- Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива» «Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока «Орнамент народов мира» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по ИЗО «Орнамент народа» ( 3 класс)
Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива» «Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива» «Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_3_klasse.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 3 классе
по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива»
по теме:«Зима не лето, в шубу одета .
Орнаменты народов мира: традиции мастерства»
Педагогические цели: способствовать формированию познавательного интереса к народной культуре посредством изучения орнамент народов Севера на примере украшения зимней одежды; создать условия для расширения знаний об орнаменте, ознакомления с сетчатым орнаментом; содействовать развитию кругозора, творческого воображения; воспитанию художественного вкуса, усидчивости, терпения, аккуратности, интереса к национальной культуре, уважения к своему труду и труду своих сверстников.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности эмоциональное состояние и свое отношение к изображаемому объекту; проявляют устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; понимают и уважают культуру других народов; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности: проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – моделируют новые образы путем трансформации известных.
Личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразия национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-вариация и импровизация).
Форма урока: урок-экскурсия.
Вид занятия: рисование по образцу.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: орнамент растительный и геометрический («зигзаг», «уголок», «косой крест», «ромб», «полоса с отростками»), сетчатый орнамент, меховая мозаика, аппликация по меху и сукну, вышивка бисером, узор в зеркальном изображении, оберег; узоры: «ветка березы», «узор-крест», «крыло чайки», «лисий локоть», «с маленькой головкой соболь», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы», «ушки маленького зайца», «заячьи уши» и др.
Оборудование урока: цветные карандаши, фломастеры.
Образовательные ресурсы: учебник, творческая тетрадь.
Мультимедийная презентация «Орнамент народов Севера».
Зрительный ряд: фотографии, рисунки национальной одежды жителей Севера.
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.
– Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
Источник
Конспект урока «Орнамент народов мира»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izo.docx | 103.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства .
Тип урока: комбинированный.
Цель: ознакомление обучающихся с орнаментами народов ханты.
Образовательная: познакомить с основными орнаментами ханты ;
Развивающая: развивать у детей мотивацию к творчеству, композиционные навыки, цветоощущение;
Воспитывающая: воспитывать эстетическое чувство, интерес и уважение к культуре ханты.
Оборудование учителя: учебник изобразительное искусство 3 класс Т.Я. Шпикалова, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, наглядный материал, шаблон.
Оборудование учащихся: альбом, фломастеры, краски или карандаши, шаблон.
— Добрый день, ребята. Проверьте, у всех ли на партах есть учебник, альбом, карандаши, краски или фломастеры? Всем раздали трафареты?
— Все готово и мы начинаем урок!
Проверка готовности к уроку.
— интерес к новым знаниям и умениям
II. Актуализа-ция знаний
— Внимательно послушайте четверостишие и постарайтесь сказать, о чем мы сегодня поговорим на уроке.
А в краю холодов и оленей
Громко бубен шамана стучит
Самобытность своих поколений
Каждый ханты с рожденья хранит.
— Верно. Сегодня мы поговорим о таком народе как ханты.
— В наш Ханты-Мансийский АО зима приходит рано. Уже в конце октября – начале ноября землю покрывает снег. Но лютые морозы не страшны коренным жителям округа. Откройте учебник на стр. 52. Полюбуйтесь верхней одеждой ханты.
— На иллюстрации вы видите женщину, одетую в шубу. Шубу ханты называют Саха. А справа приведены примеры традиционных орнаментов. Еще больше орнаментов вы можете увидеть на слайде.
— Давайте вспомним, что же такое орнамент?
— Хорошо. Вот определение и на слайде. Запомните, что такое орнамент.
Где еще можно увидеть орнамент, кроме как на Сахе (шубе)?
— Мы будем говорить о ханты. О холодных краях. Об особенностях народа ханты.
Открывают учебник, рассматривают фото.
— Орнамент — это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.
— В украшениях, на обуви, на другой одежде, на посуде…
— интерес к новым знаниям и умениям;
— ставить и решать задачи своей деятельности;
— адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников;
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
— выражать в речи свои мысли и действия;
III. Введение нового материала. Целеполага-ние.
— Откройте стр. 53-54. Рассмотрите орнаменты, которые изображены.
