Трофимов инвестиции экономическая безопасность

Влияние инвестиционного климата на экономическую безопасность государства

Статья в журнале

Цитировать:
Назаров А.И. Влияние инвестиционного климата на экономическую безопасность государства // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 255-263. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100656.

Аннотация:
В работе рассматривается влияние инвестиционного климата на экономическую безопасность государства. В заключении сделаны следующие выводы:  Российская Федерация имеет сильную и независимую позицию на внешнеполитической арене;  имеет свой взгляд на происходящие в мире события;  развивает свой военно-промышленный комплекс и состояние армии. Однако, для усиления своих позиций в мировой экономике, обеспечения независимости от внешнего влияния, снижения зависимости от мировых экономических кризисов и целенаправленных действий на дестабилизацию экономики, необходимо развивать национальную экономическую систему, привлекать собственные свободные, средства и способствовать привлечению зарубежного капитала.

Ключевые слова: инвестиционный климат, экономическая безопасность, привлечение инвестиций, рыночные механизмы

Экономика России, в течение последних нескольких лет, находится в достаточно непростой ситуации, которое вызвано сложной политической ситуацией, санкциями в отношении РФ, внутренним российским экономическим кризисом и другими причинами. Привлечение в данных условиях денежных средств в виде инвестиций поспособствует развитию приоритетных направлений в стране, не позволит довести ситуацию до критического состояния в стратегически важных сферах деятельности государства, сбалансирует экономическую ситуацию между регионами. Специфика российской экономики состоит в том, что огромное количество свободного, никак не задействованного в экономическом процессе капитала находится у граждан в виде никак неиспользуемых накоплений. Это свидетельствует о недоверии граждан к существующим в РФ рыночным механизмам извлечения прибыли, отсутствии уверенности в безопасном размещении капитала внутри страны. На данный момент, физические и юридические лица предпочитают вывозить свободный капитал заграницу, чем способствуют экономическому развитию зарубежных стран. Однако, «Центральный Банк РФ достаточно легкомысленно относится к данному факту, заявляя, что отток капитала не свидетельствует о преступных способах его получения и никакого финансового ущерба экономике России не наносит, несмотря на то, что в январе 2019 года, по предварительной оценке, чистый отток капитала из России составил 10,4 млрд долларов США, что практически в полтора раза больше, чем в январе 2018 года» [3, с. 55].Кроме того, «прямые инвестиции в экономику Российской Федерации в третьем квартале 2018 года снизились на 6,4 млрд долларов США, однако, Центральный Банк РФ комментирует, что это не оказало определяющего воздействия на экономику и связано с единичными внутригрупповыми операциями и сделками компаний-инвесторов» [4, с. 200].

«Для того, чтобы привлечь свободный капитал в виде инвестиций, необходимо обеспечить максимально благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности, уменьшить существующие риски, гарантировать безопасность активов инвесторов и так далее» [6, с. 303].

Трофимов М.Н. выделяет два способа защиты инвестиционной деятельности: нормативно-правовой и защита с помощью рыночных механизмов. «Основные нормативно-правовые гарантии: невозможность безвозмездной национализации, невозможность реквизиции. Среди рыночных механизмов особо выделяется страхование» [2, с. 689]. По статистике, «в станах Европы и США страхованием охватываются 90-95 % возможных рисков, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, в России, в то же время – около 7 % рисков» [1, с. 11].

На этапе создания государством максимально благоприятных, либеральных условиях осуществления инвестиционной деятельности, которые, зачастую, насаждаются зарубежными странами, всегда возникает конфликт, противостояние интересов зарубежных и национальных инвесторов, сохранения самостоятельности и главенствующей роли государства. Данное противостояние вполне естественно, так как при предоставлении зарубежным инвесторам максимально благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности, инвестиции являются мощнейшим механизмом вмешательства в экономический, а затем и в политических суверенитет государства. Особое беспокойство вызывает незащищенность государства в вопросах инвестиционной экспансии транснациональных компаний, занимающихся природными ресурсами.

