Мониторинг профессиональной удовлетворённости педагога
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»,
Г. МАЛОЯРОСЛАВЕЦ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПЕДАГОГА
Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом слагается из следующих компонентов:
· удовлетворенность базовыми условиями труда (уровень и система заработной платы, санитарно-гигиенические условия труда, качество и уровень организации работ, управление рабочим процессом, защищенность работника и уверенность в будущем);
· удовлетворенность содержательными условиями труда (важность и содержательность работы, результативность работы, условия для профессионального роста и развития, отношения в рабочей группе как возможность удовлетворения социальных потребностей).
Для повышения эффективности деятельности любого коллектива требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей коллектива, могут рассчитывать на получение высоких результатов.
В связи с выше перечисленным, проблема профессиональной удовлетворённости педагогов в настоящее время все еще остается важной. Одним из актуальных вопросов является изучение удовлетворённости педагогов своей профессиональной деятельностью.
Цель: Определить степень и уровень профессиональной удовлетворённости педагогов
Проанализировать литературу и подготовить материалы для мониторингового исследования
Провести мониторинговое исследование
Подготовить итоговые аналитические материалы
Интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы и рекомендации
Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности учителя необходимо, прежде всего, определить её содержание, объём, источники, инструментарий, определить маршрут движения, а далее — в какой форме и где эта информация будет храниться и использоваться.
Другими словами, система образовательного мониторинга учителя должна обеспечить непрерывное слежение за всеми сторонами учебно-воспитательного процесса с целью эффективного управления качеством образования.
Исходя из актуальности проблемы, возникла необходимость в проведении мониторингового исследования, направленного на выявление уровня профессиональной удовлетворённости своим трудом среди педагогов.
Данный мониторинг посвящён взаимосвязи профессиональной мотивации учителей с уровнем их удовлетворённости трудовой деятельностью. В мониторинге представлены результаты исследования специфики мотивации профессиональной деятельности учителей и составляющих интегральной удовлетворённости трудом. Исследование проводилось среди учителей МОУ СОШ № 4, что позволило выявить и общие тенденции в проявлении взаимосвязи специфики мотивации профессиональной деятельности учителей и их удовлетворённости трудом.
Сегодня мотивация, как функция управления представляет собой часть кадровой политики и систему мер, стимулирующих к повышению качества труда. Ведь эффективность работы любой организации во многом зависит от того, насколько ее сотрудники заинтересованы в достижении высоких результатов. Даже при самых новейших технологиях и полном оборудовании рабочих мест, но без заинтересованности персонала в своей работе, ожидать повышения качества труда не приходится. На данном этапе развития образования трудовая мотивация и удовлетворённость трудом приобретают особую значимость как наиболее важные человеческие ресурсы.
Мотивация и удовлетворённость работника – две стороны одного объективного процесса – работы. Важнейшей составляющей профессиональной мотивации является степень удовлетворённости сотрудником своей профессиональной деятельностью. Удовлетворённость трудом является выражением его общего отношения к своей работе. Психологический механизм возникновения высокой профессиональной мотивации заключается в переживании вероятности удовлетворения всех основных и прежде всего, социальных потребностей личности.
Чтобы представить общие тенденции в проявлении взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности учителей и их удовлетворённости трудом, школьным психологом было проведено эмпирическое исследование. В проведённом исследовании принимали участие 42 (из 49) учителей. Коллектив школы в основном женский, из них 7 мужчин и 42 женщины.
Средний возраст – 46 года, из них минимальный возраст – 27 лет, максимальный – 65 лет. Стаж работы в данном коллективе от 3 месяцев до 36 лет. Средний общий стаж работы педагогов 20 лет. Высшее образование 88%, средне специальное 12 %
Для эмпирического исследования были отобраны 2 методики, которые позволили измерить и проанализировать степень мотивации профессиональной деятельности, профессиональной удовлетворённости, мотивацию профессиональной деятельности, самооценку профессиональных качеств педагога.
