Туризм как сфера привлечения иностранных инвестиций

Туризм как сфера привлечения иностранных инвестиций

Цель. Анализ проблем и перспектив, связанных с привлечением инвестиций в развитие сферы туризма, и описание государственных механизмов создания или улучшения инвестиционного климата в регионах (на примере Республики Марий Эл).

Материалы и методы исследования. Методической и теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области туризма, данные официальной статистики, нормативные правовые акты. Кроме этого, в работе отражен личный практический опыт авторов, полученный в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. По данным Росстата, за 2010 год (более «свежие» данные отсутствуют) объем туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, а также санаторно-оздоровительных услуг составил свыше 254,5 млрд рублей, или чуть более 5,2% от общего объема платных услуг, оказанных населению [4]. В то же время в статистике практически отсутствует информация об объеме инвестиций, вложенных предприятиями сферы туризма в развитие экономики ввиду несовершенства существующих статистических форм.

Статистическую информацию об объеме вложенных инвестиций исследователи могут получить на основе анализа данных в разрезе видов экономической деятельности. Так, из более чем 10,7 трлн рублей инвестиций, вложенных в Российской Федерации в 2011 году, на предприятия гостиничной и ресторанной сферы приходится 54,2 млрд рублей (или 0,5%), на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — 212,4 млрд рублей (или почти 2%) [1].

Таким образом, суммарный вклад предприятий, осуществляющих деятельность в сфере туризма, в инвестиционную составляющую развития экономики составляет 266,6 млрд рублей (или 2,5%). Авторы статьи полагают, что для поступательного развития сферы туризма данных объемов явно недостаточно. В числе прочего проанализировать иные показатели, характеризующие инвестиционную составляющую сферы туризма на основе статистических данных, невозможно, поскольку они рассчитываются либо по основным отраслям промышленности, к которым туризм не относится, либо в разрезе регионов (при этом сферы не выделяются), либо по видовой структуре инвестиций, где также отсутствует распределение по видам экономической деятельности. Таким образом, основной проблемой, не позволяющей провести объективную оценку инвестиционной составляющей сферы туризма, авторы статьи считают отсутствие единой информационной базы, в т.ч. статистического характера, позволяющей потенциальным инвесторам ознакомиться с информацией об инвестиционной привлекательности сферы туризма. На взгляд авторов статьи, статистическая информация, доступная для свободного получения на официальных сайтах министерств и ведомств, курирующих вопросы развития сферы туризма (въездные и выездные потоки, количество реализованных путевок, количество размещенных в средствах размещения и пр.), не способна заинтересовать потенциальных инвесторов.

Еще одной проблемой в развитии инвестиционной составляющей сферы туризма авторы статьи считают отсутствие единой информационной базы, позволяющей потенциальному инвестору ознакомиться с материалами, необходимыми при реализации инвестиционных проектов (генеральный план размещения туристских объектов, требующих привлечения инвестиций, план местности, бизнес-план, информация о мощностях ресурсов и пр.) Не имея данной информации, инвестор вынужден искать ее самостоятельно. Таким образом, иногда инвестор при наличии финансовых средств и желания вложить их в развитие сферы туризма сталкивается с отсутствием информации о том, куда эти средства можно вложить.

Третьей важной проблемой в развитии инвестиционной привлекательности сферы туризма является создание благоприятного инвестиционного климата. С точки зрения государства, создание благоприятного инвестиционного климата возможно путем принятия нормативных правовых актов, способствующих привлечению инвестиций в развитие экономики. Это могут быть и налоговые льготы, и сокращение сроков согласования решений, и подводка инфраструктурных сетей, и субсидирование процентных ставок при реализации инвестиционных проектов, и другие меры. Существующие в Российской Федерации меры иногда не позволяют инвесторам начать строительство объектов по нескольку лет. Этот период времени уходит на согласование различных решений.

Кроме этого, авторы отмечают, что координацию деятельности в вопросах привлечения инвестиций в сферу туризма детально не осуществляет ни одно из существующих ведомств, хотя в современных условиях информация о строительстве и вводе в эксплуатацию туристских объектов требует упорядочения и специализированного подхода.

Принятые на федеральном и региональном уровне нормативно-правовые акты, направленные на развитие и поддержку сферы туризма, зачастую лишь констатируют факт строительства того или иного объекта туристской инфраструктуры коммерческой организацией и не учитывают меры государственной поддержки.

На фоне существующих проблем привлечение инвестиций в сферу туризма видится более чем перспективным направлением вложения частных и государственных инвестиций. В 2009 году в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума Россия заняла 59 место из 133 стран мира, при этом 5 место по наличию природных туристских ресурсов мирового значения и 9 место по наличию памятников культуры [3]. Кроме этого, специалисты отмечают, что экономическая эффективность от реализации туристских инвестиционных проектов выше, чем в иных отраслях экономики, даже несмотря на высокую капиталоемкость таких проектов.

Ситуация с инвестиционной привлекательностью в регионах Российской Федерации повторяет общероссийскую. Несмотря на высокий туристско-рекреационный потенциал, развитие сферы происходит достаточно медленно. Вложение инвестиций в сферу туризма происходит в основном в регионах, где туризм определен в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики. Таких регионов в России меньшинство.

