Обзор закона о цифровых финансовых активах
31 июля был опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект был внесен в Госдуму еще в начале 2018 года — и изначально предполагалось, что он будет регулировать только порядок выпуска и оборота цифровых финансовых активов — «токенов». Он очень быстро был принят в первом чтении и после этого «завис» — в какой-то момент депутаты говорили, что они вообще хотят отказаться от регулирования оборота токенов и криптовалют.
Однако через некоторое время рассмотрение законопроекта вновь вернулось в повестку Госдумы.
Параллельно вопрос оборота токенов и криптовалют рассматривала FATF, в результате чего появились рекомендации по внесению изменений в национальное регулирование в сфере финансового мониторинга.
В результате в начале этого года законопроект был принят во втором чтении с существенными изменениями в части регулирования криптовалют. Предлагалось в принципе запретить выпуск и оборот криптовалют с установлением административной и уголовной ответственности за любое прямое или косвенное участие в такой деятельности.
Но такие жесткие меры вызвали критику со стороны экспертов и бизнеса, и в итоговую версию закона они не вошли (что не исключает того, что эти меры будут впоследствии установлены отдельным федеральным законом в отношении криптовалют).
Закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных изменений в Федеральный закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступают в силу на 9 дней позже.
Ниже — краткий обзор основных положений закона.
Цифровая валюта и цифровые финансовые активы
Законом регулируются отношения, связанные с выпуском и оборотом двух объектов — цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Под цифровыми финансовыми активами в соответствии с законом понимаются «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы».
Другими словами, закон определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, удостоверяющие одно из следующих прав (их перечень закрыт):
- денежное требование;
- возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
- права участия в капитале непубличного акционерного общества;
- право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов;
Цифровую валюту закон определяет как
«совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам».
То есть, если изложить данное определение простым языком, к цифровой валюте будет относиться любая информация в информационной системе, которая:
- предлагается или принимается в качестве средства платежа, то есть средства обмена на товары и услуги, или в качестве инвестиций, то есть объекта, приобретатель которого может получить дополнительный доход вследствие перепродажи или в форме дополнительных отчислений / выплат;
- не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой;
- не имеет лица, обязанного осуществить выплату, передать товар или выполнить иное требование обладателя информации за исключением оператора, обеспечивающего только лишь техническую поддержку информационной системы.
Какой-либо привязки к использованию криптографии, распределенного реестра или иных связанных с криптовалютой технологий, в определении нет.
Определение очень размытое и теоретически под него могли бы попасть вполне традиционные электронные деньги и иные электронные средства платежа. Во избежание этого в законе сделана специальная оговорка о том, что его положения не распространяются на «обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг».
Если сравнить закрепленные в законе определения с терминами криптовалютного рынка, то можно сделать вывод, что положения принятого закона распространяются на отдельные виды «токенов», попадающие под определение цифровых финансовых активов, в первую очередь на токены-акции и кредитные токены, а также на классические, необеспеченные криптовалюты.
Положения закона также распространяются на определенные виды «стейлбкоинов» (криптовалют, обеспеченные другими активами, например, денежными средствами, золотом или товарами), например, на стейблкоины, обеспеченные реальной валютой — такие стейблкоины могут быть отнесены к цифровым финансовым активам.
За пределами регулирования данного закона остаются токены и стейблкоины, не удостоверяющие права на какой-либо из объектов, перечисленных в определении цифровых финансовых активов, что не исключает того, что оборот таких объектов будет урегулирован другими законами.
Например, вопросы выпуска и оборота отдельных видов утилитарных токенов уже урегулированы Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (известным также как «Закон о краудфандинге»).
