- Субсидии, субвенции, дотации и трансферты – их сравнительно-правовой анализ и порядок предоставления.
- Межбюджетные отношения (дотации, субсидии, субвенции, трансферты), их принципы
- Чем отличаются дотация, субсидия и субвенция
- Описание терминов и основания для назначения
- Субсидия
- Субвенция
- Дотация
- Трансферты
- Разбираемся в разнице понятий
- Есть ли что-то общее?
- Как оформить и получить выплаты
- Субсидирование
- Субвенцию
- Дотации
- Трансферт
- Нюансы, которые следует учитывать в 2021 году
- Для жителей Крыма
- Детям войны
Субсидии, субвенции, дотации и трансферты – их сравнительно-правовой анализ и порядок предоставления.
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
— дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
— субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
— субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
— иных межбюджетных трансфертов (8)
Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (1)
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов (3)
Cубсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов (6)
Cубвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций (4)
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации — межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций (7)
Источник
Межбюджетные отношения (дотации, субсидии, субвенции, трансферты), их принципы
Межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесс.
Дотация — денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.
Субсидия — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти.
Субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам
Основные свойства субсидии:
· безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)
· софинансирование (на условиях долевого финансирования)
Субве́нция — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций).
Трансфе́рт:
1. Перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.
2. Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному.
3. Операция, при которой институционная единица, представляющая товар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не получает взамен никаких возмещений (в виде товара, услуги или актива).
Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:
· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
· разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.
Экономическая сущность налогов, функции, виды и их классификация.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
· фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
· регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Виды и классификация:
1) Виды налогов по объекту:
· прямые(налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.);
· косвенные (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.).
2) Виды налогов по субъекту:
3) Виды налогов по характеру налогообложения:
· пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
· прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
· регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
4) Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
· налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
· налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов.
Источник
Чем отличаются дотация, субсидия и субвенция
Прямая обязанность государства заключается в поддержке своих граждан, будь то адресная помощь отдельным категориям населения, организациям или субъектам. В зависимости от направления госпомощи будут отличаться и ее виды.
Описание терминов и основания для назначения
Государство каждый год выделяет бюджетные средства в качестве инструмента социальной поддержки. Но реализуются они под разными названиями и условиями.
Субсидия
Говоря общими словами, субсидирование – это финансовая поддержка конкретного человека, входящего в определенную законом категорию льготников, или юридического лица.
- безвозмедность;
- долевое финансирование;
- целевое назначение;
- ограниченные сроки действия.
- социально незащищенным;
- малоимущим.
- наличие подтверждений своего статуса;
- российское гражданство;
- постоянное место регистрации;
- официальное проживание в России.
- пары с тремя и более детьми;
- пенсионеры;
- инвалиды;
- участники боевых действий;
- молодые семьи.
Организация может получать субсидии на реализацию важного и социально значимого проекта.
Субвенция
Под субвенцией принято понимать выплаты, сделанные по нисходящей ветке бюджетов, с высокая срочностью и целевым назначением.
Денежная помощь имеет безвозмездный характер. Но в случае обнаружения факта расходования денег не по назначению бюджет будет обязан вернуть всю сумму.
Наличие оснований под выплату субвенции власти на местах должны отразить в заявлении, направленном в правительство. Предварительно тщательно анализируется финансовое состояние региона, перечень затрат и будущие расходы. Эти выкладки и составят базу для рассмотрения прошения.
- полностью по всем представленным заявителям пунктам;
- частично по некоторым пунктам.
В расчетный период выделенные деньги должны быть освоены на 100% . Если этого не произошло, то остаток возвращается в федеральный бюджет.
Наличие большого остатка свидетельствует о небрежно проведенных расчетах и в 90% случаев приводит к назначению штрафных санкций.
Дотация
- целевого освоения;
- отчетов перед государством.
Можно сказать, что государственные структуры никак не контролируют направленные средства.
- бюджета нижнего уровня;
- организаций (с помощью полученных денег они покрывают производственные издержки);
- граждан.
- войны;
- природных катаклизмов;
- бедствий другого рода.
Дотация может покрыть убытки на 100% или частично. Это зависит от причины нанесения урона и количества пострадавших.