Авторы статьи предлагают рассмотреть состояние инвестиционной привлекательности региона на примере Республики Марий Эл, в которой в последние годы достигнут значительный прогресс в вопросах создания благоприятного климата для реализации инвестиционных проектов. В Республике Марий Эл приняты следующие основные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность (в рамках данной статьи не будут рассмотрены нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание финансовой поддержки ввиду их множества и различной ведомственной принадлежности).

1. Закон Республики Марий Эл от 13 мая 1997 г. № 23-З «О привлечении инвестиций в экономику Республики Марий Эл» определяет правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику Республики Марий Эл капитала российских и иностранных юридических и физических лиц, а также кредитов иностранных государств и направлен на обеспечение и защиту прав собственности субъектов инвестиционной деятельности, стимулирование производства, реструктуризацию экономики и создание новых рабочих мест.

2. Законом Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года № 45-З «Об участии Республики Марий Эл в государственно-частном партнерстве» определены основы правового регулирования, цели, принципы и формы участия республики в ГЧП.

3. Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З определены основные налоговые льготы и условия их применения для предприятий, реализующих инвестиционные проекты в сфере туризма (освобождение от налога на имущество, понижение налога на прибыль, снижение до 10% ставки при применении упрощенной системы налогообложения).

4. Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 года № 17-З «Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений» регулирует отношения в области инвестиционной деятельности и определяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

5. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 2 марта 2004 г. № 113-р «Об утверждении примерной формы инвестиционного соглашения между Правительством Республики Марий Эл и инвестором, реализующим инвестиционный проект на территории Республики Марий Эл», которым утверждена форма инвестиционного соглашения, заключаемого между Правительством Республики Марий Эл и частным инвестором. В соглашениях и других документах, заключаемых между Правительством Республики Марий Эл и частным инвестором, определяются конкретные мероприятия, объемы и источники финансирования, а также действия сторон при реализации каждого инвестиционного проекта. Это позволяет активизировать и скоординировать действия всех заинтересованных сторон при реализации инвестиционных проектов и дает право Правительству Республики Марий Эл осуществлять мониторинг хода реализации инвестиционного проекта, а частному инвестору получить административную поддержку в реализации инвестиционного проекта. Таким образом, осуществляется сопровождение инвестиционных проектов до момента запуска предприятия или производства и решение в связи с этим текущих вопросов, связанных с реализацией проекта, а также содействие в получении разрешительной или иной документации, необходимой для его реализации.

6. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 17 июня 2009 г. № 330-р «О формировании и ведении реестра свободных инвестиционных площадок в Республике Марий Эл», определяющее ведение реестра свободных инвестиционных площадок (свободных объектов, предлагаемых для использования в инвестиционных целях и пригодных для размещения объектов производственного, торгового и иного назначения), который размещается для свободного доступа на сайте Правительства республики.

7. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2010 г. № 110, которым утверждена республиканская целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл в 20102014 годах». В 2011 году в рамках указанной программы для потенциальных инвесторов подготовлен справочник «Инвестиционные возможности Марий Эл» на русском и английском языках, материалы которого размещены для свободного доступа на официальном интернет-портале Республики Марий Эл, а также изданы в электронном виде [2].

Для привлечения потенциальных инвесторов осуществлялось формирование и ведение реестра свободных инвестиционных площадок, предлагаемых для использования в инвестиционных целях и для размещения объектов производственного, торгового и иного назначения. Информация для свободного доступа также размещалась на информационных ресурсах Правительства республики.

Также осуществлялась организация приема представителей иностранных государств и потенциальных инвесторов с целью определения перспектив и возможности реализации новых инвестиционных проектов на территории республики.

8. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2009 года № 306 «Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл» определено взимание арендной платы за землю при реализации инвестиционного проекта по минимальной ставке — 0,01% от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых для расчета арендной платы.

Реализация инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл осуществляется по следующим принципам.

  1. Реализация инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства.
  2. Сочетание стратегического подхода и оперативного реагирования на происходящие изменения и общие тенденции развития экономики.
  3. Обеспечение сбалансированности развития промышленного комплекса, развития инженерной инфраструктуры на территории Республики Марий Эл, а также объектов социально-бытового назначения.
  4. Активное позиционирование Республики Марий Эл как инвестиционно привлекательного региона на российском, межрегиональном и международном уровнях.
  5. Создание Правительством Республики Марий Эл условий, с одной стороны, направленных на снижения издержек на ведение бизнеса на территории республики, с другой стороны — на снижение инвестиционных рисков, связанных с вложением инвестиций.

Общие условия реализации инвестиционной политики Правительства Республики Марий Эл формируются путем:

  • снижения издержек на ведение в регионе бизнеса, в частности:

— проведения земельной политики (создание полноценных имущественных комплексов путем формирования земельных участков);

— развития рыночной инфраструктуры, в т.ч. поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности и др.;

— создания благоприятной налоговой и инвестиционной политики (предоставление налоговых льгот и государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством);

— административной поддержки инвестиционных проектов и др.