— В общепринятый стиль украшения шубы орнаментом мастерицы включают традиционные узоры: «ветка березы», «узор-крест», «крыло чайки», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.
— Как вы думаете, почему ханты дали именно такие названия орнаментам?
— Молодцы! Каждый орнамент образно ассоциируется со своим названием.
— Посмотрите на слайд. Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.
— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься с вами на уроке?
— Да, сегодня мы с вами попробуем создать орнамент на традиционной одежде ханты. Как это сделать, я вам расскажу после физ.минутки
Открывают стр., рассматривают, пока учитель читает.
— Орнаменты похожи за ветку березы или например щучьи зубы…
Рассматривают образцы традиционной одежды.
— интерес к новым знаниям и умениям;
— преодолевать трудности с помощью педагога и одноклассников;
— ставить и решать задачи своей деятельности;
— планировать этапы и последовательность реализации поставленных целей и задач деятельности;
— адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников;
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— выражать в речи свои мысли и действия.
А теперь все вместе встали
Руки дружно вверх подняли
Руки в стороны, вперед
А теперь на оборот
И друг другу улыбнулись
Тихо сели и опять
Будем к делу приступать
Активное участие в физминутке
V. Закрепление нового материала
— И так, ребята, о чем мы сегодня с вами говорим?
— На какой одежде именно мы рассматривали орнаменты сегодня в учебнике?
— Верно! А теперь я вам объясню, какую работу предстоит выполнить. У каждого на столе шаблон. Вам необходимо фломастерами, карандашами или красками, словно бисером (точками), создать орнамент. Образец вы видите в учебнике на с.54 и на слайде. Также нужно попробовать орнамент «щучьи зубы», он очень прост, а орнамент «след соболя» сложнее. Орнамент наносится, не отрываясь от листа бумаги. Не давите на карандаш, попробуйте сначала набросок. Все элементы должны быть одинаковой ширины . Показ на доске. Важно после наброска определиться с цветом. Обычно ханты используют белые, синие, красные, желтые, зеленые и черные цвета. Нужно их правильно сочетать.
— Орнамент обычно располагается на краях рукавов, на подоле шубы, на карманах, варежках, унтах.
— Есть ли какие-то вопросы?
(отвечаю на вопросы)
— Обговорим критерии оценивания работы.
1.Работа должны содержать в себе один (по желанию несколько) орнаментов, аккуратно выполненных на шаблоне;
2.Точность в выборе сочетания цветов;
3.Аккуратность нанесения точечного орнамента (словно бисера);
Источник
Конспект урока по ИЗО «Орнамент народа» ( 3 класс)
специалист в области арт-терапии
Тема: «Орнамент народов мира».
Цель урока : познакомить детей с видами орнамента разных стран
— Образовательные: сформировать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике. — Развивающие: развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства. — Воспитательные: воспитывать у обучающихся представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Внимательно проверь, дружок:
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Акварель, альбом и карандаши…
Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.
Наш урок будет посвящен очень интересному и необычному …
Соберите слов и узнаете тему урока ( РНОАМНТЕ АДРОАН).(слайд 1)
А кто из вас знает что такое орнамент?
( слайд 2 ) Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”.(слайд) Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты?
Каково же назначение орнамента? (слайд3)
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
В Древней Руси орнамент назывался — «узорочьем» от слова узор. Но только ли орнамент украшал ?
Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.
В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации .
Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др). (слайд 4)
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток. (слайд 5)
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем). (слайд 6)
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. (слайд 7)
Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.
Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.
Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) — это отдельный элемент, без которого нет орнамента.
При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.
У каждого народа были и есть любимые мотивы в орнаменте, посмотрите на слайды здесь вы увидите орнаменты русского народа, (слайд 8,9,10,11)
Что общего у этих орнаментов?
Чем отличаются они отличаются?
Посмотрите, как красивые бумажные змеи на слайдах.
Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?
Мы с вами сегодня тоже постараемся интересно украсить своих бумажных змеев. Но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента.
Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Таким же образом чередуются и интервалы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Обводим контур бумажного змея
Простым карандашом намечаем ярусы орнамента и его элементы
Тонируем фон бумажного змея
Прорисовываем в цвете элементы орнамента, узора
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Давайте поиграем в игру художники и зрители, первый ряд вывешивает свои работа, а второй и третий анализирует.
Источник