Потребление, сбережения, инвестиции. Рыночный механизм использования доходов на потребление и накопления
Совокупный спрос и совокупное предложение
Макроэкономика изучает не отдельные явления и процессы, а их совокупности: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные потребление и сбережения, совокупную занятость, совокупные инвестиции, совокупную цену в виде уровня цен и т. д. Целью макроэкономического анализа является нахождение условий, при которых наступает общее экономическое равновесие.
Общее экономическое равновесие – это состояние экономики, при котором общественное производство (совокупное предложение) сбалансировано с общественным потреблением (совокупный спрос), когда между использованием ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал) и созданием различных товаров достигается пропорциональность в общенациональном масштабе.
Общеэкономическое равновесие, выступающее в качестве макроэкономического, проявляется в виде пропорциональности:
а) между производством продукции и ее потреблением; б) между вовлеченными в оборот ресурсами и их использованием; в) между предложением товаров и их спросом; г) между материально-вещественными и финансовыми потоками.
При рассмотрении макроэкономического равновесия важнейшими категориями выступают «совокупный спрос» и «совокупное предложение», «потребление» и «предельная склонность к сбережению», «накопления» и «инвестиции».
Совокупный спрос – это общий объем товаров и услуг в национальном масштабе, который потребители, предприятия и государство могут купить при различных уровнях цен.
Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках. В агрегированном виде совокупный спрос включает:
где AD – совокупный спрос; C – совокупный спрос домохозяйств; I – спрос на капитальное оборудование; G – спрос на товары и услуги со стороны государства; X – чистый экспорт, разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.
На совокупный спрос оказывают влияние различные факторы, которые можно разделить на две группы.
К первой группе относятся те факторы, которые формируют спрос на уровне отдельного товара (доход потребителей, вкусы потребителей, цены на товары-заменители).
Ко второй группе относятся факторы, оказывающие воздействие в целом на совокупный спрос (AD). Если национальный доход растет, то и AD растет. Если доход покупателя повышается, то и спрос на товары увеличивается.
Важнейшим положением является то, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени должна равняться произведению массы денег (M), находящихся в обращении, на число оборотов (V) этих денег за данный период времени. Другими словами, если вся денежная масса (М) совершит пять полных оборотов, то объем годовых продаж конечных товаров в стране составит MV.
Если, например, денежная масса М = 200 млрд руб., скорость оборота денег V =5, тогда MV = 200 х 5 = 1000 млрд руб. = стоимости всех продаж конечных товаров за год.
В соответствии с количественной теорией денег совокупный спрос можно выразить как
где P – уровень цен.
Кроме этого, следует иметь в виду, что на совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.
К ценовым факторам относятся:
«Эффект процентной ставки». При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций. В результате совокупный спрос уменьшается.
«Эффект богатства». При повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается.
«Эффект импортных товаров». При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – возрастает, что ведет к снижению совокупного спроса.
Изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния: рост населения, рост доходов, изменения в подоходном налоге.
Изменения в инвестиционных расходах, т. е. в объеме закупок, средств производства, связанные с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производственных мощностей.
Изменения в государственных расходах, вызываемые преимущественно политическими решениями.
4. Изменения в расходах на чистый экспорт, обусловленные уровнем доходов в стране, изменением валютного курса.
Неценовые факторы смещают кривую совокупного спроса AD либо вправо от A1D1, когда спрос увеличивается, либо влево от A2D2, когда спрос уменьшается (рис. 16.1).
Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при разных уровнях цен.
Совокупное предложение (АS) может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине национального дохода (НД):
На величину совокупного предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.
Среди ценовых факторов, во-первых, выделяют действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержки и т. д.). Во-вторых, к ним относятся действующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника). Увеличение количества и повышение качества факторов приводит к росту производственных мощностей, а следовательно, к росту AS.
Графически совокупное предложение можно представить в следующем виде (рис. 16.2).
Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Но в любом случае объем производства ограничивается величиной имеющихся ресурсов. На графике представлены случаи совокупного предложения:
На участке ab производство растет при неизменном уровне цен (по горизонтали).
На участке bc производство растет при росте цен (по восходящей).
На участке cd экономика достигает своих производственных возможностей, определяемых ресурсами. Спрос может удовлетворяться за счет роста цен (по вертикали).
К числу неценовых факторов относятся те, которые могут изменять издержки:
Изменение цен на ресурсы (их повышение ведет к увеличению издержек производства и как результат к понижению совокупного предложения).
Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и соответственно к расширению совокупного предложения.
Изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.
Взаимосвязь совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) и обеспечение равновесия на товарном рынке.
Равновесие на товарном рынке в процессе отклонения AD и AS достигается путем изменения цен или объемов выпуска продукции. При этом могут иметь место несколько вариантов:
1. Совокупный спрос превышает совокупное предложение AD > AS. При этом равновесие достигается двумя путями:
а) не изменяя объема, повышают цены; б) не изменяя цен, расширяют выпуск продукции.
На практике фирмы обычно идут по второму пути. Но увеличение выпуска продукции ведет к росту издержек. Поэтому в действительности идут по пути увеличения объемов производства и повышения уровня цен.
2. Совокупный спрос ниже совокупного предложения AD
Источник
Теория потребления и теория инвестиций
Базовая теория потребления
Классический подход к теории потребления
В концепции классической школы доход является для домашних хозяйств эндогенным параметром, т.е. он определяется внутри модели. Экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода путем распределения календарного времени на рабочее и свободное на основе критерия максимизации полезности.
Модель «Робинзона Крузо» (Барро − микроэкономические основы макроэкономического анализа). Главное в этой теории
· домашнее хозяйство потребляет только то, что производит (сбережения отсутствуют), Ct = yt − текущий уровень дохода;
· отсутствуют денежный и фондовый рынок;
· домашние хозяйства рациональны (максимизируют свою полезность);
· потребление и досуг − нормальные товары, труд − инфериорный товар (домашние хозяйства предпочитают больше потреблять и отдыхать, чем трудиться);
· существует некоторый уровень автономного потребления С0, который не зависит от дохода;
· функция полезности .
Модель. Поведенческая функция домашних хозяйств может быть представлена следующей кривой безразличия (рис. 11.1). Данная кривая показывает как возрастет потребление при увеличении затрат труда на единицу.
С0
y=С
L
U
Рис. 11.1. Кривая безразличия
В точке С0 доход равен нулю, домашние хозяйства потребляют лишь в объеме автономного потребления и располагают полностью всем свободным временем. Исходя из предпосылки о рациональности домашних хозяйств дополнительное потребление будет более предпочтительно, чем дополнительный досуг. Следовательно, домашние хозяйства будут увеличивать объем труда Þ объем располагаемого дохода Þ объем потребления. С каждой дополнительной единицей труда объем потребления увеличивается все в большей степени: и т.д., причем .Заметим, что все точки кривой соответствуют одному и тому же уровню полезности. Однако с ростом располагаемого дохода увеличивается размер имущества домашних хозяйств. Поэтому С0 со временем будет расти и мы получим карту кривых безразличия в зависимости от уровня дохода (рис. 11.2).
С0
y=С
L
U2
U1
U0
С1
С2
U0
L2
y=С
L
U2
U1
С1
С2
f1(L,K1)
f2(L,K2)
L1
Рис. 11.4. Эффект дохода
2. Поворот вокруг часовой стрелки. При этом наклон производственной функции меняется. Например, при повороте против часовой стрелки − наклон увеличивается (рис. 11.5). В данном случае домашние хозяйства переходят на новую кривую безразличия, но они сокращают объем досуга и увеличивают объем потребления. Это чистый эффект замещения.