  • снижения инвестиционных рисков, связанных с вложением инвестиций, в частности:

— повышения эффективности управления, планирования экономики и повышения уровня принимаемых управленческих решений (на основе методов индикативного управления, ориентации всех элементов системы на достижение конкретных целей, внедрения программно-целевого метода реализации целевых программ и др.);

Читайте также:  Btg криптовалюта прогноз 2021

— формирования открытой информационной среды (использование современных технологий распространения информации, Internet, возможностей СМИ, позиционирование Республики Марий Эл как инвестиционно привлекательного региона и др.);

— поддержания стабильного политического климата;

— развития межрегиональных и международных связей, межотраслевой кооперации и др.

Выводы (заключение). Итогом проведенного анализа является выявление основных проблем и тенденций в вопросах развития инвестиционной привлекательности сферы туризма, в т.ч. на региональном уровне. Кроме этого, авторами на примере Республики Марий Эл описан положительный опыт создания благоприятного климата для инвесторов с точки зрения мер государственной поддержки инвестиционных инициатив. Систематизация описанной информации создает предпосылки для разработки исследователями новых методических подходов к эффективному управлению сферой туризма, а также позволяет использовать ее органами государственной власти при подготовке управленческих решений, что подтверждает научную и практическую значимость проведенного исследования.

Рецензенты:

  • Катков Н.С., д.э.н., профессор кафедры экономической кибернетики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
  • Царегородцев Е.И., д.э.н, профессор кафедры экономической кибернетики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

Источник

Иностранные инвестиции в развитии туризма

Понятие и сущность инвестиций. Управление инвестиционной привлекательностью региона. Узбекистан в области туризма. Продвижение национального туристического продукта на международные рынки. Перспективные проекты для привлечения иностранного капитала.

Рубрика Спорт и туризм
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.05.2015
Размер файла 59,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТУРИЗМА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: “ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА”

Выполнил(а): Огай Татьяна

Глава 1. «Понятие и сущность инвестиций»

1.1 Общая информация о инвестиции

1.2 Управление инвестиционной привлекательностью региона

Глава 2. Узбекистан в области туризма

2.1 Международные отношения

2.2 Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций

Глава 3. Новые инвестиции в сфере туризма


3.1 Закон Республики Узбекистан «об иностранных инвестициях»


3.2 Роль новых инвестиций в сфере туризма


3.3 Перспективные проекты для новых инвестиций


3.4 В Узбекистане принята программа развития туризма в Хорезмской области

Обобщение и выводы

Список использованной литературы

Привлечение инвестиций является одним из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также способствующих ее интеграции в мировые производственные процессы. Приток иностранных инвестиций в экономику принимающей страны может ускорить развитие предприятий, повысить качество человеческого капитала, создать новые рабочие места, привлечь передовые технологии и стимулировать их распространение в смежные отрасли. Поэтому в последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции, что, в свою очередь, ставит перед государством задачу по разработке и проведению комплексных мер экономической политики, направленных на повышение привлекательности страны для инвестиций.

Мысль о том, что инвестиции являются двигателем экономики, обеспечивающим и движение вперед, — эта аксиома любой экономической теории. Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий инвестиционный климат. Экономические реформы, последовательно осуществляемые в независимом Узбекистане, предполагают достижения рациональных отраслевых, воспроизводственных и территориальных пропорций, развитие интеграционных процессов, обеспечение экономического роста и др. Решение всей совокупности указанных проблем тесно связано с проведением соответствующей инвестиционной политики, формированием действенной системы регулирования и поддержки инвестиционных процессов. Президент И.А. Каримов на I сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва отметил, что « … следует создать еще более благоприятные законодательные условия, гарантии и экономические стимулы для широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, прежде всего прямых инвестиций. Необходимо добиваться, чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях нашей экономики, ускорение технического перевооружения и модернизации производства».

Поэтому в современных условиях инвестиционные ресурсы играют важную роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Такие ресурсы должны быть доступными, а инвестиционная среда для их реализации — благоприятная, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

20.08.1999г. введен в действие Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан Закон №831-I «О туризме». Целью настоящего Закона является правовое регулирование отношений в сфере туризма, развитие рынка туристских услуг, а также защита прав и законных интересов туристов и субъектов туристской деятельности. Потому что туризм стал экономическим чудом. Доходы от международного туризма скоро достигнут триллиона долларов США в год. Каждый восьмой человек на земном шаре трудиться в туристском бизнесе.

В Узбекистане туризм является одним из приоритетов устойчивого развития страны, имеет значительный потенциал увеличения объемов экспорта туристских услуг, стремится к лидирующей роли в непроизводственной сфере экономики.

В этих целях в нашей стране на условиях самофинансирования была образована 27 июля 1992 года Указом Президента Республики Узбекистан создана Национальная компания “Узбектуризм”, на которую и были возложены задачи осуществления политики государства в этом направлении, формирования национальной модели развития туризма.

Национальная Компания «Узбектуризм», ставшая основным государственным органом реализации политики страны в сфере туризма, также имеется относительно развитая туристская инфраструктура, особенно активно развивается сектор средств размещения.

Исследования проводились на основе литературных источников, данных участников туристического рынка, мнений экспертов в области туризма. Также работа содержит выдержки из нормативов документов, периодических изданий и интернета.