Экономическая безопасность является одним из важнейших видов обеспечения национальной безопасности. «В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента от 31 декабря 2015 г. № 683, национальная безопасность определена как – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которые позволяют обеспечить конституционные права и свободы граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства» [7].

Читайте также:  Как продать инвестиции клиенту

В научной литературе «экономическая безопасность определяется как качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать благоприятные условия жизнедеятельности отдельно взятого предприятия, населения, отдельной отрасли экономики, устойчивое обеспечение ресурсами формирования народного хозяйства и последовательную реализацию региональных и государственных интересов» [5, 3648].

При создании благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности, создании благоприятного инвестиционного климата государство идет на определенные «уступки» в пользу интересов потенциальных инвесторов. Эти «уступки» могут заключаться в уменьшении налогового бремени, уменьшении вмешательства государства в те или иные сферы экономической, инвестиционной деятельности, предоставление различных льгот, установлении более облегченных процедур регистрации, ведения отчетности, создании развитой инфраструктуры, с целью сделать регион более привлекательным для инвесторов и так далее. В проведении мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата заинтересованно само государство, так как инвестиции способны короткие сроки определяющим образом повлиять на ту или иную отрасль экономики, в развитии которой, на определенный момент, наиболее заинтересовано государство.

«На практике складывается неминуемый конфликт интересов внутри государства, в котором определяется, чему же отдать предпочтение: мерам, направленным на сохранение суверенитета и максимальной независимости национальных субъектов хозяйственной деятельности от постороннего влияния; или мерам, создающим благоприятный инвестиционный климат, которые позволят привлечь свободный капитал в нужном объеме в нужное время в предприятия, регионы, отрасли экономики, являющиеся наиболее перспективными, для ускорения их развития, или, наоборот, в отстающие в развитии, для улучшения их состояния» [8, с. 3]. Этот конфликт является неизбежным, так как государство, через государственные органы или отдельных лиц пытается осуществлять максимальный контроль за всеми сферами деятельности, в кратчайшие сроки вмешиваться в деятельность того или иного хозяйствующего субъекта «если что-то пошло не по плану», собирать максимально возможные суммы налогов, через фискальные механизмы, сохранять исключительное влияние в стране, не допуская вмешательства зарубежных государств в лице правительств или организаций. Данный конфликт может решить только государство в зависимости от своих конкретных потребностей в конкретный момент времени. Большинство развитых государств «жертвуют» определенными своими интересами в пользу экономического развития и процветания отдельных организаций, регионов, отраслей экономики, а как результат, государства в целом.

Получается, что между инвестиционным климатом и состоянием экономической безопасности страны существует прямая зависимость. Выглядит она так: чем благоприятнее состояние инвестиционного климата, тем хуже ситуация обеспечения экономической безопасности и финансового суверенитета государства в целом; чем хуже состояние инвестиционного климата, тем лучше обстоит дело с обеспечением экономической безопасности и финансового суверенитета. Однако, необходимо понимать, что при определенных условиях и действиях Правительства и других органов государственной власти, и инвестиционный климат, и экономическая безопасность могут одновременно быть как в плачевном, так и в прекрасном состоянии. Данная оговорка применяется как исключение к любому правилу.

Примером исключения из этого «правила» является экономика США. В данном государстве существует мощнейший механизм регулирования в форме неисчерпаемого финансового капитала, а именно – доллар США. Данную особенность США приобрели в результате предусмотрительности лиц, которые изначально выстраивали экономику США, разграничившие полномочия между органами так, чтобы всегда сосредотачивать максимальный контроль над ситуацией и, тем не менее, привлекать денежные средства со всего мира.

