Таможенное регулирование в РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть значение инвестиций для экономики России и инвестиционный климат;
показать иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования;
раскрыть понятие таможенно-тарифного регулирования;
исследовать таможенные льготы для иностранных инвесторов;
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Иностранные инвестиции в России……………………………………
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат.
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………………………..
1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования……………………………
Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций………………………………………………………
2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов………………………..
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов………………………………………………….
2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал……………………………………………..
Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Файлы: 1 файл
КУРС Анализ влиян мер тамож-тариф регулир инвестиций исправ.doc
Глава 1. Иностранные инвестиции в России……………………………………
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат.
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования…………………………………………… ………………………..
1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования……………………………
Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций…………………………………………………… …
2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов………………………..
2.2. Особенности таможенно- тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов……… ………………………………………….
2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал……………………………… ……………..
Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию……………………………
Список использованных источников……………………………………………
Актуальность выбранной темы заключается в том, что расширение участия России в международном разделении труда и развитии мирохозяйственных связей предъявляет особые требования к деятельности таможенных органов страны. При этом, формулируя генеральную цель в виде обеспечения народнохозяйственного, бюджетного, экологического эффектов, таможенная служба тем самым создает благоприятные условия отечественным предприятиям, осуществляющим внешнеторговую деятельность. Особенно это важно в сфере реальных иностранных инвестиций. В этих условиях таможенно-тарифная политика как составная часть внешнеэкономической политики становится мощным рычагом, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе иностранных инвестиций, и создавать выгодные для страны условия при ввозе товаров для инвестиционных проектов.
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и развитии экономического потенциала государства. От инвестиционной политики государства зависят политические, экономические и социальные преобразования, оказывающие влияние на экономический рост. В этой связи одной из главных задач инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, и привлечение отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий. Иными словами, основная цель — стимулировать бизнес вкладывать средства в модернизацию и обновление основных фондов.
Для достижения указанных целей российским законодательством предусмотрены льготные режимы налогообложения при ввозе иностранными инвесторами машин и оборудования на территорию Российской Федерации. Наиболее распространенной формой реализации инвестирования является ввоз иностранным инвестором оборудования в качестве вклада в уставный капитал.
Следует отметить, что в связи с формированием и функционированием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства таможенное законодательство претерпело значительные изменения. Вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза 1 (далее – ТК ТС), Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» 2 , Комиссией Таможенного союза принято множество решений, существенно изменяющих ранее действующие законодательные акты. Все это обусловило необходимость анализа влияния мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Объектом данного исследования является теоретический аспект таможенно-тарифного регулирования в инвестиционной сфере.
Предметом данного исследования являются нормы таможенного законодательства, регулирующие тарифы для иностранных инвесторов.
Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть значение инвестиций для экономики России и инвестиционный климат;
- показать иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования;
- раскрыть понятие таможенно-тарифного регулирования;
- исследовать таможенные льготы для иностранных инвесторов;
- проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов;
- раскрыть проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал;
- рассмотреть пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию.
Глава 1. Иностранные инвестиции в России
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат
В современном законодательстве стран с развитыми рыночными отношениями иностранные инвестиции рассматриваются как конкретные правоотношения, возникающие между предпринимателями, связанные с размещением капитала. Основными законами, регулирующими инвестиции в общем порядке, являются законы об акционерных обществах, законы, действующие на рынке ценных бумаг, а также антимонопольное законодательство. В переводе с английского «investment» означает «инвестиция», «капиталовложение» — это слова синонимы. Инвестиции, капиталовложения представляют собой инвестирование в воспроизводство материальных и духовных благ в обществе. 3
Определение иностранных инвестиций дано в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 4 .
Е.Е. Веселкова предлагает следующее уточненное определение иностранных инвестиций: «Иностранная инвестиция — это вложение иностранным инвестором принадлежащего ему имущества, в том числе денежных средств, паев, акций и др. ценных бумаг, машин, оборудования; исключительных прав на интеллектуальную собственность, в том числе технологии, конструкторские разработки и т. п., имеющих денежную оценку в объекты предпринимательской и иной экономической деятельности на территории Российской Федерации с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». 5
Разумное привлечение иностранного капитала в экономику России выгодно: иностранные инвестиции могут помочь стране быстро модернизировать промышленную базу и увеличить ее производственный потенциал; иностранные фирмы, строя заводы в России, будут привносить свой опыт организации производства и труда. Вместе с тем необходимо учитывать следующие моменты.
Во-первых, иностранный предпринимательский капитал вкладывается в национальную экономику одноразово (при покупке или создании производства), в то время как репатриация прибыли происходит постоянно и наступает момент «старения инвестиции», т.е. уравнивания величины ввезенного и вывезенного капитала. Вопрос реинвестирования прибыли (вложения в национальную экономику) достаточно деликатен и зависит от большого количества факторов, в частности от общего инвестиционного климата в стране. Для стран, экономика которых характеризуется переходом к рыночным началам ее организации, и прежде всего для развивающихся стран, иностранные инвестиции выступают одним из важнейших условий преодоления экономической отсталости. 6
Н.Г. Доронина пишет: «В то же время предоставление права беспрепятственного вывоза доходов иностранных инвесторов от средств, вложенных в экономику страны, может повлечь неконтролируемый отток капиталов в виде доходов от капиталовложений и привести к нарушению платежного баланса развивающихся стран и стран с переходной экономикой и, следовательно, отрицательно повлиять на валютный курс, а также обусловить ряд негативных явлений (инфляция, стагнация производства и т.д.) в экономике страны — реципиента иностранных инвестиций. Поэтому крайне важно обеспечить в связи с переводом доходов иностранных инвесторов баланс публичных и частных интересов». 7
Во-вторых, иностранный предпринимательский капитал вкладывается в те отрасли национальной экономики, где возможна максимальная прибыль, поэтому встает вопрос о непропорциональном с точки зрения национальной экономики развитии отраслей. На современном этапе встает вопрос и об экологически «грязных» иностранных предприятиях, которые вывозятся из более развитых стран со строгими экологическими нормами в менее развитые. 8
В настоящее время на передний план выходит также проблема, связанная с формированием благоприятного инвестиционного климата в России. Государство здесь выполняет две основные функции — законотворческую и предпринимательскую. Иностранных инвесторов, естественно, беспокоят многие из тех опасностей, которые мешают нашим собственным предпринимателям развивать свое дело.
