- Инвестидея: Tesla, потому что так больше нельзя
- Без гарантий
- И что там с прогнозами автора
- На чем компания зарабатывает
- Почему не стоит брать акции прямо сейчас
- Инвестиции — это не сложно
- Почему акции могут вырасти после падения
- Что может помешать росту
- Что в итоге
- Tesla и все остальные: как инвестировать в бизнес Илона Маска
Инвестидея: Tesla, потому что так больше нельзя
Сегодня спекулятивная идея: дождаться, когда упадут акции производителя электрокаров Tesla, и заработать на отскоке.
Потенциал роста: до 25% в абсолюте.
Срок действия: до года.
Почему акции могут вырасти: Tesla — это модная компания, капитализацию которой после падения акций снова будут накачивать.
Как действуем: ждем падения акций с 2000 до 1200 $. С учетом сплита ждем падения до 240 $. И только потом покупаем.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Если хотите первыми узнавать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в «Телеграме»: как только это станет известно, мы сообщим.
И что там с прогнозами автора
Исследования, например вот это и вот это, говорят о том, что точность предсказаний целевых цен невелика. И это нормально: на бирже всегда слишком много неожиданностей и точные прогнозы реализовываются редко. Если бы ситуация была обратная, то фонды на основе компьютерных алгоритмов показывали бы результаты лучше людей, но увы, работают они хуже.
Поэтому мы не пытаемся строить сложные модели. Прогноз доходности в статье — это ожидания автора. Этот прогноз мы указываем для ориентира: как и с инвестидеей в целом, читатели решают сами, стоит доверять автору и ориентироваться на прогноз или нет.
На чем компания зарабатывает
Tesla продает и сдает в лизинг электрокары собственного производства. Еще она обслуживает эти автомобили, продает для них различные товары и участвует в продажах на вторичном рынке. Валовая маржа этой части бизнеса — 17% от выручки.
Также у компании есть бизнес по производству солнечных панелей для жилых домов — бывший SolarCity. Его присоединили к Tesla для развития батареек электромобилей, и здесь валовая маржа равна 12% от прибыли.
Почему не стоит брать акции прямо сейчас
Сразу к делу: текущая цена акций Tesla, равная 2000 $, кажется неадекватно высокой. Брать акции сейчас весьма рискованно, и более привлекательными они будут после сильного падения. Вот аргументы в пользу снижения котировок.
Продажи не соответствуют капитализации. Сейчас Tesla — крупнейший автопроизводитель в мире по капитализации. Проблема в том, что продажи не соответствуют столь высокому статусу.
Если посмотреть на статистику по выручке, то из 19 автопроизводителей в США Tesla делает выручки меньше всех. С прибылью ситуация примерно та же.
Фанаты Маска могут возразить, что это молодая, развивающаяся компания, создавшая рынок электрокаров. Когда рынок разовьется, она будет доминировать. Но тут и кроется основная проблема.
Всего в мире в 2019 году продали электрокаров на 162 млрд долларов. При этом Tesla — это далеко не единственный игрок на этом рынке. Ее выручка составила примерно 24,6 млрд долларов. Компания стоит в два с лишним раза дороже своего рынка и при этом занимает на нем меньше трети.
Даже в США у компании не полная монополия: она занимает примерно половину рынка. Рынок электрокаров, конечно, будет расти, но и другие производители будут стараться увеличить свою долю рынка. Продажи других брендов растут и будут расти.
Очень дорого. У компании сумасшедший P / E , около 1000. Это значит, что при текущей стоимости и прибыли компания будет окупаться почти тысячу лет.
Для сравнения: Toyota при капитализации 189 млрд долларов имеет P / E в районе 13, а ведь у Toyota тоже есть электрокары. При этом Toyota, в отличие от Tesla, платит дивиденды, доходность которых в районе 3% годовых.
Рынок в США дорогой. Один из немногих моментов нашей истории, в котором Tesla не виновата, — это явная перекупленность американского рынка. На дворе техническая рецессия, а индексы растут. Значит, коррекция очень вероятна, и слишком дорогим компаниям вроде Tesla сильно достанется.
Учитывая дороговизну компании, за разумную цену для покупки акций можно взять почти любую цену с потолка — как с потолка взялась безумная капитализация Tesla. Но я склоняюсь к цене в районе 1200 $ за акцию.
Да, это сильное падение, ведь сейчас акции стоят около 2000 $, но компания его полностью заслуживает. Ничто не должно окупаться тысячу лет, особенно производственное предприятие без монополии.
Сильная коррекция — это обязательное условие для входа в эти акции. А после падения мы можем ждать отскока.
