У каких фирм может быть свой транспорт

Свой автопарк или наемный транспорт: что выбирают российские компании?

При необходимости использования транспорта главная «головная боль» компаний – его поиск. Существуют три проверенных способа: наличие собственного автопарка, заключение договора с подрядчиком, предоставляющим услуги транспортировки грузов, и исключение функции транспортировки из своих бизнес-процессов. В этом материале вы узнаете, какие варианты поиска и использования транспорта применяют российские компании.

Выбор автопарка: свой или чужой

Начнем с одного из популярных методов среди производственных компаний. Если раньше у всех крупных производителей были свои автопарки, то сейчас они решили отказаться от них и передать все логистические услуги дистрибьюторам или подрядчикам.

«У нас нет автопарка, мы пользуемся наемным транспортом. Агрегаторы не используем, а сами осуществляем логистику. Мы арендуем автотранспорт, поскольку нам так удобней и выгодней», – сообщил представитель одной из крупных компаний, работающих в области химической промышленности.

Некоторые производственные компании не только арендуют транспорт, но и создают свой автопарк. «Такой подход более надежен и дает хороший уровень сервиса, лучше, чем у аутсорсинговых компаний, – отметила Елена Симакина, начальник транспортного цеха “Черкизовского мясоперерабатывающего завода”, группа “Черкизово”. – В нашей компании собственный автопарк существует уже много лет. Мы выбрали этот путь, потому что доставляем сырье и скоропортящуюся продукцию собственного производства. Транспортный цех предприятия в основном состоит из автомобилей-рефрижераторов и имеет свой штат водителей-экспедиторов. Мы доставляем свою продукцию до покупателей и на межскладских перемещениях автомобилями, оборудованными навигационной системой GPS, что позволяет увидеть реальный маршрут каждой машины, отследить динамику расхода топлива, скорость движения, температурный режим при доставке продукции и многое другое».

Не считают аутсорсинг «удобным и выгодным» и другие компании, которые содержат собственный автопарк.

Например, в одной из крупных компаний-ритейлеров есть свой автопарк из 1000 машин, поэтому организация не пользуется коммерческим транспортом. «В какой-то момент мы поняли, что это решение для нас более выгодно. Такое количество техники достаточно для покрытия наших нужд. Однако его недостаточно, если сотрудников для обслуживания этой техники слишком много. То есть, если бы нам требовалось 13 000 машин, то проще было бы отдать эту функцию на аутсорсинг», – подчеркнул сотрудник компании.

Такое же решение приняли и в «Метро Кэш энд Керри» после сравнительного анализа. «Мы провели сравнительный анализ затрат на аутсорсинг и на содержание собственного автопарка – ТСО (совокупная стоимость владения – прим. ред.), который показал, что второй вариант выгоднее», – рассказал Андрей Ежков, руководитель корпоративного автопарка «Метро Кэш энд Керри».

Но чаще всего российские компании сочетают использование собственного и наемного транспорта. На это есть три причины:

1. В определенные периоды времени своих автомобилей не хватает, поэтому приходится искать другие варианты транспортировки продукции.

«Есть на предприятии единый диспетчерский центр (ЕДЦ), который задает правила перевозочного процесса, – продолжила Елена Симакина. – Его сотрудники занимаются маршрутизацией поставленных заявок. Так как география логистики расширяется и собственного транспорта не хватает, ЕДЦ привлекает наемный транспорт и ведет работу с транспортными компаниями. Ключевое место в повышении эффективности автотранспортных перевозок занимает качество и оперативность оказываемых услуг. Задача транспортного цеха – быть заинтересованными в работе при доставке продукции автомобилями, принадлежащими нашему предприятию. А для этого нужно постоянно конкурировать с расценками и тарифами наемных компаний, выполнять перевозки в заданные сроки, на исправном транспорте, с заданным уровнем эксплуатационных затрат, а также гарантировать сохранность и качество груза, своевременно подавать транспорт под погрузку-разгрузку, обеспечить опрятность водителей и корректное общение с клиентом. Логичным завершением большой работы по постановке первичного учета стало внедрение информационной системы учета (АСУ АТП), которая позволяет вести помашинный учет затрат, рассчитывать эксплуатационные показатели и дает возможность увидеть и оценить плоды своих трудов».

Читайте также:  Своя компания центральный рынок

2. Компании отмечают, что используют свой автопарк для самых важных нужд организации и там, где требуется повышенное обеспечение безопасности. Остальные функции они передают на аутсорсинг.

«В нашей собственности находится только легковой автопарк. В него входят автомобили, которые занимаются развозкой возможных клиентов или сотрудников», – сообщили в компании, работающей на рынке недвижимости.

Сотрудник компании, занятой в сфере нефтяной промышленности, рассказал, что для задач логистики они создали дочернее общество: «Мы используем аутсорсинг параллельно со своими автомобилями. Наша компания выбрала вариант создания своего автопарка, в первую очередь, по причинам безопасности. Также имеет значение территориальная распространенность нашей компании по всей стране. Во многих местах у нас нет аутсорсинга. Мы не можем до конца положиться на других. Нам надо обеспечить постоянную готовность техники как минимум в случае чрезвычайных ситуаций, а также для своих плановых работ».