В соответствии с Законом об иностранных инвестициях и с другими законами иностранным инвесторам в России предоставляется, как это и принято в международной практике, национальный режим.
Как отмечает А.В. Кучумов, при оценке инвестиционного климата рассматриваются такие показатели, как инвестиционный риск, потенциал национального рынка, законодательная среда, ресурсная обеспеченность экономики, количество и квалификация рабочей силы, состояние инфраструктуры, систем и средств связи, транспорта. Если инвестиционный риск высок, то показатели потенциала рынка ресурсной обеспеченности экономики в качестве стимулов инвестиций и характеристик инвестиционного климата отходят на второй план. В связи с этим можно выделить следующие причины, сдерживающие приток иностранных инвестиций в Россию: внутренняя нестабильность; криминализация общества и экономики; высокие издержки и как следствие — неконкурентоспособность производства; недостаточно стабильная и противоречивая правовая база, регулирующая иностранные инвестиции в стране. 9
Негативный отпечаток на государственную политику в области регулирования иностранных инвестиций накладывает и отсутствие четко сформулированной промышленной политики, обозначенных структурных приоритетов роста. В регулировании потоков прямых частных инвестиций ярко проявляется объективная связь внутренней экономической и внешнеэкономической политики государства. Несмотря на это, государственное вмешательство в процесс привлечения иностранного капитала в национальную экономику и в процесс вывоза капитала является мощным регулятором развития рыночных отношений в стране и интеграции ее в мировое хозяйство. Тщательно отработанное законодательство устанавливает «правила игры» на рынке, что превращает стихийные рыночные отношения, основанные на эквивалентном обмене, в цивилизованный рынок, учитывающий интересы более слабой стороны: национального хозяйства в целом, отдельных отраслей, мелких национальных предприятий и т.д. 10
Следовательно, можно сделать вывод, что одной из важных составляющих инвестиционного процесса являются иностранные инвестиции, представляющие один из перспективных источников финансовых и производственных ресурсов, передовых технологий и современных методов управления, необходимых для динамичного развития любой национальной экономики.
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования
Таможенно-тарифное регулирование, как составная часть правового регулирования, «направлено на реализацию общих для органов исполнительной власти функций, связанных с учредительной и организационно-обеспечительной деятельностью, направленной на формирование системы таможенных органов и организаций, подведомственных ФТС России». 11
Таможенно-тарифное регулирование иностранных инвестиций, состоит из двух стадий: императивно-нормативного упорядочения инвестиций в экономику России, а также последующей правоприменительной деятельности таможенных органов по обеспечению установленного порядка осуществления иностранных инвестиций. В зарубежной науке и законодательстве под инвестиционной деятельностью понимается предпринимательская деятельность, направленная на привлечение свободных денежных средств у неопределенно широкого круга лиц для последующего помещения их в ценные бумаги с целью извлечения прибыли. 12
В соответствии с таким подходом состав субъектов инвестиционной деятельности ограничен профессиональными участниками рынка ценных бумаг, действующими на основе полученной лицензии. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, построенное на глубоком знании природы инвестиций, позволит вовлечь в инвестиционный процесс большее количество участников, увеличить степень их взаимозависимости, создать предпосылки для вложений, рассчитанных на длительную перспективу, а не для конъюнктурного инвестирования капитала на короткие сроки.
Деятельность иностранных инвесторов затрагивает интересы всей национальной экономики и поэтому является объектом пристального внимания государства, которое проявляется в правовом регулировании. 13
Основным условием признания государством — реципиентом тех или иных отношений инвестиционными является процедура нотификации, регистрации, разрешения и иногда лицензирования. При этом требуется, чтобы данная процедура была простой и не содержала в себе дополнительных требований, от выполнения которых иностранным инвестором зависит решение уполномоченных органов о признании его действий иностранной инвестиционной деятельностью. Так, введенный в 2001 году, порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями улучшил инвестиционный климат ввоза инвестиций в страну, изменил подход иностранных инвесторов к России, что нашло отражение в увеличении поступлений иностранных инвестиций в последующие годы: 2001г. – 14,258 млрд.дол., 2006г. – 19,8 млрд.дол., 2009г. – 81,9 млрд.долл., 2010г. – 114,7 млрд.долл., 2011г. — 190, 6 млрд.дол. 14
Источник
Таможенные инструменты привлечения иностранных инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
2. Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения имущества и ценных бумаг;
4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;
3) стимуляция производственных вложений;
4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
2) ухудшение материального положения большей части населения;
3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
5) нестабильная политическая ситуация;
6) большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
3) большой внутренний рынок;
4) дешевая рабочая сила;
5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
6) быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Источник