Туристско рекреационное проектирование оценка инвестиций

«Кафедра «Сервис и туризм» С.И. ГАЙКАЛОВ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов . »

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Сервис и туризм»

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки 43.03.02 «Туризм»

Москва — 2014 У Д К -3 3 8.4 Г 14

Гайкалов С.И. Туристско-рекреационное проектирование: Учебное пособие. — М.:

МГУПС (МИИТ), 2014. — 75 с.

Предлагаемое учебное пособие раскрывает особенности туроператорской деятельности в России по проектированию туристского пространства, туристского продукта и процессов, связанных с его продвижением, сбытом и реализации, а также сущность туроперейтинга на современном этапе.

Материал изложен в последовательности проектной деятельности туроператора по производству, продвижению, сбыту и реализации турпродукта. Особое внимание в учебном пособии уделено вопросам разработки проекта тура и проектированию основных туристских услуг. При этом подробно рассматриваются возможные схемы взаимоотношений туроператора с поставщиками туристских услуг.

При рассмотрении вопросов проектирования продвижения, сбыта и реализации особое внимание уделено агентским сетям, их классификации по различным признакам, стратегии их создания, а также особенностям взаимоотношений туроператора и турагента в современных условиях.

Кроме того, в учебном пособии даны основные понятия и термины, используемые в туроперейтинге.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 43.03.02 «Туризм», а также работников туристских организаций.

Рецензенты:

Будицкий Е.Г., кандидат технических наук, доцент, зам. директора Российской академии путей сообщения по учебной и научно-методической работе Н. Платонова, кандидат экономических наук, управляющий директор маркетингового агентства «Талант-маркет»

©МГУПС (МИИТ). 2014 Содержание В в е д е н и е

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО

2.1. Технологии тур-проектирования

22. Технологии тур-планирования

222. Схемы работы туроператора с предприятиями гссгиничной индустрии

2.23. Схемы взаимоомошенийтуропершора с перевозчиками

3.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ,СБЬГГАИРЕАЛИЗАЦИИТУР-ПРОДУКТА

32. Реклама, PR-акции и стимулирование сбыта

З а к л ю ч е н и е

Введение

Современный российский турбизнсс переживает сложные времена. Не успев оправиться от последствий мирового финансового и экономического кризиса 2008-2011 гг. он подвергся новым испытаниям, связанные с ухудшением политической и экономической ситуации, в которой оказалась Россия из-за предпринятых против нее санкций со стороны Запада.

Негативное влияние совокупности целого ряда экономических, политических, социальных и других факторов на состояние российского туристического рынка, с одной стороны, заметно усложнило работу предприятий индустрии гостеприимства в непростых для них условиях (проблемы с кредитами, снижение курса российского рубля, повышение цен на услуги со стороны поставщиков и др.), а с другой — снизило потенциал спроса на туристские услути среди населения страны, внесло серьезные изменения в географию туристских потоков. Удар был настолько сильным, что в течение высокого сезона 2014 года с рынка один за одним стали уходить даже известные туроператоры, что спровоцировало дальнейшее углубление кризиса в российской туриндустрин.

В таких условиях значительно возрастает роль внедрения новейших, адекватных реально складывающихся обстановке на рынке технологий, а также совершенствования процесса туристско-рекреационного проектирования, который включает в себя проектирование туристкой деятельности, туристского пространства, туристского продукта и деятельности туристского предприятия.

В учебном пособии главное внимание будет уделено проектированию туристского продукта на всех этапах деятельности туроператора — создание тур-продукта, его продвижение, сбыт и реализация. Остальные же виды проектной деятельности в той или иной степени рассматриваю!ся в курсах таких дисциплин, как «Организация туристской деятельности», «Туристские ресурсы». «Страноведение», «Менеджмент в туристской индустрии». «Маркетинг в туристской индустрии» и др.

Итак, речь идет о «технологии» и «турисчско-рекреационмом проектировании», в ходе которого и предусматривается их применение в процессе планирования и предоставления туруслуг. Под технологией (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и logos — слово, учение) понимают совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научную дисциплину, изучающую физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах’.

Однако применительно к туристской деятельности под технологией следует понимать, в 1 Зорин И.В.. К вартальное В.Л. Туристский терминологический словарь. — М.: Советский спорт, 1999. — С. 551.

первую очередь, совокупность знаний, опыта и систематизированных, алгоритмизированных методик, способных к использованию в процессе производства, продвижения и реализации тур-продукта. А проектирование — это деятельность, направленная на построение образа создаваемой системы, объекта или процесса в целях его дальнейшего воплощения в реальность. В данном случае речь идет, например, о туристских кластерах, ресурсах, предприятиях, услугах и т.п. Таким образом, в учебном пособии будет рассмотрен процесс туристско-рекреационного проектирования, от зарождения идеи до предоставления туристских услуг, с акцентом на применяемые специфические технологии (совокупность приемов и методов работы туроператора с клиентами, агентами и контрагентами) на всех этапах туристской деятельности.

1. Теоретические основы туристско-рекреационного проектирования

Проектирование — это всегда деятельность, связанная с детальным осмыслением задуманного для его реализации. Иными словами, разработка проекта, это воплощение в реальность создаваемого образа.

Проект — (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий) — своего рода план или совокупность мероприятий, предполагающих осуществление комплекса действий, направленных на достижение поставленных целей.

К основным характеристикам проекта можно отнести:

ограниченность во времени. Проект всегда ограничен временными рамками, так как поставленные цели и задачи должны быть выполнены в установленные сроки и, в отличие от программы носит законченный характер;

новизна. В ходе проектирования, как правило, разрабатывается новый (оригинальный) продукт. То есть, процесс проектирования изначально предполагает формирование нового, а иногда —уникального продукта;

последовательность процесса разработки. Проект обычно разрабатывается во времени и в рамках определенных этапов, на каждом из которых формируется содержательная часть проекта.