Российская Федерация имеет сильную и независимую позицию на внешнеполитической арене, имеет свой взгляд на происходящие в мире события, развивает свой военно-промышленный комплекс и состояние армии. Однако, для усиления своих позиций в мировой экономике, обеспечения независимости от внешнего влияния, снижения зависимости от мировых экономических кризисов и целенаправленных действий на дестабилизацию экономики, необходимо развивать национальную экономическую систему, привлекать собственные свободные, никак не задействованные в экономике денежные средства и способствовать привлечению зарубежного капитала. Более того, необходимо создать свой механизм постоянного контроля и реагирования на складывающейся ситуации по вопросу обеспечения экономической безопасности. Придание мега-регулятору ЦБ РФ неоднозначного статуса, по опыту создания ФРС в США не принесло и не может принести такой результат, какой был в США, так как российский рубль не имеет такой популярности и востребованности по всему миру, как доллар США. Тем не менее, данный способ не может являться единственным решением проблемы одновременного обеспечения благоприятного инвестиционного климата и собственного суверенитета.

Читайте также:  Криптовалюта xch что это

Источник

Трофимов инвестиции экономическая безопасность

Библиографическая ссылка на статью:
Ломовцева А.В., Трофимова Т.В. Сущность экономической безопасности как экономической категории // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/47089 (дата обращения: 08.06.2021).

Впервые понятие «безопасность» стало употребляться в 1190 году, оно рассматривалось как спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. В 17-18 вв. термин «безопасность» практически во всех странах мира стал применяться с позиции государства, которое призвано обеспечивать общее благосостояние и безопасность населения. В России термин «государственная безопасность» впервые стал использоваться в «Положении о мерах по сохранению государственного порядка и общественного спокойствия» 14 августа 1881 года.

Категория «экономическая безопасность» в современном понимании впервые начала употребляться в США, а именно, в послании к нации президент Ф.Рузвельт использовал понятие национальная экономическая безопасность. Для вывода страны из кризиса была реализована Программа государственного регулирования национальной экономики, контроль за выполнением которой осуществлял специальный правительственный орган – Федеральный орган экономической безопасности, образованный в июне 1934 года. Созданный Ф.Рузвельтом комитет занимался экономической безопасностью отдельных лиц и в первую очередь борьбой с безработицей.

В современных экономических условиях в США под экономической безопасностью понимают способность защищать или укреплять экономические интересы страны по отношению к процессам, событиям или действиям, которые могут угрожать этим интересам или препятствовать им, при этом эти угрозы могут быть иностранного или внутреннего происхождения, умышленными или неумышленными, последствиями деятельности человека или природы.

Основным документом в области безопасности в США является «Стратегия национальной безопасности», в которой отмечается три главных цели американской внутренней и внешней политики: укрепление военной безопасности, экономическое процветание, содействие демократии в других странах. Таким образом, для достижения экономической безопасности в США необходимо достигнуть экономическую стабильность в сочетании с благоприятными перспективами развития и защищенностью от потерь.

В Японии в основу представления о национальной экономической безопасности положен тот факт, что функционирование экономики этой страны полностью зависит от импорта большей части необходимого ей топлива и промышленного сырья. Основным источником его оплаты являются доходы от экспорта продукции японской обрабатывающей промышленности, поэтому Япония заинтересована в беспрепятственном доступе к заграничным источникам необходимого сырья и топлива, в их диверсификации, в снижении импортной зависимости путем создания стратегических запасов и развития импортозамещающих технологий, в неуклонном увеличении стоимости экспорта товаров и услуг путем повышения их качества и конкурентоспособности и формирования благоприятных условий их сбыта за границей. Поэтому в качестве главного условия обеспечения экономической безопасности своей страны японцы рассматривают сохранение глобальной политической и экономической стабильности, всемерное поддержание системы свободной торговли и обеспечение дружественных отношений с теми странами, которые являются основными торговыми контрагентами Японии. Поэтому под экономической безопасности в Японии понимается состояние экономики, при котором страна защищена прежде всего экономическими средствами от серьезных угроз ее безопасности, возникающих под воздействием международных факторов.

