) и уже имеющиеся компетенции. Кстати, хорошим примером будет и так называемая StackOverflow-driven разработка.
Mr. Bochelly / Unsplash.com
Что уж говорить о профессиональных курсах, если даже школьные, вузовские и специализированные методики и приложения для запоминания устроены хоть и более комплексным, но все-таки похожим образом. В их основе — в том или ином виде — лежит инкрементальное обучение. С другой стороны, сам факт широкого распространения модели — еще не показатель ее эффективного использования. В теории такое обучение подразумевает личную инициативу — учащемуся следует самостоятельно выбирать, чем и когда он хотел бы заниматься. Речь не о том, чтобы делать это в начальных классах в школе, но в университетах и, тем более, на работе этот подход вполне допустим. Другое дело, что мало кто им пользуется.
В профессиональной среде вместо «голоса снизу» мы видим движение по инерции: чему учиться и как — решают исключительно руководители. Подчиненные становятся заложниками заданной траектории развития и часто отказываются ей следовать. Похожая ситуация наблюдается, когда им и вовсе не предлагают варианты для прокачки навыков — в таком случае сотрудники вынуждены делать это либо в ходе рутинных процессов (замкнутая инкрементальная модель), либо тратить личное время и деньги.
Как справедливо замечает Джанпьеро Петрильери, профессор одной из наиболее известных бизнес-школ и эксперт в области образования, инкрементальная схема требует внимания к контексту и окружению: «Вашим коллегам будет намного удобнее учиться, если им в том или ином виде предоставят «песочницу», воспроизводящую боевые условия, но с защитой от дурака». Это могут быть семинары, корпоративные хакатоны и другие форматы, но «их стоит дополнить еще и трансформирующим обучением, когда такие песочницы становятся гораздо более открытыми для экспериментов и тематических ответвлений». Тогда можно говорить о развитии экспертизы в смежных областях, получении новых компетенций и личностном росте.
Этот формат подразумевает чуть большее вовлечение сотрудников, но его все-таки стоит считать комплементарным итеративному. «Если последний направлен на выполнение задач и последовательный прогресс, то первый [трансформирующее обучение] — исключительно на прорывное развитие. Он помогает научиться учиться, а не механически выполнять какие-то действия на работе», — подчеркивает Джанпьеро Петрильери в колонке для портала Массачусетского технологического института.
Проблема в том, что этому подходу практически не уделяют внимания в корпоративной среде, где привыкли фокусироваться исключительно на обучении «ради роста ключевых показателей эффективности» в моменте. Хотя могли бы предоставлять и свободный формат, в котором сотрудники не боялись бы формулировать гипотезы и выдвигать нестандартные решения.
Кажется, что именно так стоит действовать в кризис, когда экономический контекст постоянно меняется, появляются новые вызовы, а реагировать на них нужно максимально быстро.
Что можно сделать своими силами
Вне зависимости от рабочей обстановки, личностное развитие, прокачка навыков и, как следствие, карьерный рост обязательно потребуют внимания, времени и ваших собственных усилий. Дожидаться момента, когда начальство возьмет этот процесс в свои руки, точно не стоит.
В этом есть свои плюсы: если вы, ваш отдел или команда предоставлены сами себе, организовать обучение будет, как минимум, удобнее. Другой вопрос, с чего начать.
Запастись терпением и временем
Здесь вам потребуется та самая инициатива, о которой мы говорили выше, когда обсуждали итеративное обучение. Принципиально важно не просто принять решение учиться, но и самостоятельно контролировать этот процесс и возвращаться к нему вновь и вновь — особенно если в силу обстоятельств обучение пришлось на некоторое время приостановить.
Следующее — это время на образовательные активности. Если вы занимаетесь разработкой или другой творческой деятельностью, всегда есть возможность добыть дополнительные час-два в день с помощью элементов методики «deep work» и понимания того, как устроен механизм нашего внимания, и почему время, затрачиваемое на саму работу, утекает сквозь пальцы.
! — Если вы руководите командой, не пытайтесь вводить тотальный контроль за подчиненными и слишком частую отчетность. Все это не поможет направить все 146% времени ваших сотрудников на выполнение рабочих задач, а скорее вызовет раздражение и потерю продуктивности. В худшем случае у вас за спиной будет формироваться подпольное движение за восстановление «прав и свобод».