Отсюда можно дать уточняющее определение проектированию — это деятельность, ограниченная во времени и направленная на достижение поставленных целей, в качестве которых является создание нового (оригинального или уникального) продукта в рамках имеющихся ресурсов и в определенные сроки. Или — это замысел, прототип, идея, образ, которые могут иметь форму описания, технического обоснования с применением расчетов, чертежей, раскрывающих сущность предлагаемой проектной идеи и возможность ее фактической реализации.

Говоря о туристско-рекреационном проектировании, следует подчеркнуть, что это самостоятельное направление проектной деятельности в сфере туризма и рекреации, которое обладает всеми признаками проектирования, но, одновременно, отличается своей спецификой, характерной для этой сферы.

Специалисты выделяют два вида проектирования: техническое и гуманитарное. В туристско-рекреационном проектировании ключевую роль выполняет гуманитарное проектирование, поскольку оно направлено на построение несуществующего объекта (туристского продукта/услуги) или обустройству места (пространства) по замыслу разработчика. Отправной точкой гуманитарного проектирования является креативная идея, на которой в последующем выстраивается образ будущего продукта.

К основным этапам гуманитарного проектирования можно отнести:

вычленение и формулирование проблемы, определение проектной идеи;

последовательная разработка проектного замысла;

Прокомментируем некоторые положения перечисленных этапов.

Под проектной идеей следует понимать концептуальный взгляд на будущее состояние и развитие системы, объекта или процесса. Говоря о концептуальном взгляде, или концептуализации, следует отметить, что в первую очередь эго мыслительная деятельность по согласованию понятий, фактов, иных сведений, на которых формируется собственное представление разработчика.

Разработка проектного замысла — описание, обоснование проектной идеи, а также технология создания проекта, которая включает в себя совокупность применяемых при этом методов, приемов и способов.

Итак, в примененных выше определениях мы столкнулись с такими терминами, как технология, система, объект и процесс. Как представляется, они требуют разъяснения.

Как уже было сказано выше, проектную деятельность принято представлять в форме технологии, выделяя отдельные этапы, отражающие сущность проектирования.

Технологическая цепочка проектирования, как правило, включает в себя следующие этапы:

постановка проблемы — определение актуальности и обоснованности проектной идеи, в первую очередь обеспеченность ресурсами;

определение и формулировка проектной задачи — конкретизация проектной идеи в доступную для понимания форму для конкретных исполнителей;

построение модели проекта — построение алгоритма решения проектной задачи на основе объединения ресурсов, методов и приемов для реализации проекта;

определение ключевых параметров проекта — формирование критериев оценки как результатов проектной деятельности, так и эффективности самого процесса проектирования (например, сроки выполнения проектного задания, затраты ресурсов, качество и новизна полученного продукта);

формирование системы мониторинга — выработка форм и методов контроля проектирования на каждом из его этапов;

реализация проекта и его завершение — не только получение, но и представление полученных результатов в различных формах.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Для туристских систем характерна совокупность факторов, условий, прямо или косвенно вовлеченных в процесс формирования туристского продукта. Туристская система состоит из двух частей — внешнего окружения и внутренней структуры. К первой части можно отнести социально-политические, экономические, экологические и др. факторы и условия. А ко второй — например, инфраструктуру, самостоятельность региона или определенного пространства.

Объект — это туристский продукт в целом или отдельные услуги, а также туристские предприятия и организации или их объединения (комплексы).

Процессы — совокупность последовательных действий, направленных на достижение результатов в процессе производственно-сбытовой деятельности.

Таким образом, туристско-рекреационному проектированию подвергаются не только туристские системы и объекты, но и процессы, отражающие туристскую деятельность.

Иными словами, проектированием могут быть охвачены не только туристские пространства, предприятия сервиса и туризма, собственно туристский продукт и туристские услуги, но и продвижение, сбыт и реализация тур-продукта или услуг.

Как уже отмечалось во введении, при изучении дисциплины главное внимание нами будет уделено вопросам проектирования тур-продукта и туристской деятельности по его продвижению, сбыту и реализации. Вместе с тем видится необходимость хотя бы в общих чертах рассмотреть особенности проектирования туристского пространства.

Под туристским пространством понимают особый вид пространства, существующего как логическая форма (структура), состоящая из элементов разной природы, объединенных общей целью — удовлетворение потребностей людей в проведении досуга, отдыха и рекреации. Например, такими элементами могут быть достопримечательности, значимые события, гостиницы, туристские маршруты, услуги и т.п. То есть, мы видим, что перечисленные элементы имеют разную природу, функциональные особенности, но вместе образуют особое туристское пространство определенной территории (континента, 1жи ; осударства, региона, города и т.д.).

С учетом общности природы, туристских ресурсов, специфики рекреации, выполняемых функций и других особенностей выделяют типы туристского пространства, что позволяет рассматривать их с разных точек зрения и более четко определять туристскую и рекреационную специализацию.

К основным типам туристского пространства относятся:

Естественное (природное) туристское пространство. Оно, как правило, сохранено в первозданном виде, привлекает туристов богатыми природными ресурсами, позволяет реализовывать активные виды туризма, а также экологический туризм. Такой тип пространства часто составляют особо охраняемые природные территории (ООПТ). К ним относятся природные заповедники, национальные и природные парки, природные заказники, ботанические сады и т.п.

Культурно-историческое пространство насыщено различными историко-культурными объектами — памятниками истории, архитектуры, выставочными центрами и др., что позволяет реализовывать, например, познавательный туризм.

Рекреационное туристское пространство — способствует восстановлению духовных и физических сил людей и включает, как правило, курорты и лечебно-оздоровительные местности, а также расположенные на них объекты лечебного туризма — санатории, пансионаты, дома отдыха, бюветы, терренкуры, спортивные комплексы и др. Часто такое пространство сочетается с элементами природного и культурно-исторического пространств ‘например, Кавказские Минеральные Воды). Такое пространство способствует реализации лечебно-оздоровительных, а также комбинированных туров с элементами активного и познавательного туризма.