Анализ мотивации деятельности педагогов
«Определение удовлетворённости личности своим трудом»
Анализ мотивации деятельности педагогов
При оценке мотивов «значимые для меня самого» проводится ранжирование мотивов от наиболее до наименее значимого. При оценке мотивов «ведущие в нашем коллективе» и «мотивы, на которые ориентирована администрация» выделяются три наиболее значимых (по порядку значимости от 1 до 3).
Стремление к достижению профессиональных успехов
Осознание социальной значимости педагогического труда
Стремление проявить и утвердить себя в профессии
Хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание коллег
Желание проявить творчество в работе
Возможность самостоятельно планировать свою деятельность
Уважение и поддержка со стороны администрации
Стремление к получению большого материального вознаграждения
«Определение удовлетворённости личности своим трудом»
Интерес к работе — 1
Удовлетворённость достижениями с коллегами — 2
Удовлетворённость взаимоотношениями с руководством — 3
Уровень притязаний в профессиональной деятельности — 4
Предпочтение выполняемой работы заработку – 5
Удовлетворённость условиями труда — 6
Профессиональная ответственность — 7
Общая удовлетворённость трудом – 8
Каждая составляющая оценивается в баллах, к каждому компоненту соответствует своё количество баллов.
Интерес к работе
Удовлетворенность достижениями в работе
Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством
Уровень притязаний в профессиональной деятельности
Предпочтение выполняемой работы заработку
Удовлетворенность условиями труда
Общая удовлетворенность трудом
Результаты в процентном соотношении представлены на слайдах 7 – 13
Выводы: Среди составляющих интегральной удовлетворённости трудом преобладают показатели «удовлетворённость достижениями в работе» и «интерес к работе». На более низком показателе оказался уровень «притязаний в профессии» и «предпочтение выполняемой работы заработку». Остальные показатели занимают среднее значение.
Обратим внимание на низкий уровень притязаний личности. Если уровень притязаний личности рассматривать как стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным, то от него может зависеть и уровень удовлетворённости трудом и жизнью, профессиональной самоэффективности. Снижение уровня притязаний, может негативно сказывать на общей производительности труда, т.к. ведёт к снижению самооценки, профессиональной самоэффективности.
Доминирующими мотивами для коллектива (в цифровых значениях от 1 (максимум) до 8 (минимум)) в категории «Значимые для самого себя» на первом уровне находиться стремление к достижению профессиональных успехов; уважение и поддержка со стороны администрации. На втором месте находятся значения осознание социальной значимости педагогического труда; стремление проявить и утвердить себя в профессии и желание проявить творчество в работе. Мотивация хорошего отношение, профессионального взаимопонимание коллег находиться на третьем месте по значимости. А вот мотив возможности самостоятельно планировать свою деятельность и стремление к получению материального вознаграждения находиться на низком уровне (7 и 8 значение).
В категории «Ведущие в нашем коллективе» (в цифровых показателях от 1 до 3) доминирующими мотивами являются: стремление к достижению профессиональных успехов; уважение и поддержка со стороны администрации; желание проявить творчество в работе; хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание коллег. Среднее значение занимают мотивации: осознание социальной значимости педагогического труда; стремление проявить и утвердить себя в профессии; возможность самостоятельно планировать свою деятельность. Мотив «стремление к получению большого материального вознаграждения» занимает низкий показатель по значимости.
В категории «Мотивы, на которые ориентируется наша администрация» (в цифровых показателях от 1 до 3) ведущим мотивом является: стремление к получению большого материального вознаграждения; стремление проявить и утвердить себя в профессии; желание проявить творчество в работе; возможность самостоятельно планировать свою деятельность и стремление к достижению профессиональных успехов. Среднее значение занимают мотивации: хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание коллег;
уважение и поддержка со стороны администрации и осознание социальной значимости педагогического труда.
Завершая оценку результатов исследования, хочется подчеркнуть, что в общем, для коллектива характерен средний уровень удовлетворённости трудом и преобладающим мотивом (во всех трёх категориях) является стремление к достижению профессиональных успехов, что позволяет сделать вывод о том, что педагоги данной школы в целом удовлетворены условиями и результатами своего труда. Их активность мотивирована самим содержанием трудовой деятельности, стремлением достичь в ней определённых позитивных результатов, добросовестно выполнить свою работу.
