- Основные ошибки при составлении бизнес-плана
- Как составить бизнес план: пошаговая инструкция
- Один бизнес-план — три варианта
- Экстенсивность не всегда успешна
- Опыт предпринимателя
- 10 ошибок в российской практике разработки бизнес-планов
- Распространенные ошибки на этапе подготовки бизнес-плана
- 1. Формальные ошибки и расстроенная структура бизнес-плана
- 2. Слишком жесткий характер плана отпугивает инвесторов
- 3. Неправильная формулировка допущений является одной из самых распространенных ошибок
- 4. Отсутствие аргументов и ссылок на источники информации
- Кредит или факторинг: что лучше для малого бизнеса
- 5. Создание бизнес-плана, ориентированного исключительно на внешнего получателя
- 6. Несоблюдение рамок соглашения бизнес-плана
- Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
- Ошибка первая — неоправданное завышение объемов реализации
- Ошибка вторая — искусственное занижение затрат
- Ошибка третья — отсутствие анализа рисков
- Ошибка четвертая — упор на быстрое достижение прибыли
- Ошибка пятая — отсутствие описания конкурентных преимуществ
- Ошибки бизнес плана и последствия
Основные ошибки при составлении бизнес-плана
Опытные инвесторы очень разборчивы при выборе проекта для инвестирования. В предлагаемой статье мы попытаемся рассказать, какие самые распространённые ошибки-ловушки допускают соискатели инвестиций при составлении своих бизнес-планов.
Подготовка профессионального бизнес-плана кажется довольно простой задачей. Никто не знает проблем, связанных с бизнесом, а также его владельца. Между тем, подготовка документа, который убедит инвесторов заинтересоваться конкретным проектом, может вызвать многочисленные проблемы. Использование специализированных внешних организаций в этом вопросе требует значительных финансовых усилий, и не каждая компания может принять решение о таком шаге.
К счастью, с помощью бухгалтеров, менеджеров и финансовых директоров, вы можете справиться с этой задачей в одиночку. Достаточно избежать основных ошибок при составлении бизнес-плана.
Мы представляем несколько советов, которые можно использовать сегодня, чтобы ошибка в написании бизнес-плана не стоила целое состояние позже.
Как составить бизнес план: пошаговая инструкция
Один бизнес-план — три варианта
Подготовка идеального бизнес-плана начинается с подготовки трёх версий такого документа. Первый в оптимистичном виде представляет возможности компании, второй — реальный имидж, а третий — пессимистичный. Такое сочетание позволяет в дальнейшем правильно оценить шансы компании, сделать выводы и создать реальные решения. Этот подход наиболее эффективен для крупных предприятий.
Экстенсивность не всегда успешна
При разработке бизнес-плана часто допускается типичная ошибка — избыточная детализация. Стоит помнить, что всеобъемлющий, подробный и чрезвычайно профессиональный бизнес-план не всегда успешен. Иногда и просто десяток конкретных предложений, написанных на листе бумаги, позволяют вам получить необходимые средства.
Опыт предпринимателя
«Самостоятельно готовили бизнес-план и презентовали его в рамках Startup Show с Алексеем Алёхиным в январе 2020. Речь шла о спортивной яхте Believer. Каждый этап подготовки оказался полон инсайтов: и подсчёт ёмкости рынка, и анализ конкурентной среды, и бизнес-модель. И маркетинговая стратегия. И самое интересное, что по итогам написания бизнес-плана появилась уверенность в том, что инвестор не так уж и нужен. Что бизнес-план просто показал чётче и ярче. Инвесторов очень впечатлила концепция и финансовая модель проекта. И нас пригласили на Финал Startup Show в Дубай на 22 февраля. Но мы отказались из-за пандемии коронавируса»
10 ошибок в российской практике разработки бизнес-планов
1/10 НЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА
Преднамеренный отказ от подготовки этого документа исключает возможности компании по получению средств.
2/10 ПЛОХОЕ ВИДЕНИЕ И СТРАТЕГИЯ
Отсутствие базовых управленческих знаний о стоимости компании, ее видении или стратегии развития.
3/10 ДЕФИЦИТ В ОТНОШЕНИЯХ С КЛИЕНТАМИ
Не обращать внимание на контакты с клиентами.
4/10 НЕЗНАНИЕ РЫНКА И КОНКУРЕНТОВ
Недостаток рыночных знаний и знаний о конкуренции — базовая ошибка бизнес-планирования.
5/10 ПРОПУСК СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН
Не замечать возможности, угрозы и активы компании.
6/10 ПРОБЛЕМА С ФИНАНСОВЫМ АНАЛИЗОМ
Приравнивание прибыли к денежным средствам без учета поступлений и текущих расходов.
7/10 ИГНОРИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Избегать умеренного риска при принятии деловых решений.
8/10 ИЗОЛЯЦИЯ РАБОТНИКА
Отсутствие вовлеченности сотрудников в составление бизнес-плана.
9/10 ПРОБЛЕМА СО СМЕНОЙ РУКОВОДСТВА
Руководство беспокоится о любых изменениях, как внешних, так и внутренних.
10/10 НЕДОСТАТОК МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ
Отсутствие систематической и логичной концепции мотивации сотрудников.
Распространенные ошибки на этапе подготовки бизнес-плана
Ошибки также допускаются на самой стадии составления документации. Они часто являются результатом лени, спешки или пренебрежения угрозами. Чего следует избегать?
- Поверхностный анализ рыночной среды;
- Чрезмерная спешка и получение остаточной информации;
- Слишком общее определение целей;
- Непрозрачный план;
- Несколько подробных маркетинговых мероприятий;
- Несоответствие между финансовым планом и материальным планом;
- Чрезмерный оптимизм.