Аналогичных позиций с Японией по обеспечению своей экономической безопасности придерживаются и большинство европейских стран, в Южной Корее, на Тайване и в Израиле.

В основе же китайской трактовки экономической безопасности лежит «экономический суверенитет», то есть независимость в принятии решений. Китайский ученый Джанг Ёнг дает такое определение экономической безопасности – это способность обеспечивать постепенный рост жизненных стандартов всего населения через национальное экономическое развитие при сохранении экономической независимости, то есть у экономической безопасности в Китае две стороны: конкурентоспособность и независимый экономический суверенитет [1, с. 83]. В развитых странах на сегодняшний день всё больше внимания уделяется информационному аспекту экономической безопасности. Так, Канадская служба безопасности и разведки считает одной из главных угроз экономической безопасности страны «экономический шпионаж», который часто напрямую организуется неназванными иностранными правительствами. Аналогичных взглядов придерживается Франция – важнейшим элементом достижения экономической безопасности является защита коммерческой и технической информации французских фирм в первую очередь от американских конкурентов.

Читайте также:  Заработать сатоши или биткоины

Таким образом, в зарубежной науке отсутствует единое понимание экономической безопасности или экономических аспектов национальной безопасности. Основной целью государства в этой области обычно выступает стабильный экономический рост. Чаще всего в качестве наиболее важных элементов фигурируют такие понятия, как безопасность поставок наиболее важных ресурсов, открытость внешних рынков, национальный контроль над «стратегическими отраслями», защищенность коммерческой и технической информации, конкурентоспособность на мировом рынке и «экономический суверенитет», понимаемый как независимость в принятии решений. Все эти элементы нацелены на защиту экономики от внешних угроз. Внутренние проблемы как факторы безопасности, как правило, не рассматривались вплоть до самого недавнего времени – глобальный кризис внес свои коррективы. Следует отметить, что между «открытостью рынков» и «экономическим суверенитетом» существует определенное противоречие.

В России представление об экономической безопасности менялось в первую очередь под воздействием политических факторов и сама концепция экономической безопасности развивалась независимо от западных. Первые публикации на эту тему появились в начале 90-х гг. 20 века. В 1994 году Институт экономики РАН под руководством академика Л. И. Абалкина начал разработку данной темы, результаты которой нашли свое отражение в том же году на страницах декабрьского номера журнала «Вопросы экономики».

В 1995 году Совет безопасности России принял «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности». В 1996 году указом Президента РФ от 29 апреля № 608 была официально утверждена «Государственная стратегия экономической безопасности РФ». Цель Государственной стратегии — это обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [2].

В 2009 году указом Президента РФ от 12 мая №537 была официально утверждена «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года». В ней ставятся задачи вхождения России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Для этого отмечается необходимость укрепления экономической безопасности через проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики [3].

В настоящее время у отечественных экономистов не существует единой трактовки термина «экономическая безопасность» [4]. На наш взгляд все существующие определения денного термина можно разделить на три группы:

1. Авторы первой группы (например, Абалкин Л.И., Афонцев С.А.) определяют экономическую безопасность как совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз.

2. Авторы второй группы (например, Сенчагов В.К., Гутман Г.В.) связывают экономическую безопасность с таким состоянием экономики страны, которое позволяет защищать ее жизненно важные интересы.

3. Авторы третьей группы (например, Городецкий А.В., Архипов А.С.) под экономической безопасностью подразумевают способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на международном и межнациональном уровнях.

Таким образом, если в зарубежной литературе под экономической угрозой государству обычно подразумеваются чьи-либо злонамеренные действия, то российские исследователи выделяют внутренний и внешний аспекты экономической безопасности.

На наш взгляд, под экономической безопасностью необходимо понимать состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защищенность национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Источник

Оцените статью