Читайте также:  Установка амд драйверов для майнинга

Сервисное туристское пространство способствует удовлетворению потребностей туристов и местного населения в различных услугах (размещение, питание, транспорт, торговля, бытовые услуги и т.п.).

Событийное туристское пространство — предполагает наличие условий для реализации комплексного туристского продукта, основанного на событийном календаре территории, а также наличии выставок, ярмарок, проведения спартакиад, конкурсов и т.п.

Кроме того, можно назвать такие типы туристского пространства, как антропологическое, мифологическое, научное и др.

Территориальный подход к организации туристско-рекреационного проектирования позволяет рассматривать различные модели пространственной организации туристской деятельности. А учитывая тот факт, что туризм — это экономический способ освоения пространства, то и само туристское пространство сохраняет все основные черты и свойства экономического пространства.

Итак, можно сказать, что туристское пространство — это экономическое пространство с множеством объектов и субъектов деятельности и связями между ними, специализирующихся на туризме и рекреации.

Таким образом, в ходе туристско-рекреационного проектирования освоения и развития территорий, специализирующихся на туристско-рекреационной деятельности, необходимо использовать пространственное моделирование, то есть, пространственные модели развития туризма, на которых строятся наиболее популярные подходы и методы территориальной организации туристской деятельности в условиях рыночной экономики2.

Пространственный подход к организации и развитию туристской деятельности сочетает в себе географические, экономические, социальные, экологические и политические подходы, что обусловливает необходимость изучения региональных туристских систем, процессов управления туристской территорией, особенностей потребительского поведения туристов, а также специфики туристско-рекреационной инфраструктуры и ресурсной базы туристской деятельности3.

Пространственное освоение туристской территории можно представить следующими фазами:

1. Начальная фаза — территория только открывается для туристов, которые, как и местное население, пока не имеют представления о выгодах и пользах, которые можно получить. Причем, возможно и негативное отношение со стороны местного населения к развитию туризма на этой территории. Появляются первые элементы туристской инфраструктуры;

2. Промежуточная фаза — туристское пространство активно заполняется туристскими объектами, растет популярность территории среди туристов, увеличиваются туристские потоки и доходы от туристской деятельности;

3. Зрелая фаза — все признаки зрелого туристского пространства — развитая инфраструктура, наличие уникальных туристских ресурсов, хорошая транспортная доступность, высокое качество обслуживания туристов.

Естественно, освоение и развитие туристских пространств требует стратегического планирования, основанного на постоянном мониторинге и оценки состояния туристскорекреационных систем, что в конечном итоге воплощается в стратегических региональных I. ‘ * Н гДжанджугазоаа ЕЛ. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник. -М.: Академик, 2014. — С. 38.

(или другого уровня) программах, целью которых является сбалансированное региональное развитие туристской территории, исключая нежелательные сценарии, например, разрушение экологических систем, культурная деградация территории, социальная напряженность и т.п.

В отличие от проектирования территорий не связанных с туристской деятельностью, необходимо учитывать необходимость бережного и рационального использования туристских ресурсов, пропускной потенциал, туристско-рекреационную емкость, антропогенную, техногенную и предельную нагрузку.

Сущность туристского проектирования предполагает создание на территории условий для развития туризма, что должно стать важной частью территориальной стратегии и политики. Все действия и процессы проектирования должны быть согласованы и соответствовать концепции устойчивого развития территориальных систем, в которой формируются принципы экономической, социальной и экологической устойчивости туристских территорий.

Ввиду того, что туристское проектирование охватывает всех субъектов туристской деятельности, от низового звена (например, туроператоров) до международных туристских организаций, оно представляет собой многоуровневый комплекс мероприятий и подразделяется на такие уровни, как международный, национальный, региональный и местный.

На международном уровне проектируются комплексные международные туристские маршруты (например, «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь»), транспортные потоки, международные маркетинговые стратегии и программы, рекламные кампании. Эти вопросы находятся в ведении Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной туристской организации (ВТО), Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel & Tourism Council), Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и др.

На национальном уровне туристское проектирование охватывает развитие туризма как в стране в целом, так и в отдельных регионах, и выражается в форме национальной политики в области туризма, которую формируют органы государственной власти, в частности Правительство РФ, Министерство культуры РФ и др.

Пространственный подход к организации туристской деятельности на национальном уровне реализован в создании, так называемых, особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа (например, в Калининградской, Иркутской областях, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Республиках Алтай, Бурятия) и туристско-рекреационных кластеров (например, «Золотое кольцо», «Плёс», «Золотые ворота», «Белокуриха» и др.). Все эти проекты были предложены в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

На местном уровне туристско-рекреационное проектирование осуществляется с большей степенью детализации и, как правило, на ближайшую, нежели на национальном уровне, перспективу. Разрабатываемые в ходе проектирования документы в большей мере регулируют такие вопросы, как землепользование, прокладку коммуникаций и т.п.

Рассмотрев теоретические основы туристско-рекреационного проектирования, мы можем сформулировать следующие выводы.

Туристско-рекреационное проектирование охватывает туристско-рекреационное пространства, туристские предприятия, туристский п родуй и туристские услуги, продвижение, сбыт и реализацию туристского продукта и туристских услуг.

В учебном пособии мы в лишь общих чертах ознакомились с туристско-рекреационным проектированием туристского пространства, поскольку роль в этом процессе туроператора незначительна — в возможном туроператорском лобби, продвижении своих интересов в органах законодательной и исполнительной власти различного уровня. Вместе с тем нельзя игнорировать необходимость изучения туристско-рекреационных территорий, поскольку без этих знаний невозможно осуществлять проектирование собственно туристского продукта.

