- Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
- Социальные типы личности
- Социальные типы личности. Деятели, интеллектуалы, эстеты, гуманисты. Классификация типов социальной личности по К. Марксу
- Первая позиция в определении типов личности. Деятели как тип личности
- Интеллектуалы
- Эстеты
- Гуманисты
- Типология социальной личности по К. Марксу
- Пояснения к понятию «свободы»
- Формы свободы
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип – «деятели» — охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя.
Второй тип – «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения.
Третий тип – люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична.
Четвертый тип – гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» — их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.
Фундаментальным качеством личности является ее свобода. Обладание свободой является непременным условием ее самореализации и развития. Вместе с тем, абсолютной свободы личности нет и не может быть ни в каком обществе. Условия природного и общественного бытия навязывают личности определенные рамки деятельности и поведения. По словам Гегеля «я только тогда истинно свободен, если и другой также свободен и мною признается свободным».
Со свободой теснейшим образом связана ответственность личности. Без свободы нет ответственности. «Истинная свобода, – писал русский философ С.А. Левицкий, – есть не безответственная игра возможностями, а осуществление своих неповторимых возможностей, отягощенное ответственностью». Свобода связана с постоянными усилиями по поддержанию в себе человеческой сущности, с ответственностью перед миром, в котором существует человек. Человек ответственен за все происходящее вокруг него и с ним самим, ответственность – это плата за свободу.
4.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни – единый и общий – для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:
1.Гедонизм – жить – значит наслаждаться;
2.Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира;
3. Этика долга – жизнь – это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.)
4. Утилитаризм – жить – значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;
5. Эвдемонизм – жизнь – понимается как стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник
Социальные типы личности
Выделяют несколько крупных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип — деятели (охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т. д.). Для них главное — это активное действие, изменение мира и других людей,включая и самих себя. Эти люди «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды не столь заметны.. Бурное развитие западной цивилизации привело к культивированию именно такой личности — активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких личностях всегда была «острой. Еще евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».
Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание), всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки — Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед — либо считались посланниками богов, либо обожествлялись сами. Мыслители имеют единственное оружие — слово.
Третий тип — люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.
Четвертый тип — люди, избравшие делом своей жизни милосердие. Альберт Швейцер, и Федор Петрович Гааз, Анри Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и современности — живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь — «Возлюби ближнего твоего: как самого себя» — находит в их деятельности непосредственное воплощение. Такие личности обостренно чувствуют душевное состояние другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая его страдания. Их сила в вере в своё предназначение, в любви к людям и всему живому.
Разумеется, большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. При этом важно понять одно: выбор личностного пути и поля деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы, по словам Гегеля, истинная природа человека «есть свободная духовность».
1. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»?
2. Что такое личность?
3. Какие факторы влияют на формирование личности?
4. В чем биологическая и социальная специфика человека?
5. Охарактеризуйте социальные типы личности.
Источник
Социальные типы личности. Деятели, интеллектуалы, эстеты, гуманисты. Классификация типов социальной личности по К. Марксу
Теоретические позиции в определении типологий личности являются неоднозначными. Различия определяют суть оснований выделения типов личности.
Первая позиция в определении типов личности. Деятели как тип личности
В основу первой позиции включен принцип социальной, или иначе говоря, общественной деятельности человека. Она состоит из четырех типов личности, которые можно проследить на историческом пути развития человечества:
К первому типу относятся деятели. Исторически сложилось, что к таким людям относятся те, кто обладает различными способностями. Это могут быть как простые рыболовы, охотники, воины, ремесленники, земледельцы и рабочие, так и современные профессионалы во всех сферах жизни общества и областях деятельности.
Эти люди отличаются активной преобразовательской деятельностью, включая самих себя. Таких людей чаще называют «трудоголиками». Они посвящаются себя полностью работе, находят в этом свое утешение и удовлетворение, а неудачи у них вызывают еще большую жажду к деятельности.
Формирование и развитие индустриального общества привело к созданию именно такой личности. Личность индустриального общества характеризуется активностью, профессионализмом, она знает себе цену, обладает чувством собственного достоинства и осознает меру ответственности за себя, свое окружение и совершаемые действия.