Регулирование в отношении цифровых финансовых активов
Особенностям выпуска и оборота цифровых финансовых активов посвящена большая часть закона. Основные положения:
- выпуск цифровых финансовых активов может осуществляться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, на основании решения, содержащего всю необходимую в соответствии с законом информацию об этих активах. Решение, в частности, должно содержать указание на информационную систему, в которой выпускаются цифровые финансовые активы, и на ее оператора;
- последующий учет, оборот и передача финансовых активов осуществляется в информационной системе, в которой они были выпущены, в соответствии с утвержденными правилами информационной системы;
- ЦБ РФ вправе установить перечень цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только квалифицированными инвесторами, либо лимит для определенных цифровых финансовых активов, в пределах которого такие активы вправе приобретать неквалифицированные инвесторы. Если неквалифицированный инвестор приобрел финансовые активы, которые могут передаваться только квалифицированным инвесторам, либо приобрел цифровые финансовые активы сверх установленного лимита, то оператор обмена цифровых финансовых активов (о нем далее) должен по требованию неквалифицированного инвестора приобрести у него эти финансовые активы и возместить ему все полученные убытки, если только инвестор не предоставил недостоверную информацию, на основании которой его признали неквалифицированным;
- ведение информационной системы, в которой осуществляется выпуск, оборот и учет цифровых финансовых активов, осуществляется специализированным субъектом — оператором информационной системы. Закон содержит достаточно подробные требования к такому оператору, включая необходимость включения в специальный реестр Банка России, и квалификационные требования к руководителю и должностным лицам такого оператора. Банк России также вправе установить дополнительные требования;
- сделки с цифровыми финансовыми активами осуществляются через другого специализированного субъекта — оператора обмена цифровых финансовых активов. Такому оператору также необходимо внести сведения о себе в специальный реестр Банка России, кроме того, предусмотрены квалификационные требования к руководителю и должностным лицам. Так же, как оператор информационной системы, оператор обмена цифровых финансовых активов утверждает соответствующие правила;
- одно и то же лицо может быть одновременно и оператором информационной системы, и оператором обмена цифровых финансовых активов, если оно соответствует требованиям, предъявляемым к этим субъектам;
- предусмотрен ряд особенностей выпуска цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по акциям или право требования передачи акций. Например, такой выпуск запрещается, если ранее акционерным обществом уже были выпущены акции в обычной (бездокументарной) форме. В то же время, например, не требуется государственная регистрация выпуска акций в виде цифровых финансовых активов;
- на оператора информационной платформы и оператора обмена цифровых финансовых активов возлагается обязанность по идентификации клиентов, сбору и предоставлению информации о клиентах и совершаемых ими операциях в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- предусмотрены особые требования к рекламе цифровых финансовых активов: реклама не может осуществляться до момента опубликования решения о выпуске цифровых финансовых активов. Кроме того, она не должна содержать обещаний дохода от цифровых финансовых активов или прогноза роста их курсовой стоимости, но должна содержать наименование лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и адрес сайта, на котором размещено решение, сведения об ограничениях для неквалифицированных инвесторах, а также предупреждение о том, что цифровые финансовые активы являются «высокорискованным» финансовым инструментом, и их приобретение может привести к потере денежных средств.
Регулирование в отношении цифровой валюты
Основное нововведение, касающееся цифровой валюты — запрет на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за любые товары, работы, услуги или иные объекты. Запрет распространяется на юридических лиц, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные подразделения иностранных лиц, а также физических лиц, находящихся на территории РФ не менее 183 дней в течение следующих 12 месяцев.
Кроме того, на указанных лиц распространятся требование декларировать имеющуюся цифровую валюту. При этом требования, связанные с незадекларированной цифровой валютой, не подлежат судебной защите.
Также для любых лиц запрещается в принципе распространять какую-либо информацию о предложении или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления.
Отношения, касающиеся выпуска и оборота цифровой валюты, будут, судя по всему, урегулированы отдельным федеральным законом. При этом такое регулирование распространяется на деятельность по организации выпуска и обращения цифровых валют, а также непосредственно на выпуск цифровой валюты, совершаемые с использованием российской информационной инфраструктуры, оборудования, расположенного на территории РФ, доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской доменной зоне.
Еще один интересный момент — отнесение цифровой валюты к тому или иному виду объектов гражданских прав. Законодатель не стал разрешать этот вопрос в целом, а вместо этого внес отдельные точечные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О противодействии коррупции» указание на то, что цифровая валюта признается имуществом для целей указанных федеральных законов.
Источник
Закон о цифровых финансовых активах: криптовалюта — это имущество, за доходы от майнинга нужно платить НДФЛ
С 1 января 2021 г. в России вступил в силу закон 259 о цифровой валюте, также известный как «закон о ЦФА». В нём появилось всё, чего мы так долго ждали: определение криптовалюты, токенов, блокчейна и майнинга. Знакомьтесь: 1) цифровая валюта, 2) цифровые финансовые активы, 3) распределённый реестр и 4) действия по выпуску цифровой валюты.