Без учета имеющихся туристских ресурсов, рекреационной направленности туристскорекреационного пространства, емкости направления, характеристик сегмента потребителей и других многочисленных характеристик невозможно разработать конкурентоспособный и качественный туристский продукт.

Проектирование туристских предприятий изучается в курсе дисциплины «Менеджмент в туризме», поэтому мы лишь упомянули о существовании такого рода туристскорекреационного проектирования.

Главное внимание будет уделено туристско-рекреационному проектированию турпродукта и этапов его вывода на рынок. Для удобства и структурирования рассмотрения этих вопросов привяжемся к циклу работы туроператора.

Условно цикл работы туроператора можно разделить на ряд ярко выраженных этапов:

тур-проектирование (проектная идея, замысел, концепция);

тур-планирование. На основе детализации всех составляющих турпакета в результате оформления договорной базы с поставщиками туристских услуг формируется тур, готовый к продвижению на рынок;

Последовательно рассмотрим особенности проектирования всех этих этапов.

2. Проектирование тур-продукта

При разработке туристского продукта применяется два основных подхода:

Маркетинговый подход, который основан на классической теории маркетинга, реализующейся через трехуровневый подход к разработке тур-продукта — продукт по замыслу, продукт в реальном исполнении и туристский продукт с подкреплением. Подробно данный подход обучающиеся рассматривают по курсу «Маркетинг в туризме».

Технологический подход. Общая технология и последовательность формирования туристского продукта в РФ регламентируется ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги.

Проектирование туристских услуг».

Согласно данному документу следует, что проектирование туристского продукта — это подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские продукты и услуги в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.

Проектирование туристских продуктов и услуг производится с учетом следующих факторов:

конъюнктура туристского рынка;

запросы туристов — заказчиков продукта;

состояние и структура объектов туриндустрии;

использование межрегионального кластерного подхода;

учет результатов маркетинговых исследований;

обеспечение безопасности туристов;

защита прав потребителей туруслуг;

предоставление потребителям возможности компетентного выбора;

соблюдение санитарно-эпидемиологических и экологических требований;

наличие договора на оказание услуг.

Основой для проектирования тура является, прежде всего, его вербальная модель (или краткое описание). Оно составляется, в первую очередь, на основе изучения потребностей и платежеспособного спроса населения на виды и формы туристских путешествий, а также «Оаможностей туристских, рекреационных ресурсов в конкретном регионе.

Конкретизация краткого описания производится в проекте программы обслуживания туристов, которая включает:

туристские ресурсы в рамках маршрута;

ограничения по использованию туристских ресурсов (предельная нагрузка:

антропогенная, техногенная и т.п.);

построение трассы маршрута: определение типа маршрута, построение эскизной модели маршрута, привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

состав достопримечательностей и иных объектов показа;

перечень походов, прогулок;

продолжительность пребывания на маршруте и количество туристов;

Результатом проектирования туристского продукта являются следующие технологические документы: технические условия, технологические инструкции, технологическая карта, паспорт маршрута, информационный листок и т.п.

Проектирование туристского продукта должно опираться на определенные аналитические признаки, характеризующие туристский продукт (табл. 2.1.).

Итак, специалисты выделяют три основных этапа проектирования продукта проектный, производственный и коммерческий. Проектный этап связан с первым этапом цикла работы туроператора — тур-проектированием.

2.1. Технологии тур-проектирования Как уже говорилось выше, тур-проектирование является начальной палией разработки туристского продукта (услуги). Оно основывается и во многом определяется результатами маркетингового исследования потребностей туристического рынка и предложений основных конкурентов на местном рынке, что объясняется изначально рыночной ориентацией туристического оператора («продавать то, на что имеется либо можег появиться в перспективе устойчивый спрос»).

Тур-проектирование проводится, как правило, за 2-3 месяца до предполагаемого срока тура или сезона, что диктуется необходимостью возможной корректировки проекта на довольно продолжительных по времени этапах планирования и продвижения тур-продукта.

В случае же осваивания новых направлений или видов туров, проектирование следует начинать намного раньше, поскольку планирование и продвижение туров-новинок более длительный процесс.

Результатом этого этапа работы является проект будущего тур-продукта, т.е.

неконкретизированное (в точности до наименований отелей, перевозчиков, цен) представление о будущей туристической программе. Основой для проектирования услуги, как уже говорилось выше, является ее вербальная модель (или краткое описание) — набор требований, выявленных в результате исследования рынка, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг.

Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и окружающей среды. Тур-проект, как правило, должен содержать следующую информацию:

определение рекреационной специализации туристского направления (например, ландшафтные красоты, исторические памятники, уникальные возможности лечения и т.д.);

проложенный маршрут (пункт отправления, перечень пунктов стоянок, пункт прибытия);

перечень применяемых в туре услуг основных поставщиков (отели, перевозчики);

возможности и качество оказания дополнительных услуг в туре (зависят от целей туристической поездки, например, активная экскурсионная программа — для познавательных туров, организованный досуг — для круизов);

характеристики и описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;

требования к типу, количеству и пропускной способности используемою оборудования;

необходимое количество обслуживающего персонала и уровень его профессиональной подготовки4.

В связи с тем, что тур-проектирование основывается на маркетинговом исследовании местного туристического рынка, тур-проект, как его результат, должен:

представлять собой компромисс между потребностями туристов и возможностями самого оператора;

быть ориентированным на конкретный сегмент туррынка (любой тур-проект должен быть востребован, качественно и эффективно удовлетворять потребности не всех потребителей одновременно, а только определенной части потенциальной клиентуры);

иметь собственную позицию на рынке (т.е., обладать определенным набором конкурентных преимуществ, широко популяризованных на рынке).