Общество всегда нуждалось в таких людях. К деятелем можно причислить П. Столыпина и С. Королева, Г. Жукова и А. Косыгина, А. Сахарова.
Интеллектуалы
К следующему типу относятся интеллектуалы. Такие люди оценивают мир и происходящие в нем процессы с позиции свободного научного творчества.
В различные периоды истории всегда огромным авторитетом пользовались образы человека мыслящего, воплощающего в себе ментальные черты нации.
К этой группе можно отнести таких знаменитых ученых, мыслителей и изобретателей как Г. Гегель, Р. Декарт, Ф. Ницше, К. Маркс, М. Ломоносов, В. Розанов, Н. Бердяев, Д. Волкогонов, Ф. Вольтер, А. Солженицын и многие другие.
Такие личности видят свое существование в том, чтобы понять многообразную действительность мира, они ищут пути развития мира. Но для людей-интеллектуалов не всегда находилось место в обществе, они часто подвергались гонениям за высказывание или пропаганду своих идей. К числу таких личностей относятся Сократ, Д. Бруно, Пифагор, Г. Галилей, П. Флоренский, Т. Кампанелла, А. Лосев, А. Чижевский.
Эстеты
К эстетам, как еще одного социального типа личности, относятся деятели искусства. Это поэты, зодчие, писатели, музыканты и художники. Эстеты остро чувствуют актуальное и потенциальное бытие.
«Поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и приторным сентенциям», — подчеркивал Н.Г. Чернышевский.
Различные художественные и музыкальные произведения заключали в себе правду жизни, она впитывалась не одним поколением людей. Их гениальные предвосхищения иногда опережали самые смелые прогнозы.
Пример могут послужить некоторые работы «универсального человека», итальянский художника и ученого, изобретателя, писателя, музыканта, Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.). Он спроектировал воздухолет. Или писатель-фантаст Г. Уэллс (1856—1946 гг.) предвосхитил в своих рассказах практически все современные космические события. Кроме всего прочего, его перу принадлежит описание урановой бомбы.
Писатель Б. Бугаев, работавший под псевдонимом А. Белый, написал стихи, в которых предвидел ужасное по своей разрушающей силе воздействие на все окружающее атомного взрыва.
А.Н. Толстой (1882—1945 гг.), в романе «Гиперболоид инженера Гарина» художественно представил свойства будущего лазерного устройства.
Гуманисты
К следующему типу относятся гуманисты. Одним из сторонников движения гуманизма был французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо, призывавший: «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг».
Гуманисты отличаются глубоким чувством сострадания к горю других людей. Они стараются облегчить душевные и телесные муки страдающих. Они верят в свое предназначение, любят людей и все живое, поддерживают активную социальную позицию.
Их жизненное дело заключается в милосердии и добре. К этому типу относится, например, российский врач-филантроп, Ф. Гааз (1780— 1853 гг.). Его прозвали при жизни «святым доктором». Он был главным врачом московских тюрем. Ф. Гааз смог добиться организации больниц в тюрьме, создания школ для детей арестантов. Его жизненным девизом была фраза «спешите делать добро».
Известная албанка, Агнес Гонджа Бояджиу, или мать Тереза (1910—1997 гг.), основала католический Орден милосердия, в котором стала настоятельницей. Получила Нобелевскую премию мира.
Еще одним примером проявления альтруизма стал создатель «Красного креста», швейцарский общественный деятель, Анри Дюнан (1828—1910 гг.). Получил за общественный вклад Нобелевскую премию в 1901 г.
Очень часто случаются ситуации, когда общество сильно нуждается в людях-гуманистах. Таким случаем была ситуация, когда от прокаженных людей отвернулись все, и только Альберт Г. Авейцер (1875—1965 гг.), немецко-французский миссионер, врач, философ, помог им в такой момент. Он построил для больных людей госпиталь. Гуманист стал лауреатом Нобелевской премии в 1952 г. Его жизненным принципом было «преклонение перед жизнью».
Типология социальной личности по К. Марксу
Вторая позиция берет за основу степень свободы человека, чтобы определить его социальный тип. Здесь идет речь о степени свободы, представленной в труде К. Маркса, «Капитал». В нем он рассматривал три социальных типа личности:
Первый тип личности связан с отношениями личной зависимости. В этом случае человек подвластен внешнему воздействию. Субъектами, которые создают отношения зависимости, являются правящие классы.
