- Бизнес план молочной фермы
- 1. Краткий инвестиционный меморандум
- 2. Описание бизнеса, продукта или услуги
- 3. Описание рынка сбыта
- 4. Продажи и маркетинг
- 5. План производства
- Бизнес план фермерского хозяйства
- 1. Краткий инвестиционный меморандум
- 2. Описание бизнеса, продукта или услуги
- 3. Описание рынка сбыта
- 4. Продажи и маркетинг
- 5. План производства
- 6. Организационная структура
- 7. Финансовый план
- 8. Факторы риска
Бизнес план молочной фермы
Финансовая модель молочной фермы
1. Краткий инвестиционный меморандум
В настоящее время организация бизнеса в сфере сельского хозяйства является перспективным и прибыльным делом. Для этого существует ряд предпосылок. Во-первых, это государственная поддержка в виде возможности оформить субсидии и льготные займы. Во-вторых, это рост потребления молочной продукции внутри страны. В-третьих, это политика импортозамещения в сфере сельского хозяйства. В результате, срок окупаемости проекта составляет 20 месяцев, точка безубыточности проекта приходится на 2 месяц после начала работы.
Для организации молочной фермы потребуется закупить 120 голов крупного рогатого скота (далее — КРС). Также необходимо нанять в штат 16 сотрудников. При открытии бизнеса потребуется земельный участок, который необходимо приобрести в собственность. Минимальная площадь участка составляет 3 200 м2, ангара (коровника) — 2 000 м2.
Ежемесячная производительность фермы составляет 60 000 литров молока. Приобретать необходимо уже взрослый КРС, который будет давать молоко сразу. В данном бизнесе отсутствует ярко выраженная сезонность, так как молоко потребляется ежедневно. Однако зимой себестоимость молока выше. Продукция фермы относится к категории скоропортящихся. Оптовая цена реализации молока составляет 32 рубля за 1 литр. Таким образом финансовые показатели проекта следующие:
Сумма первоначальных инвестиций — 16 930 000 рублей;
Средняя ежемесячная прибыль — 900 000 рублей;
Срок окупаемости — 20 месяцев;
Точка безубыточности — 2 месяца;
Рентабельность продаж — 130%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
На сегодняшний день, все большее количество людей хотят потреблять свежее молоко и молочную продукцию. При этом желательно, чтобы данная продукция была отечественного производства. Также многие любят закупать продукцию напрямую у фермеров. Все это свидетельствует о больших перспективах развития данного бизнеса.
Основной продукцией молочной фермы является сырое молоко. Также по мере развития бизнеса можно открыть цех по производству молочной продукции.
Для функционирования фермы потребуется земельный участок площадью 3 000 м2. На территории участка должно располагаться:
- ангар/коровник
- летний загон
- склад для хранения инвентаря и оборудования
- кормовая база
Необходимо учитывать, что ангар должен располагаться рядом с пастбищем. В случае открытия фермы зимой необходимо разово приобрести сено для скота. Далее ферма сможет сама обеспечивать сеном для животных. Помимо сена, животным необходимо предоставлять специальные питательные вещества в виде кормов. Корма необходимо закупать раз в год.
Следующим этапом необходимо построить и подготовить ангар/коровник для размещения КРС. Построить коровник можно из разных материалов. Напольное покрытие может быть как деревянным, так и бетонное. Из оборудования в коровнике потребуется:
- Резервуар
- Инженерные коммуникации
- Стойловые места
- Доильные агрегат с молокопроводом
- Ограждения и перегородки
- Дополнительное оборудование для кормления животных
Помимо технологического оборудования, для заготовки сена и прочих задач потребуется:
Также для успешного функционирования фермы потребуется выбрать одну из следующих технологий производства молока:
- беспривязную
- привязную с доением в стойле
- привязную с доением в специальной зоне
Для данного бизнес-плана была использована технология привязного доения в стойле, а также автоматизированной системой сбора молока.
Помимо закупки оборудования, покупки земельного участка и строительства ангара, фермеру потребуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию ангара у пожарной инспекции и разрешение в ветеринарной службе. Также потребуется пройти проверки на соответствие качеству производимой продукции и получить соответствующий сертификат.
Для получения высоких результатов по результатам проверки необходимо изучить следующую нормативно-правовую базу:
- ГОСТы (напр. 3625-84, 51451-99 и другие)
- ФЗ № 8 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»
- ФЗ № 184 «О техническом регулировании»
- Постановления Правительства РФ
В результате соблюдения всех требований и выпуская продукцию высокого качества, ваше предприятие сможет успешно развиваться и приносить постоянную прибыль.
3. Описание рынка сбыта
Для молочной фермы основными факторами успеха являются как качество продукции, так и скорость ее реализации, так как данный продукт относится к числу скоропортящихся.
К числу основных потребителей сырого молока относятся молочные заводы, перерабатывающие предприятия, розничные точки и федеральные сети. Продажи данным клиентам составляют наибольшую долю в выручке фермы. Также вашу молочную продукцию могут приобретать жители соседних домов и деревень.
По мере развития производства можно приобрести дополнительно установку по производству молочной продукции, а также осуществлять пакетирование продукции своими силами.
Наиболее эффективным способом загрузить производственные мощности является заключение долгосрочных контрактов с предприятиями. Это позволит избежать простоев, а также порчи продукции.
4. Продажи и маркетинг
Учитывая долгий подготовительный и короткий производственный цикл, рекламную кампанию и способы продвижения продукции на рынок необходимо утвердить задолго до открытия.