Итак, как уже отмечалось, тур-проектирование основывается на результатах маркетингового исследования туристического рынка. А реалии современного рынка диктуют необходимость иметь представление о потребностях и нуждах существующих на рынке потребителей туристических услуг. В силу конъюнктурной динамики туристического рынка, стремительного развития средств связи, уровня техкологизации быта, изменения международной политики, экологии и прочих факторов, определяющих уровень жизни наций, потребности и нужды потребителей туристического рынка также существенно меняются с течением времени. На первый взгляд, малозначительное событие во внешней туристической среде может повлечь неожиданные и порой кардинальные перемены в общественном сознании населения, что, в свою очередь, скажется на содержании их туристических нужд и потребностей, на объеме спроса на турпоездки. Еще большие изменения могут повлечь за собой глубокие экономические, политические, социальные перемены. Примером тому может служить резкое снижение спроса на выездные туры в условиях ухудшения экономической обстановки в стране, неустойчивого курса валют в связи с предпринятыми в отношении России со стороны Запада санкциями. Эти тенденции обусловлены и ростом русофобских настроений в ряде европейских стран. В качестве реакции на ухудшение условий деятельности с рынка начали уходить многие туроператоры, что в, свою очередь, спровоцировало определенный кризис в российском туристском бизнесе, который мы наблюдали летом-осенью 2014 года.

Читайте также:  Папа не майнинг это

Как известно, потребности человека зависят от целого ряда факторов, определяющих его как личность. Прежде всего, это’социальный статус человека (определяемый местом его работы, уровнем образования, кругом общения), его психологические (тип темперамента, уровень развития интеллекта, абстрактного мышления), демографические (пол, возраст,

4 См.: Ушаков Д.С. Прикладной туроперсйтинг. — М., Ростов-на-Дону: Март, 2014. — С. 57.

семейное положение) и экономические (уровень доходов и их постоянство) характеристики.

Если нуждой человека является просто временная перемена места обитания, то потребности уже более конкретны и специфичны — поездка на морской курорт или экскурсионный тур по столицам Европы, отдых в пятизвездочном отеле или в молодежном хостеле.

И нужда человека в путешествиях вообще, и потребности в тех или иных видах туров в частности сильно подвержены влиянию внешних факторов Важнейшими среди них являются экономическая стабильность местною туристического рынка и образ жизни населения. Экономическая стабильность оказывав прямое воздействие на наличие и содержание туристических потребностей населения по причине того, что путешествия требуют от людей наличия сбережений. В свою очередь, человек начинает делать сбережения только в случаях, когда его доход несколько превышает прожиточный минимум в стране.

Образ жизни населения также является определяющим туристические потребности на рынке фактором, поскольку формирует склонность и желание населения потратить имеющиеся денежные средства на совершение путешествий. Формируется образ жизни региона годами, и зависит, прежде всего, от уровня информированности и образованности местного населения. Развитые системы международных коммуникаций позволили людям больше узнать о достоинствах и объектах туристического интереса своих соседей, чем круто переменили их ранее «оседлый» образ жизни, побудив в них стремление к поездкам. Образ жизни населения зависит от воспитания и образования молодежи. Сегодня во многих цивилизованных странах мира педагогами принята на вооружение концепция развития туристического типа мышления, способствующая росту общей эрудиции подрастающего поколения. Позитивные тенденции в этом вопросе в последнее время отмечаются и в России.

Образ жизни населения региона не только определяет наличие в нем туризма вообще, но и способствует формированию туристических потоков и направлений.

Отсюда грамотно проведенное исследование туристских потребностей населения реально ориентирует проектируемый тур на определенную группу потребителей, позволяет разработать проект, не имеющий аналогов на региональном туррынке, занять наиболее выгодную для туристического оператора позицию среди конкурентных предложений, определяет перспективы роста объема сбыта туроператора.

Маркетинговое исследование туррынка может проводиться самостоятельно, либо с привлечением профессионалов (специализированные маркетинговые компании или агентства). Последний способ проведения исследований туристического рынка является более объективным и развернутым, хотя и довольно дорогостоящим.

При проведении исследования рынка используется как первичная (происходящая непосредственно от респондентов, более отвечающая реальности, но требующая максимальных затрат на свое получение), так и вторичная (исходящая из ранее кем-то собранных и классифицированных источников) информация.

Маркетинговое исследование рынка состоит из выполнения ряда поочередных этапов5:

1) сегментирование (в некоторых источниках — сегментация) рынка;

2) определение потребностей членов каждого выведенного сегмента;

3) определение возможностей оператора в качественном и эффективном удовлетворении потребностей выведенных сегментов;

4) определение степени охвата потребителей того или иного сегмента конкурирующими операторами;

5) выбор фокус-группы (целевой аудитории);

6) детализация потребностей членов фокус-группы (целевых аудиторий);

7) позиционирование тур-проекта.

Рассмотрим поочередно этапы маркетингового исследования туристического рынка.

Сегментирование туристического рынка — это разделение потребителей на определенные составные части, члены которых относительно схожи, но отличаются от членов других групп или сегментов. Иными словами, это выделение групп потребителей рынка, туристические потребности которых отличны, уникальны и идентичны для всех потребителей этой группы. Элементы будущего тура (тур-продукт, цена, способы и инструменты продвижения, классы обслуживания) в основном зависят от специфичности потребностей сегмента, на который он ориентирован. Однако сегментирование туристического рынка было бы бесполезным, если бы оно проводилось без параллельного определения основных потребностей членов выделяемого сегмента рынка, а также без определения требований к возможностям туроператора для качественного и эффективного удовлетворения особенных для каждого сегмента потребностей. Возможности туроператора условно можно разбить на следующие категории:

базовые (прежде всего, это наличие офиса и его внешний и внутренний вид, уровень качества оргтехники, средств связи и т.п.);

деловые (наличие у оператора связей и договорных отношений с перевозчиками, отельерами, экскурсионными бюро и т.д., наличие личных связей с другими операторами и агентствами, в органах власти);

5 См.: Ушаков Д.С. Прикладной туропсрейтинг. — С. 59.