Начать с чего-то простого
Если изучение нового пока связано исключительно с сиюминутными делами (условная StackOverflow-driven разработка и гуглинг), стоит сбалансировать подобный формат чтением книг по смежной сфере деятельности, необязательно пересекающейся напрямую с вашей специализацией. Если сходу осуществить это не получится, попробуйте делать чек-листы по тому, что находите на SO и в поиске по рабочим вопросам. Как минимум, из этого получится хабрапост. Для вдохновения читайте чужие лонгриды и подпишитесь на тематические рассылки.
Jake Oates / Unsplash.com
Важно при этом учитывать порядки, принятые в вашем коллективе — вероятно, чтение бумажной книги в офисе напротив работающих коллег будет не лучшей идеей. Поэтому стоит оценить обстановку перед тем, как что-то подобное предпринять. Хорошо, если атмосфера в команде позволяет делать это открыто — например, для переключения внимания со сложной проблемы на рутину и обратно. В ином случае придется задействовать время перерывов на чай и кофе.
! — Тим-лидам полезно брать инициативу на себя и вырабатывать с сотрудниками общий подход к учебе на рабочем месте. Обсудите, что будет допустимым, а что — не совсем, и как обмениваться соображениями на этот счет. Такой подход послужит драйвером для запуска инкрементального обучения силами самих специалистов.
Попробовать пятничный формат
Он будет трансформационным компонентом в учебном процессе и позволит вам:
навести порядок в делах (и на рабочем месте), плюс — быть готовым к новым задачам;
понимать, что происходит в индустрии (чем занимаются конкуренты и эксперты);
заняться долгосрочным планированием развития команды;
внести вклад в открытые проекты по своему профилю.
К изучению нового во время «тихих» пятниц стоит подходить как к любому другому делу: наметить планы, проводить ревю, обсуждать сложности и делиться опытом с коллегами — по возможности обучать младших специалистов. Это поможет вам закреплять материал.
Делиться успехами в текущей обстановке удобно в формате компактных онлайн-конференций, когда на звонке выступают, а потом и отвечают на вопросы один или два сотрудника. Темы можно подбирать в спонтанном режиме или распределять заранее, главное — искренний интерес к ним.
! — Пятничный формат — не дополнительный выходной, но и от обычных будней он отличается. Обычно во время тихих пятниц принято снижать интенсивность коммуникации — ограничить традиционные совещания, онлайн-стендапы и звонки.
Такой подход поможет сотрудникам тратить на описанные (в буллитах выше) задачи меньше времени на выходных. Заниматься ими они, скорее всего, будут в любом случае, но если вы возглавите этот процесс, то и риск выгорания будет ниже, а команде будет чуть легче возвращаться к рутине и новым рабочим делам по понедельникам.
!! — Не стоит ограничивать разработчиков в пятничных деплоях (изменения могут быть чувствительными, и разбираться с каждым отдельным случаем, когда у всех тихая пятница, просто нет смысла). Даже если вы не занимаетесь IT, сообщите клиентам об особом порядке общения в конце недели. Так, если кто-то будет настойчиво просить созвониться, вам будет проще перенести обсуждение на другой день.
. — Не пытайтесь запретить личные проекты. Лучше — отрегулировать этот момент с точки зрения трудового договора, чтобы специалисты не беспокоились о конфликтах вроде известной ситуации со спором вокруг прав на Nginx. Обсудите с юристами и командой целесообразность декларирования личных разработок для снятия возможных претензий впоследствии. Так вы будете в курсе, чем заняты ваши подчиненные, и создадите предпосылку для презентаций в пятничном формате.
Планировать и корректировать
Внимательнее подходите к распределению нагрузки и временным затратам по проектам. Если есть возможность, расширьте временной буфер между сроками их сдачи, чтобы при возникновении сложностей и правок оставалось время для учебы и развития. Без этого вы падете жертвой первого закона Паркинсона — «работа заполнит все время, отпущенное на неё».
Ryland Dean / Unsplash.com
В тематическом треде на Hacker News мы нашли следующий пример подобного решения — один из разработчиков посчитал нужным не заводить разговор о корпоративном обучении за счет работодателя, а попытался договориться о частичной занятости в 30-32 часа в неделю (все остальное время он отвел на самостоятельную учебу и участие в open source проектах).
