- Центральный орган системы сертификации
- Основные задачи центрального органа по сертификации
- Орган по сертификации
- Орган по сертификации: определение, функции
- Критерии аккредитации органов по сертификации
- Персонал органа (центра) по сертификации
- Материально-техническая база органа по сертификации
- Руководство по качеству
Центральный орган системы сертификации
Центральный орган системы сертификации – участник системы сертификации, возглавляющий её.
Центральный орган выполняет следующие функции: организует работы по формированию системы сертификации и осуществляет руководство ею, координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему; разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе; участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе; рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, участвующих в системе; ведёт учёт органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, выданных (отмененных) сертификатов, обеспечивает информацией о них, а также о правилах системы.
Центральными органами могут быть структурные подразделения Ростехрегулирования, др. федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также др. компетентные организации. Центральным органом ССПБ является УГПН МЧС России. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» правила функционирования систем обязательной сертификации и их центральных органов действуют до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Литература: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Центр управления силами и средствами пожарной охраны – штатный орган управления силами и средствами в крупных гарнизонах пожарной охраны. Основными функциями Центра являются: приём извещений о пожарах; своевременное направление подразделений на тушение пожаров или ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, а в необходимых случаях – обеспечение временной передислокации подразделений, а также оповещение руководящего состава; обеспечение оперативно-диспетчерской связи с подразделениями пожарной охраны; передача и приём информации с места работы подразделений; обеспечение надежной связи с наиболее важными объектами и службами, взаимодействующими с ГПС, находящимися на территории гарнизона; обеспечение оперативного учёта пожарной техники гарнизона, находящейся в боевом расчёте, в резерве, на выполнении заданий. Центр управления силами и средствами должен иметь: диспетчерский зал, где размещаются рабочие места диспетчеров с техническими средствами связи и отображения информации; аппаратную, где устанавливается кросс, стативы, испытательные приборы, звукозаписывающая аппаратура, зарядные и распределительные устройства, усилители оповещения и др. вспомогательная аппаратура; помещение центрального пункта радиосвязи, где располагается аппаратура радиосвязи; аккумуляторную; агрегатную, в которой устанавливается резервный агрегат электропитания; техническую комнату; комнату отдыха диспетчеров (при круглосуточном дежурстве); а также др. помещения, необходимые для организации работы Центра. Основными документами учёта работы Центра являются: журнал Центра управления силами и средствами, журнал учёта неисправностей средств связи; журнал учёта магнитофонных записей и батарейный журнал.
Центральный пожарный отдел (ЦПО) — центральный орган по руководству и управлению пожарной охраной РСФСР (СССР), входил в состав ГУКХ НКВД. Прообраз Главного управления пожарной охраны МВД СССР (ГУПО). С целью укрепления пожарной охраны, ее функциональности, повышения ее материально-технического уровня 12 июля 1920 г. СНК принял постановление № 100 «О сосредоточении пожарного дела в НКВД», согласно которому пожарное дело отделялось от страхового, передавалось в НКВД и входило в виде Центрального пожарного отдела (ЦПО) в состав Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ). Заведующим ЦПО был назначен бывший Петербургский брандмейстер Александр Георгиевич Кривошеев (впоследствии его сменил К.М. Яичков). А.Г. Кривошеев возглавил ЦПО ГУКХ НКВД в трудное для страны время. К концу гражданской войны экономика республики была практически полностью разрушена: промышленное производство упало в 7 раз; продукция сельского хозяйства составляла 2/3 от довоенного уровня. Только в Петрограде были закрыты 93 завода и фабрики. От голода и гражданской войны население республики сократилось на 5 миллионов человек. В столь сложных условиях Кривошееву пришлось восстанавливать, а по существу заново организовывать пожарную охрану. После очевидных ошибок, допущенных ПСО ВСХН, необходимо было возрождать добровольчество, приводить в порядок службы, восполнять практически распущенный штат профессиональных пожарных команд, технически вооружать части. За продолжительную, не менее 25 лет, полезную пожарную службу, а также за особо выдающуюся деятельность по пожарному делу, по представлению ЦПО ГУКХ НКВД сотрудникам пожарной охраны выдавался Серебряный нагрудный знак, который носился на правой стороне груди. Золотой нагрудный знак выдавался за продолжительную, не менее 35 лет, полезную пожарную службу, а также за исключительно выдающуюся пожарную деятельность по представлению ЦПО ГУКХ НКВД и носился на правой стороне груди, выше серебряного наградного знака. В 1931 г. ЦПО, преобразованное в управление (ЦУПО) было передано в СНК РСФСР. Литература: Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб., 2007.
Источник
Основные задачи центрального органа по сертификации
Национальный орган по сертификации — Госстандарт России осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами России.
Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями, установленными Законом «О сертификации продукции и услуг» и Правилами Госстандарта России, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции:
• устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством, требованиями системы сертификации ГОСТ Р, правилами Госстандарта России;
• организует разработку и подготовку к утверждению систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществляет руководство и координацию работ данного направления;
• участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах (правилах, порядках). В качестве федерального органа исполнительной власти проводит работы по нормативному обеспечению работ по сертификации, в том числе: организует разработку и утверждает федеральные требования (правила, нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах, с учетом пригодности их для целей сертификации;
• рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования;
• участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определяет порядок введения их в действие, устанавливает при необходимости дополнительные требования;
• представляет на государственную регистрацию в Госстандарт России системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции;
• разрабатывает перспективные направления работ по сертификации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов;
• подготавливает предложения по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, утверждаемой Госстандартом России (в том числе по фонду соответствующих нормативных документов, требованиям которых она должна соответствовать);
• участвует в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сертификации;
• координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), а при отсутствии органа по сертификации выполняет его функции;
• ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о процедурах сертификации систем (правил, порядков);
• готовит предложения по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
• организует и координирует работы по формированию рационального состава систем (правил, порядков) сертификации однородных групп продукции, сетей органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и др.;
• в соответствии с установленными Госстандартом России правилами ведения государственной регистрации при проведении работ по сертификации и аккредитации ведет Реестр участников и объектов сертификации и представляет в Госстандарт России информацию в установленном порядке;
• рассматривает апелляции, касающиеся действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в системах (правилах, порядках);
• формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее — Совет по сертификации), действующий при центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу;
• взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, порядков) сертификации и аккредитации.
Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т. е. независимых от производителя и потребителя. К основным функциям органа по сертификации относятся:
• формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции;
• разработка и ведение организационно-методических документов данной системы сертификации;
• прием и рассмотрение заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;
• определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории и органа по проверке производств, если она предусмотрена схемой сертификации, организация на основе взаимодействия с ними испытаний и проверки производства;
• оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в Государственном реестре системы;
• признание зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия и доведение принятых решений до сведения заявителей;
• организация с привлечением территориальных органов Госстандарта России инспекционного контроля продукции;
• отмена или приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;
• участие в разработке корректирующих мероприятий для продукции. Принятие оперативных мер по информации о нарушении требований по сертификации;
• ведение реестра сертифицированной продукции и подготовка для публикации информации о результатах сертификации;
• ведение текущей финансовой деятельности и делопроизводства;
• организация повышения квалификации и аттестации персонала;
• взаимодействие с изготовителем по своевременной сертификации продукции при изменении требований стандартов.
Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. Порядок и требования аккредитации устанавливаются в нормативных документах Госстандарта и документах системы сертификации.
Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Орган по сертификации должен обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.
Источник
Орган по сертификации
Понятие «орган по сертификации» (иногда еще можно встретить синонимичный термин — «центр сертификации») является ключевым понятием всей системы сертификации, поэтому нуждается в детальном рассмотрении и анализе с целью получения исчерпывающей информации об особенностях его функционирования.
Орган по сертификации: определение, функции
Определение органа по сертификации (ОС) приведено в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N «О техническом регулировании». Согласно тексту указанного ФЗ, орган по сертификации представляет собой юридическое лицо либо ИП, прошедшее предусмотренную действующим российским законодательством процедуру аккредитации для осуществления соответствующей деятельности (проведение работ по сертификации).
Функционал ОС существенно различается в зависимости от того, идет ли речь о подтверждении соответствия в добровольном порядке или об обязательной сертификации.
В первом варианте орган по сертификации
- проводит процедуру подтверждения соответствия;
- оформляет и выдает сертификаты на успешно прошедшие добровольную сертификацию объекты;
- разрешает использование знака соответствия (если таковое предусмотрено системой сертификации);
- производит приостановление/прекращение действия ранее выданных им сертификатов соответствия.
При обязательной сертификации функции ОС значительно расширяются:
- он заключает договоры о сотрудничестве с аккредитованными испытательными лабораториями для выполнения необходимых в процессе работы испытаний, измерений;
- проводит контроль объектов сертификации (когда это предусмотрено сертификационной схемой и договором);
- ведет учет и поддерживает в актуальном состоянии реестр выданных сертификатов;
- проводит информирование органов госконтроля за соблюдением требований техрегламентов о поданной ему на сертификацию продукции и признанной не прошедшей ее;
- осуществляет выдачу, приостановление, прекращение действия выданных им ранее сертификатов и сообщает об этих фактах в орган исполнительной власти, ведущий общий реестр сертификатов соответствия, а также в контролирующие соблюдение требований техрегламентов госорганы;
- информирует заявителей об алгоритме проведения сертификации, оценивает стоимость соответствующих работ;
- в определенных конкретными техрегламентами случаях пролонгирует действие сертификатов соответствия;
- выполняет отбор проб для целей сертификации, передает их в испытательные лаборатории, либо поручает последним отбирать образцы самостоятельно;
- готовит заключение, служащее основанием для принятия заявителем декларации о соответствии.