информационные (наличие у оператора информации или доступа к источникам информации и т.д.);

возможности персонала (возраст, коммуникабельность, обаятельность, профессионализм, эрудиция, знание иностранных языков и т.д.);

технологические (наличие у оператора «ноу-хау» применяемых в постоянной работе технологий: технологии ведения переговоров, телефонных продаж, нейро-лингвистического программирования и т.д.).

Таким образом, си-ментирование туррынка проводится не только с целью разбивания всех потребителей на определенные категории и сегменты, но и для определения потребностей каждого выделенного сегмента и возможностей туристического оператора для их качественного и эффективного удовлетворения. Если какая-то из возможностей туристического оператора не удовлетворяет требованиям, выполнение которых необходимо для работы с определенным сегментом, оператор может либо довести свои возможности до определенного высокого уровня, либо отказаться от дальнейшей работы с представителями данной группы потребителей.

На практике туроперейтинга сегментирование туристического рынка проводится на основании ряда основных принципов, среди которых наиболее важными являются:

географический, экономический, i-рупповых предпочтений, демографический и принцип туристических предпочтений. Рассмотрим их более подробно.

Сегментирование по географическому принципу.

В этом случае деление потребителей на группы осуществляется на основании предпочтений ими тех или иных направлений поездок. Данный вид сегментирования зависит от уровня доходов граждан (более удаленные географически места отдыха требуют больших расходов туристов), существующих в регионе правил получения виз и других разрешительных документов на въезд-выезд, а также степени развития транспортного сообщении региона с перспективными местами отдыха. По этому принципу выделяют два крупных сегмента — желающие отдыхать на родине и за рубежом.

Первый из выделенных сегментов обладает следующими потребностями:

возможность выбора туров по родной стране, широкий ассортимент предложений оператора;

наличие групповых либо индивидуальных туров;

организация трансфера по всему маршруту;

варьирование длительностью отдыха и сроками поездки;

возможность приобретения тура за несколько дней до выезда.

Для удовлетворения этих потребностей оператор должен обладать радом возможностей:

наличие опыта работы на внутренних маршрутах;

возможность выделения сопровождающих для групповых туров по стране;

наличие обширных связей с поставщиками туристических услуг.

Основными потребностями туристов, предпочитающих отдых за рубежом, как правило, являются:

получение максимально возможной и реальной информации о месте отдыха, об особенностях жизни местного населения, существующих законах и традициях поведения;

быстрое подтверждение туров и заявок на отдых;

прямые перелеты в место отдыха, либо удобные стыковки;

русскоговорящие гиды либо группы;

формирование полного турпакета и визовая поддержка;

страховая поддержка во время поездки.

В свою очередь, эти потребности требуют от возможностей оператора:

организацию чартерных авиарейсов или долевое участие в чартерных программах;

наличие связей с зарубежными meet-компаниями (местными туристскими компаниями, работающими на прием) или отельерами;

наличие возможностей моментального подтверждения заявок (блоки мест в отелях или лайнерах, on-line бронирование мест);

наличие русскоговорящих представителей либо от своего имени, либо у принимающей стороны;

наличие договорных отношений с ведущими страховыми компаниями;

наличие информации и квалифицированных сотрудников, могущих ее предоставить клиенту;

личный опыт сотрудников и полное знание ими маршрутов.

В зависимости от наличия компромисса между возможностями туристического оператора и потребностями клиентов, можно принять к проектированию либо внутренние, либо международные туры.

Сегментирование по экономическому принципу.

Этот вид сегментирования основывается на различиях в уровне доходов групп потребителей. В результате сегментирования обычно выделяют три сегмента потребителей:

VIP-клиенты, клиенты тур-класса и эконом-класса обслуживания.

Основными потребностями VIP-клиентов, как правило, являются:

индивидуальное обслуживание оператором;

индивидуальные туры и маршруты под заказ;

компетентный и обаятельный персонал;

максимальный набор дополнительных услуг в туре;

полный сервис от места отправления до места возвращения (включая прокат автомобилей, проводы, встречи);

возможности обслуживания по телефону или с выездом индивидуального консультанта на дом;

набор наиболее престижных и известных отелей в ассортименте туров.

Работа с этим сегментом требует от оператора следующего:

наличие солидного, богато обставленного офиса с удобным месторасположением;

высококвалифицированные кадры, отлично владеющие информацией о маршрутах;

большой штат работников (для обеспечения индивидуального обслуживания клиентов и дополнительного сервиса);

широкие связи с принимающими сторонами и отелями (для возможности разработки индивидуальных туров под заказ);

наличие всевозможных каталогов, фотографий, буклетов о любых местах отдыха (клиент сам называет направление).

Клиенты туристического класса имеют следующие потребности:

быстрота обслуживания и подтверждения завяленных условий;

возможность приобрести как индивидуальные, так и инклюзив-туры;

желание сэкономить, но не на качестве приобретаемых услуг;

желание получить качественную консультацию по выбору места отдыха от работников оператора или его агента;

главное не внешний вид офиса, а качество работы фирмы и конкурентные преимущества их туров;

возможны групповые экскурсии или трансферы;

необходим качественный и организованный досуг высокого или среднего класса;

необходим ассортимент хороших отелей.

В этом случае туроператор должен:

иметь вместительный офис, готовый к приему одновременно нескольких семей или групп туристов;

иметь связи со многими отелями и перевозчиками для организации массовых поездок.

Наконец, потребности клиентов эконом-класса обслуживания могут быть такими:

желание купить групповые, инклюзив-туры;

желание сэкономить на отдыхе даже в ущерб дополнительным услугам и их качеству;

возможность поехать без экскурсионного обслуживания, без питания или с питанием «полупансион»;

наиболее выгодное соотношение цены и качества поездок.