Глава 1. Понятие и сущность инвестиций

1.1 Общая информация о инвестиции

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично

Понятие “инвестиции” используется как в широком, так и в узком смысле этого слова. Однозначно определить его содержание и сущность очень сложно. Дословно в переводе с латинского слово “invest” обозначает “вкладывать”.

Инвестиции- долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Содержание понятия “инвестиции” в Законе Республики Узбекистан“Об инвестиционной деятельности” определяется как “материальные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности”.

В теории финансов инвестиции связываются с приобретением реальных или финансовых активов, то есть по существу это современные затраты с целью получения доходов в будущем. Другими словами, это обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно, неопределенную будущую стоимость.

И так, инвестиции — это то, что “ откладывается” на завтра, чтобы как можно больше и эффективнее употребить в будущем. Одну их часть составляют потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас (не увеличение запасов); другие ресурсы, направляемые на расширение производства (вложение в здания, сооружения, машины, оборудования и т.д.)

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [3] .

С позиции монетарной теории денег, средства можно направить на потребление или сбережение, как и говорилось выше. Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки для кризисов. Инвестирование же вовлекает сбережения в оборот. Оно может происходить напрямую или косвенно (размещение временно свободных средств на депозит в банк, который уже сам инвестирует)

Инвестиции осуществляют юридические и физические лица, которые по отношению к степени коммерческого риска подразделяются на инвесторов, предпринимателей, спекулянтов, игроков. Инвестор — юридическое или физическое лицо, которое при вложении капитала, большей частью чужого, думает, прежде всего, о минимизации риска. Инвестор — посредник в финансировании капиталовложений. Предприниматель — это тот, кто вкладывает свой собственный капитал при определенном риске. Спекулянт готов идти на определенный, заранее рассчитанный риск; игрок — на любой риск.

Часто создаются инвестиционные компании (фонды) — разновидность финансово-кредитного учреждения, специализирующаяся на привлечении временно свободных денежных средств мелких и средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг иных юридических лиц, в основном в акции высокодоходных фирм в целях получения прибыли.

С точки зрения целей и связанных с ними рисков бывают инвестиции:

Рисковые инвестиции, или венчурный капитал, — это термин, применяемый, для обозначения рискованного капиталовложения. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском.

Прямые инвестиции представляют собой вложения в уставный капитал туристского субъекта с целью извлечения дохода и получения, прав на участие в управлении данным субъектом.

Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля и представляет собой приобретение ценных бумаг и других активов. Портфель- совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховой полис и др.)

Принятия решения об инвестициях основывается на анализе соотношения ожидаемой доходности и риска. Поэтому, определяя сущность инвестиций, всегда следует помнить, о том, что они связаны с различного рода риском и ожидаемыми доходами. Способность денег приносить доход зависит от источников их поступления и направлений их применения, то есть от того, откуда деньги приходят и во что они инвестируются. Следовательно, прослеживается неразрывная связь между надежностью источников капитала и правильностью инвестирования средств. По этим признакам инвестиции отличаются от других вложений.

Иностранные инвестиции играют важную роль в оказании помощи странам с переходным типом экономики в их эволюции к рыночной экономике. Именно это обстоятельство представляет собой для нас особый интерес. Остановимся на том, какие наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой нашей республики, можно разрешить при помощи иностранных инвестиций.

По срокам вложения

§ краткосрочные (до одного года);

§ среднесрочные (1-3 года);

§ долгосрочные (свыше 3-5 лет).

По форме собственности на инвестиционные ресурсы

Считается, что для привлечения инвестиций предприятие должно:

1. Иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее. Инвесторы хотят знать, что их вклады принесут в дальнейшем прибыль.

2. Иметь хорошую репутацию в обществе. Инвестируя в теневое предприятие, инвесторы рискуют остаться без прибыли, поэтому выбирают только те предприятия, которые вызывают доверие.

3. Вести открытую, то есть прозрачную деятельность. Для этого необходимы бухгалтерская отчётность и работа со СМИ.

4. Многое зависит от внутренней политики, проводимой в той стране, в которой находится предприятие. Для вкладов инвесторы выбирают наиболее стабильные страны.

Однако на практике эти условия необходимы для портфельных инвесторов. Инвестиции вполне могут привлекаться и без этих условий, но при уверенности инвестора в соблюдении своих прав на распоряжение капиталом и прибылью. Такую уверенность могут гарантировать не только законы и прозрачность учёта, но и личные связи, например, в правительстве или парламенте, получение права непосредственного контроля за ситуацией на предприятии через контрольный пакет акций и назначение подконтрольного директора или личное непосредственное руководство. Существенным фактором привлечения инвестиций является соотношение прибыли и риска. Часть инвесторов выбирают меньший риск и соглашаются на меньшую прибыль. Часть инвесторов выберут более высокую прибыльность вложений, несмотря на повышенные риски.

1. Привлечение дополнительного инвестиционного капитала.

Рынок капитала в республике только начинает развиваться, поэтому он не может обеспечить требуемых объемов капитала для крупных проектов. Кроме того, затруднен доступ к твердой валюте, необходимой для закупки товаров отсутствующих на местном рынке. Иностранные инвестиции позволяют решить сразу обе эти проблемы, т.к. они являются источником внешнего капитала. Иностранный инвестор (т.е. вкладчик, осуществляет инвестицию) неограничен относительной, неразвитостью местных рынков, капитала или способностью страны генерировать иностранный поток наличности путем экспорта товаров.