Инвестиции — это не сложно
Почему акции могут вырасти после падения
Государственные субсидии и протекция. Разумных аргументов в пользу этой компании быть не может. Но здесь мы имеем тот самый случай, когда политическая протекция — это все, что нужно для бизнеса, точнее его успешной имитации.
В течение многих лет производителей электрокаров щедро кормили субсидиями и льготами, которые могли составлять до половины стоимости машины. Во многих штатах Tesla все еще пользуется ощутимыми льготами.
Tesla накачали до неприличия вопреки экономической логике по той же причине, что и Beyond Meat до нее: в рамках навязывания тренда на экологичное потребление. Поэтому акции Tesla росли, пока компания годами терпела убытки и выпускала новые акции.
Хорошим примером политического патронажа Маска будет недавняя история с тем, как он открыл калифорнийский завод Tesla. Он сделал это в период карантина, нарушив указ об ограничениях, и ему за это ничего не было.
На другом случае я даже смог заработать. В конце сентября 2018 года акции Tesla обвалились, потому что регуляторы в США решили наказать Маска за манипуляции рынком. Но вскоре они пришли к Маску с мировым соглашением, суть которого заключалась в небольших санкциях и штрафе. Тут я понял, что акции нужно брать.
Накануне я прочитал в New York Times, что регуляторы уже приходили к Маску со сделкой и он отказался. То есть потом регуляторы пришли к нему с мировой во второй раз, а ведь регуляторы ни за кем в США не бегают с предложением мировой просто так. Возможно, за Маска попросили уважаемые люди.
Так я понял, что Tesla еще не скоро пойдет ко дну, и купил акции по 273,8 $. При открытии рынка в США акции начали расти, и я в тот же день продал их за 309 $.
Я думаю, что власти США через крупных институциональных инвесторов накачивают Tesla и другие стартапы для того, чтобы подвигнуть массовых автопроизводителей к переходу на электрокары. Можно вспомнить о железнодорожном и канальном бумах в 19 веке в Европе и Северной Америке: многие гиганты той эпохи обанкротились, зато стратегически важные и сложные отрасли привлекли достаточно капитала.
При этом сам по себе электрокаровый бизнес не очень привлекателен и низкомаржинален. В этом убедился Джеймс Дайсон, потративший примерно 2 миллиарда фунтов на проект в этой сфере, прежде чем свернуть его без результатов.
У самой Tesla маржа находится в районе 1,5%, и это после долгих лет убытков. Но ничего — акции растут. Более того, появляются еще более наглые и успешные подражатели: акции электрокаровой компании Nikola Motors при полном отсутствии выручки выросли за это лето с момента IPO на 336,5%, и ей пришел заказ на производство 2,5 тысячи электромусоровозов.
Инвесторы любят все блестящее. На американском рынке возрастает доля непрофессиональных инвесторов, которые падки на все яркое и блестящее. Недавние новости о сплите акций Tesla в соотношении 1:5 , то есть одна акция Tesla с ценой 2000 $ превратится в пять акций с ценой 400 $ каждая, вызвали рост котировок, и не просто так.
Снижение цены сделает акции Tesla более доступными для розничных инвесторов, и они смогут более активно торговать этими бумагами. После серьезного падения акций инвесторы смогут быстро накачать капитализацию компании.
В популярности Tesla среди розничных инвесторов, особенно молодых, немалая заслуга самого Маска, который из кожи вон лезет, чтобы нравиться молодежи: то косяком в прямом эфире пыхнет, то анимешникам подмигнет, то «пасхалочку» в линейке автомобилей оставит. Я считаю, что инвесторы с сайтов вроде Reddit и 4chan поднимут котировки Tesla после падения.
Что может помешать росту
Массовость продукта вызывает сомнения. Самая дешевая модель Tesla стоит 32 тысячи долларов. Это довольно много с учетом того, что большая часть населения США беднеет.
За 20 тысяч долларов потребитель может взять себе обычную подержанную машину, тем более дешевое топливо к этому располагает. Не очень понятно, зачем среднестатистическому американцу, который и так по уши в долгах, дорогой электрокар.
Конкуренция. Выше я уже говорил о факторе конкуренции. И несмотря на то что в 2019 году Tesla увеличила дистанцию между собой и конкурентами, они никуда не делись. С ними придется бороться, что очень плохо скажется на и без того низкой прибыли компании.
Доля Tesla на рынке электрокаров велика, но преимущество компании не абсолютно. Главная ее проблема, как мне видится, — это то, что массовые производители вроде General Motors освоят технологию производства электрокаров и начнут нормально конкурировать с Tesla.
