Цель досуговой деятельности это развитие способностей управлять своим поведением

Цель и задачи досуговой педагогики. Основные рабочие понятия «досуг», «отдых», «реакреация», «свободное время», «культурно-досуговая деятельность»

Понятие о методах культурно-досуговой деятельности, их характеристика

1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии, кого выбирают и предпочитают. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы как ребенка так и взрослого (викторины «Что? Где? Когда? «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др. 2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит с разнообразными сюжетами жизни. 3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др. Например, низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. Надо учить детей и подростков достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих». 4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанных на равноправном духовном контакте в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии». 5. Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации противостоят традиционным методам репетиционности, порождают азарт, развивают творчество. Таким образом, выбор того или иного метода досуговой деятельности зависит от цели, задач и содержания досуга, от возрастных особенностей участников, от форм и методов организации досуговой деятельности.

Цель и задачи досуговой педагогики. Основные рабочие понятия «досуг», «отдых», «реакреация», «свободное время», «культурно-досуговая деятельность»

Основная цель педагогики досуга – содействие гармоническому раз-витию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в сфере свободного времени. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А.Караковский и др.), в целеполагании культурно-воспитательного процесса необходимо базироваться на фундаментальные ценности, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потреб-ности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для педагогического процесса в досуговой деятельности.

Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы. К ним относятся:

— изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе;

— разработка методик педагогического познания;

— создание общей научной картины педагогической действительности, которая будет удовлетворять потребности данного общества, жизни и деятельности членов этого общества;

Читайте также:  Создать бизнес для нового года

— проведение глобальных исследований по актуальным проблемам педагогики;

— развитие педагогического движения в обществе для поддержания ее педагогической сферы в состоянии, которое обеспечит гармоничную жизнь каждого члена общества;

— разработка развернутой многоуровневой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта новому поколению;

— педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан;

— разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности в соответствии с требованиями современного времени;

— разработка современных методов, форм, средств, технологий по решению задач воспитания, обучения, образования, помощи в самореализации нового поколения;

— разработка дифференцированных педагогических систем работы с детьми различных возрастных групп;

— разработка актуальных тем разных видов воспитания, например гражданского, нравственного, демократического, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;

— предвидение педагогических последствий, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений;

— разработка вопросов управления педагогическими системами и педагогической деятельностью;

— разработка систем профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, предприятий, чья деятельность включена в педагогическую систему;

— участие в международных педагогических проектах, обмене информации, изучение зарубежного педагогического опыта, педагогических работ;

— подготовка научно-педагогических и педагогических кадров.

Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Отдых – это проведение некоторого времени без обычных занятий, работы, служащий для восстановления сил и снятия усталости.

рекреация (возвращение к здоровью, восстановление) рассматривается как биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни.

Свободное время – это потенциальное пространство свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учѐтом своих склонностей и уровня культуры

досуговая деятельность – это осознанная и целенаправленная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени.

Источник

Досуговая деятельность как средство профилактики асоциального поведения

Григорян Евгения
Досуговая деятельность как средство профилактики асоциального поведения

На современном этапе сформировались основные подходы технологических основ социально-культурной деятельности, которые позволяют эффективно решать проблемы организации досуга, развития творческого потенциала личности. Особая значимость воспитательного потенциала и возможностей социально-культурной деятельности проявляется во взаимодействии с такой возрастной группой, как подростки.

Педагогический аспект культурно-досуговой деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении педагогической коррекции. Культурно-досуговая деятельность способствует решению многих социальных проблем. Знание технологий, методов, средств и форм культурно-досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает эффективность и качество социальной адаптации подростков. Мощным средством культурно-досуговой деятельности, влияющим на адаптацию человека, является искусство.

Психологические особенности «трудных» подростков на первом этапе организации культурно-досуговой деятельности не дают возможности организатору вывести таких подростков на уровень субъекта деятельности. Подростки привыкли к пассивным формам досуга, в процессе такого досуга не реализуются потребности в активизации личностного потенциала, такие подростки конформно следуют за большинством.

Читайте также:  Цели российских компаний при предоставлении социальных льгот своим сотрудникам

Обосновывая специфику досуга подростков, мы опираемся на сформулированные характеристики подросткового досуга:

досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

досуг формирует и развивает личность;

досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

досуг удовлетворяет потребность в самопознании;

досуг способствует раскрытию природных талантов, приобретению полезных для жизни умений и навыков;

досуг стимулирует творческую инициативу;

досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

досуг способствует формированию ценностных ориентации;

досуг способствует объективной самооценке;

досуг формирует позитивную Я-концепцию;

досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

досуг способствует самовоспитанию личности;

досуг формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.

Досуговая сфера играет важную роль в формировании личности подростка и оказывает решающее влияние на развитие ее потенциала. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей подростка. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром.

Необходимо учить подростков содержательному и полноценному использованию времени, отведенного на досуг, создавать им условия для эффективной организации свободного времени с целью формирования интересов и духовных потребностей, гармоничного развития. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих сил, но и часто криминогенный выход.

Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуальных, физических и др.). Главное для организатора досуга — выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного времени подростка, которые мы учитываем и при организации культурно-досуговой деятельности «трудных» подростков.Это:

• создание условий для развития и саморазвития;

• управление процессами развития (формирования) личности посредством создания необходимых для этого условий;

• целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентаций;

• восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования);

• повышение интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики;

• развитие коммуникативных качеств;

• выявление творческих способностей личности.

Следует учитывать, что интересы подростка постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.

Трудности подростков, связанные с организацией досуга и свободного времени порождают целый спектр общественно-социальных проблем. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к длительному просмотру телевизора, компьютерной зависимости и т. д. Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. Привычки, которые складываются в семье, налагают определенный отпечаток на личность подростка, пагубное влияние асоциальных семей приводит к тому, что подростки ведут себя вызывающе, отказываясь от активных форм досуга. Возникает проблема использования свободного времени подростков и изменения стереотипов досуговой деятельности. Изменения сложившихся стереотипов — дело длительное и сложное.

Читайте также:  Субаренда посуточно как бизнес идея

Анализируя различные периоды школьного возраста, признают наиболее «игровым» младший подростковый возраст. Существует большое разнообразие игры для подростков среди них: спортивные, подвижные, двигательные, дидактические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Трудно переоценить роль игры в развитии личности подростка. Различают народные и национальные игры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местности, командные, коллективные.

Развитию творческих способностей подростка способствуют разнообразные студии, объединения, кружки (при Дворцах творчества, в подростковых клубах, секции туризма. В походах дети раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и особенно с педагогами.

Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста Проблема развития детей в игре всегда была актуальна, но сегодня как никогда остро стоит вопрос решения развивающих задач в процессе обучения.

Презентация «Дидактические игры как средство профилактики дисграфии у детей с ОНР» «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма».

Презентация «Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях» «Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях» «Самое дорогое у человека.

Досуговая трудовая деятельность старших дошкольников Бабенко Оксана Владимировна, Воспитатель высшей категории МДОУ детский сад № 46, г. Комсомольск-на-Амуре Досуговая трудовая деятельность.

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у дошкольников» Консультация для педагогов: «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у дошкольников»[/b] Под средствами в.

Обобщение опыта «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей у детей» Обобщение опыта: «Культурно-досуговая деятельностьть как средство формирования муз. -творческих способностей у детей дв» Актуальность опыта.

Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников Одна из главных задач воспитания — социализация воспитанников. От того, насколько успешно будет решена задача социализации дошкольника,.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Семинар-практикум «Массаж по системе А. А. Уманской как средство профилактики простудных заболеваний» Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение.

Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей» Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Источник

Оцените статью