- Закон о цифровой валюте в России был принят 31 июля 2020 года
- Вступил в силу 1 января 2021 года
- 30 апреля 2022 — срок подачи первых деклараций для тех, чьи доходы от ЦФА/цифровой валюты попадают под соответсвующее налогообложение.
Определение блокчейна в ФЗ-259:
под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).
Определение криптовалюты в ФЗ-259:
совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
Для сравнения: определение криптовалюты (‘virtual currency’) в Эстонии.
Согласно последней редакции эстонского Money Laundering and Terrorist Financing Prevention Act, криптовалютой в Эстонии считается цифровая форма ценности, которую возможно цифровым образом передать, сохранить или обменять, которая принимается физическими или юридическими лицами в качестве средства платежа, но которая не является законным платёжным средством какой-либо страны. (‘virtual currency’ means a value represented in the digital form, which is digitally transferable, preservable or tradable and which natural persons or legal persons accept as a payment instrument, but that is not the legal tender of any country).
Разница между цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой
Зачастую пользователи путают эти две формулировки, считая их синонимами. На самом деле, это разные понятия. То, что речь о двух разных понятиях, отражено прямо в названии закона: «О цифровых финансовых активах (раз), цифровой валюте (два)…».
По закону о ЦФА, цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
- Иными словами, ЦФА (цифровыми финансовыми активами) являются токены — цифровые права по эмиссионным ценным бумагам, долевому вложению в непубличное АО, денежные требования). Их первостепенное отличие – существование обязанного лица (эмитента). В Российской Федерации выпуск цифровых финансовых активов возможен только через занесенных в реестр Центробанка операторов.
- А вот собственно криптовалюта называется цифровой валютой. Она не является денежной единицей РФ либо иностранного государства, однако может применяться как средство платежа. Сюда относятся биткоин, эфириум, лайткоин, прочие монеты, запущенные на блокчейне. По отношению к ним отсутствует обязанное лицо.
Согласно статье 14 нового закона, криптовалютой в России запрещено расплачиваться за предоставленные товары, услуги. С точки зрения закона, «…цифровая валюта признается имуществом», поэтому доходы со сделок с ней нужно декларировать по тем же правилам, которые в России применяются к декларированию доходов со сделок с имуществом.
Всем физлицам, а так же российским и иностранным компаниям с 1 января 2021 надо предоставлять в налоговые органы отчет о полученном праве распоряжения криптовалютой, в т. ч. через третьих лиц, проведенных действиях, ее остатках. Подача декларации носит обязательный характер при сделках в криптовалюте, сумма которых превысит 600 000 рублей в год. Срок подачи первой декларации – до 30 апреля 2022.
Майнинг в законе
Не обошёл вниманием закон о цифровой валюте и майнинг. Вместо обсуждавшегося закона о майнинге в России, майнинг определён как «выпуск цифровой валюты» и описан в статье 14 «Оборот цифровой валюты» закона о ЦФА.
Под майнингом в России понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и/или пользовательского оборудования, размещенного на территории России, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.
Под организацией майнинга (или услугами по майнингу) понимается деятельность с целью выпуска цифровой валюты…
- с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне;
- информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации;
- комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации (далее — объекты российской информационной инфраструктуры).
Подлежит ли налогообложению майнинг?
Сам майнинг — нет, а вот доходы от майнинга (или услуг по майнингу) — да. Поскольку криптовалюта (цифровая валюта) а) является продуктом майнинга aka «деятельности с целью выпуска цифровой валюты» , б) признаётся имуществом, то и доходы от её реализации подлежат соответствующему налогообложению.
С большой долей вероятности налоговые органы причислят майнинг к предпринимательской деятельности. Для определения собственника криптовалюты в целях налогообложения, вероятнее всего, понадобится раскрытие сведений о хозяине криптокошелька, совершенных сделках купли-продажи. Установление цены валюты сходно с установлением стоимости доходов в иностранной валюте – оно подлежит перерасчету в рубли. Курс крипты может определяться методом сравнения цены на сайтах нескольких бирж.
Другие предложения Правительства РФ
Министерство финансов намеревается внести поправки, предусматривающие административную ответственность и запрещающие майнерам брать крипту в качестве платы за криптодобычу. Это сделает майнинг более сложной процедурой, приведет к тому, что полученные монеты необходимо будет сразу обменивать на фидуциарные деньги.