3. На отдельных участках логистической цепи использование наемного транспорта оказывается дешевле содержания собственных автомобилей.

«Мы не видим смысла в организации собственного большого автопарка – это нецелесообразно из-за издержек, которые повлечет такое решение, – подчеркнул сотрудник одной из биофармацевтических компаний. – У нас небольшая организация. Вся торговля реализуется через дистрибьюторов. В собственном автопарке у нас только легковой транспорт, поскольку у некоторых сотрудников работа разъездного характера».

Сегодня существует множество логистических агрегаторов, но компании вынуждены отказываться от сотрудничества с ними, так как они работают без НДС. Кроме того, зачастую они выступают в качестве промежуточного звена: площадки не несут ответственности за услуги, которые предоставляют зарегистрированные там перевозчики. То есть фура может загрузиться товаром, отъехать и пропасть. Гораздо безопаснее заключать контракты напрямую с компаниями, которые предоставляют услуги грузоперевозок. В таком случае вы прописываете все условия сотрудничества, а значит, максимально хеджируете свои риски.

Для обеспечения надежности перевозок крупные компании могут создать и свою логистическую платформу. О таком опыте рассказал Андрей Ежков: «Если логистическим агрегатором считать сервис для размещения заказов на поставку продукции в наши торговые центры или на доставку товаров клиентам из ТЦ, то да, мы используем такие агрегаторы. Для этих целей мы создали собственную логистическую платформу. Доступ к ней имеют грузоперевозчики, с которыми компания заключила контракты».

Согласно результатам исследования, российские компании чаще всего комбинируют использование собственного автопарка и наемного транспорта. Представители опрошенных компаний отметили, что своим автопарком удобно пользоваться для самых важных потребностей бизнеса, обеспечения безопасности продукции и в случае экстренных ситуаций. Но часто собственного транспорта не хватает, либо компании приходят к выводу о нецелесообразности его содержания. Это основные причины, по которым организации передают логистические функции на аутсорсинг, арендуют автомобили либо пользуются услугами логистических агрегаторов.

Узнать больше про основные тренды в управлении корпоративными автотранспортными системами вы сможете на Второй конференции «Управление корпоративным автопарком», которая пройдет 28 сентября 2018 года в Москве.

Источник

Оправдан ли собственный транспорт

Вопрос содержания собственного автопарка для производственных и торговых компаний сродни гамлетовскому «Быть или не быть». На одной чаше весов ощущение полного контроля за товаром, гарантия качества от этапа производства до этапа разгрузки, солидный вид в глазах клиентов и подрядчиков. С другой – дополнительные издержки на содержание собственного АТП со всеми сопутствующими, неполная утилизация транспорта, непроизводственный простой техники и, в конечном счете, значительные дополнительные затраты для бизнеса. В своей колонке Сергей Власов, менеджер по развитию бизнеса Transporeon Group, пытается разобраться, почему аутсорс грузоперевозок – это признак грамотного подхода к ведению бизнеса.

Читайте также:  Идеи для малого бюджетного бизнеса

Вопрос развития собственного парка – это, в первую очередь, вопрос инвестиционный, поэтому необходимо ориентироваться на перспективу развития компании и рынка в следующие 5 — 10 лет. Сейчас наблюдается нарастание объема неудовлетворенного спроса в перевозках. Торговые и производственные компании оказывались перед тяжелым выбором. Соглашаться ли с повышением тарифов , или же цены стали настолько высоки, что разумно подумать о приобретении собственного парка?

Ответ на этот вопрос зависит от оценки перспектив. Как долго спрос будет оставаться неудовлетворенным? Долго ли профессионалы рынка будут упускать возможность осуществлять большое количество перевозок по высоким ценам? Какие действия будут предпринимать другие участники рынка? Не развернется ли ситуация так, что купив собственный парк, обладатели новеньких фур не будут знать, куда их «пристроить».

«Сопутствующие бизнесу процессы мы предпочитаем отдавать в руки другим профессионалам, — поясняет Михаил Кравцов, начальник отдела логистики «Русджам Стеклотара Холдинга». — Кейтеринговые, клининговые услуги, охрана на предприятии, равно как и вся транспортировка готовой продукции – на аутсорсинг. Мы регулярно просчитываем экономику “собственного рейса” и утверждаемся в правильности выбранной стратегии».

Понятно, что универсальных ответов нет и каждый решает сам, развивать ли ему собственное АТП, использовать привлеченный транспорт, либо даже создать комбинированную схему, взяв все лучшее от каждой из альтернатив.