Оператор, готовящийся к обслуживанию таких клиентов, должен:

иметь сильную рыночную позицию для организации регулярных групповых туров на массовых направлениях;

иметь опыт работы с корпоративными клиентами;

иметь возможности и опыт работы с «потоком» клиентов;

иметь выгодные, с точки зрения цены, договорные отношения с поставщиками туруслуг.

После анализа соответствия требований к возможностям оператора с реальностью он может выбрать соответствующий сегмент и принять к проекту индивидуальные туры, групповые туры, индивидуальные и групповые инклюзив-туры.

Сегментирование на принципах количественного предпочтения туристов проводится в зависимости от того, в каком количестве (индивидуально или группами) предпочитают путешествовать туристы. На основании этого принципа сегментирования можно выделить туристов-индйвидуалов, туристов, путешествующих группами, и корпоративных клиентов. В отличие от групп туристов (члены которых не знакомы друг с другом и впервые встречаются только на пункте отправления), корпоративные клиенты — работники одних трудовых коллективов, студенты вузов, то есть люди, знакомые друг с другом.

Читайте также:  Доходность инвестиционного портфеля контрольная

Индивидуальные туристы (путешествуют по одиночке или семьями) чаще всего предпочитают:

возможность организации заказных туров, выбирать любой маршрут и отели;

получить максимально доступную и достоверную информацию о предстоящей поездке;

приобретать в агентствах полностью сформированный туристический пакет;

оперативное подтверждение заявленных условий туров.

В соответствии с обозначенными потребностями индивидуальных туристов можно определить требования к возможностям туроператора:

наличие солидного офиса с удобным месторасположением и большого штата работников;

компетентность и общая эрудированность работников, личное знание ими многих направлений;

деловые связи с поставщиками туристических услуг и опыт работы на различных направлениях.

Групповые клиенты (путешествующие коллективами от 10 человек) чаще покупают познавательные, событийные туры и предпочитают:

экономить на отдыхе:

требуют гарантированности выезда на обещанные даты;

обязательно наличие сопровождающих группы:

непродолжительные туры (возможность выезжать на выходные или праздничные дни).

Для эффективного удовлетворения перечисленных предпочтений оператор должен обладать следующими возможностями:

рыночные возможности, позволяющие организацию регулярных групповых выездов;

выгодные условия сотрудничества со средствами размещения.

Наконец, корпоративные клиенты предпочитают:

размещение в одном месте (один отель, по возможности даже один этаж);

организацию как инклюзив, так и заказных туров;

недорогие туры экономичного класса;

возможности проведения организованного досуга в поездке;

официальное оформление туристских документов и документированное списание расходов предприятия на организацию тура для своих работников.

Требования к возможностям туроператора, специализирующегося на обслуживании корпоративных клиентов:

обширные связи с предприятиями региона, школами, вузами;

допущение выезда индивидуального консультанта на предприятие;

выгодные условия сотрудничества с отелями и транспортными организациями.

Возрастное сегментирование — это деление потребительского рынка на его сегменты, основываясь на возрасте самих потребителей. Согласно этому принципу сегментирования можно выделить следующие потребительские сегменты: школьники, студенты, люди зрелого возраста, пенсионеры.

Потребности школьных групп (возраст до 17 лет) можно определить как:

максимальная безопасность в поездке:

наличие сопровождающего от туроператора и педагога на протяжении всего маршрута;

организованная экскурсионная программа и детский досуг (спортивные игры, конкурсы, мероприятия);

инклюзив-туры или заказные пакеты (при отдельных группах школьников);

питание по системе полного пансиона на протяжении всего маршрута.

Особенности возможностей туроператора, деятельность которого ориентирована на школьные группы:

активная работа со школами, педагогами;

знание систем льгот и скидок для детей и детских групп;

повышенная ответственность оператора за жизнь и здоровье детей;

активное сотрудничество и связи с детскими лагерями, базами отдыха, санаториями.

Студенты, молодежь (возрастная группа потребителей от 17 до 28 лет) имеют следующие туристические потребности:

приобретение групповых или индивидуальных туров;

приоритет познавательных, спортивных, развлекательных направлений;

выбор любых недорогих средств размещения (гостиницы, хостелы, базы отдыха);

возможность приобретения туров без питания и с минимальным набором дополнительных услуг;

время отдыха может не совпадать с туристическим сезоном.

Требования к возможностям оператора могут быть следующими:

активная работа с вузами;

осведомленность о возможных скидках и льготах молодежи и студентам;

наличие опыта организации групповых поездок;

наличие квалифицированного персонала, готового стать сопровождающими групповых молодежных поездок;

активная работа и наличие связей с хостелами, разнообразными недорогими средствами размещения;

опыт работы с Международными студенческими картами.

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ№1257 Согласовано «Утверждаю» на метод. объединении директор БГОУ гимназии1257 2014 г. 2014 г. Предс. методического объединения _ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД (Система развивающего обучения Л.В. Занкова; Н.Я.Дмитриева. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г. Допущено Министерством образования и науки РФ). »

«Администрация города Пскова муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 13” Рабочая программа Английскому языку базовый уровень Класс: 9 класс Учитель: Козлова Ксения Гунаровна Категория: высшая Рабочая программа по английскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Примерной программы среднего (полного) общего образования по иностранным языкам (английский язык); Авторской. »

«Новгородская областная универсальная научная библиотека Научно-методический отдел ЧТЕНИЕ – СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА Материалы межведомственной научно-практической конференции Великий Новгород Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию сборник материалов межведомственной научно-практической конференции «Чтение – сфера общественного интереса», которая проходила 27-28 октября 2010 года в Великом Новгороде. В конференции приняли участие библиотекари государственных и муниципальных библиотек. »

«Министерство здравоохранения Московской области « Учебное пособие Москва · 2015 Министерство здравоохранения Московской области Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского» Факультет усовершенствования врачей «Утверждаю» Декан факультета усовершенствования врачей ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского профессор Б.В. Агафонов Протокол № 2 от 11.06.201 Временный и постоянный. »