Низкие показатели исследования вполне объяснимы происходящими реформами в сфере образования, изменениями аттестационных требований, перегруженностью педагогов, синдромом профессионального выгорания, средним возрастом данного коллектива.
Сделанные выводы не являются окончательными. Они лишь обозначили проблемы, существующие в данном коллективе. Значимость знаний о профессиональной мотивации и удовлетворённости профессиональным трудом как функции управления для руководства организации, заинтересованной в повышении производительности труда своих сотрудников, очень велика. Понимание и применение на практике системы мотивации своих работников приведёт не только к общему повышению эффективности школы, но и к удовлетворённости трудовой деятельностью персонала. И как следствие, к повышению эффективности труда учителей.
Проделанную работу считаю нужной и эффективной, так как исследование доказало, что удовлетворённость трудом и мотивация профессиональной деятельности учителей, взаимосвязаны. Данный материал может быть использован педагогами психологами образовательных организаций для выявления уровня профессиональной удовлетворённости трудом среди педагогов и её дальнейшей коррекции.
А так же полученные результаты о профессиональной мотивации учителей и их удовлетворённости трудовой деятельностью могут использоваться руководителем образовательного учреждения, заиинтересованного в повышении производительности труда своих сотрудников. Понимание и применение на практике системы мотивации учителей приведёт к удовлетворённости трудовой деятельностью персонала. И как следствие, к повышению эффективности труда учителей.
Ключевыеслова: профессиональная мотивация, удовлетворённость трудовой деятельностью, учитель, взаимосвязь исследование, мотив деятельности, доминирующие мотивы.
Заключение: Качественный анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что удовлетворенность трудом учителя обусловлена наличием развитого самосознания на основе имеющихся жизненных и ценностных ориентации, адекватного самопонимания, высокой самооценки и положительного самоотношения, а также обусловлена профессионально значимыми качествами, проявляющимися в способности к эмпатии, эмоциональной устойчивости, отсутствии повышенной агрессивности и тревожности. Неудовлетворенность трудом учителя средней школы связана с низким уровнем самосознания, отсутствием сформированной целевой установки и ценностных ориентации, негативной самооценкой, наличием негативных аффективных состояний, свидетельствующих о неэффективности межличностных отношений.
1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика – 1954. — №8: С.30-35.
2. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова.- М., 1977. 356 с.
3. Блонский П.П. Педология: Кн. Преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М., 1999. 568 с.
4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996. 285с.
5. Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. – Арх., 1997. 439с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. – М., 1991. 567 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н / Д., 1997. 266 с.
8. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. 434 с.
9. Иовлев Б.В. Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса. – В кн.: Актуальные вопросы медицинской психологии. – Л., 1974. 153 с.
10. Кан – Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. – М., 1990. 382 с.
11. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Минск, 1993. 369 с.
12. Консторум С.И. Опыт практической психотерапии. – М., 1959. 581 с.
13. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр. Микроструктура общения. – М., 1993. 479 с.
14. Круженин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н / Д., 1995. 472 с.
15. Кузьмина н. в. Прфессианолизм деятельности педагогов. – М., 1989.
16. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций. – М., 2002. 585 с.
17. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. – М., 1970. 531 с.
18. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. 387 с.
19. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 438
20. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л., 1983. 276 с.
21. Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд., испр. – М., 1997. 385 с.
22. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ре. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999. 587 с.
23. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995. 445 с.
24. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стерессоустойчивости учителей // Ворп. психол. 1997. №1. С. 45-55.
25. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – С.-П., 2004. 349 с.
26. Соложенкин В.В. Принципы групповой психотерапии личностно-средового взаимодействия. – Вестник гипнологии и психотерапии, 1992, №2, с. 56-57.
27. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. 533 с.
28. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол.. 1994. №6.
29. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998. 375 с.
31. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. – М., 1995. 538 с
Источник