Главное — не перебарщивать и ограничивать время на сами образовательные активности. Иначе, как говорит другой участник обсуждения на HN, можно легко свалиться в чтение «по верхам», бесконечный сбор полезных статей и не дойти до глубокого анализа той или иной проблемы.
! — Улучшить ситуацию и скорректировать образовательные проекты в компании поможет открытое обсуждение планов по учебе или даже совместное голосование за курсы, которые хотелось бы пройти отдельным группам специалистов.
Так, вы сформируете атмосферу доверия и снизите психологическое давление в команде, а еще поймете, как могут выглядеть индивидуальные траектории развития и где они пересекаются с корпоративной. Этот момент важен не только для обучения сотрудников, но и с точки зрения планирования и выживания бизнеса в любой кризис.
P.S. Если вам хотелось бы организовать доступ к масштабной образовательной системе для всего или части штата компании, оставьте заявку в форме на нашем тематическом лендинге. Специалисты «Актион 360» подберут для вас кастомизированные варианты учебных курсов и предоставят экспертную поддержку по юридическим, кадровым и финансовым вопросам. Плюс — откроют доступ к базе знаний с наиболее актуальными практиками для российского рынка.
P.P.S. Если оставлять заявку не хочется, просто напишите нам в личные сообщение и мы свяжем вас со специалистами, которые все объяснят и предоставят максимум информации о системе.
Дополнительное чтение в нашем блоге на Хабре:
Источник
Проблема выбора: учёба или работа?
Проблема выбора в студенческие годы: учеба, работа или личная жизнь?
Давайте будем честными, студенческие годы — это не только самое прекрасное время, но и пора первых сложных решений. С одной стороны — учись себе и не знай проблем, но с другой — пора выбирать свое будущее. И чем быстрее, тем лучше. Давайте разбираться, как поступить правильно. ( Ответ в самом низу!)
Только учеба
«Олеся пришла в институт с четкой целью: учиться на одни пятерки, ходить на все пары и получить красный диплом. В школе она уже получила аттестат с отличием и была старостой класса. Менять ничего не собирается и в студенчестве. Ведь по ее мнению, красивый диплом с пятерками — это залог получения престижной высокооплачиваемой работы сразу после выпускного».
Уверен, такая Олеся есть и на вашем курсе. Может быть вы сами — эта самая Олеся. И ничего плохого в устремлениях отличницы нет. Образование, полученное осмысленно, обязательно пригодится. Но как правило, Олеси обманывают себя и окружающих. И на работу они не собираются вовсе. Ни после 5 курса, ни после аспирантуры, — никогда. Это учеба ради учебы. И такому образованию в жертву приносится всё: потенциальная работа, личная жизнь и общение с друзьями.
Мне неизвестен ни один пример быстрого и качественного трудоустройства «батанов», которые 5 лет только и делали, что исправно ходили на лекции и писали курсовые работы. Дело в том, что человек с красным дипломом «в вакууме» , как правило, никому не нужен. Нужен, обычно, человек с дипломом и хотя бы минимальным жизненным опытом. А еще лучше, если у такого человека уже будет несколько записей в трудовой книжке.
Не обязательно по специальности. Запись в трудовой говорит о том, что у вас есть реальное желание работать, пусть даже не по своему профилю. Ну а в студенческие годы — работать можно где угодно. Устраиваясь на свою первую работу вы начинаете официальную трудовую историю. И поверьте мне, она вам очень скоро пригодится.
Только работа
«Миша поступил на бюджетное отделение, для того, чтобы получить диплом, который в будущем поможет ему занять руководящий пост. Он отучился первый курс, но все время искал подработку, чтобы не прослыть «ботаном». И вот в начале второго курса подвернулось выгодное предложение. Знакомые отца позвали его занять вакантную должность в салоне сотовой связи в самом центре города. Конечно же с перспективой быстрого карьерного роста. Конечно же с обещанием дослужиться за полгода до руководителя салона. Правда, работать нужно будет в учебное время. И для этого Мише пришлось взять «академ». Ведь терять бюджетное место в вузе тоже не хочется».