L2
y=С
L
U2
U1
С1
С2
f1
f2
L1
Рис. 11.5. Эффект замещения
3. Пропорциональный сдвиг производственной функции − комбинация эффектов дохода и замещения. В данном случае всегда будет увеличение выпуска и потребления, но трудно определить, что происходит с количеством труда. Все зависит от того, какой эффект преобладает. Если преобладает эффект дохода, то труд уменьшается, досуг растет. Если преобладает эффект замещения, то труд растет, досуг падает. Если влияние обоих эффектов одинаково, то объем труда и досуга не изменяется (рис. 11.6).
y=С
L
С1
С2
f1
f2
L1=L2
U2
U1
Рис. 11.6. Случай равенства эффектов дохода и замещения
Бюджетное ограничение домашних хозяйств
В модели Робинзона Крузо предполагалось отсутствие торговли и денежного рынка. Теперь рассмотрим новые, более реалистичные предположения:
· существует товарный рынок (домашние хозяйства могут обмениваться товарами);
· существует денежный рынок (домашние хозяйства могут иметь на руках определенное количество наличности M);
· существует рынок ценных бумаг, представленный одной ценной бумагой − облигацией стоимостью B (домашние хозяйства могут занимать и давать в долг);
· существует уровень цен p и ставка процента r, единые для всех домашних хозяйств.
В этом случае можно записать следующее бюджетное ограничение домашних хозяйств для одного периода:
, (11.1)
где − доход от продаж; − доход от ценных бумаг, приобретенных в предыдущем периоде и оставшихся к началу первого периода; − количество денег на руках, оставшихся в конце предыдущего периода; − расходы на потребление; − расходы на приобретение ценных бумаг; − предполагаемый остаток наличности к концу текущего периода. Аналогичный вид имеет бюджетное ограничение для следующего периода:
. (11.2)
Определив из последнего уравнения B1и подставив его в первое, а также предположив равенство денежных остатков (m0= m1= m2), получим бюджетное ограничение для двух периодов:
. (11.3)
Здесь − текущая стоимость дохода в двух периодах; − текущая стоимость потребления в двух периодах.
Для анализа выбора домашних хозяйств между потреблением в первом и втором периодах перегруппируем последнее уравнение и разделим его почленно на уровень цен:
, (11.4)
где X — объем «богатства» домашних хозяйств.
Экономический смысл X заключается в том, что домашние хозяйства, зная свой доход, могут выбирать между текущим и будущим потреблением при заданной величине X. Тогда можно определить бюджетную линию домашних хозяйств – линию в плоскости C1 − C2с наклоном − (1+r). Решение индивидуума о распределении общей суммы имеющихся для потребления средств между первым и вторым периодами можно представить как наложение графика бюджетной линии на карту кривых безразличия (рис. 11.7). Точка качания бюджетной линии с одной из кривых безразличия определит оптимальные объемы потребления в каждом из периодов: C1 * и C2 * .
C2
C1
X
X(1+r)
C1 *
C2 *
U3
U2
U1
Рис. 11.7. Межвременной выбор домашних хозяйств
C2
C1
X *
X * (1+r)
C1 *
C2 *
U **
U *
C2 * *
C1 * *
X **
X ** (1+r)
C2
C1
X *
X * (1+r * )
C1 *
C2 *
U **
U *
C2 * *
C1 * *
X **
X ** (1+r ** )
а)
б)
При выборе между текущим и будущим потреблением также могут наблюдаться эффекты дохода и замещения. Эффект дохода наблюдается в результате общего увеличения дохода, тогда растет вся величина X, бюджетная линия сдвигается параллельно, а домашние хозяйства переходят на новую кривую безразличия (рис. 11.8, а). Эффект замещения наблюдается при росте ставки процента. При этом кривая безразличия поворачивается по часовой стрелке, а домашние хозяйства переходят на новую кривую безразличия (рис. 11.8, б). Предполагаемый рост процентной ставки мотивирует домашние хозяйства больше сберегать в текущем периоде, сокращать текущее потребление с целью увеличения потребления в будущем.