Следует помнить, что небольшие ошибки можно исправить на более поздних этапах, но это не означает, что новые не появятся на их месте. На каждом этапе создания и реализации бизнес-плана могут возникнуть сложности, которые превзойдут шансы компании на успех. Наиболее серьезными являются:
1. Формальные ошибки и расстроенная структура бизнес-плана
Речь идет о четких диспропорциях в объеме и детализации отдельных глав. Часто компания фокусируется на техническом аспекте предприятия и кратко описывает маркетинговую или финансовую сторону или наоборот. Документ должен иметь довольно гармоничное разделение без четкого акцента на одном вопросе.
2. Слишком жесткий характер плана отпугивает инвесторов
Не оставляет места для возможных угроз, которые нельзя предвидеть. Такой бизнес-план является документом высокого риска для многих кредиторов.
3. Неправильная формулировка допущений является одной из самых распространенных ошибок
Обычно цели формулируются очень расплывчато, без иерархии или временных рамок. Как следствие, время реализации больше или невозможно.
4. Отсутствие аргументов и ссылок на источники информации
Эта ошибка при составлении бизнес-плана приводит к потере доверия к компании. Инвесторы, которые не могут проверить данные, включенные в бизнес-план, начинают сомневаться в его надежности и возможности выполнения обязательства.
Кредит или факторинг: что лучше для малого бизнеса
5. Создание бизнес-плана, ориентированного исключительно на внешнего получателя
Подготовленный таким образом документ напоминает проспект компании, а не профессиональное письмо, характеризующее силу данной компании.
6. Несоблюдение рамок соглашения бизнес-плана
Представление документов слишком обширное, написанное на специальном жаргоне и лишенное соответствующей информации, очень часто заканчивается провалом. Инвесторы должны в первую очередь понимать представленные предположения.
Создание бизнес-плана является проблемой для любой компании, которая сама выполняет эту задачу. Иногда даже небольшая ошибка может разрушить шансы компании на привлечение инвесторов. Вот почему все действия, связанные с устранением ошибок при составлении бизнес-плана, помогают подготовить идеальный документ, и на него стоит потратить время.
Источник
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Подавляющее большинство начинающих предпринимателей считает, что составлять бизнес-план нужно только, если вы хотите получить сторонние инвестиции, а для самостоятельного развития бизнес-план не нужен. Увы, это не так! Бизнес без четкого планирования и сформулированной цели обречен. Другими словами, самая серьезная ошибка на этапе создания фирмы — это отсутствие бизнес-плана.
Но не стоит расслабляться и вздыхать облегченно, если у вас он составлен. Очень часто при создании бизнес-плана предприниматели допускают серьезные ошибки, которые влекут за собой проблемы. Поэтому мы решили рассмотреть наиболее популярные ошибки при составлении бизнес-плана.
Ошибка первая — неоправданное завышение объемов реализации
Впервые открывая собственное дело, основная часть начинающих бизнесменов ошибочно полагают, что именно их продукция вдруг станет пользоваться огромным спросом, оставляя позади самых серьезных конкурентов. Окутанные мечтой начинающие бизнесмены, сами того не замечая, завышают объемы реализации.
К чему это может привести:
- К неверному балансу доходов и расходов и, как следствие, бизнес медленно уходит «в минус»;
- Это отталкивает потенциальных инвесторов: тех, кто хочет иметь дело с трезвыми людьми, а не с мечтателями.
Оценивайте риски реально — это ключ к успеху!
Ошибка вторая — искусственное занижение затрат
Инвестиционные компании и банки, кредитующие малый и средний бизнес, при анализе бизнес-планов особое внимание уделяют статье расходов, связанных с выходом товара или услуги на новый рынок. Основной ошибкой у начинающих бизнесменов является упущение из вида расходов на заработную плату, приобретение сырья и расходных материалов, налоги и т.д. Ошибка заключается как в отсутствии этих расходов, так и в их занижении. Вы не получите инвестиции, если в вашем бизнес-плане учтены лишь расходы на закупку товара у контрагентов и заработная плата 2-3 сотрудников. Даже начинающий инвестор не решается инвестировать свои деньги в бизнес, лишенный реалистичности.
Ошибка третья — отсутствие анализа рисков
Любой стандартный бизнес-план должен включать в себя статью «анализ рисков», в которой проведен детальный анализ всех рисков. Вашей задачей также будет разработать меры по минимизации этих рисков. Это позволит вам преподнести себя перед инвесторами как делового человека, ну и самому быть готовому к этим трудностям.
Ошибка четвертая — упор на быстрое достижение прибыли
Основная цель владельца бизнеса инвестора (кредиторов) — это способность бизнеса приносить регулярную и стабильную прибыль, пусть и небольшую, зато не разовую. Ваша задача при разработке данного пункта бизнес-плана — рассмотреть различные способы поддержания денежного потока. Лучшим решением будет несколько вариантов поддержания потребительского спроса и продвижения продукта, чтобы удержать уровень прибыли на желаемом уровне.
Ошибка пятая — отсутствие описания конкурентных преимуществ
Ваша главная задача — убедить инвесторов в привлекательности вашего бизнеса. Для этого нужно ответить на вопрос: чем ваш товар, услуга лучше аналогичных товаров и услуг конкурентов. Для этого вам нужно детально проанализировать ваш потенциальный рынок — аудиторию, на которую нацелен ваш бизнес, и, как результат этого анализа, подготовленный список конкурентных преимуществ вашей бизнес-идеи. Здесь же стоит учесть и ваши методы, которые позволят вам опередить своих конкурентов.
Правильно составленный и грамотный бизнес-план — это первый шаг к успеху вашего дела, постарайтесь не допустить рассмотренных выше ошибок при его разработке.
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана у начинающих бизнесменов
Источник