Читайте также:  Gusd что за криптовалюта

2. Доступ к передовой технике.

Многие предприятия республики используют устаревшие оборудование и технологии, что значительно снижает производительность труда и приводят к производству товаров более низкого качества. Это влияет на их конкурентоспособность и уменьшает возможности зарабатывать твердую валюту. Иностранные инвестиции позволяют решить эту проблему, т.к. инвестиционные товары воплощают передовую технику, а предприятия могут использовать новые технологии. Альтернатива покупки прав на использование технологии требует затрат дорогостоящей иностранной валюты. Инновационные процессы позволяют резко увеличить производительность труда на предприятиях республики и будет стимулировать инвестиции в них.

3. Доступ к передовым методам управления.

Иностранные инвесторы несут с собой передовые апробированные методы управления и предоставляют возможность их изучения и использованию. Такая передача опыта особенно важна в условиях создания СП, приватизации местных предприятий иностранными инвесторами. Выигрывают обе стороны — иностранная фирма — инвестор исполняет местные знания и контакты, а местные предприятия воспользуются предложенными методами, чтобы повысить производительность труда и улучшить качество продукции.

4. Улучшение доступа к мировому рынку.

Иностранные инвесторы помогут осуществить доступ к распределенным каналам и обрести опыт продажи товаров на мировом рынке, что позволит развить экспортные возможности республики и создает надежный источник получения иностранной валюты.

Одно из необходимых условий перехода к рынку, успешного проведения приватизации объединения капиталов. Благодаря способности анализировать экономические возможности предприятия иностранные инвесторы окажут помощь, которая ускорит доступ к внешним источникам фондов и будет служить основой для образования капитала если активы первоначально продаются и если требуются инвестиции для реорганизации производства, изменение его структуры. Участие иностранных инвесторов может увеличить эффективность процесса путем реализации возможностей новых приватизированных предприятий.

За последние годы, когда различного рода инвестиции по всему миру значительно увеличились и утратили свою былую четкость, определение «прямых зарубежных инвестиций» было расширено до следующего толкования: ПЗИ стали называться любого рода приобретения контролирующего пакета в бизнесе зарубежной компании. Поэтому ПЗИ стали иметь множество форм, к примеру, прямые покупки зарубежной компании, приобретение гостиниц или оборудования, инвестиции в совместном предприятие или в стратегическом альянс компаний, при котором зарубежная компания получает от партнера новые технологии, лицензии на интеллектуальную собственность. За последнее десятилетие ПЗИ стали играть главенствующую роль в интернационализации бизнеса. Слияния, поглощения, приобретения и интернационализация производства продукции в ряде индустрий — вот что обеспечивает рост ПЗИ.

Обмен между инвестиционными потоками выгоден и стране, куда приходят инвестиции, и стране, откуда они поступают. Для малых и средних предприятий ПЗИ — это возможность более активно участвовать в международном бизнесе. В течение последних 15 леи классическое определение прямых зарубежных инвестиций, как я уже отмечала выше. Кардинально изменилось. Однако это изменение следует правильно учитывать в контексте той или иной ПЗИ. В связи с развитием интернета, возрастающая роль технологий, уменьшение ограничений, связанных с ПЗИ на рынках многих стран, и падение стоимости международной связи означают, что в будущем более важную роль станут играть новые, нетрадиционные формы инвестиций.

Правительства разных стран. Особенно самых индустриально развитых, внимательно отслеживают ПЗИ, потому что потоки инвестиций из страны и в стану оказывают громадное влияние на развитие их собственной экономики.

Органы власти проводят инвестиционную политику, т.е принимают всевозможные меры, направленные на разработку и реализацию стратегии регулирования, инвестиционной деятельности, нацеленная на создание оптимальных условий для отечественных и зарубежных инвесторов, увеличения прибыльности и минимизации рынков в интересах стабильного социально-экономического развития и повышения жизненного уровня.

Таким образом, формируется инвестиционный климат — взаимосвязанных комплекс законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в стране и отдельных регионах.

Государство со своей стороны обеспечивает равные права для всех субъектов инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов; право обжаловать в судебном порядке решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления; защиту капитальных вложений.

Интересы инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, защищаются на протяжении всего срока действия проекта, независимо от изменений в законодательстве, в том числе налогового (изменение размеров ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды). Совокупная налоговая нагрузка не изменяется с начала до конца срока реализации проекта. Также стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.

Лауреат Нобелевской премии по экономике (1990 г.) У.Ф.Шарк смысл термина “инвестирование” трактует так: “Расстаться с деньгами сегодня ради получения прибыли в будущем”. Содержание инвестиций состоит в том, что они вовлечены в процесс движения капитала, точнее сам процесс движения капитала отражает сущность инвестиций. Создающийся в этом движение прирост капитала должен быть достаточным для компенсации инвестору его отказа от использования имеющихся средств на потребление в настоящее время и вознаграждения его за риск возмещения потерь от инфляции в будущем. Из вышесказанного вытекает, что инвестиции — понятие более емкое, чем, “капиталовложение”. Инвестиции вовлекаются в процессы движения капитала. Они связываются на определенное время под конкретные активы. Их основная цель — сохранение стоимости капитала или его приумножение, а их главное отличие от капитала заключается в том, что по ним прогнозируется риск и определяется норма отдачи.