Стоимость ресурсов. Еще одной угрозой можно считать цену лития и кобальта — важного сырья для электрокаров. Это не очень распространенные ресурсы, а при прогнозируемом увеличении производства электрокаров в мире спрос на них увеличится. Это приведет к росту цен и снижению рентабельности бизнеса Tesla — вплоть до получения убытков.
При этом цена лития и кобальта может взлететь и без явных причин: просто кто-то из производителей решит повыкручивать руки покупателям.
Так себе бизнес. С экономической точки зрения Tesla — это средненький бизнес с очень низкой маржой. Учитывая растущую конкуренцию, нет причин считать, что маржа сильно выправится. Компания очень легко может вернуться к привычному для себя убыточному состоянию.
Долги и допэмиссия. Согласно последнему отчету, у Tesla есть задолженности на 25,754 млрд долларов — против примерно 10,1 млрд долларов в распоряжении компании. Учитывая, что она так и норовит скатиться в убыток, это не очень хорошо.
С некоторых пор сумма задолженностей Tesla перестала стремительно увеличиваться, зато компания стала практиковать эмиссию новых акций на крупные суммы. Меня беспокоит сам факт обращения Маска к такому способу финансирования. Это может значить, что «наверху» решили: свои операции Tesla должна финансировать за счет не очень умных инвесторов, минимизируя риски респектабельных финансовых учреждений.
Это плохо: значит, у Tesla нет безусловной поддержки. Момент, когда компания станет не нужна и ей дадут плыть по течению в сторону банкротства, может оказаться ближе, чем мы думали.
Что в итоге
Ждем падения акций компании с 2000 до 1200 $, берем, ждем цены 1500 $ и продаем. После сплита акций в соотношении 1:5 это будет означать, что мы ждем падения до 240 $, покупаем, затем продаем за 300 $.
Я считаю, что целевая цена продажи вполне достижима в течение 12 месяцев после падения акций.
Безусловно, эта идея подходит только для тех, кто готов терпеть волатильность. Практически вся идея строится на ожидании отскока по причине жадности инвесторов.
Источник
Tesla и все остальные: как инвестировать в бизнес Илона Маска
Единственный способ инвестировать в бизнес Илона Маска, доступный каждому, у кого есть лишние $1000. Именно эту отметку 10 июня пробили бумаги Tesla Motors — производителя электрокаров и единственной публичной компании Маска. За десять лет они выросли более чем в 50 раз.
Tesla известна целой линейкой популярных машин: от спорткара Roadster до кроссовера Model Y, а также сетью станций зарядки электромобилей SuperCharger. В планах компании — производство электровнедорожника Cybertruck, мгновенно снискавшего популярность в интернете из-за оригинального внешнего вида.
Акции Tesla — одни из самых популярных у инвесторов: объемы торгов по ним высоки, как и волатильность . Причем рынок верит в компанию, несмотря на не лучшие финансовые показатели: например, по итогам 2019 года убыток Tesla составил $775 млн, но с тех пор компания выросла более чем на 50%.
Купить акции Tesla легко: нужно открыть счет у брокера, предоставляющего доступ к Санкт-Петербургской бирже. Или — у зарубежного брокера через биржу NASDAQ.
SpaceX — вероятно, самый значимый проект Маска. С этой компанией связана мечта всей его жизни — колонизация Марса. Сейчас основной бизнес компании — доставка грузов на околоземную орбиту. А главными партнерами SpaceX являются NASA и Министерство обороны США.
SpaceX является одной из самых дорогих частных компаний в мире: в мае 2020-го она оценивалась в $36 млрд. В конце мая она впервые в истории запустила в космос частный корабль Crew Dragon с людьми на борту. И не собирается останавливаться: SpaceX разрабатывает многоразовый корабль Starship для межпланетных перелетов.
Планы у SpaceX грандиозные: от космического туризма до освоения Луны и Марса. Ее IPO могло бы вызвать невероятный ажиотаж среди инвесторов, но, судя по всему, в обозримом будущем ждать его не стоит. Илон Маск еще в 2013 году заявил, что выведет SpaceX на биржу не раньше, чем межпланетный корабль Starship начнет регулярно возить людей на Марс и обратно на Землю.
Впрочем, компания отлично справляется с привлечением финансирования без выхода на публичный рынок. В марте 2020 года она получила $211 млн от инвесторов, а в мае — еще $346,2 млн.
Инвестировать в SpaceX возможно и сейчас, но сделать это точно смогут не все. Для этого нужно быть квалифицированным инвестором в соответствии с законами США. Получить такой статус можно, если у вас есть чистый капитал в $1 млн, или доходы свыше $200 тыс. за каждый из двух последних лет, или совместный доход с супругом/супругой в $300 тыс. за те же два года.