Для данного бизнеса характерны продажи через оффлайн-каналы. Следовательно, большую часть бюджета рекламной кампании потребуется направить в данное направление. Рекламу можно размещать в городских газетах, на телевидении, а также на рекламных баннерах. Для увеличения узнаваемости бренда обязательно принимайте участие в отраслевых выставках.
Онлайн-источники можно использовать для сбора базы данных потенциальных потребителей, а также информации о лицах, принимающих решения в компаниях-клиентах.
Также обязательно собирайте информацию об эффективности различных каналов продвижения. Это поможет вам определить наименее выгодные способы и скорректировать кампанию в дальнейшем.
5. План производства
Для открытия молочной фермы потребуется следующее:
- Зарегистрировать юридическое лицо — ИП
- Подобрать земельный участок
- Приобрести земельный участок в собственность
- Построить ангар/коровник и провести коммуникации
- Закупить оборудование и технику
- Подобрать персонал
- Осуществить пусконаладочные работы
- Закупить КРС
- Начать работу и реализацию продукции
Этап/длительность исполнения, нед. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Регистрация КФХ | ||||||||||||
Поиск земли | ||||||||||||
Подготовка участка к эскплуатации | ||||||||||||
Покупка инвентаря и оборудования | ||||||||||||
Закупка животных | ||||||||||||
Поиск и найм сотрудников | ||||||||||||
Заключение договоров с поставщиками |
6. Организационная структура
В фермерском хозяйстве вам понадобятся следующие сотрудники:
- Ветеринар. В его обязанности входит проведение мероприятий по предупреждению заболеваний и падежа животных, соблюдение выполнений зоогигиенических правил, осмотр животных, осуществление терапевтического лечения, приобретение лекарственных препаратов, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы. Ветеринар приезжает на ферму 3-4 раза в неделю, числится в штате и получает оклад в размере 30 000 руб.;
- Забойщик выполняет все операции по при убое и переработке мясной продукции. Основные требования к этому специалисту: наличие опыта работы от 5 лет, знание технологии разделывания мяса, умение работать с подъемником и прочими инструментами. Забойщик получает 25 000 руб., сотрудник появляется на ферме, когда это необходимо;
- Подсобный работник — незаменимый персонал, который всегда требуется в фермерских хозяйствах. Такие люди должны следить за чистотой на территории фермы и в боксах, контролировать наличие корма у животных, осуществлять выгул скота, водить животных на случку, готовить инвентарь для получения молочной продукции. Вам потребуется не менее 3 рабочих, заработная плата каждого — 22 000 руб.
- Бухгалтера можно нанять на внештатной основе, заработная плата этого сотрудника — 8 000 руб. Бухгалтер сводит данные о показателях предприятия, готовит отчетность для государственных органов, рассчитывает налоговую базу, консультирует директора по вопросам оптимизации тех или иных показателей.
- Директор — данный сотрудник занимается распределением обязанностей, участием в выставках, заключением договоров, поиском клиентов, получением всевозможных разрешений, закупкой техники, распределением потоков денежных средств. Заработная плата директора состоит из окладной части (25 000 руб.) и премии в размере 5% от выручки.
Заработная плата персонала в первый месяц работы
Количество работников | Окладная часть | Премиальная часть | |
Забойщик | 1 | 25 000 | |
Директор | 1 | 25 000 | 5% |
Ветеринар | 1 | 30 000 | |
Подсобный работник | 3 | 22 000 |
Подробный расчет ФОТ с учетом премиальной части и страховых вносов представлен в финансовой модели.
7. Финансовый план
Инвестиции в открытие массажного салона выглядят следующим образом:
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 40 000 |
Постройка фермерского комплекса | 200 000 |
Закупка животных | 2 800 000 |
Реклама | 30 000 |
Аренда земли на время постройки | 180 000 |
Закупка оборудования | 3 297 500 |
Прочее | 5 000 |
Итого | 6 552 500 |
Средние ежемесячные расходы представлены ниже:
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 238 813 |
Аренда (1500 кв.м.) | 45 000 |
Коммунальные услуги | 20 000 |
Реклама | 10 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 8 000 |
Затраты на корм | 350 000 |
Непредвиденные расходы | 5 000 |
Итого | 676 813 |
В среднем одна корова дает 5400 л молока в год, данные по продажам молока были рассчитаны исходя из этих показателей. Кроме того, с одной коровы можно получить примерно 60% туши от общей массы тела, что тоже учитывается при расчете плана продаж. Реализация будет происходить по средним оптовым ценам региона (190 руб./кг мяса и 24 руб./л молока). Согласно нейтральному прогнозу, точка безубыточности будет достигнута уже на второй месяц работы, а вот полной окупаемости проекта можно ожидать только на 18ый месяц после запуска ввиду значительной суммы первоначальных инвестиций. Рентабельность бизнеса составляет 61%, что является средним показателем по отрасли. Средняя ежемесячная прибыль проекта составляет 280 831 руб.
Подробный план продаж на 24 месяца, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
8. Факторы риска
Риски, которые будут сопровождать ваш проект на стадиях его запуска и реализации:
- Неустойчивый спрос на продукцию. Для снижения этого фактора важно постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта, участвовать во всевозможных выставках, налаживать контакты с торговыми сетями;
- Высокий уровень конкуренции. Для отстройки от других производителей важно всегда поддерживать высокий уровень качества продукции, предлагать покупателям системы скидок;
- Падеж животных. Для предотвращения такого риска важно следить за здоровьем скота, чем будет заниматься ветеринар;
- Неграмотный раздел туш, что повлечет за собой неэкономное расходование средств, именно поэтому следует искать специалиста по убою со стажем.
Источник