Привлечение иностранных инвестиций и туристов стало важной стратегией развития туризма Узбекистана. Это полностью оправдано тем фактом, что ежегодно количество отдыхающих иностранных туристов увеличивается на 15 — 30 %. По оценке экспертов НК «Узбектуризм» со ссылкой на данные Госкомитета по статистике Узбекистана, туристско-экскурсионные услуги в общем объеме ВВП составляют 0,6%. Для сравнения: в развитых государствах этот показатель достигает 7-9%.

Интерес к Узбекистану проявляют большое количество стран, так например корпорация зарубежных частных инвестиций США предоставила дополнительный кредит в размере 400 тысяч долларов на строительство новой гостиницы в Бухаре (Узбекистан). США предоставило совместному предприятию «Малика хотел групп», созданному компанией «Оу энд Эс консалтинг» (Гиг-Харбор, шт. Вашингтон), кредит на строительство гостиницы на 50 номеров в Бухаре и на приобретение двух автобусов, которые будут курсировать между тремя другими принадлежащими СП гостиницами в Ташкенте, Самарканде и Хиве. По завершении строительства гостиницы «Малика хотел Бухара» СП станет единственной компанией в сфере гостиничного бизнеса, работающей во всех четырех основных туристических центрах Узбекистана.

Также эта корпорация объявила о своем намерении выделить 590 тыс. долларов на страхование политических рисков в связи со строительством гостиниц сети «Малика» в Ташкенте и Хиве.

Услуги зарубежных частных инвестиций по страхованию политических рисков и финансированию помогают американским предприятиям всех размеров инвестировать на более чем 150 развивающихся рынках и развивающихся странах во всем мире. За 32 года своего существования корпорация зарубежных стран поддержала инвестиции в размере 164 млрд. долларов, которые помогли развивающимся странам создать у себя более 732 тыс. новых рабочих мест и получить дополнительные государственные доходы на общую сумму 13 млрд. долларов.

Как сказал председатель Комиссии по инвестициям и развитию инфраструктуры туризма при НК «Узбектуризм», Саидахмат Раубаев: «Необходимо развивать эффективную и оптимальную индустрию гостиничного хозяйства, транспортной сферы, систему общественного питания, культурно-развлекательных комплексов и еще многое другое».

Эта комиссия призвана осуществлять анализ и управление инвестиционными проектами, а также информационно-аналитической деятельностью, которая включает изучение перспективных видов туризма, координацию государственно-частного партнерства в этой сфере, развитию инвестиционной привлекательности туристических регионов Узбекистана.

Одним из важных факторов, влияющих на процесс развития инфраструктуры туризма, являются анализ и совершенствование инвестиционного законодательства. В связи с этим, необходимо разработать и утвердить Положение «О порядке целевого предоставления туристических объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в государственной собственности, для строительства и реконструкции», а также внести изменения в некоторые другие нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность.

В целях «Программы развития гостиничной инфраструктуры», создана специальная программа поддержки гостиничных и инвестиционных проектов, призванная помочь инвесторам в течение всего процесса создания объектов гостиничной инфраструктуры.

Также данная комиссия планирует разработать проект по созданию «Геоинформационной системы инвестора», представляющей собой своеобразную базу данных, в которой будут содержаться сведения об объектах или земельных участках, расположенных в любом туристическом центре Узбекистана. Инвестор сможет получить необходимые данные о любом объекте: в какой территориальной или охранной зоне он находится, каковы параметры разрешенного строительства или реконструкции, какие имеются ограничения. Таким образом, привлекая инвестиции и совершенствуя инфраструктуру туризма в Узбекистане, мы уверены, что эта сфера выйдет на новый уровень развития.

Согласно оценкам ВТО, к 2020 году туристический поток в европейских странах возрастет на 30 %, а в Азии данный показатель составит 400 %. При этом в своих прогнозах зарубежные эксперты также учитывают рост развития туризма в Узбекистане.

По данным НК «Узбектуризм» поступление прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Узбекистана составило в 1999 году-1,204,700 тысяч долларов, в 2000 году-14,338,000 тысяч долларов, в 2001 году- 9,375,300 тысяч долларов, в 2002 году-14,145,800 тысяч долларов, в 2003 году- 14,795,859 тысяч долларов.

Безусловно, большой интерес (экономический) для развития инновационного процесса представляют зарубежные инвестиции, привлечению которых может способствовать предоставление относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силы и стабильного рынка сбыта в Узбекистане. Но для этого необходимо усилить реальные гарантии сохранности и возврата иностранных кредитов и инвестиций, которые будут обеспечиваться отечественными страховыми организациями на внутреннем рынке республики. В качестве материального обеспечения зарубежных кредитов и инвестиций использовать республиканские авуары в заграничных банках, а также вкладывать валюту в совместное производство за рубежом.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится пи вступлении нашей независимой страны в XXI век.