И такая история — не редкость. Мишу можно понять. Сложно отказаться от работы, да еще если ее предлагают папины знакомые. Но тут Миша упускает одну важную деталь. Папины знакомые оказывают ему медвежью услугу, преследуя свои корыстные цели — срочно найти человека на освободившееся место. Пропущенный год в вузе наверстать будет очень непросто. Придется учиться в группе с новыми людьми и, скорее всего, другими преподавателями. А это значит, что снова придется доказывать, что ты не верблюд и оценки за первый курс получил своей головой. Но даже не это самое страшное.
Как только ты начинаешь работать и получать за эту работу деньги, велик соблазн вообще отказаться от получения высшего образования. Зачем оно нужно, если и сейчас все в шоколаде: работа есть, деньги платят, на жизнь хватает, а впереди маячит перспектива повышения? Вот тут и кроется главная опасность. После года в отрыве от образования, лень берет верх и ничего менять уже не хочется. А бывшие сокурсники теперь кажутся мамиными сынками, которые учатся только по воле предков.
Другими словами, жертвовать учебой ради работы, которая на этот момент кажется выгодной и интересной, — скорее ошибка. Устроиться на работу легче, чем заново поступить в университет. По крайней мере — дольше по времени. Поэтому сто раз подумайте перед тем, как бросать высшее образование из-за моментального трудоустройства.
Только личная жизнь
«Яков еще в школе был грозой всех девчонок. Ни месяца не проходило без свиданий, поцелуев, расставаний, новых встреч и романтики 80 уровня. Дело в том, что Яша очень хорош собой и прекрасный пол не может пройти мимо. На физическом уровне. Есть в нем что-то такое, что заставляет женские сердца биться чаще уже в момент знакомства. Школу наш Казанова закончил с трудом. Не потому, что не успевал, а потому, что просто было не до этого. Аттестат дали, мама устроила в вуз и все закрутилось с новой силой. Девочки, вечеринки, алкоголь, сложное утро, лекции подождут, на экзамене что-то придумаю. Ведь это филфак. А Яков, несмотря на имидж раздолбая, парень начитанный и далеко неглупый. Но первая сессия подкралась слегка неожиданно и настал момент расплаты».
Казалось бы, тут все ясно. Парень выбрал отрыв и отличное настроение на каждый день. Многодневные тусовки, отличный секс и море алкоголя в студенческие годы — это же мечта любого молодого человека. Но всегда есть «но». И тут ситуация даже посерьезнее, чем с академом и работой в учебное время. Тут параллельно страдает ваша репутация в глазах преподавателей.
Если в случае с Мишей, они еще могли найти оправдание (парень трудяга, работает, чтобы не зависеть от родителей, потом нагонит учебный план), то в случае с Яковом все очевидно. Парень, скорее всего, не получит второго шанса. В лучшем случае, его переведут на платное отделение. В худшем — отчислят за непосещение и плохую успеваемость.
Хорошо, если Яков при этом найдет свою настоящую любовь на всю жизнь. Тогда и институтом можно пожертвовать. Ведь что может быть прекраснее настоящей любви. Вот только примеров таких почти нет. Девушка не оценит такой стиль жизни после университета. Придется искать настоящую взрослую работу. А сделать это без высшего образования будет непросто. Тем более, если эта работа связана с гуманитарными науками.
Это может прозвучать жестко, но любовь в студенческие годы быстротечна и беспощадна. Она (без должного контроля) отберет у вас все: высшее образование, карьеру и даже деньги. А взамен останутся только приятные воспоминания о беззаботных днях.
А как надо?
А надо не впадать в крайности и правильно расставлять приоритеты. Как бы банально это ни звучало. В ваших интересах получить образование и на это вам дается всего 5 лет. Диплом — это мастер-ключ, который позволит нам открывать двери, недоступные тем, кто решил бросить учебу, как Миша.
Одновременно нужно искать себе работу, которая позволит набраться опыта, но не станет помехой в учебе. То есть учиться и одновременно работать — это нормально. Но если вы будете вести себя как Олеся, вы не будете интересны работодателю. Хоть целиком обвешайтесь дипломами, аттестатами и свидетельствами об окончании престижных курсов.
Помните, начальнику, который ищет себе сотрудника, нужно знать, что вы вменяемы, что у вас есть опыт трудоустройства и что вы получили высшее образование. Я не ошибся. Диплом — на третьем месте по значимости. Но его отсутсвие автоматически нивелирует два предыдущих пункта. Иными словами: диплом — это не основное, но необходимое условие получения хорошей должности.
Источник