Трансферты
Под трансфертом принято понимать денежные переводы, осуществляемые федеральным бюджетом в регионы в рамках финансовой поддержки или помощи разных видов.
- концентрация всех доходов в одном месте;
- неравномерное экономическое развитие субъектов;
- различия в затратах на региональном уровне.
Трансферты включают в себя субсидии, дотации и субвенции.
Все нюансы их предоставления регулируются Бюджетным кодексом РФ.
Разбираемся в разнице понятий
Разница между приведенными терминами велика. Наиболее разнятся дотация и субвенция/субсидия – первые выплаты не имеют никакой связи с целевым расходованием. В основном они выделяются для уравнивания разницы между развитием муниципальных образований. Для расчетов необходимой суммы существуют специально разработанные формулы.
Если разбирать более предметно, то нужно сказать следующее – субвенция не может быть направлена частным лицам в качестве материальной поддержки. В отличие от субсидии она уходит только в бюджет на покрытие предварительно обозначенных расходов.
- отдельным гражданам;
- семьям;
- компаниям.
Также нужно отметить, что субсидии имеют самый длинный список условий предоставления в отличие от субвенций и дотаций.
Есть ли что-то общее?
Подробный сравнительный анализ межбюджетных трансфертов поможет выявить сходства между всеми перечисленными видами госпомощи. Все начисления безвозмездны, выражены в денежном эквиваленте и социально ориентированы.
Как оформить и получить выплаты
Каждый вид материальной помощи имеет свои тонкости оформления, которые требуют отдельного рассмотрения.
Субсидирование
- давать консультации;
- проводить проверки документов;
- регулировать вопросы выдачи сертификатов и так далее.
Льготникам, имеющим право на субсидию, перед подачей документов стоит получить последнюю информацию относительно оформления в ЦСЗН. Эта необходимость связана с регулярными изменениями и дополнениями к действующим нормативным актам.
- удостоверение личности;
- заявление;
- справки, подтверждающие права на госпомощь.
В среднем документация рассматривается в течение 10 дней. В некоторых случаях ответственные лица запрашивают дополнительные бумаги. Неправомерный отказ заявитель всегда может обжаловать в судебном порядке.
Субвенцию
- Заполнение представителем региональной власти.
- Указание всех прошлых расходов, запланированных на следующий расчетный период и обоснование своих финансовых претензий.
- Отправка в центральный орган власти.
После анализа приведенных фактов и одобрения заявки деньги выделяются на регион. Далее они распределяются в соответствии с необходимостью между муниципальными образованиями.
Каждый получатель обязуется предоставлять отчет об освоении средств каждые 3 месяца.
Дотации
- порядок получения;
- нюансы получения.
- второго уровня;
- третьего уровня.
- льготные категории граждан;
- крупные предприятия.
Среди бизнесменов максимально лояльно рассматриваются заявки от производителей сельскохозяйственной продукции.
Трансферт
С учетом того, что к межбюджетным трансфертам относятся все перечисленные виды материальной помощи, то нюансы их оформления нужно смотреть выше.
Нюансы, которые следует учитывать в 2021 году
При оформлении запросов на материальную поддержку стоит учитывать, что существуют некоторые категории льготников, к которым применяются особые условия.
Для жителей Крыма
С момента вхождения полуострова в состав РФ крымчане получили равные права с российскими гражданами. Поэтому льготные категории населения могут оформить те же субсидии и принять участие в тех же программах господдержки, что и представители других регионов страны.
Также в рамках поддержки действует федеральный проект «Социально-экономическое развитие республики Крым и города Севастополя». И если субвенции затрагивают разные регионы полуострова, то программа нацелена на его комплексное развитие.
Детям войны
- ветераны войны или труда;
- труженики тыла;
- инвалиды войны и так далее.
Но существуют миллионы граждан, которые в эти категории не попадают. Поэтому они остались без помощи государства. Лишь некоторые регионы разработали программы, предусматривающие дотации для детей войны.
Если параллельно гражданин имеет право на другие субсидии и льготы, то они не отменяются, а суммируются и предоставляются одновременно.
Госпомощь – это важная часть внутренней политики страны. Поэтому с каждым годом перечень заявителей, имеющих возможность претендовать на нее, расширяется. Параллельно проходит индексация и увеличение размеров финансовой поддержки.
Источник