Критерии аккредитации органов по сертификации
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 г. № 326 утверждены критерии аккредитации, применимые для всех без исключения ОС.
Согласно указанному документу, орган по сертификации должен обладать собственной системой менеджмента качества (СМК) и соблюдать в процессе своей деятельности ее требования, содержащиеся в руководстве по качеству.
Каждому ОС необходимо иметь и поддерживать интернет-ресурс, предоставляющий в открытом доступе сведения о работе данного органа.
Важнейшим критерием является наличие у органа по сертификации нормативной базы в области стандартизации и прочих документов, содержащих требования к подтверждению соответствия и объектам данного процесса, а также соблюдение этих требований при осуществлении деятельности ОС.
Персонал органа (центра) по сертификации
Одним из критериев аккредитации подробно характеризуется необходимый профессиональный уровень персонала ОС.
Вести работы по подтверждению соответствия должны сотрудники ОС, имеющие высшее, среднее или дополнительное образование по направлению, соответствующему области аккредитации, а также не менее чем трехлетний опыт работы в данной области.
Отдельно отмечается возможная потребность наличия у сотрудников допуска к работам, выполнение которых так или иначе затрагивает обработку отнесенной к гостайне информации.
Если лицо не отвечает перечисленным требованиям, привлечение его к работам по сертификации (кроме принятия решения о выдаче, приостановлении, прекращении, возобновлении сертификатов) допустимо, но лишь под контролем лиц, отвечающих всем указанным требованиям.
В том случае, если ОС подтверждает соответствие средств связи либо оборудования для работы во взрывоопасных средах, то обязательным требованием является наличие у сотрудников органа по сертификации, занятых в данном процессе, высшего профессионального образования по направлению, соответствующему области аккредитации.
Кроме прочего, как минимум три сотрудника ОС, занятых подтверждением соответствия, должны состоять в трудовых отношениях с данным органом по сертификации как работники по основному месту работы.
Материально-техническая база органа по сертификации
В распоряжении ОС по всем местам ведения его деятельности должны иметься в достаточном для его нормального функционирования количестве помещения, иные объекты, оборудование, техсредства и прочие материальные ресурсы. Всем перечисленным орган по сертификации должен располагать на праве собственности либо другом предусмотренным законом основании.
В некоторых случаях, обозначенных в техрегламентах РФ и Таможенного союза, центру по сертификации необходимо иметь в своем составе аккредитованную испытательную лабораторию.
Руководство по качеству
Данный документ обязателен для любого ОС. Он может быть единым или состоять из нескольких составляющих. Руководство визируется руководителем и скрепляется печатью.
Требования СМК, предусмотренные руководством по качеству:
- указание области СМК, распространяемой на все места ведения деятельности органа по сертификации;
- существование разработанной политики в области качества, определяющей, кроме прочего, цели и задачи в области качества, закрепляющей обязанность ОС строго следовать критериям аккредитации и т.п.;
- внутренняя организация деятельности ОС (структура, орган управления, права и обязанности подразделений, порядок ознакомления персонала с документами, описывающими распределение прав и обязанностей и закрепляющими уровень ответственности каждого сотрудника);
- создание условий для независимости и беспристрастности ОС и перечень конкретных мер, направленных на исключение какого-либо конфликта интересов;
- недопущение какой-либо дискриминации в доступе к услугам по подтверждению соответствия;
- защита информации;
- действующая система документооборота и архивирования, ведение базы данных сотрудников органов по сертификации;
- поддержка интернет-сайта ОС, требования к содержащейся на нем информации;
- правила привлечения других лиц с целью делегирования им полномочий по проведению отдельных работ по подтверждению соответствия;
- правила выполнения работ, включая описание схем, работу с заявками, проведение оценки, анализ результатов, передачу их заявителю, алгоритм реагирования на жалобы и пр.;
- система менеджмента компетентности персонала ОС;
- механизм самоконтроля, включающий внутренний аудит.
Таким образом, руководство по качеству не просто выступает неотъемлемой частью пакета обязательной документации органа по сертификации, но представляет собой сводный, наиболее общий документ ОС, описывающей все основные правила и процессы, происходящие в нем и при непосредственном его участии.
Институт ТРУДА — исследовательская организация в области экономики и охраны труда, центр дополнительного профессионального образования.
Деятельность Института направлена на изучение и анализ состояния рынка труда, трудовых отношений, вопросов организации, оплаты и нормирования труда.
Услуги Института помогают клиентам повысить эффективность использования кадрового потенциала, соответствовать требованиям в области качества и безопасности.
Источник