«УДК 73/76 ББК 65.304.9 О-75 Авторы: С. А. Ананьев, А. К. Вальд, Л. П. Костененко, В. В. Клейменов, М. П. Кропанина Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы оценки бриллиантов, ювелирных камней и изделий из них» подготовлен в рамках инновационной образовательной программы «Многоуровневая подготовка специалистов для инновационного обеспечения предприятий нефтегазового комплекса Восточной Сибири», реализованной в ФГОУ ВПО СФУ в 2007 г. Рецензенты: Красноярский краевой фонд. »

«Часть I. Парадигмы современной науки ЧАСТЬ I. ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Янцер Оксана Васильевна ОБЩАЯ ФЕНОЛОГИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ Ключевые слова: общая фенология, фенологическое картографирование, теория и методика фенологических исследований, феноиндикаторы, комплексные фенологические показатели, пространственные фенологические закономерности, сезонная динамика ландшафта, климатические изменения. В условиях современных климатических изменений фенологические исследования. »

«ОТЧЕТ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ РОСТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. С. В. РАХМАНИНОВА ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД СОДЕРЖАНИЕ Часть I. Научно-исследовательская работа 1.1. Диссертации и монографии 1.2. Научные статьи 1.3. Участие в научных конференциях 1.4. Научные сборники Часть II. Научно-методическая работа 2.1. Учебные пособия, учебно-методические комплексы (УМК), хрестоматии, мультимедийные пособия 2.2. Открытые лекции. »

«Правительство города Москвы Департамент образования города Москвы Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова СБОРНИК Оформление интерьеров и предметноразвивающей среды образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования (Методические рекомендации) Сборник Сборник издан на средства из бюджета города Москвы Содержание Введение Часть 1. Исследование и анализ конкретной проектной ситуации. »

«Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова Выпускная квалификационная работа Методические указания для студентов, обучающихся по направлению 42.03.03 — «Издательское дело» Москва Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова И.Л. Шурыгина Выпускная квалификационная работа Методические указания. »

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ № ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Введение 3 Виды образовательных программ в общем образовании и 1. 3 нормативные основы их разработки Что такое Примерная основная образовательная программа 1.1. 3 дошкольного образования Нормативные основы и характеристики основной образовательной 1.2. 5 программы. »

«. УДК 514 ББК 22.1 А92 Атанасян С. Л. А92 Геометрия 2 : учебное пособие для вузов / С. Л. Атанасян, В. Г. Покровский, А. В. Ушаков ; под ред. С. Л. Атанасяна. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. — 544 с. : ил. ISBN 978-5-9963-0511-7 В учебнике собран материал второй части единого курса геометрии, изучение которого необходимо будущему учителю математики для успешной работы со школьниками. Изложение теоретического материала проиллюстрировано типовыми примерами. Для студентов. »

«Протокол №2 работы ТГ учителей Красногвардейского района по проблеме «Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций школьников» от 27 марта 2015 года Присутствовало – 11 Единая тема занятия Методические рекомендации и советы учителю по руководству научно исследовательской деятельностью школьников Круглый стол Исследовательская работа в школе.1. Кому и зачем нужна исследовательская работа в школе? или Исследовательская работа школьников: быть или не быть? Корнева. »

«Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова Выпускная квалификационная работа Методические указания для студентов-магистров, обучающихся по направлению 29.03.03 — «Технология полиграфического и упаковочного производства» по профилю — «Технология полиграфического производства» Москва Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра международного менеджмента ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 080200.68 «МЕНЕДЖМЕНТ» (МАГИСТРАТУРА): Методические указания по подготовке и защите Челябинск ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие требования к выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации).. 3 2. Определение темы и объекта диссертационного исследования 2.1. Анализ возможных сфер. »

«ЧУ ОО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РОСИНКА» Принято «Утверждаю» Методическим советом Директор школы Протокол № 1 _ «30» 08.2015 г. Приказ № 1 от 30.08.2015 г. Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 класса на 2015/2016 учебный год Разработчик программы Алексеева Лариса Юрьевна, учитель предмета технология (высшая квалификационная категория) Москва 2015 год Пояснительная записка I. Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного. »

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану дополнительного образования детей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» на 2015 2016 учебный год Учебный план дополнительного образования детей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» (далее МБОУ «СОШ № 20») разработан на основании Федерального Закона от 29.12.2012. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ. »

«СОДЕРЖАНИЕ Требования к результатам освоения дисциплины 1. 4 Место дисциплины в структуре ОПОП 2. 5 Структура и содержание дисциплины 3. 6 Структура дисциплины 3.1. 6 Содержание дисциплины 3.2. 7 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы 4. 9 обучающихся по дисциплине Образовательные технологии 5. 9 Формы контроля освоения дисциплины 6. 9 Перечень оценочных средств для текущего контроля освоения дисциплины 6.1. 9 Состав фонда оценочных средств для проведения. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (КЦСТ) Лисичкин Сергей Владимирович начальник отдела Тема: Мониторинг деятельности центров содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций Время: 15 минут Вопросы: 1. Создание КЦСТ и системы содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций (нормативная база) 2. Общероссийская система. »

«Министерство образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Форма высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет Фметодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Дисциплина: Современный открытый колледж «СОКОЛ» Факультет: Специальность: 38.02.07 «Банковское дело» Дата введения в учебный процесс УлГУ: «1_»сентября_2014_г. Программа. »

«Министерство образования Республики Башкортостан Министерство здравоохранения Республики Башкортостан ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан ГБУЗ Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Т. И. БОЧКАРЕВА, Э. А. ИЖБУЛАТОВА, Р. Г. ЯППАРОВ Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательной среде для обучающихся 5-9 классов Учебно-методическое пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Рекомендовано. »

2016 www.metodichka.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Методички, методические указания, пособия»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Оцените статью