1.2 Управление инвестиционной привлекательностью региона

В целях развития туризма и сохранения туристских ресурсов в надлежащем состоянии, а также стимулирования привлечения инвестиций в их развитие могут создаваться туристские зоны.

Туристские зоны создаются на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц, на которых сконцентрированы туристские ресурсы, имеющие большой потенциал для развития туризма, историческую и культурную значимость, а также способные приносить значительный социально-экономический эффект.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура — Вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства. Производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями. Что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции, будет развитие реального сектора и, следовательно. Будет и экономический подъем; не удастся их привлечь — неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижение их качества. Происходит свертывание туризма. Ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, Даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов — это дополнительные средства, Позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма. В том числе объектов привлекательности. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие. Развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательностью региона, в том числе туристкой отрасли — ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Читайте также:  Определить годовую доходность операции учета по простой ставке для банка

Полезно используемое время — самый дорогой ресурс, но ничто. Кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции, отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положение дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания. Традиционное понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня и, соответственно. Его традиционная привлекательность обладает собственным набором значимых свойств. Но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Глава 2. Узбекистан в области туризма

2.1 Международные отношения

Туристическая сфера Узбекистана не может развиваться, не затрагивая формальности международного уровня. Одним из таких направлений являются двусторонние соглашения, заключенные республикой с другими странами. Более того, это стало нормативно-правовой основой не только выезда граждан за пределы республики, но и деятельности самих туристских учреждений, укрепления их партнерских связей, продвижения национального турпродукта на рынки иностранных государств, регионов, континентов.

Международные отношения Узбекистан — Китай

Китай был одним из первых государств, которое предложило Ташкенту установить контакты в сфере туризма. Так, 13 марта 1992 года было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта. Согласно документу, «Стороны согласились поощрять и поддерживать сотрудничество и обмен в области культуры, искусства, образования, здравоохранения, туризма и спорта между соответствующими учреждениями обеих стран на основе принципа равенства и взаимной выгоды», а также «стимулировать развитие и укрепление связей между спортивными и туристическими организациями».

После обретения в 1991 г. независимости Узбекистан встал на путь ускоренного развития. По данным Государственного комитета статистики Узбекистана, объем торгового оборота между Китаем и Узбекистаном в 2009 г. достиг 2,051 млрд. американских долларов, что на 35,8% выше показателя предыдущего года. По этому показателю Китай занял второе место во внешней торговле Узбекистана. Инвестиции Китая в Узбекистан-2009: 1,3 млрд. американских долларов.

В июле 2009 года «Хуавэй» и китайское предприятие ZTE подписали контракт с акционерным обществом «Узбектелеком», и по контракту китайские предприятия в течение 12 месяцев инвестировали 13 млн. долл. США в модернизацию телекоммуникационной сети Узбекистана. Семь миллионов из этой суммы «Хуавэй» вложила в строительство беспроводной Интеренет-связи в сельских районах, охватив 3363 школы, 2388 детских садов, 1249 медицинских пунктов, 93 колледжа и 70 больниц

Международные отношения Узбекистан — Испания

В январе 2003 года в ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан И.Каримова в Королевство Испания были подписаны межправительственное соглашение «О поощрении и взаимной защите инвестиций между Республикой Узбекистан и Королевством Испания» и Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономики Республики Узбекистан и Министерством экономики Королевства Испания.

В ходе визита Министра иностранных дел Королевства Испания М. Моратиноса в Республику Узбекистан 3-4 июля 2009 года подписан Меморандум о взаимопонимании между НК «Узбектуризм» и Министерством промышленности, туризма и торговли Королевства Испания о сотрудничестве в сфере туризма.

За 2010 год товарооборот между Республикой Узбекистан и Королевством Испания составил 19,5 млн. долл., из них экспорт составил 5,1 млн. долл., импорт 14,4 млн. долл. В Узбекистане осуществляют свою деятельность 6 предприятий, созданных с участием испанского капитала, включая 2 предприятия со 100% испанским капиталом. C компанией «Тальго» реализован проект «Организация высокоскоростного железнодорожного движения пассажирских поездов по направлению Ташкент-Самарканд с приобретением поездов Talgo-Т250».

Международные отношения Узбекистан — Турция

Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Турецкой Республики об упрощении визовых процедур от 9.07.1995 года предусматривает то, что Стороны:

· не позднее двух дней выдадут визы VIP-персонам (Президенты; Премьер-министры, министры; депутаты Парламента; члены государственных делегаций; супруги вышеперечисленных лиц; дипломатические курьеры);

· в течение трех рабочих дней сообщат о результатах рассмотрения визовых запросов, направленных в дипломатические и консульские представительства обоих государств, на дипломатических, административных и технических сотрудников посольств и членов их семей;

· не позднее пяти рабочих дней сообщат о результатах рассмотрения визовых запросов на заместителей министров, членов правительственных делегаций и комиссий, членов торгово-промышленных палат, предпринимателей, сотрудников банков и организаций, участников спортивных соревнований, культурных, фестивальных и концертных программ;

· не позднее семи рабочих дней сообщат о результатах рассмотрения запросов на туристические визы, не превышающие 30 дней, и на не превышающие 15 дней транзитные визы;

· сообщат о результатах рассмотрения визовых запросов для прибывающих и приглашенных общественными организациями и органами, на пребывание свыше 30 дней — в течение пяти дней, для прибывающих и приглашенных частными организациями, на пребывание свыше 30 дней — как можно в короткие сроки.