Тогда вы получите доступ к специальным инвестиционным платформам (например, EquityZen или Microventurers), которые вкладываются в SpaceX. Но даже в этом случае вас ждет высокий порог входа и большие комиссии. Кроме того, сделать это можно только по ходу раундов финансирования, которые проходят не слишком часто.
Вариант косвенных инвестиций в SpaceX — покупка акций Alphabet, которая вложила в космическую компанию £800 млн в 2015-м и еще £400 млн в 2019-м. По приблизительным оценкам, сейчас ей принадлежит около 9% бумаг Space X.
Но, возможно, через какое-то время в часть SpaceX сможет вложиться каждый. Речь о Starlink — мегапроекте Маска по созданию системы околоземных спутников для обеспечения доступа к высокоскоростному интернету по всей Земле. В планах SpaceX — вывод на орбиту 12 тыс. спутников к середине 2020-х годов. В апреле 2020-го на орбите было уже 418 спутников из запланированных 12 тыс. — для минимального покрытия достаточно довести их число до 720.
В феврале 2020-го президент Starlink Гвинет Шотвелл во время встречи с инвесторами заявила о возможном выделении проекта в отдельную компанию и размещении его акций на фондовой бирже. «Сейчас мы частная компания, но Starlink — правильный бизнес для того, чтобы сделать следующий шаг и выйти на биржу», — цитирует Шотвелл Bloomberg.
Однако спустя месяц сам Илон Маск опроверг эти намерения или по крайней мере дал понять, что ждать IPO Starlink придется еще долго. Он заявил, что в компании пока вообще не думают об этом, добавив: «Мы должны заставить Starlink работать». Маск также отметил, что все усилия других стартапов по созданию дешевого спутникового интернета заканчивались провалом и банкротством компаний.
Еще одна компания Маска — SolarCity, занимающаяся проектированием и установкой солнечных энергосистем. Ее в 2006 году основали Питер и Линдон Райвы, которые приходятся Илону кузенами. Идея родилась во время их совместного путешествия на знаменитый фестиваль Burning Man в пустыне Невада. Самого Маска они поставили во главе компании.
Довольно быстро SolarCity захватила калифорнийский рынок установки солнечных панелей и успешно провела IPO. Но публичной она была всего несколько лет: в 2016 году ее приобрела Tesla, а сама SolarCity ушла с биржи NASDAQ. Так что для инвестиций в SolarCity сегодня нужно вкладываться в Tesla.
Neuralink и The Boring Company
Маск основал Neuralink в 2016 году — о стартапе было известно лишь то, что он будет заниматься разработкой и производством имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов.
Около трех лет компания хранила молчание, а затем в июле 2019-го презентовала первые результаты своих работ — робота-нейрохирурга, нейтроинтерфейс и чип для считывания мозговых сигналов. Их практическое применение — помощь парализованным людям, которые смогут передавать сигналы компьютеру силой мысли и даже общаться.
История еще одной компании Маска началась с твита. В декабре 2016-го Илон застрял в пробке и написал в твиттере: «Пробки сводят меня с ума. Я собираюсь построить бурильную машину для тоннелей и просто начать копать». А потом уточнил, что не шутит и собирается назвать новый стартап The Boring Company («скучная компания»).
Изначально она была лишь подразделением SpaceX, но вскоре ее выделили в отдельную компанию. Многим она известна по громкой истории, устроенной зимой 2018 года: тогда The Boring Company внезапно начала продавать огнеметы собственного производства по цене $500 за штуку.
«Когда случится зомби-апокалипсис, вы будете рады, что купили огнемет. Либо он спасет вас от орды нежити, либо мы вернем деньги!» — написал Маск в твиттере. Но помимо пиара, The Boring Company занимается реальными делами по основному профилю.
Уже в феврале 2017-го она начала рыть тестовую траншею в штаб-квартире SpaceX в надежде совершить революцию в сфере транспорта. В конце 2018-го The Boring Company открыла испытательный тоннель под Лос-Анджелесом и провела демонстрацию с перемещением по нему Tesla Model X со специальными выдвижными колесами.
А в мае 2020-го она завершила прокладку тоннелей для своего первого коммерческого проекта — скоростной подземной системы выставочного комплекса Las Vegas Convention Center LVCC Loop для скоростной перевозки людей.
Neuralink и The Boring Company — все еще частные компании, и планов по выходу на биржу Илон Маск пока даже не озвучивал. Обе провели всего два раунда инвестиций на скромные по сравнению со SpaceX суммы — $158 млн (Neuralink) и $233 млн (The Boring Company). Поэтому возможности вложиться в них у рядового инвестора сейчас нет.
Но их импульсивный основатель может резко поменять планы, вывести стартапы на биржу и свести инвесторов с ума.
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе
Источник