Минфином подготовлен законопроект о наказании за систематическое непредставление отчетности (за 2 и более отчетных периода), внесение в отчет заведомо ложных данных по крипте, ее остаткам. Для этого в УК предлагается ввести новую ст. 199.5, по которой предусмотреть следующее наказание:
- за сокрытие сделок по криптовалюте в крупном размере – штраф от 100 тыс. рублей до заключения под стражу сроком до полугода;
- за сокрытие в особо крупном размере – штраф от полумиллиона рублей до заключения под стражу сроком до 3-х лет.
В обоих случаях осужденный может лишиться права занимать определенные должности, осуществлять определенные виды деятельности до 3-х лет.
Под крупным размером будет пониматься сумма операций, совершенных за 3 года, свыше эквивалента в 15 млн. руб. Под особо крупным размером – более 45 млн. рублей. Сумма транзакций будет рассчитываться из рыночной цены крипты. В Кодекс об административных правонарушениях также предложено внести ряд изменений, касающихся установления административной ответственности и наложения штрафных санкций:
- За незаконный выпуск ЦФА. Для граждан устанавливается в сумме 50.000-500.000 руб., для должностных лиц – либо штраф 100 тысяч-1 миллион рублей, либо дисквалификация от полугода до 1 года, для юрлиц – штраф 200 тыс.-2 млн руб.
- За незаконное совершение сделок. Административное наказание аналогично п.1: для физлиц устанавливается штраф 50 тысяч-500 тыс. руб., для должностных лиц – штраф 100.000-1.000.000 руб. или дисквалификация от полугода до 1 года, для юр. лиц – штраф 200.000-2 миллиона рублей.
- За нарушение правил совершения сделок и прием криптовалют в качестве оплаты за товары, работы, услуги. Штраф для физлиц составит 20.000-200.000 руб., для должностных лиц – 50.000-400.000 руб., для юр. лиц – 100.000-1.000.000 руб. Предмет правонарушения в таком случае конфискуется.
Сведения о транзакциях с криптовалютой потребуется представлять в Росфинмониторинг.
Это интересно: операции по купле-продаже криптовалюты, совершенные за пределами России, в банке другого государства, рассматриваются как проведенные на ее территории, подлежат налогообложению, при наличии на момент сделки у гражданина статуса российского налогового резидента (пребывал в Российской Федерации не менее 90 дней в течение 1 года и подал соответствующее заявление).
Что допускается совершать с криптой в России
Так как криптовалюта в РФ признана имуществом, с ней можно производить любые не запрещенные российским законодательством сделки, включая:
- покупку;
- владение;
- продажу;
- обмен;
- залог;
- майнинг.
Запрещен лишь прием монет в качестве оплаты за реализуемые товары, произведенные работы, предоставленные услуги.
Какие налоги оплачивают владельцы криптовалют
В новом Федеральном законе о ЦФА отсутствуют статьи, касающиеся налогообложения. Но, так как криптовалюта признана действующим российским законодательством имуществом, на нее распространяются налоговые правила, применяемые к имуществу. Она подлежит обложению НДФЛ. Ставка НДФЛ в России составляет 13%, а с годового дохода свыше 5 миллионов рублей – 15%.
Согласно письму Минфина от 24 августа 20 г., № 03-03-06/1/73953 (являющемуся информационно-разъяснительным), криптовалюта подлежит обложению налогом на прибыль. Т. к. в главе 25 Налогового кодекса РФ не указан особый порядок налогообложения прибыли, полученной от транзакций с криптовалютой, она облагается им в общем порядке: из суммы полученного дохода вычитается сумма, потраченная на покупку крипты (даже если транзакция осуществлялась больше 1 года назад), полученный результат умножается на ставку НДФЛ. Уплату необходимо произвести до 15 июля.
Для сведения: несовершеннолетние граждане РФ тоже могут владеть криптой. В этом случае при получении дохода налог за них оплачивают родители.
В случае уклонения от уплаты собственника крипты будет ждать наказание, установленное статьей 122 НК:
- при неумышленной неуплате – 20% от размера начисляемых налоговых сумм;
- при неуплате с умыслом – 40% от неоплаченного налога.
Налогоплательщик должен будет оплатить сам налог, штрафную сумму, пени.
Внимание! Если по криптовалюте не проводилось никаких операций (хранилась на криптокошельке), налоговые взносы по ней не производятся.
Источник