Объем взаимной торговли между Узбекистаном и Турцией в прошлом году увеличился на 13% и составил 1,295 млрд.долларов. Объем турецких инвестиций в Узбекистан превысил 1 млрд долларов. В Узбекистане действуют 579 фирм с турецким капиталом и 84 представительства компаний с турецкими инвестициями. Эти компании осуществляют деятельность в текстильной, продовольственной, гостиничной, фармацевтической отраслях, в секторе производства строительных материалов и изделий из пластика, а также в сфере услуг.

Международные отношения Узбекистан-Польша

Говоря о месте Польши в мировой, и в частности в европейской, экономике, вице-министр отметил, что сегодня об этой стране говорят как об одном из лидеров ЕС по экономическим показателям в годы мирового экономического кризиса. В 2009 году в странах Евросоюза ВВП показал рост только у Польши, а по итогам 2010 года это государство, показав рост ВВП в 3,8%, также было в числе небольшого количества стран ЕС с положительной динамикой. Общий экспорт Польши в 2010 году составил 117,383 млрд евро (в 2009 году — 98,218 млрд евро), импорт — 130,83 млрд евро (107,527 млрд евро), сальдо — 13,5 млн евро.

Польша планирует в ближайшем будущем увеличить свои инвестиции в Узбекистан с учетом его значения в Центральной Азии.В 2010 году, по данным польской статистики, экспорт в Узбекистан составил 75 млн долларов при росте на 10% по сравнению с 2009 годом. Импорт в Польшу из Узбекистана вырос до 54 млн долларов, увеличившись на 85% в связи с существенным ростом поставок узбекского газа. Общий торгово-экономический оборот Польши и Узбекистана в прошлом году составил 130 млн долларов, показав рост на 1/3 в сравнении с показателем предыдущего года. В Узбекистане в настоящее время зарегистрированы 9 представительств польских фирм, 23 компании с участием польского капитала и 17 СП. При посольстве Польши в Узбекистане работает отдел содействия торговле и инвестициям, представляющий интересы Министерства экономики.

2.2 Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций»

Согласно данному документу вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее $5 млн., при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого социального платежа, единого налогового платежа.

Кроме того, глава государства утвердил порядок, в соответствии с которым в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше $50 млн. и долей иностранного инвестора не менее 50% строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования. Еще одно решение для стимулирования привлечения иностранных инвестиций — расширение списка отраслей и сфер экономики, предприятия с иностранными инвестициями которых со второго квартала 2012 года попадают под действие налоговых льгот, установленных Указом главы государства от 11 апреля 2005 года «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций». Это освобождение от уплаты по основной деятельности от налога на доходы (прибыль), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Исключением являются предприятия, размещенные в Ташкенте и Ташкентской области. Также глава государства запретил и назвал незаконным установление министерствами, ведомствами, государственными органами на местах, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками дополнительных требований и ограничений, связанных с деятельностью иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан поручено установить жесткий контроль за безусловным соблюдением всеми органами государственного и хозяйственного управления действующего законодательства по защите прав и гарантий иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и принимать действенные меры по предотвращению нарушения установленного законодательства и привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Государственная комиссия по проведению тендерных торгов получила право при продаже государственного имущества иностранным инвесторам реализовывать по заявкам иностранных инвесторов для создания предприятий с иностранными инвестициями низколиквидные объекты, находящиеся на балансе органов государственной власти на местах, по «нулевой» выкупной стоимости, без проведения конкурса путем заключения прямых договоров с инвестором под конкретные инвестиционные обязательства. Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел Узбекистана теперь будут обеспечивать по заявкам министерств, ведомств, хозяйственных объединений оформление должностным лицам и специалистам иностранных компаний, участвующим в реализации инвестиционных проектов, въездных и многократных виз сроком на 12 месяцев.

Кабинет Министров с привлечением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственного комитета по статистике, Центрального банка Республики Узбекистан будет обеспечивать на системной основе широкий доступ иностранных инвесторов к экономической информации, необходимой для реализации ими инвестиционной деятельности, включая сведения о Государственном бюджете и его исполнении, денежно-кредитной политике, показателях внешней торговли и другие. Министерству юстиции совместно с Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана установит системный мониторинг за реализацией на практике законодательства по предоставленным гарантиям, льготам и преференциям для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Отметим, что за годы независимости в Узбекистане сформирован благоприятный инвестиционный климат, законодательно установлена широкая система льгот, преференций и гарантий по защите прав и интересов иностранных инвесторов. В результате в республике создано и успешно действует свыше 4,2 тысячи предприятий с иностранными инвестициями в ведущих отраслях и сферах экономики. Ежегодно осваивается более $3 млрд. иностранных инвестиций, преимущественно прямых, на долю которых приходится свыше 26,6% общего объема инвестирования в экономику страны, что является конкретным свидетельством растущего интереса и доверия иностранных инвесторов к устойчивости и надежности экономики республики, перспективам ее развития.

Источник

Оцените статью