«Мы используем как собственный, так и наемный транспорт, — делится опытом национальный менеджер по транспортной логистике “Группы Черкизово” Владимир Динер. — Преимущество первого — высокая управляемость, возможность быстро переключаться на наиболее актуальные направления перевозок, где есть проблемы с наемным транспортом. Кроме того, собственный автопарк позволяет обеспечивать высокое качество сервиса клиентам, т.к. обеспечивается полный контроль процесса доставки. У своих машин и водителей не возникает проблем с выполнением санитарных требований, что очень важно для нашей компании. Недостаток — риски, связанные с эксплуатацией источника повышенной опасности, а также необходимость содержать инфраструктуру и дополнительный персонал для организации эксплуатации транспорта. Кроме того, при использовании собственного парка возникает необходимость поиска и управления обратными загрузками, в противном случае стоимость рейсов существенно превышает рынок. Сотрудничество с наемными компаниями снижает риски, указанные выше. Также использование найма позволяет регулировать объемы использования транспорта и обеспечивать стабильную доставку нашей продукции в условиях высокой волатильности заказов клиентов».

Здесь надо сразу оговориться, что думать о содержании собственного автопарк актуально, когда сеть поставок организована таким образом, что обеспечивается полная кольцевая загруженность транспорта. Например, для случаев, если бизнес компании предполагает ежедневную внутригородскую доставку. Особенно хорошо, если она работает круглосуточно.

«Одной из основных экономических причин обращения к подрядчикам для решения логистических задач в нашей компании – подтверждает г-н Кравцов, — является высокая себестоимость перевозки без утилизации порожнего пробега. Мы доставляем продукцию в среднем на расстояние 200 – 700 километров и для эффективной эксплуатации транспорта необходимы обратные загрузки. Чтобы их обеспечить, нужно взаимодействие с другими грузоотправителями, расходы на компетентный персонал и соответствующую инфраструктуру. Все это требует высокой степени специализации, что не является основной деятельностью компании».

«Иметь собственный автопарк выгодно только при наличии сети точек погрузок и разгрузок с минимальным порожним пробегом между ними, — подтверждает нежелание диверсифицировать бизнес Тарас Коваль, заместитель генерального директора «ТРАСКО» по связям с органами власти. – То есть, нужно добиваться полной загрузки подвижного состава или транспортной цепочки с постоянным вариативным погрузочно-разгрузочным процессом».

Подсчитать затраты на содержание собственного автопарка и их окупаемость достаточно сложно, но даже они уже показывают наглядную картину. Приобретение, к примеру, одного тягача Scania 2011-2012 годов выпуска обойдется компании в 3 миллиона рублей. Еще около миллиона она потратит на приобретение прицепа. Следом пойдут траты на содержание транспорта: прохождение ТО, ремонт, амортизация, покрышки, персонал. К указанным расходам добавляются непредвиденные траты и форс-мажоры, связанные с ДТП, кадровыми вопросами и даже воровством топлива. Окупаемость такой машины может достигать пяти, а в отдельных случаях, и десяти лет, даже если ее использование выстроено грамотно, машина почти не простаивает и проходит все необходимое техническое обслуживание в собственной ремонтной зоне.

«Транспортный рынок в целом низко маржинальный с большой конкуренцией, — делится своим опытом г-н Коваль. – В зависимости от сложности логистической задачи грузовладелец, используя привлеченный транспорт, может экономить от 8 до 30 процентов, по сравнению с тем, если бы использовался парк собственной техники».

Экономия становится особенно видна, когда бизнес сталкивается с сезонностью и требует решения логистических вопросов в определенные периоды. Колебания объемов грузов делает собственный автопарк либо недостаточным в высокий сезон, либо избыточным в переходные периоды. Зарплаты водителей и амортизация транспорта – две статьи бюджета, которые могут составлять больше половины совокупных затрат на собственный АТП, ложатся тяжелым грузом на финансовые показатели компании. В те месяцы, когда объемы продаж минимальны, эти затраты могут “утянуть” показатели маржинальности компании в «красную зону». Более того, эти совокупные затраты не сокращаются из года в год, а по меньшей мере, имеют тенденцию к росту по мере увеличения пробега.

Читайте также:  Стопроцентные идеи для бизнеса

Резюмируя, следует сказать, что при планировании и реализации своей транспортной стратегии, необходимо уделять особое внимание возможности утилизации транспортных средств. В случае, если на первый план выход имиджевая составляющая, имеется возможность высокой степени утилизации транспорта и не смущают риски, связанные с эксплуатацией источников повышенной опасности – можете смело рассматривать вариант собственного АТП. Возможно, что в перспективе вы таким образом получите больше выгод, чем отрицательных последствий. Если же себестоимость доставки имеет высокую важность, грузопоток не обеспечивает полную загрузку транспорта – сконцентрируйтесь на поиске оптимальных партнеров–транспортных компаний, которые будут заинтересованы в сотрудничестве. Перевозчики должны оптимизировать затраты на доставку за счет наличия собственной встречной маршрутой сети. Кроме того, они частично зависимы от вашего грузопотока и имеют мотивацию на удержание вас в качестве клиента, конкурируя уровнем предоставляемого вам сервиса. Выбирая аутсорсное решение, нужно продумать заранее, по каким критериям вы будете выбирать перевозчиков, как с ними коммуницировать и как учитывать KPI эффективности их работы.

Источник

Оцените статью