В ХХ веке, при тоталитарном политическом режиме, люди подавлялись как личности на макро- и на микроуровнях, то есть как в обществе в целом, так и в конкретном коллективе. За выход из рамок устоявшихся общественных и правовых норм осуществляется наказание. Наказание проявляется в подавлении сознания, неспособности выделять себя из массы, самостоятельно и творчески трудиться;
Второй тип личности имеет связь с отношениями личной независимости. В таком случае происходит формирование сложных отношений. Хотя человек свободен, он не имеет средств производства. Поэтому он вынужден «продавать» свою рабочую силу как товар, являясь ее собственником.
Несмотря на свою свободу, человеку приходится продавать на рынке труда свои профессиональные умения. Чем выше стоимость этих умений, тем выше стоимость самого человека. Таким примером может послужить ситуация, когда сотни тысяч россиян во время «перестройки» уезжали за рубеж. Среди них были ученые, инженеры, программисты, журналисты, музыканты и спортсмены, художники, писатели.
В целом эта личная независимость, которая в своей основе имеет отношения вещной зависимости, есть необходимая объективная предпосылка для развития личности.
Третий социальный тип обозначается как «свободная индивидуальность». В этом аспекте личность имеет огромные возможности, чтобы раскрыть свои способности и удовлетворить личные потребности.
Современное общество все больше и больше требует именно такую личность. В этой связи необходимо ее расширенное воспроизводство. Такая потребность в свободной индивидуальности обусловлена переходом цивилизации к новой информационной эпохе.
В таком случае будет заметно возрастание роли среднего класса, где «свободные индивидуальности» сочетают в себе высокие умственные, нравственные и физические качества. На рынке труда они будут также преобладать.
Пояснения к понятию «свободы»
Человек может стать личностью в условиях свободы, но эти условия может создать только он. Свобода личности выражается в осознании индивидом необходимости своего собственного выбора образа жизни и деятельности.
Настоящей свободой личности, является та, которая осознается человеком как необходимость жизненного выбора, осознанное поведение индивида в рамках права, норм и нравственных традиций общества. Согласно с этим подходом можно определить форму свободы личности — экономическая, политическая, научная, педагогическая, художественная, медицинская и т.п.
Формы свободы
Экономическая свобода включает в себя потребление, производство, обмен, распределение. Под экономической свободой личности понимается свобода выбора экономической цели и задач по ее достижению, свобода принятия экономических решений, свобода действий в означенных компонентах экономики.
Только сам человек способен решить какой вид деятельности для него предпочтительнее: собственное предпринимательство или труд по найму, торговля или обмен, в какой области экономики ему работать, в какой форме осуществлять свою деятельность и т.п.
Под политической свободой понимается набор прав личности, который может обеспечить выражение гражданской позиции и осуществление жизнедеятельности индивида. Также нельзя рассматривать политическую свободу как средство, с помощью которого реализуются другие свободы.
Являясь средством, политическая свобода должна иметь самоценность. В этом случае под самоценностью понимается реализация гражданских прав, демократический выбор самодеятельности, персональное самовыражение.
Научная, педагогическая, художественная и иные формы свободы личности основываются на свободе духа, мировоззренческой свободе, выборе ценностных ориентации, свободе совести. Эти свободы невозможно предаставить без опоры на нравственные и правовые нормы общества в соответствии с менталитетом нации.
В данном случае, нужно принять во внимание то, что существует и антидуховная личностная ориентация, которая характеризуется предметностью, и проявляется в ваххабизме в России, появлении новых фашистских организаций, действующих под знаком «народных фронтов» — НБП, РНЕ — «коричневые и черные рубашки», «скинхеды» и т.п.
Кроме рассмотрения социальных типов личности, также был определен ее значимый компонент как свобода, свобода как мера необходимого.
Становление личности – непростой путь. Это целый процесс, являющийся высшей целью цивилизованного общества. Это также самоцель человеческой истории, которая обращена к каждому ее члену. Свобода является стадией становления человека как субъекта общественных отношений с последующей его персонализацией; персонализация — последовательная трансформация личности в персону общества на основе ее высоких индивидуальных качеств.
Источник